(от лат. Calendae — первый день каждого месяца)
обрядовая песня у народов Восточной Европы, главным образом у славян; исполнялась в ночь под христианский праздник — рождество. В К. звучали пожелания богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Мелодии К. основаны обычно на многократном повторении небольшого напева.
Лит.: Веселовский А. Н., Разыскания в области русского духовного стиха, в кн.: Сборник отделения русского языка и словесности, т. 32, № 4, СПБ. 1883. [Очерк VII]; Чичеров В. И., Русские колядки и их типы, «Советская этнография», 1948, №2; Пропп В. Я., Русские аграрные праздники, Л., 1963; Carfman P., Obrzęd kolędowania u słowian i u rumunów. Studjurn porównawcze, Kraków, 1933
КОЛЯ́ДКА, -и, жен. Песня, исполняемая во время обряда коляды.
-и, род. мн. -док, дат. -дкам, ж.
Старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
КОЛЯ́ДКА, колядки, жен. (Этногр., обл.). Обрядовая рождественская песня (срн. коляда).
ж.
см. колядки
ж. этн.
koliadka f(chanson rituelle autrefois chantée en Ukraine à l'occasion de Noël)
ж.
villancico m
ж. этн.
koliadka(canto rituale slavo)
КОЛЯ́ДКА -и; мн. род. -док, дат. -дкам; ж. Старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.
(от лат. Calendae - календы (первый день каждого месяца)) - нар. величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым празднествам. Первоначально К. - составная часть древнеславянских синкретич. обрядов, связанных с весенним солнцестоянием и началом полевых работ. После принятия христианства были приспособлены к праздникам рождества. Нового года или крещения. Следует отличать нар. К. от авторских, к-рые появились в 16-18 вв. и были близки образцам зап.-европ. рождественских песен, берущих начало от лат. гимнологии. Примеры старейших авторских К. содержатся в разных песенниках (см. Богогласник).
Нар. К. исполняются группой юношей (колядников), среди к-рых один - ведущий (запевала, "берёза"). Иногда колядников сопровождают музыканты (скрипачи, цимбалист) и плясуны.
Тексты К. отражают древние верования и нар. воззрения на природу и жизнь. Наиболее распространены К. на мифологич., легендарные, историч., земледель-ческо-трудовые и брачно-любовные темы. Выбор тематики зависит от того, к кому обращены поздравления. Общей для всех К. является заключит. часть, как правило, поздравительно-величальная. Напевы К. делятся на сольный запев и припев, исполняемый всеми колядниками; запевный стих состоит из двух 5-сложных полустиший, ритмическая форма которых -
В зависимости от ритма фраз, формы стиха и структуры припева существуют разл. виды восточнославянских К., мелодика к-рых весьма разнообразна. Ладовую основу большинства К. образуют миксолидийский звукоряд и ионийский гексахорд, реже встречаются эолийский, дорийский, переменный дорийско- миксолидийский, терцовые и тетрахордные лады.Разновидность К. на Украине - щедровка с 8-сложной структурой стиха, припевом или без него, исполняемая группой девушек или детьми. Щедровки имеют обычно узкообъёмный звукоряд.
Литература: Чичеров В. И., Зимний период русского земледельческого календаря XIV-XIX веков, М., 1957; Квитка К. В., Песни украинских зимних обрядовых празднеств. Избранные труды, т. 1, М., 1971, с. 103-55; Гошовский В. Л., Типы украинских колядок и их структурно-ритмические разновидности у славян, в его кн.: У истоков народной музыки славян, М., 1971, с. 81-139; Саraman P., Obrzed koledowania u Slowian i Rumunуw, Kr., 1933.В. Л. Гошовский.