(итал. basso — низкий, низко) — означает в музыке нижний или самый низкий по тембру голос — в многоголосных инструментальных и вокальных произведениях. Этим объясняется то большое значение, которое он имеет в музыке, относящееся скорее к гармонии, чем к мелодии; остальные же три верхние голоса (сопрано, альт, тенор) имеют более мелодическое значение. В какой степени общее учение о гармонии зависит от Б., можно видеть из того, что учение о гармонии и "генерал-бас" однозначны. При практическом исполнении музыки требуется, чтобы Б. выделялся всегда в надлежащей степени. Так как в пении достигнуть этого довольно трудно, то были изобретены басовые инструменты (см. это сл.) и особый способ сопровождения (см. basso continuo), которые служат в помощь певцу. В вокальной области объем хорошего басового голоса равняется почти двум октавам (от fa большой октавы до mi в первой октаве и больше). Самые низкие голоса встречаются в России; они имеют более низкие ноты, чем обозначенное выше fa, как, напр., mi, re, do. Прекрасные Б. встречаются также и в Германии. Итальянские Б. соединяют в себе редко встречаемые у других народов качества: объем, силу, благозвучие и легкость. Б. имеет особый нотный ключ, который называется басовым ключом, или ключевым fa. Нота, находящаяся на линейке нотоносца, которую охватывает ключ fa, получает свое название от этого ключа. Ключ, поставленный на 4-й линейке (считая от нижней), называется басовым; нота, которую он обозначает, находится в малой октаве. Тот же ключ, поставленный на 5-й линейке, называется басопрофундовым ключом; поставленный на 3-й линейке — баритоновым. Наиболее употребляемый из всех этих ключей — басовый ключ, находящийся на 4-й линейке.
(заимствовано из итал. basso или франц. basse, буквально — низкий)
1) самый низкий мужской голос. Различают Б. высокий, или певучий, и низкий, или глубокий (итал. basso profundo), в оперной практике — характерный, комический Б. Высокий Б. бывает лирический (диапазон примерно от соль большой октавы до фа первой) и драматический (от фа большой октавы до ми первой). Низкий бас (от до-ми большой октавы до ре-ми первой) в русском хоровом пении называется также «центральным». В хоре Б. подразделяются на первые (их партию исполняют Баритоны) и вторые (собственно Б.). В русских хорах встречаются и т. н. Б.-октависты, способные исполнять предельно низкие для человеческого голоса звуки (ля-си бемоль контроктавы).
2) Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.
3) Б. цифрованный (basso continue) — см. Генерал-бас.
4) Музыкальные инструменты низкого регистра: Б.-туба, контрабас и др., а также народная виолончель на Украине (басоля) и в Белоруссии (басетля).
муж. вообще, низкий, толстый звук или голос;
| часть созвучия или музыкального многогласия, заключающая в себе низшие звуки, соответствующие средним и высшим; нижний из четырех принятых голосов многозвучия;
| человек с таким низким голосом, поющий баса или басом;
| музыкальное орудие, издающее такие же звуки и в особенности контрабас, скрипка выше человеческого роста.
| моск., влад. большая деревянная колотушка, долбня, барс, коим сколачивают венцы при рубке изб. Басоля южн., зап. басовый гудок. Не до соли, коли грают на басоли, сказал парень, у которого, за пляской, купленная им на базаре соль посыпалась из-за пазухи. Басовый, басовой, принадлежащий басу, к нему относящийся. Басок муж. басовая, толстая струна. Басить, петь басом (басить, красоваться, см. баса). Не басится сегодня, безл. нет голоса. Басист муж. играющий на басу или поющий басом. Басистый голос, низкий, толстый, густой по звуку, басовый. Басовщик муж. струнщик, мастер делающий баски. Басетгорн (басеткорн), музыкальное духовое орудие, похожее на кларнет.
II. БАС БАСЫЙ, см. баса.
БАС, -а, пред. в басе и в басу, мн. -ы, -ов, муж.
1. (в басе). Самый низкий мужской голос.
2. (в басе). Певец с таким голосом.
3. (в басу). Медный духовой музыкальный инструмент низкого регистра и тембра.
| прил. басовый, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.).
• Басовый ключ (спец.) знак на нотном стане, устанавливающий высоту и название следующих за ним нот низкого регистра.
-а, мн. басы́, м.
1.
Самый низкий мужской голос.
Послышался густой бас вошедшего и тонкий, знакомый всем, бабий голос директора. Скиталец, Кандалы.
||
Певец с таким голосом.
Басы мощно откашливались, рыча в глубине хора, как огромные, добродушные звери. Куприн, Мирное житие.
2.
Самая низкая партия многоголосного музыкального произведения.
3.
Музыкальный струнный или духовой инструмент низкого регистра.
Я не играл [в оркестре], а стоял подле баса и смотрел. Л. Толстой, Альберт.
4. мн. ч. (басы́, -о́в).
Струны, клавиши музыкального инструмента, издающие низкий звук.
С широкого края гусель натянуты длинные стальные басы, обвитые тоненькой блестящей, серебристой проволокой. Скиталец, Сквозь строй.
[итал. basso]
(иноск.) — человек, поющий (басом) низким голосом. Бас - инструмент
Ср. Они... добыли себе (инструмент)... в дьяконы такого баса, который бы непременно попал в протодьяконы к архиерею, если бы не зашибался хмелем.
Боборыкин. Василий Теркин. 2, 36.
Ср. Basso (ит.) — низкий.
См. зашибать.
БАС, баса, мн. басы (баса прост.), муж. (итал. basso, букв. низкий).
1. Самый низкий мужской голос.
|| Певец с этим голосом.
2. Струнный или духовой музыкальный инструмент с низким строем (муз.).
3. Низшая партия многоголосной музыкальной пьесы (муз.).
I
м.1.
Самый низкий мужской голос.
отт. Певческий голос такого тембра.
2.
Музыкальный инструмент - струнный или духовой - низкого регистра.
отт. разг. Низкий звук, издаваемый чем-либо.
3.
см. тж. басы
II
м.Певец с самым низким голосом.
БАС (от итал. basso - букв. - низкий), 1) самый низкий мужской голос
2)] Музыкальные инструменты низкого регистра: туба-бас, контрабас, а также народная виолончель - басоля (укр.), басетля (белорус.)
3) Нижний звук аккорда.
I I. 1. "низкий голос", 2. "контрабас". Заимств. из ит. basso или франц. basse (из того же источника нем. Bass); см. Преобр. 1, 19.II II., также бась "украшение", арханг. (Подв.), олонецк. (Кулик.), яросл., сюда же баса́ "красота", яросл., сев.-русск. (Даль), ба́сый, ба́ско́й "красивый", новгор., арханг., олонецк., черепов., яросл., костр. Ввиду исключительного распространения слова в с.-в.-р. представляется вероятным заим- ствование из скандинавских языков. Миккола (Ber. 19) и Калима (FUF 18, 16) видели источник в коми bas "украшение", в то время как Вихман – Уотила считают слово коми заимств. из упомянутой группы русск. слов. Если не удастся доказать заимств. из языка коми, придется поставить вопрос о родстве с др.-инд. bhāsas м. "свет, блеск", bhā́sati "светит, блестит", bhās ср. р. (позже ж. р.) "блеск, свет, сияние", которые могут быть связаны с др.-англ. basu "багровый, красный", ср.-ирл. basc "красный"; см. Хольтхаузен, Aengl. Wb. 16; Шефтеловиц, Zschr. Ind. Ir. 2, 275; Горяев, ЭС 13. Вызывает сомнения только отсутствие слова в остальных слав. языках. Ср. еще баси́ть "лечить, исцелять".
муж. bass;
bass singer петь басомм.
1. (голос, певец) bass;
2. (муз. инструмент) double bass;
~истый
3. deep, bass;
4. разг. (обладающий густым басом) deep-voiced.
бас м 1. (голос) Baß m 1a* (-ss-), Baßstimme f c низкий бас ein tiefer Baß говорить басом im Baß sprechen* vt петь басом Baß singen* vt 2. (певец) Baß m, Baßsänger m 1d 3. (духовой инструмент) Baßtuba f, pl -ben
м
1)(голос) Baß m (умл.) (-ss-), Baßstimme f
низкий бас — ein tiefer Baß
говорить басом — im Baß sprechen(непр.) vt
петь басом — Baß singen(непр.) vt
2)(певец) Baß m, Baßsänger m
3)(духовой инструмент) Baßtuba f, pl -ben
басBaß {m}
м.
(мужской голос и певец) basse f; voix f de basse(тк. о голосе)
глубокий бас — basse-contre f, basse profonde
обладать сильным басом — avoir une belle basse; avoir un bon creux(fam)
первый бас — voix de basse-taille
м.
bajo m; voz de bajo
глубо́кий (ни́зкий) бас — bajo profundo
м. муз.
basso
петь басом — cantare da basso
музыкальный термин, обозначающий: 1) самую низкую партию вокального или инструментального произведения, особенно важную, поскольку она служит фундаментом гармонической конструкции; 2) самый низкий мужской голос; 3) в прошлом - самую низкую разновидность инструментальных семейств, например виол. Третье значение термина выходит из употребления, так как в современной музыке басовые инструменты обычно поддерживаются еще более низкими контрабасовыми.
БАС -а; мн. басы́, -о́в; м. [итал. basso - низкий].
1. Самый низкий мужской голос; певческий голос такого тембра. Говорить, петь басом. Бархатный, густой бас.
2. Певец с таким голосом.
3. Струнный или духовой музыкальный инструмент низкого регистра. Бас-кларнет.
4. обычно мн.: басы́, -ов. Струны или клавиши музыкального инструмента, издающие низкие звуки; сами такие звуки. Нажать басы. Загудели басы.
◊ На басы́ брать, нажимать. Разг. Резко и грубо говорить с кем-л., кричать на кого-л.
◁ Баси́ще, -а; м. Разг. Увелич. (1 зн.). Басо́к (см.). Басо́вый, -ая, -ое. Б-ая партия. Б-ая струна. Б. регистр. Б. ключ (нотный ключ низкого регистра; ключ фа). Баси́стый; Басови́тый (см.).
* * *
бас(от итал. basso, буквально — низкий), 1) самый низкий мужской голос. 2) Музыкальные инструменты низкого регистра: туба-бас, контрабас, а также народный виолончель — басоля (укр.), басетля (белорус.). 3) Нижний звук аккорда.
* * *
БАСБАС (от итал. basso, букв. — низкий),
1) самый низкий мужской голос.
2) Музыкальные инструменты низкого регистра: туба(см. ТУБА (музыкальный инструмент))-бас, контрабас(см. КОНТРАБАС), а также народная виолончель — басоля (укр.), басетля (белорус.).
3) Нижний звук аккорда(см. АККОРД).
(итал. basso - низкий; франц. basse; англ. bass).
1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве - характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический - более мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса - G-f1, драматич. - F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. "центральным") отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое - в верхнем; диапазон его - (С, D)E - d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. - Вотан ("Валькирия"), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. - Зарастро ("Волшебная флейта"), Осмин ("Похищение из сераля" Моцарта), Фафнер ("Зигфрид"), для комич. Б. - Бартоло ("Севильский цирюльник"), Джероламо ("Тайный брак" Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к к-рым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов - басы-октависты с диапазоном (А1) В1 - a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон - см. Баритон.
2) Самая низкая партия многогол. муз. произв.
3) Б. цифрованный (basso continuo) - см. Генерал-бас.
4) Муз. инструменты низкого регистра - туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель - басоля (Украина) и басетля (Белоруссия).
И. Г. Лицвенко.«Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина -- простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу. Бас -- самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso -- низкий). Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в «Князе Игоре» Бородина, Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Глинки, дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Мефистофель в «Фаусте» Гуно, Кутузов в «Войне и мире» Прокофьева... Только из этого перечисления ясно, какие богатые возможности таит в себе бас, какие разнообразные характеры от возвышенно героического до ярко комедийного может он воплотить. Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович Шаляпин. Голос его -- высокий бас -- был исключительным по красоте, богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих других. Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря. А сейчас можно назвать солиста Большого театра Е. Нестеренко: с огромным успехом выступал он в разных странах, в том числе и на сцене знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала». Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты, который встречается только в русских хорах. Диапазон басов от фа большой октавы до фа первой.
сокр. от батарея, анодная сухая
batteria anodica a secco
– автобус (из английского).