(буквально по-гречески — распространение) — название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника (см.); каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: "Господи помилуй, подай Господи, тебе Господи". Главные виды Е.: великая, просительная, сугубая и малая. Великая Е., начинающаяся словами: "миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся", — самая древняя; основной текст ее читается еще у Климента Александрийского († в 217 г.). Сугубая Е. начинается словами: "рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем" (Господи помилуй). В Е. просительной молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна и безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом. К исчисленными прошениям, к великой и сугубой Е., по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к каким-либо чрезвычайным обстоятельствам времени (например, во время эпидемий). Малая Е. состоит лишь из трех возгласов и начинается словами: "паки и паки Господу помолимся". Кроме исчисленных четырех главных Е., есть еще Е.: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе Е. произносятся на литургии, а последняя, кроме того, — на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые Е., содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.
жен. моление, читаемое диаконом или священником, на которое лик отвечает: Господи помилуй и подай Господи.
| Заздравное моление о государе и о доме его, во время службы.
ЕКТЕНИЯ́, -и и ЕКТЕНЬЯ, -и, жен. Ряд молитвенных прошений, произносимых дьяконом или священником при богослужении от имени верующих. Великая е. (в пасхальную ночь).
ж.; = ектенья
ектения́ 1. "вид церковного пения", 2. "молитва за правящий дом", устар., др.-русск. ѥктениѩ (Нестор, Жит. Феодос.). Из ср.-греч. ἐκτενης (ευΏ?η, δέησις; см. Дюканж); ср. Фасмер, Гр.-сл. эт. 57.
ЕКТЕНИЯ́ -нии́; мн. род. -ни́й, дат. -ния́м;ЕКТЕНЬЯ́, -ньи́; мн. род. -ни́й, дат. -нья́м; ж. [от греч. ekteneia - протяженность] Церк. Одна из частей православного богослужения, когда верующие обращают к Богу свои прошения, мольбы. Великая е. Заупокойная е. Дьякон возгласил ектенью. Е. кончилась. Просительная е.
* * *
ЕКТЕНИЯЕКТЕНИЯ (ектенья) (греч. ektene; от ektenes — прилежный, усердный), особая молитва, читаемая диаконом(см. ДЬЯКОН) или священником(см. СВЯЩЕННИК) на каждом богослужении. Разделена на ряд кратких прошений от имени верующих, на которые они отвечают «Господи, помилуй!», «Подай, Господи!» и т. д. В зависимости от содержания и момента службы существует несколько видов ектении: великая или мирная, малая, сугубая, заупокойная и др.