Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от греч. χορός; называется также cantus firmus — лат., corale или canto fermo — ит., plain-chant — фр.) — церковная мелодия с текстом, которая поется в медленном темпе всеми присутствующими в католической и лютеранской церквах. X. ведет свое начало от первых времен христианства. Более точные сведения о нем относятся к середине четвертого столетия, к временам Илария, епископа в Пуатье. Амвросий Медиоланский ввел в хоральное пение четыре автентических лада, папа Григорий четыре плагиальных лада (см. Церковные лады). X., принятый в лютеранской церкви, получил большую ритмичность; в нем широко развились формы предложения, периода, коленных складов. Лютеранская церковная мелодия написана, как и католический X., в строгом стиле, т. е. в состав ее входят лишь интервалы диатонической гаммы; исключены хроматические полутоны, движение на увеличенные и уменьшенные интервалы, скачки на большую сексту, септимы и октаву. В аккомпанементе сопровождающие голоса не могут идти на вышеупомянутые запрещенные интервалы. Хоральная мелодия преимущественно пишется половинными нотами, в двух- или трехдольном размере, гораздо реже — четвертями. Форма Х. — период, двух- или трехколенный склад. Хоральная мелодия делится на части (предложения), называемые строфами. Каждая строфа мелодии имеет в конце фермату, обозначающую место каденции. Строгий характер мелодии требует соответствующего сопровождения. Прежде мелодия или cantus firmus помещалась в среднем голосе, позднее перенесена в верхний. Модулируют в сопровождении X. в лады, наиболее сродные с главным. Гармонизация X. должна иметь консонируюший диатонический характер. В сопровождении X. допускаются консонирующие мажорные и минорные трезвучия, не обращенные или в первом обращении. Из диссонирующих аккордов допускается только секстаккорд уменьшенного трезвучия. Септима доминантаккорда допускается только в виде проходящей ноты. Каждая нота хоральной мелодии должна считаться гармонической: ее нельзя принимать за задержание, проходящую вспомогательную, прикрашивающую или предъем. В сопровождающих голосах допускаются проходящие ноты, но только диатонические. Допускаются также приготовленные задержания с разрешением вниз. X. пишется четырехголосно. Во время богослужения четырехголосный X. исполняется на органе, а приход поет только мелодию. В ораториях весь X. исполняется хором. X., в котором сопровождения изобилуют проходящими нотами, задержаниями и вообще мелодической фигурацией с фигурой, проводимой имитативно по всем сопровождающим голосам, называется фигурованным X. В таком X. допускается перед X. прелюдия, между строфами — интермедии, а по окончании хоральной мелодии — постлюдия в аккомпанементе. Хоральной музыкой принято преимущественно называть ту, которая противоположна фигуральной, т. е. ту, в которой движение сопровождающих голосов не изобилует мелодической разработкой.

    Н. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (позднелат. cantus choralis — хоровое песнопение)

    род религиозных песнопений. Известен Григорианский хорал— исполняющиеся на латинском языке песнопения католической церкви, Протестантский хорал —песнопения реформированной протестантской церкви Германии на немецком языке. Хоралами являются и чешские Гуситские песни.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. хора́л;
    2. хора́лы;
    3. хора́ла;
    4. хора́лов;
    5. хора́лу;
    6. хора́лам;
    7. хора́л;
    8. хора́лы;
    9. хора́лом;
    10. хора́лами;
    11. хора́ле;
    12. хора́лах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    ХОРАЛ, см. хор.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ХОРА́Л, -а, муж. Церковное хоровое песнопение, а также музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха.

    | прил. хоральный, -ая, -ое. Хоральное пение.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    Религиозное многоголосное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков.

    Открылось небо над тобою, Ты слушал пламенный хорал. Блок, Ты был осыпан звездным цветом.

    ||

    Музыкальная пьеса в такой форме.

    Хоралы Баха.

    [От лат. (cantus) choralis — хоровое (песнопение)]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ХОРА́Л, хорала, муж. (новолат. choralis от греч. choros). Религиозное многоголосное песнопение (у католиков, протестантов; церк.). «Открылось небо над тобою, ты слушал пламенный хорал.» А.Блок.

    || Музыкальная пьеса в такой форме (муз.). Хоралы Баха.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Многоголосное культовое песнопение, исполняемое всеми присутствующими в храме (обычно у католиков и протестантов).

    2.

    Музыкальное произведение такой формы.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ХОРАЛ (ср.-век. лат. cantus choralis - хоровое песнопение) - религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский хорал в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах песнопения типа хорала носили другие названия (гуситские песни в Чехии).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    муз. choral(e)м. муз. chorale.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. муз.

    choral m (pl -s)

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. муз.

    coral m

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. муз.

    corale

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедический словарь

    ХОРА́Л -а; м. [от лат. cantus choralis - хоровое пение]

    1. Религиозное многоголосное песнопение, получившее особое распространение у протестантов и католиков. Слушать, исполнять х.

    2. Музыкальная пьеса в такой форме. Хоралы Баха.

    Хора́льный, -ая, -ое. Х-ые гимны. Х-ое пение. Х-ая музыка.

    * * *

    хора́л

    (нем. Choral, ср.-век. лат. cantus choralis — хоровое песнопение), 1) одноголосное песнопение на латинском языке в Римско-католической церкви (см. Григорианское пение) и на родном языке в протестантской церкви (например, немецкий протестантский хорал).2) Многоголосная хоровая обработка одноголосного хорала (иногда составная часть кантаты, «Страстей»).

    * * *

    ХОРАЛ

    ХОРА́Л (ср.-век. лат. cantus choralis — хоровое песнопение), религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал(см. ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ) в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский хорал(см. ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ) в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах песнопения типа хорала носили другие названия (гуситские песни(см. ГУСИТСКИЕ ПЕСНИ) в Чехии).

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Музыкальная энциклопедия

    (нем. Choral, позднелат. cantus choralis - хоровое песнопение) - общее назв. традиционных (канонизированных) одноголосных песнопений зап.-христ. церкви (иногда также их многогол. обработок). В отличие от разного рода духовных песен, X. исполняется в церкви и является важной составной частью богослужения, что определяет эстетич. качества X. Различают 2 осн. типа X. - григорианский (см. Григорианское пение), оформившийся в первые века существования католич. церкви (нем. Gregorianischer Choral, англ. chant gregorian, plain song, plain chant, франц. chant grйgorien, plain-chant, итал. canto gregoriano, испан. canto piano), и протестантский хорал, разработанный в эпоху Реформации (нем. Choral, англ. chorale, hymn, франц. choral, итал. corale, испан. coral protestante). Термин "X." получил распространение значительно позже возникновения определяемых им явлений. Первоначально (приблизительно с 14 в.) это только прилагательное, указывающее на исполнит. состав (choral - хоровой). Постепенно термин становится более универсальным, и с 15 в. в Италии и Германии встречается выражение cantus choralis, к-рое подразумевает одногол. неметризованную музыку в противоположность многогол. мензуральной (musica mensurabilis, cantus mensurabilis), называемой также фигуральной (cantus figuratus). Наряду с ним, однако, сохраняются и ранние определения: musica plana, cantus planus, cantus gregorianus, cantus firmus. Применительно к многогол. обработкам григорианского X. термин используется с 16 в. (напр., choralis Constantinus X. Изака). Первые деятели Реформации не называли протестантские песнопения X. (Лютер именовал их korrekt canticum, psalmus, нем. песнями; в др. странах бытовали назв. chant ecclйsiastique, Calvin cantique и др.); по отношению к протестантскому пению термин употребляется с кон. 16 в. (Озиандер, 1586); с кон. 17 в. X. называют многогол. обработки протестантских мелодий.

    Историч. роль X. огромна: с X. и хоральными обработками в значит. мере связано развитие европ. композиторского иск-ва, в т. ч. эволюция лада, зарождение и развитие контрапункта, гармонии, муз. форм.

    Григорианский X. вобрал в себя или отодвинул на второй план хронологически близкие и эстетически родственные явления: амвросианское пение, мозарабское (было принято до 11 в. в Испании; сохранившийся источник - Леонский антифонарий 10 в. муз. расшифровке не поддаётся) и галликанское пение, немногие прочитанные образцы к-рого свидетельствуют об относительно большей свободе музыки от текста, чему благоприятствовали нек-рые особенности галликанской литургии.

    Григорианский X. отличается предельной объективностью, внеличным характером (равно существенным для всей религ. общины). Согласно учению католич. церкви незримая "божественная истина" открывается в "духовном узрении", что предполагает отсутствие в X. всякой субъективности, человеческой индивидуальности; она являет себя в "божьем слове", поэтому мелодика X. подчинена богослужебному тексту, и X. статичен так же, как "неизменно единожды произнесённое богом слово". X.- иск-во монодическое ("истина едина"), призванное изолировать человека от повседневной реальности, нейтрализовать ощущение энергии "мускульного" движения, проявляющегося в ритмич. регулярности..

    Мелодика григорианского X. изначально противоречива: текучесть, непрерывность мелодического целого находятся в единстве с относит. независимостью составляющих мелодию звуков; X. - явление линеарное: каждый звук (продолжительный, самодовлеющий в данный момент) без остатка "переливается" в другой, и функционально-логич. зависимость между ними проявляется лишь в мелодическом целом; см. Тенор (1), Туба (4), Реперкуссия (2), Медианта (2), Финалис. Вместе с тем единство прерывности (мелодия состоит из звуков-остановок) и непрерывности (развёртывание линии "по горизонтали") является природной основой предрасположенности X. к полифонии, если её понимать как неотделимость мелодич. течения ("горизонталь") и гармонич. наполнения ("вертикаль"). Не сводя происхождение полифонии к хоральной культуре, можно утверждать, что X. - субстанция проф. контрапункта. Потребность усилить, уплотнить звучание X. не элементарным сложением (напр., усилением динамики), а более радикально - умножением (удвоением, утроением в тот или иной интервал), приводит к выходу за пределы монодии (см. Органум, Гимель, Фобурдон). Стремление максимально расширить объём звукового пространства X. заставляет наслаивать мелодич. линии (см. Контрапункт), вводить имитации (по аналогии с перспективой в живописи). Исторически сложился многовековой союз X. и иск-ва полифонии, проявляющийся не только в виде разнообразных хоральных обработок, но также (в гораздо более широком смысле) в виде особого склада муз. мышления: в полифонич. музыке (в т. ч. не связанной с X.) становление образа представляет собой процесс обновления, не приводящего к новому качеству (явление остаётся тождественным самому себе, поскольку развёртывание предполагает истолкование тезиса, но не отрицание его). Подобно тому как X. складывается из варьирования определ. мелодич. фигур, полифонич. формы (в т. ч. позднейшая фуга) также имеют вариационную и вариантную основу. Полифония строгого стиля, немыслимая вне атмосферы X., была тем итогом, к к-рому привёл музыку Зап. Европы григорианский X.

    Новые явления в области X. были обусловлены наступлением Реформации, в той или иной степени охватившей все страны Зап. Европы. Постулаты протестантизма существенно отличны от католических, и это имеет прямое отношение к особенностям протестантского X. Перевод богослужебного текста на понятный массе верующих нац. язык и сознательная, активная ассимиляция народно-песенной мелодики (см. Лютер М.) неизмеримо усилили эмоционально-личностный момент в X. (община прямо, без посредника-священника обращается с молитвой к богу). Силлабич. принцип организации, при к-ром на один слог приходится один звук, в условиях преобладания стихотворных текстов определил регулярность метра и расчленённость фразировки. Под воздействием бытовой музыки, где раньше и активнее, чем в профессиональной, проявились гомофонно-гармонич. тенденции, хоральная мелодика получила простое аккордовое оформление. Установка на исполнение X. всей общиной, исключающая сложное полифонич. изложение, благоприятствовала реализации этой потенции: широко распространилась практика 4-гол. гармонизаций X., способствовавшая утверждению гомофонии. Это не исключало применения к протестантскому X. огромного опыта полифонич. обработки, накопленного в предшествующую эпоху, в развитых формах протестантской музыки (хоральная прелюдия, кантата, "страсти"). Протестантский X. стал основой нац. проф. иск-ва Германии, Чехии (предвестником протестантского X. были гуситские песни), способствовал развитию муз. культуры Нидерландов, Швейцарии, Франции, Великобритании, Польши, Венгрии и др. стран.

    Начиная с сер. 18 в. крупные мастера к X. почти не обращались, и если он использовался, то, как правило, в традиц. жанрах (напр., в реквиеме Моцарта). Причина (кроме общеизвестного факта, что И. С. Бах довёл иск-во обработки X. до высочайшего совершенства) заключается в том, что эстетика X. (по существу - мироощущение, выраженное в X.) изжила себя. Имеющий глубокие обществ. корни перелом, происшедший в музыке в сер. 18 в. (см. Барокко, Классицизм), в наиболее общей форме проявился в господстве идеи развития. Развитие темы как нарушение её целостности (т. е. симфонически-разработочное, а не хорально-вариационное), способность к качеств. изменению первоначального образа (явление не остаётся тождественным себе) - эти свойства отличают новую музыку и тем самым отрицают метод мышления, свойственный иск-ву предшествующего времени и воплощённый в первую очередь в созерцательном, метафизичном X.

    В музыке 19 в. обращение к X., как правило, определялось программой ("Реформационная симфония" Мендельсона) или сюжетом (опера "Гугеноты" Мейербера). В качестве символа с устоявшейся семантикой нашли применение хоральные цитаты, прежде всего григорианская секвенция Dies irae; X. использовался часто и многообразно как объект стилизации (начало 1-го д. оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера). Сложилось понятие хоральности, к-рое обобщило жанровые признаки X. - аккордовый склад, неторопливое, размеренное движение, серьёзность характера. При этом конкретное образное наполнение варьировалось в широких пределах: хоральность служила олицетворением рока (увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского), средством воплощения возвышенного (фп. Прелюдия, хорал и фуга Франка) или отрешённо-скорбного состояния (2-я часть симфонии No 4 Брукнера), иногда, являясь выражением духовного, святости, противопоставлялась воссозданным иными средствами чувственному, греховному, образуя излюбленную романтич. антитезу (оперы "Тангейзер", "Парсифаль" Вагнера), изредка становилась основой гротескных образов - романтических (финал Фантастической симфонии Берлиоза) или сатирических (пение иезуитов в "Сцене под Кромами" из "Бориса Годунова" Мусоргского). Романтизм открыл большие выразительные возможности в сочетаниях X. с признаками разл. жанров (X. и фанфара в побочной партии сонаты h-moll Листа, X. и колыбельная в ноктюрне g-moll op. 15 No 3 Шопена и др.).

    В музыке 20 в. X. и хоральность продолжают оставаться средством воплощения гл. обр. сурового аскетизма (григорианская по духу 1-я часть "Симфонии псалмов" Стравинского), одухотворённости (идеально-возвышенный заключит. хор из 8-й симфонии Малера) и созерцательности ("Es sungen drei Engel" в 1-й части и "Lauda Sion Salvatorem" в финале симфонии "Художник Матис" Хиндемита). Намеченная иск-вом романтиков неоднозначность X. превращается в 20 в. в смысловую универсальность: X. как таинственная и колоритная характеристика времени и места действия (фп. прелюдия "Затонувший собор" Дебюсси), X. как основа муз. образа, выражающего жестокость, беспощадность ("Крестоносцы во Пскове" из кантаты "Александр Невский" Прокофьева). X. может становиться объектом пародии (4-я вариация из симфонич. поэмы "Дон Кихот" Р. Штрауса; "История солдата" Стравинского), включаться в соч. как коллаж (X. "Es ist genung, Herr, wenn es dir gefдllt" из кантаты No 60 Баха в финале концерта для скрипки с оркестром Берга).

    Литература: см. при ст. Амвросианское пение, Григорианское пение, Протестантский хорал.Т. С. Кюрегян.

  31. Источник: Музыкальная энциклопедия



  32. Музыкальный словарь

    Средневековый латинский термин choralis произошел от греческого choros -- хор -- и означал хоровое церковное песнопение. В католической музыке хоралы были одноголосными, то есть предназначались для пения в унисон. В протестантской церкви хоралы стали многоголосными -- как правило, четырехголосными. Мелодии хоралов отличаются возвышенным характером. Они торжественны, но малоподвижны -- статичны, с выровненным, довольно вялым ритмом. Гармония выдержана в аккордовом складе с очень строгим голосоведением.

  33. Источник: Музыкальный словарь



  34. Большой Энциклопедический словарь

    ХОРАЛ
    ХОРАЛ (ср.-век. лат. cantus choralis - хоровое песнопение) - религиозные песнопения на латинском языке (григорианский хорал в католической церкви) или на родных языках (напр., протестантский хорал в лютеранской церкви Германии). В некоторых странах песнопения типа хорала носили другие названия (гуситские песни в Чехии).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: