«Мадригал»

Мадригал в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Мадригал»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Сексологическая энциклопедия
  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  15. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Литературная энциклопедия
  20. Энциклопедический словарь
  21. Музыкальная энциклопедия
  22. Музыкальный словарь
  23. Лермонтовская энциклопедия
  24. Большой Энциклопедический словарь
  25. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (madrigal или mandrial) — музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних, произошло от провансальских слов mandre — пастух и gal — жалоба, по мнению других — от materialia, обозначающего светское пение и данного М. в отличие его от духовного пения (mottetto), схожего с М. по форме. М. перешел из Прованса в Италию. Старейший манускрипт М., находящийся в Ватиканской библиотеке, относится к 1300 г. Художественную обработку М. впервые получил у Адриана Виллаерта, представителя венецианской школы, в первой половине XVI в. При нем М. вместо речитативной формы получил более округленную хоровую полифоническую форму. М. преимущественно писался для 3-5 голосов. Он получил большое распространение в Италии и в других странах Западной Европы. Мадригалы писали Аркальдельт, Палестрина, Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки и пр. Расширенный введением arioso, М. считается формой, предшествовавшей опере. Музыкальные инструментальные сочинения, схожие по своему складу с М., или переложения М. на инструменты, назывались Ricercare, Fantasia, Toccata. Madrigaletto — короткий мадригал, Madrigalone — большой мадригал.

    М. (лит.) — лирическое стихотворение с искусно переплетающимися рифмами (сходно с сонетом) и с шутливым или сентенциозным содержанием, соответствующим форме. М. возник у итальянцев и перешел в испанскую и французскую литературы, а затем и в русскую конца XVIII и начала XIX вв.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    [франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater — мать) — песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. — 2—3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4—5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 — начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

    М. более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 — начало 19 веков — жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову:

    «Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;

    Я соглашусь, любовию дыша:

    Твоё прекраснейшее тело

    Не что иное, как душа!

    Г. Н. Дубравская.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. мадрига́л;
    2. мадрига́лы;
    3. мадрига́ла;
    4. мадрига́лов;
    5. мадрига́лу;
    6. мадрига́лам;
    7. мадрига́л;
    8. мадрига́лы;
    9. мадрига́лом;
    10. мадрига́лами;
    11. мадрига́ле;
    12. мадрига́лах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    МАДРИГА́Л, -а, муж. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющее её.

    | прил. мадригальный, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1. лит.

    Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, обычно посвященное даме.

    Я напишу вам, баронесса, В латинском вкусе мадригал. Пушкин, К бар. М. А. Дельвиг.

    Знакомые мужчины льнули к ней, сыпали комплиментами, писали ей в альбом мадригалы. Вересаев, Поэт.

    2. устар.

    Льстивая похвала, комплимент.

    Онегин с Ольгою пошел; Ведет ее, скользя небрежно, И, наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал. Пушкин, Евгений Онегин.

    [франц. madrigal]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    маленькое стихотворение, хвалебное, любовное, острое

    Ср. В кругу Лаис благочестивых...

    ...генерал

    Красавицам изношенным и сонным

    С трудом острит французский мадригал.

    А.С. Пушкин. Кн. А.М. Горчакову.

    Ср. Madrigal (нем., англ. и фр.). Madrigale (древн.-ит. mandriale) — стихотворение из 7-ми — 11-ти строф одиннадцатисложных стихов: первоначально, вероятно, пастушеских.

    Ср. Mandra (лат.), μάνδρα — стойло, стадо.

    Ср. Diez. Rom. Wörterb.

    См. фрина.

    См. острить.

    См. изношенное лицо.

    См. оптимист.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    МАДРИГА́Л, мадригала, муж. (франц. madrigal).

    1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (ист. лит.). «Бывало нежные поэты… точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты.» Пушкин.

    2. Любезность, комплимент (устар.). «Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал.» Пушкин.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трёх рифмованных куплетов.

    II

    м.

    Особый вид старинного вокального сочинения для трёх и более голосов на стихотворение пасторального любовного содержания.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    МАДРИГАЛ (франц. madrigal) -1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    МАДРИГАЛ (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 - начале 17 вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2 - 3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 - 5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии. 2) С 16 в. также небольшое стихотворение-комплимент, написанное вольным стихом, обычно с парадоксальным заострением в концовке (""Душа телесна!" - ты всех уверяешь смело; /Я соглашусь любовию дыша:/ Твое прекраснейшее тело/ Не что иное, как душа!" - М.Ю. Лермонтов).

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Сексологическая энциклопедия

    (фр.),

  25. Источник: Сексологическая энциклопедия



  26. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    мадрига́л "лирическое стихотворение, посвященное даме" Из франц. madrigal от ит. madrigale, которое в свою очередь от лат. mātrīcālis; см. Гамильшег, ЕW 579.

  27. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  28. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. madrigalм. madrigal.

  29. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. лит.

    madrigal m

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. лит.

    madrigal m

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    madrigale

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Литературная энциклопедия

    Мадригал

    МАДРИГАЛ (от итальянского mandra — стадо, или прованс. mandre — пастух) — первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо, Саккети, представляя собой у них своеобразный вид идиллии (см.). Позднее содержание М. несколько изменилось, и М. приблизился к эпиграмме, отличаясь от нее тем, что эпиграмма (в позднейшей формации) «бывает колка и язвительна или, лучше сказать, употребляется к осмеянию какой-либо странности, а М. обращается наиболее к похвале» (Остолопов). Это различие проведено у Дмитриева: «Поэт Оргон, хваля жену свою не в меру, / В стихах своих ее с Венерою сравнял — / Без умысла жене он сделал мадригал / И эпиграмму на Венеру». Так. обр. М. можно считать небольшое стихотворение, не имеющее каких-либо строгих формальных правил и содержащее игру слов, комплимент и т. п., например: «Когда б всесильным быть природа мне судила, / Я б одарил тебя любезностью, умом, / Душ нежных свойствами, пленительным лицом /, Но, мудрая, она меня предупредила» (Милонов). Мадригал является одним из видов «интимного» жанра, который характерен для русской дворянской поэзии XVIII и начала XIX в. (послание, эпиграмма, эпитафия и т. п.) и был в это время очень развит (см. например стихи Пушкина к Гончаровой). На Западе М. был, помимо Италии, распространен во Франции и Германии. См. Strumpel, «Das franz. Madrigal» (1873).Библиография:

    Гроссман Л., Борьба за стиль, Москва, 1927 (ст. «Мадригалы Пушкина», «Онегинская строфа»); Oliphant Th., La musa madrigalesca, 1837; Vossler K., Das deutsche Madrigal, Geschichte seiner Entwicklung bis in die Mitte des 18 Jahrhunderts, 1898.

  37. Источник: Литературная энциклопедия



  38. Энциклопедический словарь

    МАДРИГА́Л -а; м. [франц. madrigal]

    1. Лит. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, обычно посвящённое даме. Написать м. М. понравился.

    2. Устар. Льстивая похвала, комплимент. Сказать м.

    Мадрига́льный, -ая, -ое. М. комплимент.

    * * *

    мадрига́л

    (франц. madrigal), 1) в XIV — начале XVII вв. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2—3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4—5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С XVI в. небольшое стихотворение-комплимент.

    * * *

    МАДРИГАЛ

    МАДРИГА́Л (франц. madrigal),

    1) в 14 и 16 — нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания, первоначально 2—3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4—5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии. В качестве текста мадригала использовались слова стихотворений прославленных мастеров: Данте(см. ДАНТЕ Алигьери), Франческо Петрарки(см. ПЕТРАРКА Франческо) и Торкватто Тассо(см. ТАССО Торквато). Основное настроение мадригала — печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения подобного типа.

    2) С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Музыкальная энциклопедия

    (франц. madrigal, итал. madrigale, староитал. madriale, mandriale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке) - светский муз.-поэтич. жанр эпохи Возрождения. Истоки M. восходят к нар. поэзии, к старинной итал. одноголосной пастушеской песне. В проф. поэзии М. появился в 14 в., т. е. в эпоху Раннего Возрождения. От строгих поэтич. форм того времени (сонеты, секстины и др.) отличался свободой структуры (различное количество строк, рифмовка и т. п.). Обычно он складывался из двух и более 3-строчных строф, за к-рыми следовало 2-строчное заключение (coppia). M. писали крупнейшие поэты Раннего Возрождения Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. С 14 в. под поэтическим М. обычно подразумевают произведения, специально создававшиеся для муз. воплощения. Один из первых поэтов, сочинявших М. как тексты для музыки, - Ф. Саккетти. В числе ведущих авторов муз. М. 14 в. Дж. да Фиренце, Дж. да Болонья, Ф. Ландино. Их М. представляют собой вокальное (иногда с участием инструментов) 2-3-голосное произв. на любовно-лирич., шуточно-бытовые, мифологич. и др. темы, в их музыке выделяются куплет и рефрен (на текст заключения); характерно богатство мелизматич. украшений в верхнем голосе. Создавались и М. канонич. склада, родственные качче. В 15 в. М. вытесняется из композиторской практики многочисл. разновидностями фроттолы - итал. светской многогол. песни. В 30-х гг. 16 в., т. е. в эпоху Высокого Возрождения, М. возникает вновь, быстро распространяется в европ. странах и вплоть до появления оперы остаётся самым значит. жанром проф. светской музыки.

    М. оказался муз. формой, способной гибко передавать оттенки поэтич. текста; поэтому он более отвечал новым художеств. требованиям, чем фроттола с её структурной скованностью. Появление муз. М. после более чем столетнего перерыва стимулировалось возрождением в поэзии лирич. форм 14 в. ("петраркизм"). Виднейший из "петраркистов" П. Бембо особо выделял и ценил М. как свободную форму. Эта композиционная особенность - отсутствие строгих структурных канонов - становится характернейшей чертой нового муз. жанра. Название "М." в 16 в. по существу связывалось не столько с определённой формой, сколько с художеств. принципом свободного выражения мыслей и чувств. Поэтому М. смог воспринять наиболее радикальные устремления своей эпохи, став "точкой приложения многих действующих сил" (Б. В. Асафьев). Важнейшая роль в создании итал. М. 16 в. принадлежит А. Вилларту и Ф. Вердело, фламандцам по происхождению. В числе авторов М. - итал. композиторы К. де Pope, H. Вичентино, В. Галилеи, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза и др. К М. неоднократно обращался и Палестрина. Последние выдающиеся образцы этого жанра, ещё непосредственно связанные с традициями 16 в., принадлежат К. Монтеверди. В Англии крупнейшими мадригалистами были У. Бёрд, Т. Морли, Т. Уилкс, Дж. Уилби, в Германии - X. Л. Хаслер, Г. Шюц, И. Г. Шейн.

    М. в 16 в. - 4-, 5-голосное вок. сочинение преим. лирич. характера; стилистически он заметно отличается от М. 14 в. Текстами М. 16 в. служили популярные лирич. произведения Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Я. Саннадзаро, Б. Гварини, позже - Т. Тассо, Дж. Марино, а также строфы из драм. поэм Т. Тассо и Л. Ариосто.

    В 30-50-х гг. 16 в. складываются разл. школы М.: венецианская (А. Вилларт), римская (К. Феста), флорентийская (Я. Аркадельт). М. этого периода обнаруживают отчётливую композиционно-стилистич. связь с более ранними малыми лирич. жанрами - фроттолой и мотетом. Для М. мотетного происхождения (Вилларт) характерны сквозная форма, 5-голосный полифонич. склад, опора на систему церк. ладов. В М., по происхождению связанных с фроттолой, встречается 4-голосный гомофонно-гармонич. склад, близкие совр. мажору или минору лады, а также куплетные и репризные формы (Я. Геро, Ф. Б. Кортечча, К. Феста). М. раннего периода передают гл. обр. спокойно-созерцательные настроения, в их музыке отсутствуют яркие контрасты. Следующий период развития М., представленного сочинениями О. Лассо, А. Габриели и др. композиторов (50-80-е гг. 16 в.), отличается интенсивными поисками новых выразит. средств. Формируются новые типы тематизма, развивается новая ритмич. техника ("a note negre"), толчком к чему послужило усовершенствование нотопечатного дела. Эстетич. оправдание получает диссонанс, в письме строгого стиля не имевший самостоят. значения. Важнейшее "открытие" этого времени - хроматизм, возрождённый в результате изучения др.-греч. теории лада. Его обоснование было дано в трактате Н. Вичентино "Старинная музыка, приспособленная к современной практике" ("L'antica musica ridotta alla moderna prattica", 1555), где приводится и "образец сочинения в хроматич. ладу". Крупнейшие композиторы, широко применявшие хроматизмы в своих М., - К. де Pope и, позднее, К. Джезуальдо ди Веноза. Традиции мадригальной хроматики были устойчивы ещё в 17 в., влияние их обнаруживается в операх К. Монтеверди, Дж. Каччини, М. да Гальяно. Развитие хроматизма привело к обогащению лада и его модуляционных средств и формированию новой выразит. интонац. сферы. Параллельно с хроматизмом исследуется др.-греч. теория энгармонизма, следствием чего явились практич. поиски равномерно-темперированного строя. Один из интереснейших образцов осознания равномерной темперации уже в 16 в. - мадригал Л. Маренцио "О, вы, которые вздыхаете..." ("О voi che sospirate", 1580).

    Третий период (кон. 16 - нач. 17 вв.) - "золотой век" жанра М., связанный с именами Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди. М. этой поры насыщены яркими выразит. контрастами, детально отражают развитие поэтич. мысли. Отчётливо проявляется тенденция к своеобразной муз. символике: пауза в середине слова трактуется как "вздох", хроматизм и диссонанс связываются с представлением о скорби, ускоренное ритмич. движение и плавный мелодич. рисунок - с потоками слёз, ветром и т. д. Характерный пример такой символики представляет мадригал Джезуальдо "Летите, о, мои вздохи" ("Itene о, miei sospiri", 1611). В знаменитом мадригале Джезуальдо "Умираю, несчастный" ("Moro lasso", 1611) диатоника и хроматика символизируют жизнь и смерть.

    В кон. 16 в. М. сближается с драм/ и конц. жанрами своего времени. Появляются мадригальные комедии, предназначенные, по-видимому, для сценич. воплощения. Возникает традиция исполнения М. в переложении для солирующего голоса и сопровождающих инструментов. Монтоверди, начиная с 5-й книги мадригалов (1605), применяет в них разл. аккомпанирующие инструменты, вводит инстр. эпизоды ("симфонии"), сокращает число голосов до 2, 3 и даже одного голоса с basso continuo. Обобщением стилистич. тенденции итал. М. 16 в. явились 7-я и 8-я книги мадригалов Монтеверди ("Концерт", 1619, и "Воинственные и любовные мадригалы", 1638), включающие разнообразные вок. формы - от куплетных канцонетт до больших драм. сцен с сопровождением оркестра. Важнейшие итоги мадригального периода - утверждение гомофонного склада, зарождение основ функционально-гармонич. ладовой системы, эстетич. обоснование монодии, введение хроматизма, смелое раскрепощение диссонанса имели большое значение для музыки последующих веков, в частности подготовили возникновение оперы. На рубеже 17-18 вв. М. в различных его модификациях развивается в творчестве А. Лотти, Дж. К. М. Клари, Б. Марчелло. В 20 в. М. вновь входит в композиторскую (П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, Б. Мартину и др.) и особенно в концертно-исполнит. практику (многочисл. ансамбли старинной музыки в Чехословакии, Румынии, Австрии, Польше и др., в СССР - ансамбль "Мадригал"; в Великобритании существует Мадригальное общество - Madrigal Society).

    Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., M.-Л., 1940, с. 111, 155-60; Грубер R., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, M., 1953, с. 124-145; Конен В., Клаудио Монтеверди, M., 1971; Дубравская Т., Итальянский мадригал XVI в., в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 197; Wagner R., Das Madrigal und Palestrina, "VfMw", 1892, (Bd) 8; Kroyer Th., Die Anfдnge der Chromatik im italienischen Madrigal des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1902; Сesari G., Die Entstehung des Madrigals im 16. Jahrhunderts, Cremona, 1908 (итал. пер - Le ongini del madrigale, "RMI", 1912, (v.) 19); Fellowes E. H., The English Madrigal Composers, Oxf., 1921, 1948; Kцnigs1цw A. V., Die italienischen Madrigalisten des Trecento, Wьrzburg, 1940; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949; Enge1 H., Die Entstehung des italienischen Madrigals und die Niederlдnder, в кн.: Kongress-Bericht, Utrecht, 1952; Kerman J., The Elizabethan madrigal, N.Y., 1962; Chanson and madrigal 1480-1530. Studies in comparison and contrast, ed. J Haar, Camb. (Mass.), 1964; Watkins G., Gesualdo. The man and his music, L., 1973.T. H. Дубравская.

  41. Источник: Музыкальная энциклопедия



  42. Музыкальный словарь

    (франц. madrigal, от позднелат. matricale, от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке - светский музыкальнопоэтический жанр эпохи Возрождения.

  43. Источник: Музыкальный словарь



  44. Лермонтовская энциклопедия

    «МАДРИГАЛ», раннее четверостишие Л. (1829) альбомного характера, выдержанное в традициях «легкой поэзии». Несомненно, обращено к конкретному, но неустановленному адресату. Стих. строится на типичном каламбурном сдвиге: филос. вопрос о «материальности души» переводится в шутливый план галантного комплимента («духовность тела»).Автограф — ИРЛИ, тетр. II. Впервые — Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 27. Датируется по положению в тетради.

  45. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  46. Большой Энциклопедический словарь

  47. Источник:



  48. Толковый словарь Даля

  49. Источник: