(от эннэчэ — человек)
малочисленная народность, относящаяся к самодийским народам (См. Самодийские народы); в прошлом их называли енисейскими самоедами. Живут в низовьях Енисея [Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ]. Делятся на тундровых Э. и лесных. По языку и культуре близки нганасанам (См. Нганасаны) и ненцам (См. Ненцы), с которыми постепенно сливаются. Основными занятиями в прошлом были охота, оленеводство, рыболовство. В советское время вместе с ненцами и нганасанами работают в оленеводческих и рыболовецких совхозах и колхозах.
Лит.: Народы Сибири, М. — Л., 1956; Долгих Б. О., Очерки по этнической истории ненцев и энцев, М., 1970.
-ев, мн.
Народность, живущая в Таймырском автономном округе, а также лица, относящиеся к этой народности.
мн.
1.
Малочисленная народность, составляющая коренное население полуострова Таймыр в России.
2.
Представители этой народности.
ЭНЦЫ (устар. - енисейские самоеды) - народ в Таймырском (Долгано-Ненецком) а. о. Ок. 0,2 тыс. человек (1992). Язык энецкий. Верующие - православные.
ЭНЦЫ (самоназвание эннэчэ) - народность общей численностью 209 чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (198 чел.). Язык - энецкий. Религиозная принадлежность верующих: православные.
э́нцы см. э̀нец.
Э́НЦЫ -ев; мн. Малочисленная народность, составляющая коренное население полуострова Таймыр в России; представители этой народности.
◁ Эне́цкий, -ая, -ое. Э. язык.
* * *
э́нцы(устаревшее — енисейские самоеды), народ в России, в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе. Численность около 0,2 тыс. человек (1995). Язык энецкий. Верующие — православные.
* * *
ЭНЦЫЭ́НЦЫ, народ на севере Сибири, в Таймырском круге(см. ТАЙМЫРСКИЙ ОКРУГ). Относятся к самодийским народам, в прошлом их называли енисейскими самоедами. Живут в низовьях Енисея, делятся на тундровых и лесных энцев. Численность в Российской Федерации — 237 человек (2002). Язык энецкий. Верующие — православные. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам, с которыми постепенно сливаются. Основными занятиями были охота, оленеводство, рыболовство.
Этноним был введен в 1930-е годы Г.Н. Прокофьевым. Он имеет искусственный характер и является производным от энецкого «эннэчэ» — «человек», «мужчина». Энцы живут, в основном, в Усть-Енисейском, Дудинском, Авамском районах Таймырского округа. Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно две трети численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой, откочевывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озером Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду (родственники по жене).Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай. Этнографическая специфика этих групп в значительной степени утрачена и они рассматриваются в качестве чисто территориальных подразделений.
Энецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой он наиболее близок ненецкому. Он подразделяется на два диалекта: тундровый и таежный. Основное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. Генетически она восходит к распашной одежде с вшитым нагрудником. Традиционный комплекс одежды энцев отличается по двум этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда. Более традиционным является комплекс одежды тундровых энцев.
Комплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. Главенствующую роль в обществе играет мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения.
(от эннэчэ - человек) - малочисленная народность, относящаяся к самодийским народам; в прошлом их наз. енисейскими самоедами. Живут в низовьях Енисея (Таймырский (Долгано-Ненецкий) нац. округ). Делятся на тундровых Э. - сомату (Воронцовский сельсовет Усть-Енисейского р-на) и лесных (Потаповский сельсовет (Дудинского горсовета)). По языку и культуре близки нганасанам и ненцам, с к-рыми постепенно сливаются. Осн. занятиями в прошлом были охота, оленеводство, рыболовство. В сов. время вместе с ненцами и нганасанами объединены в оленеводческие и рыболовецкие совхозы и колхозы.
Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956; Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в., М., 1960; его же, Очерки по этнической истории ненцев и энцев, М., 1970.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.