-а, м. и бурле́ска, -и, ж. лит.
Вид комической пародийной поэзии и драматургии, характерной особенностью которого является нарочитое несоответствие между темой произведения и ее языковым воплощением.
[франц. burlesque]
м.; = бурле́ска
1.
Жанр пародийной поэзии и драматургии, комический эффект которого достигается контрастом между темой и характером её интерпретации.
2.
Музыкальное произведение шутливого, грубовато-комического характера.
3.
Небольшая шуточно-пародийная опера, родственная водевилю.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
БУРЛЕСК (бурлеска) (от итал. burlesco - шутливый) - 1) разновидность героикомической поэзии классицизма: изображение "высоких" предметов "низким" стилем в отличие от травестии - изображения "низких" предметов "высоким" стилем. Пример - комические перелицовки "Энеиды" Вергилия у Скаррона, И. Котляревского
2)] Музыкальная пьеса грубовато-комического, порой причудливого характера; родственна каприччо.
БУРЛЕСК (бурлеска) (от итальянского burlesco - шутливый), 1) разновидность ироикомической поэзии классицизма, пародирующей приемы эпических сочинений: изображение "высоких" предметов "низким" стилем или "низких" предметов "высоким" стилем. Примеры - комической перелицовки 17 - 18 вв. "Энеиды" Вергилия ("Переодетый Вергилий" П. Скаррона, "Елисей, или Раздраженный Вакх" В.И. Майкова). 2) Род театральной пародии, популярный в эпоху классицизма (конец 17 - 18 вв.) в странах Западной Европы ("Репетиция" герцога Букингемского, 1761, - первая пьеса бурлескного жанра). Получил распространение и в России (шутотрагедия, или "святочная трагедия" И.А. Крылова "Трумф", или "Подщипа", 1800). В театральном бурлеске применяются те же средства "снижения" возвышенного, что и в бурлескной поэзии (смотри Травестия). 3) музыкальная пьеса грубовато-комического, порой причудливого характера; родственна каприччо.
(от итал. - шутливый),
муж. amphigory, burlesqueburlesque
м. лит.
burlesco m
(бурлеска) (франц. burlesque, от итал. burlesco – шутливый) 1) тип комической стилизации; имитация популярного стиля или использование стилистических примет известного жанра – и в дальнейшем построение комического образа заимствованного стиля с помощью его применения к несоответствующему тематическому материалу. Иными словами, бурлеск – это воплощение «низкой» темы средствами «высокого» стиля. Возникновение понятия о бурлеске исторически связано с творчеством итальянского поэта Ф. Берни (1497–1535), именовавшего свои произведения «бурлесками» («burlesca»), т. е. «шутливыми стихами». Яркий пример бурлеска в рус. литературе – творчество Козьмы Пруткова.
2) Основанная на данном соотношении историческая жанровая форма европейской комической литературы, существующая с 17 в. как вид ироикомической поэмы: во Франции – поэма Н. Буало «Налой» (1674—83), в России – поэма В. И. Майкова «Игрок ломбера» (1763).
(в США), увеселительное зрелище непритязательного характера, развитое ок. 1865 М.Левиттом (Leavitt). Сценарий представления многие годы оставался неизменным. Вел шоу известный комик, ему помогали трое-четверо не столь знаменитых в комедийном гриме, мешковатых штанах, с накладными носами и в нелепых париках. Первая часть представления состояла из ансамблевых пения и танцев и комических скетчей, или "эпизодов". Вторая часть, "смесь", представляла собой серию эстрадных номеров. Последняя часть была в основном повторением первой с добавлением "иллюстрированных" песенок, монологов, комедийного финала в исполнении всей труппы и "дополнительного угощения" в виде кулачной потасовки или "горячительного" танца. Около 1920 главной приманкой бурлеска становится стриптиз. "Эпизоды" представляли собой юмористические сценки в духе "соленых" мужских анекдотов. Они почти полностью основывались на двусмысленности и балаганных приемах. В смягченном виде "эпизоды" использовались в 1920-х годах в качестве финалов ревю ("под занавес"). Считаясь малопристойным развлечением, бурлеск тем не менее стал школой для многих звезд музыкальной комедии, ревю, кино и радио.
БУРЛЕ́СК -а; м.;БУРЛЕ́СКА, -и; ж. [франц. burlesque]
1. Жанр пародийной поэзии и драматургии, комический эффект которого достигается контрастом между темой и характером её интерпретации.
2. Музыкальная пьеса шутливого характера; маленькая, шуточно-пародийная опера.
◁ Бурле́скный, -ая, -ое. Б-ая поэзия.
* * *
бурле́скбурлеска (от итал. burlesco — шутливый), 1) разновидность героикомической поэзии классицизма: изображение «высоких» предметов «низким» стилем, в отличие от травестии — изображения «низких» предметов «высоким» стилем. Пример — комические перелицовки «Энеиды» Вергилия у Скаррона, И. Котляревского. 2) Разновидность комической оперы, близкая водевилю. 3) Музыкальная пьеса шутливо-комического характера. Родственна каприччо, юмореске.
* * *
БУРЛЕСКБУРЛЕ́СК (бурлеска) (от итал. burlesco — шутливый),
1) разновидность героикомической поэзии классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ): изображение «высоких» предметов «низким» стилем в отличие от травестии — изображения «низких» предметов «высоким» стилем. Пример — комические перелицовки «Энеиды» Вергилия у Скаррона, И. Котляревского.
2) Музыкальная пьеса грубовато-комического, порой причудливого характера; родственна каприччо(см. КАПРИЧЧО).