M. называется совокупность тел, ограничивающих свободу движения друг друга взаимным сопротивлением настолько, что все точки такой системы способны описывать только вполне определенные кривые (траектории) и при данной скорости одной из точек скорости и ускорения всех остальных точек системы являются вполне определенными. М. служат для передачи и преобразования движения. Как преобразователь движения М. видоизменяет скорости, или траектории, или и то, и другое. Он преобразует скорости, если при известной скорости одной из его частей другая его часть совершает движение, подобное движению первой, но с другой скоростью. М. преобразует траекторию, если, в то время как одна из его точек описывает известную траекторию, другая описывает другую заданную траекторию. Определенность движения М. достигается попарным соединением его частей. Если требуется поставить тело A в такие условия, чтобы оно могло проходить последовательно только через определенные положения, то определяют поверхность, касательную ко всем этим положениям тела A (такая поверхность называется огибающей) и делают в неподвижном теле B канал, имеющий форму найденной огибающей. Тело A, помещенное в такой канал, будет способно только к определенному движению. Такая совокупность двух тел, в которой формой одного тела определяется весь ряд последовательных положений, которые способно в нем занять другое тело, называется кинематической парой. Тела, составляющие пару, называются ее звеньями. Например, тело, имеющее призматический канал, и помещенная в этом канале призма составляют поступательную пару, потому что одно из этих тел может совершать относительно другого только поступательное движение. Цилиндрическая втулка и помещенный в ней шип, снабженный закраинами, не дающими ему выскочить из втулки, составляют вращательную пару. Винт и гайка составляют винтовую пару. Расстояние между нарезками винта, считаемое по направлению оси винта, называется его шагом, так что, обойдя винт один раз, нарезка приближается к концу винта на один шаг. Поступательная пара может быть математически рассматриваема как такая винтовая, шаг которой равен бесконечности. Вращательная пара может быть рассматриваема как винтовая, шаг которой равен нулю. Эти пары называются простыми; отличительное свойство их заключается в том, что в них относительное движение одного звена по отношению к другому тождественно с относительным движением второго звена по отношению к первому. Пары, не обладающие этим свойством, называются высшими. Таковы: зацепляющиеся между собой зубчатые колеса, шкив и перекинутый через него ремень, дуговой двухсторонник и полая трехгранная призма и многие другие. Движение звена A в звене B называется обращенным по отношению к движению звена B в звене A. Одну из наиболее интересных высших пар представляет собой эллиптический циркуль. Он состоит из доски, в которой сделаны два крестообразно пересекающихся между собой прямолинейных, перпендикулярных друг к другу прореза, и из стержня с выступающими на концах цилиндрическими шипами, диаметры которых равны ширине прорезов. Стержень вставляется шипами в прорезы так, чтобы один шип ходил по одному, а другой по другому из прорезов; с противоположной стороны на шипы навинчиваются винты с головками, препятствующими шипам выскочить из прорезов. При неподвижности доски траектория всех точек стержня суть эллипсы; как частные случаи эллипсов траектория центров шипов суть прямые линии, а траектория середины стержня — окружность. Движение стержня относительно доски происходит так, как будто бы соединенный с ним круг, построенный на нем как на диаметре, катился по внутренней стороне окружности, описанной из точки пересечения средних линий прорезов радиусом, равным диаметру катящегося круга. В обращенном движении, т. е. при неподвижности стержня, все точки доски описывают улитки Паскаля (см. Кривые). Звено B, соединенное в какую-либо пару со звеном A, может быть соединено в пару же со звеном C, которое, в свою очередь, может составлять пару со звеном D и так далее. Такое последовательное соединение звеньев в пары называется кинематической цепью. Если последнее звено кинематической цепи соединено в пару с первым, то цепь называется замкнутой, в противном случае она называется открытой. Такая кинематическая замкнутая цепь, которая при неподвижности одного из звеньев получает определенность движения, характеризующую М., называется принудительной. Когда в принудительной цепи одно из звеньев предполагается неподвижным, то говорят, что цепь поставлена на этом звене. Ставя принудительную цепь последовательно на разные ее звенья, получим столько М., сколько имеется звеньев в цепи. Примером принудительной цепи может служить шарнирный четырехсторонник, состоящий из четырех стержней, соединенных между собой вращательными парами, называемыми шарнирами. М., все точки которого описывают траектории, лежащие в параллельных между собой плоскостях, называется плоским. Движение твердого тела, в котором все точки его описывают траектории, параллельные одной и той же плоскости, называется также плоским. Всякое плоское движение происходит так, как будто бы некоторая кривая, соединенная неизменяемо с движущимся телом, катилась по некоторой другой неподвижной кривой. Эти кривые называются полодиями. Полодии, как катящиеся друг по другу кривые, постоянно прикасаются одна к другой. Их общая точка прикосновения называется мгновенным полюсом (см. Кинематика). В течение весьма малого промежутка времени движение тела можно рассматривать как бесконечно малое вращение около мгновенного полюса. Так, например, в описанном выше эллиптическом циркуле движение, как мы видели, приводится к катанию одного круга по другому; эти круги и есть суть полодии данного движения. Если бы весь эллиптический циркуль (и доска, и стержень) был подвижен, то все-таки относительное движение стержня и доски было бы то же самое и определялось бы катанием тех же полодий. Относительное движение каждых двух звеньев принудительной цепи, хотя бы эти звенья и не были соседними, составляя пару, характеризуется катанием двух соответствующих полодий (в плоском механизме). Всякое движение твердого тела (не плоское) приводится к катанию друг по другу, соединенному со скольжением, двух линейчатых поверхностей, называемых аксоидами. Наибольшим практическим значением из всех высших пар пользуются зубчатые колеса, представляющие собой необходимое для преодоления более или менее значительных сопротивлений видоизменение катков. Цилиндрическими катками называются цилиндрические твердые тела, вращающиеся около своих геометрических осей и прикасающиеся друг к другу своими боковыми поверхностями, которые делаются шероховатыми. Если вращать один из таких катков, то благодаря существующему между катками трению и другой будет вращаться. Скорости вращения были бы обратно пропорциональны радиусам, если бы катки не скользили один по другому. Полодиями относительного движения двух соприкасающихся катков служат окружности основания самих катков. Чтобы устранить скольжение полодий, можно было бы на каждом из катков сделать впадины и выступы, чтобы выступы одного входили во впадины другого. Это и будут зубчатые колеса. Полодии двух зацепляющихся между собой зубчатых цилиндрических (лобовых) колес суть окружности, называемые начальными. Отношение угловых (вращательных) скоростей обратно пропорционально радиусам начальных окружностей. Впадины и выступы зубчатого колеса образуют зубцы. Расстояние между двумя соответственными точками пересечения профилей двух соседних зубцов с начальной окружностью, считаемое по этой окружности, называется шагом. Приготовление зубчатого колеса начинается с того, что начальную окружность его, размер которой определяется по данной относительной скорости колеса, делят на столько равных частей, сколько зубцов предполагается сделать на колесе; расстояние между соседними точками деления и будет равно шагу. Шаги сцепляющихся колес должны быть равны между собой, а, следовательно, радиусы начальных окружностей пропорциональны числам зубцов. Если полодии относительного движения двух зубчатых колес суть окружности, то отношение скоростей обратно пропорционально радиусам полодий и, следовательно, постоянно; такое постоянство и требуется от правильно устроенных колес, а так как в зубчатых колесах полодии ничем не отмечены, то самая форма зубцов должна быть такова, чтобы при сцеплении их относительное движение колес характеризовалось бы круговыми полодиями данных радиусов.
Существует несколько способов определения правильной формы зубцов, удовлетворяющих этому условию. Все эти способы основаны на следующем соображении. Пусть дан профиль зубца колеса A; покатим начальную окружность колеса A по начальной окружности колеса B на один шаг и найдем огибающую ко всем положениям, принимаемым при этом данным зубцом; эта огибающая и будет, по общему методу построения пар, представлять собой искомую форму зубца колеса B. Способ этот приложим к определению вида зубца колеса B в том случае, когда профиль зубца колеса A есть маленькая окружность, описанная из точки деления начальной окружности радиусом, раза в четыре меньшим шага; такое колесо называется цевочным и имеет зубцы, называемые цевками, в виде палок, параллельных оси колеса; профили цевок суть кружки, представляющие собой сечения цевок плоскостью, перпендикулярной к оси колеса. Покатим цевочное колесо A по колесу B; при этом центр цевки опишет эпициклоиду и огибающая последовательных положений цевки будет кривая, параллельная этой эпициклоиде и отстоящая от нее на расстояние радиуса цевки. Этой кривой и нужно ограничить бок зубца колеса B. Полный зубец ограничивается двумя такими боками, расположенными симметрично относительно средней линии зубца, направленной по радиусу колеса. а) Способ рулетт. Рулеттой называется кривая, чертимая какой-нибудь точкой кривой A, катящейся по кривой B. Пусть начальные окружности M и N колес соприкасаются взаимно в точке O. Построим произвольных радиусов вспомогательные круги P и Q, из которых P имел бы внутреннее прикосновение в точке O с M, круг же Q имел бы внутреннее прикосновение тоже в точке O с N. Покатим все четыре круга один по другому так, чтобы они постоянно соприкасались бы в одной точке. Изберем на P какую-нибудь точку a. Эта точка при катании P по M опишет гипоциклоиду p и при катании P по N опишет эпициклоиду q. Кривые p и q будут в течение движения соприкасаться взаимно потому, что обе чертятся одной и той же точкой a. Если принять p за форму впадины зубца колеса M, то q будет огибающая различных положений p и, как таковая, может быть принята за профиль выступа колеса N. Выступ колеса M и впадина колеса N образуются катанием кривой Q подобным же образом. Если взять радиус вспомогательной окружности P вдвое меньшим, то (как это видно из приведенной выше теории эллиптического циркуля) гипоциклоида p получает вид прямой. б) Способ развертывающих. Пусть O есть точка соприкосновения начальных окружностей; проведем через нее прямую, наклоненную к линии центров CC' под углом 75°, опустим из центров C и C' перпендикуляры CA и C'B на эту прямую и опишем из C и C' окружности радиусами CA и C'B; вообразим себе твердые цилиндры, построенные на найденных вспомогательных окружностях, как на основаниях; обернем около цилиндра CA нитку, свободный конец которой вытянем до O, и в этом месте укрепим на нитку карандаш. Двигая карандашом направо и налево так, чтобы идущая с цилиндра нить оставалась натянутой, не скользила бы по цилиндру, а только развертывалась бы несколько с него при движении карандаша в одну сторону и навертывалась бы при движении карандаша в другую сторону, начертим кривую, называемую развертывающей (см. Кривые, табл. II, фиг. 11). Эта кривая и будет профилем зубца колеса C. Профиль зубца колеса C' получается развертыванием нити с окружности C'B. в) Кроме этих точных способов построения зубцов, существуют еще приближенные, состоящие в нахождении круговых дуг, близко подходящих к теоретически правильным кривым. Из таких способов наиболее известны изобретенные Виллисом, Чебышевым и Петровым. Длина зубцов определяется из условия, чтобы постоянно находились в зацеплении три зубца.
Для того, чтобы, не увеличивая длины зубцов, дать возможность большему их числу находиться в одновременном зацеплении, поступают следующим образом: на готовое зубчатое колесо кладут, так чтобы оси их совпадали, другое такое же колесо и поворачивают его на1/5шага, на это колесо кладут третье и поворачивают его на1/5шага относительно второго и так далее накладывают одно на другое пять колес, которые и скрепляют между собой наглухо в таком положении или, еще лучше, отливают целиком штуку, имеющую форму таких сложенных колес; то же делают и для того колеса, которое должно сцепляться с приготовленным таким образом колесом. Такие колеса называются ступенчатыми, так как боковые поверхности их оказываются покрытыми ступенчатыми линиями. Если бы для приготовления ступенчатого колеса мы взяли не 5 толстых колес, отступающих друг от друга на1/5шага, а бесконечное множество бесконечно тонких колес, отступающих друг от друга на бесконечно малую часть шага, то на боковой поверхности получили бы не ступенчатые, а винтовые линии. Такие колеса с винтообразно идущими зубцами и отливаются (конечно целиком, а не из бесконечного числа тонких колес, рассматриваемых только в теории). Эти колеса, по имени изобретателя называемые колесами Гука, употребляются в М., требующих большой плавности движения. При помощи именно колес Гука знаменитый мастер Бреге устроил, для определения по мысли Араго и Физо скорости света в жидкостях, снаряд, в котором маленькое зеркальце делало до 2000 оборотов в секунду. Цилиндрические (лобовые) колеса употребляются для передачи вращения между осями параллельными. Для передачи вращения между осями пересекающимися употребляются конические колеса, а для передачи между осями непараллельными и непересекающимися служат гиперболоидные колеса. Винт, способный вращаться около своей оси, но не имеющий поступательного движения, может быть помещен так, чтобы составлять с зубчатым колесом зацепляющуюся пару. При таком соединении на один оборот винта, называемого иногда червяком, колесо поворачивается на один свой шаг.
Если имеется ряд валов с насаженными на них наглухо последовательно зацепляющимися зубчатыми колесами, по одному колесу на каждом валу, то абсолютная величина отношения угловой скорости первого и последнего вала, сколько бы ни было промежуточных колес, будет та же самая, как если бы первое и последнее колесо зацеплялись между собой непосредственно. Если же желают изменить это отношение, как это требуется, например, при устройстве часов, то на 1-й вал насаживают колесо, сцепляющееся с маленьким колесом, называемым шестерней, насаженным на втором валу, на котором параллельно с шестерней насаживается колесо, сцепляющееся с шестерней 3-го вала, и так далее; наконец, колесо предпоследнего вала сцепляют с шестерней последнего вала. В таком М. отношение угловых скоростей первого и последнего валов выражается формулой:
ω1/ωn= (-1)n-1(m1m2m3...mn)/(M1M2M3...Mn-1)
где ω1— угловая скорость первого вала, ωn— угловая скорость последнего вала, n — число валов, M1M2M3...— число зубцов колес, m1m2m3...— число зубцов шестерен. Множитель (-1)n-1стоит для того, чтобы показать, что при четном числе валов первый и последний вращаются в противоположные стороны, а при нечетном числе валов — в одну и ту же сторону. Если некоторые из валов в системе зубчатых колес подвижны, то такая система называется эпициклической. Эпициклические системы представляют чрезвычайно богатый материал для преобразования вращения. Так, например, при помощи такой системы, состоящей только из четырех колес почти одинакового размера, можно достигнуть такой передачи, при которой на 10000 оборотов некоторой части М. другая его часть делает только один оборот.
Особый, весьма богатый класс составляют М., состоящие из зубчатого колеса с острыми зубцами, круто скошенными в одну сторону и отлого в другую, и задерживающей собачки. Такие колеса называются храповыми. К этому классу относится, между прочим, соединение храпового колеса с якорем маятника в стенных часах и разные другие спуски. Не менее богатый класс представляют М. с кулаками. Примером такого рода М. может служить толчея, пест которой состоит из вертикально расположенного и способного иметь вертикальное движение бруска, оканчивающегося внизу тяжеловесной головкой; к этому бруску приделан сбоку выступ (кулак); подле песта помещается вращающийся вал с небольшим числом кулаков; при вращении вала кулак его подходит под кулак песта и поднимает пест на некоторую высоту, а затем, при дальнейшем вращении, кулак вала выскальзывает из-под кулака песта, и пест падает, производя удар, после чего он снова поднимается следующим кулаком вала, и так далее. Кроме твердых тел, звеньями М. могут быть и гибкие тела, как это мы видим в одном из распространеннейших М., служащих для передачи вращения, а именно в М., состоящем из двух шкивов с перекинутым через них ремнем. Такие шкивы вращаются в одну сторону, если ремень на них надет просто; если же ремень надет так, что он перекрещивается между шкивами, принимая форму восьмерки, то шкивы вращаются в противоположные стороны. Отношение угловых скоростей было бы обратно пропорционально радиусам шкивов, если бы не было скольжения ремня, которое изменяет это отношение процента на 2. Часть ремня, набегающая на шкив, должна идти так, чтобы средняя линия ремня находилась в одной плоскости со средним сечением шкива. Если это условие не соблюдается, то ремень соскочит; сбегающая же со шкива часть ремня может быть отведена значительно в сторону. Этим обстоятельством пользуются при устройстве передачи между шкивами, находящимися в разных плоскостях.
М., состоящие из твердых звенев, соединенных между собой только вращательными парами, называются шарнирными. Техника обогатилась весьма многими новыми шарнирными М., в особенности за последнее столетие, благодаря стремлению разрешить поставленную в прошлом столетии Ваттом задачу о превращении движения по дуге круга в движение прямолинейное. Ватт встретился с этой задачей, усовершенствуя паровую машину и желая соединить описывающий дугу конец коромысла с прямолинейно ходящей головкой поршневого штока, и решил ее изобретением своего знаменитого параллелограмма, ведущего точку по кривой, весьма мало отличающейся от прямой. Затем было изобретено множество М., решавших ту же задачу с большим еще приближением. Наконец, задача о приближенных прямилах получила окончательное завершение в удивительно простых и дающих весьма большое приближение прямилах Чебышева, одно из которых, может быть самое замечательное, состоит из шарнирного четырехсторонника, в котором звено, противоположное неподвижному, представляет собой прямоугольник с равными катетами; на концах одного из катетов находятся шарниры, которыми это звено связывается с боковыми звеньями четырехсторонника, конец же другого катета и описывает кривую, чрезвычайно мало отличающуюся от прямой; одно из боковых звеньев четырехсторонника, производя полные обороты (непрерывное вращение), приводит М. в движение (конечно, это звено надо вращать каким-либо двигателем). Таким образом, этот удивительный М., имея всего только три подвижных звена, с большим приближением преобразует в прямолинейное движение не колебание по дуге, но вращательное движение с произвольным числом полных оборотов. В шестидесятых годах французским инженером Посселье найдено было, наконец, и точное прямило. Затем точные прямила найдены были Липкиным, Гартом и Брикаром. Хотя эти точные прямила и не так практичны, как чебышевские, будучи сложнее их, и хотя теперь головка поршневого штока парой машины ведется обыкновенно просто салазками (поступательной парой), тем не менее открытие точного прямила составило эпоху главным образом потому, что механизмы Посселье, Липкина и Гарта основаны на устройстве такой принудительной цепи, в которой произведение расстояний двух подвижных точек М. от третьей точки остается постоянным, так что когда одно из этих расстояний увеличивается — другое уменьшается; такая кинематическая цепь называется инверсором, и при помощи ее может быть решено множество кинематических и даже чисто математических задач, как, например, механическое решение уравнений высших степеней, механическое деление угла на три равные части и проч. Инверсор Посселье состоит из ромба с шарнирами по углам и двух равных между собой, но более длинных, чем стороны ромба, стержней, которые скреплены шарниром между собой; каждый из стержней скреплен на другом своем конце с вершинами ромба шарниром; вершины ромба, скрепленные шарнирами с длинными стержнями, суть противоположные друг другу вершины; назовем две другие вершины свободными. Расстояния, произведение которых остается постоянным, суть расстояния шарнира, в котором длинные стержни скреплены между собой, от свободных вершин ромба. Если шарнир, связывающий между собой длинные стержни, сделать неподвижным и с помощью добавочного стержня, вращающегося около неподвижного центра, вести ближайшую к точке пересечения стержней свободную вершину ромба по окружности, проходящей через шарнир, связывающий длинные стержни, то другая свободная вершина ромба и опишет прямую. Сильвестер, Кемпе, Робертс, Дарбу, Бурместер и многие другие ученые изобрели и исследовали в последнее время множество весьма интересных шарнирных М., дающих замечательные преобразования траекторий. Шарнирными М. можно также передавать вращение даже с изменением числа оборотов, но такой способ передачи еще не вошел в практику, за исключением спарника, представляющего собой шарнирный параллелограмм, с помощью которого передается вращение без изменения угловой скорости от одной малой стороны параллелограмма к другой (см. Мертвые точки).
Жидкие тела также могут служить звеньями М. Примером такого М. может служить коленчатая трубка, наполненная жидкостью и снабженная в каждом колене поршнем, так как в такой системе определенному движению одного поршня будет соответствовать вполне определенное движение другого. Жидкость и прилегающие к ней стенки трубки составляют здесь кинематическую поступательную пару. Твердые звенья действуют друг на друга сопротивлением, благодаря своей твердости. Жидкие звенья, благодаря весьма малой сжимаемости жидкости, могут действовать на твердые звенья давлением; то же можно сказать и о газах. Ведь и твердые тела не абсолютно тверды, а представляют некоторую уступчивость. Поэтому Рёло рассматривает мельничное подливное колесо и действующую на него воду как высшую пару, аналогичную соединению зубчатого колеса с зубчатой линейкой (рейкой), осевую турбину и действующую на нее воду — как винтовую пару. Даже самые твердые части М. стираются трением друг о друга, а с другой стороны, например, обрабатываемая нитка передает в некоторых машинах движение от веретена к веретену. Поэтому и соединение орудия машины с обрабатываемым материалом (например, резец и обтачиваемый предмет) Рёло рассматривает как кинематическую пару, тем более что обрабатываемый предмет принимает форму огибающей различные относительные положения орудия. С такой точки зрения разница между машиной и М. является только в том, что на машину смотрят с динамической точки зрения, исследуя соотношения между работой двигателя и работой полезных и бесполезных сопротивлений, а на М. смотрят с точки зрения кинематической, исследуя соотношения между траекториями, скоростями и ускорениями.
Литературные указания: Reuleaux, "Der Konstrukteur"; его же, "Theoretische Kinematik"; Burmester, "Lehrbuch der Kinematik"; Grashof, "Theoretische Maschinenlehre"; Евневич, "Курс прикладной механики"; Вейсбах, "Практическая механика" (в переводе Усова); Weisbach, "Lehrbuch der lugenieur und Maschinenmechanik, bearbeitet von Herrmann"; Collignon, "Traité de Mécanique"; Чебышев, "О простейшей суставчатой системе" ("Записки Императорской академии наук", приложение к LX тому) и многие другие статьи в "Записках Императорской академии наук"; Альбицкий, "Конические зубчатые колеса", "Цилиндрические зубчатые колеса", "Винтовое зацепление"; Гохман, "Теория зацеплений"; Kempe, "How to draw a straight line" ("The Nature", т. XVI). Литература шарнирных механизмов указана в статье Лигина "Liste des travaux sur les systèmes articulés" ("Bulletin Darboux", 2 сер., т. VII).
H. Делоне.
(от греч. mechane — машина)
система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел. М. составляют основу большинства машин (См. Машина), применяются во многих приборах, аппаратах и технических устройствах. Твёрдое тело, входящее в состав М., называемое звеном, может состоять из одной или нескольких неподвижно соединённых деталей (отдельно изготовленных частей). Соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относительное движение, называется кинематической парой (См. Кинематическая пара) (см. также Кинематика механизмов). Наиболее распространённые кинематической пары: вращательная (шарнир), поступательная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая (шаровой шарнир). Если в преобразовании движения, кроме твёрдых тел (звеньев), участвуют жидкие или газообразные тела, то М. называют соответственно гидравлическим или пневматическим.
Для изучения движения звеньев М. составляется кинематическая схема, на которой указываются данные, необходимые для определения положения звеньев. На рис. 1 показан чертёж М. двигателя внутреннего сгорания и его кинематическая схема. На кинематической схеме кривошип и шатун условно представлены в виде отрезков, соединяющих центры шарниров, ползун — в виде прямоугольника, стойка О — в виде отрезка со штриховкой, изображающего направляющую ползуна, и треугольника с шарниром, имеющим неподвижную ось вращения. Для определения по кинематической схеме положения всех подвижных звеньев М. достаточно знать положение одного звена. Звено, положение которого для любого момента времени задано, называют начальным. При исследовании М. число начальных звеньев должно совпадать с числом его степеней свободы (См. Степеней свободы число), т. е. с числом независимых переменных, определяющих положения всех звеньев. М. двигателя внутреннего сгорания имеет одну степень свободы; в качестве независимой переменной для М. можно принять угол φ. В шарнирном М. с двумя степенями свободы, (рис. 2) независимыми переменными могут быть углы φ1 и φ2, или φ1 и φ3, или, наконец, φ2 и φ3.
М. применяется в тех случаях, когда нельзя получить непосредственно требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения. Например, ротор электродвигателя и подшипники, в которых он вращается, не образуют М., т. к. в этом случае электроэнергия непосредственно преобразуется в требуемое движение без какого-либо промежуточного преобразования механического движения. М. появляется только тогда, когда требуется уменьшить угловую скорость выходного вала, т. е. устанавливается понижающая зубчатая передача. М. двигателя внутреннего сгорания преобразует прямолинейное движение поршня во вращательном движение коленчатого вала. М., предназначенный для преобразования вращательных или прямолинейных движений во вращательные (и наоборот), называется передаточным М., или передачей (См. Передача). В зависимости от вида звеньев различают зубчатые, рычажные, фрикционные, цепные, ремённые передачи. К этому же типу М. относятся гидро- и пневмопередачи. М., служащий для воспроизведения движения некоторой точки по заданной траектории, называется направляющим. Наибольшее распространение имеют М., воспроизводящие движение по прямой линии (прямолинейно-направляющие) и по дуге окружности (круговые направляющие). М., предназначенные для сложного перемещения твёрдого тела в пространстве или в плоскости, называются перемещающими.
В 60 — начале 70-х гг. 20 в. появились новые М., созданные для выполнения задач, связанных с космической техникой (М. для передачи вращения в вакууме, М. пространственной ориентации), медицинской техники (регулируемые аппараты, биопротезы), для работы в средах, недоступных или опасных для человека (подводные глубины, космос, атомные реакторы). Для выполнения этих работ нашли применение манипуляторы, основу которых составляют пространственные М. со многими степенями свободы. Развитие манипуляторов привело к созданию промышленных Роботов, позволяющих автоматизировать процессы обработки, монтажа и сборки изделий. См. также Машин и механизмов теория.
Лит.: Кожевников С. Н., Есипенко Я. И., Раскин Я. М., Механизмы, 3 изд., М., 1965; Артоболевский И. И., Механизмы в современной технике, т, 1—2, М., 1970—71.
И. И. Артоболевский, Н. И. Левитский.
Рис. 1. Чертёж (а) и кинематическая схема (б) механизма двигателя внутреннего сгорания; 1 — коленчатый вал (кривошип); 2 — шатун; 3 — ползун; О — стойка; φ — независимая переменная, угол поворота кривошипа.
Рис. 2. Схема шарнирного механизма с двумя степенями свободы (с двумя начальными звеньями).
МЕХАНИ́ЗМ, -а, муж.
1. Внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие. Звено механизма. М. часов. Заводной м.
2. перен. Система, устройство, определяющие порядок какого-н. вида деятельности. Государственный м.
3. перен. Последовательность состояний, процессов, определяющих собою какое-н. действие, явление. М. кровообращения.
| прил. механический, -ая, -ое (к 1 знач.).
-а, м.
1.
Совокупность подвижно соединенных частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения; устройство машины, прибора, аппарата и т. п.
Шарнирный механизм. Зубчатый механизм.
□
[Казаков] спокойным движением встряхнул гранату, чтобы сработал ударный механизм. А. Гончаров, Наш корреспондент.
||
Машина, приспособление для чего-л.
Подъемный механизм. Землеройные механизмы.
□
Перед нами стояли машины для сортировки и разделки рыбы — множество тяжелых и легких механизмов, созданных советской наукой для рыбного хозяйства страны. Закруткин, Плавучая станица.
2. перен.; чего или какой.
Внутреннее устройство, система чего-л.
Государственный механизм.
□
Аресты, тюрьмы, ссылки в Сибирь сотен молодежи все более разжигали и обостряли ее борьбу против огромного, бездушного механизма власти. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
3. чего.
Совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-л. физическое, химическое, физиологическое и т. п. явление.
Механизм мышления. Механизм кровоснабжения мозга. Механизм химической реакции.
[От греч. μηχανή — машина, орудие]
машинное (безжизненное) устройство, действующее по известным законам природы
Ср. Суд не механизм, не отвлечение от жизни, а живой и восприимчивый организм, приходящий в самое непосредственное соприкосновение с явлениями общежития...
А.Ф. Кони. Нравственные начала в уголовном процессе.
См. машина.
См. орган.
1.
МЕХАНИ́ЗМ1, механизма, муж. (от греч. mechane - машина).
1. Внутреннее устройство машины или прибора, приводящее машину, прибор в действие (тех.). Механизм часов. Передаточный механизм. Заводной механизм. Механизм машины в порядке.
2. перен. Внутреннее устройство, система функционирования чего-нибудь, аппарат какого-нибудь вида деятельности (книжн.). Канцелярский механизм. Сложный механизм языка. Механизм умственной работы.
2.
МЕХАНИ́ЗМ2, механизма, мн. нет, муж. (сравни механизм1) (филос.). Философское направление, сводящее всё многообразие бытия к простым законам механики.
I
м.1.
Устройство машины, прибора, аппарата и т.п., приводящее их в действие.
2.
перен.Система или устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности или процесса.
II
м.Совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление.
III
м.Одно из направлений в философии, характеризующееся проявлением метафизического метода мышления и миропонимания, заключающегося в сведе́нии всего многообразия мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложных закономерностей развития - к простейшим законам механики; механицизм.
МЕХАНИЗМ - система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. твердых тел. Если в преобразовании движения участвуют жидкие или газообразные тела, то механизм называется гидравлическим или пневматическим. Обычно в механизме имеется одно входное звено, получающее движение от двигателя, и одно выходное звено, соединенное с рабочим органом машины или указателем прибора. Различают механизмы плоские, у которых точки звеньев описывают траектории, лежащие в параллельных плоскостях, и пространственные.
МЕХАНИЗМ, система звеньев (тел), преобразующая движение одних звеньев в требуемое движение других. Обычно механизм имеет одно входное звено, получающее движение от двигателя, и одно выходное, соединенное с рабочим органом машины или с указателем прибора. В зависимости от вида элементов, составляющих механизм, и характера их взаимодействия и движения различают механизмы зубчатые, дифференциальные, планетарные, реверсивные, кривошипные и другие, а также пневматические и гидравлические, если в преобразовании движения участвует газ или жидкость.
совокупность подвижно соединённых звеньев, совершающих под действием приложенных сил заранее определённые целесообразные движения
(Болгарский язык; Български) — механизъм
(Чешский язык; Čeština) — mechanismus; ústrojí
(Немецкий язык; Deutsch) — Mechanismus
(Венгерский язык; Magyar) — gépezet
(Монгольский язык) — механизм
(Польский язык; Polska) — mechanizm
(Румынский язык; Român) — mecanism
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — mehanizam
(Испанский язык; Español) — mecanismo
(Английский язык; English) — mechanism
(Французский язык; Français) — mécanisme
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
муж. mechanism прям. и перен.;
gea(ring);
machinery коллект.;
прям. и перен. с точностью часового механизма ≈ like clockwork впускной механизм ≈ admission gear передаточный механизм ≈ driving gear пусковой механизм ≈ starting device, starter часовой механизм ≈ clockwork автоматический механизм ≈ automatic ведомый механизм ≈ follower тех. передающий механизм ≈ communicator механизм управления ≈ control-gearм. mechanizm;
часовой ~ clockwork (device);
движущий ~ driving-gear;
государственный ~ machinery of State;
~ для установки кадра кино framer;
~ прерывистого движения кино intermittent mechanizm;
~ синхронной связи кино synchronizing clutch mechanizm.
action, device, machine, gear, mechanism, motion
m.mechanism
м
Mechanismus m, sg неизм., pl -men(тж. перен.); Vorrichtung f(приспособление)
передаточный механизм — Getriebe n
часовой механизм — Uhrwerk n
механизм м Mechanismus m, sg неизм., pl -men (тж. перен.); Vorrichtung f c (приспособление) передаточный механизм Getriebe n 1d часовой механизм Uhrwerk n 1a
механизмMechanismus
м.
mécanisme m
часовой механизм — mécanisme d'horlogerie
подъемный механизм — mécanisme de levage
передаточный механизм — mécanisme de transmission
спусковой механизм (винтовки) — mécanisme de détente
м.
mecanismo m (тж. перен.)
часово́й механи́зм — mecanismo de(l) reloj
переда́точный механи́зм — mecanismo de transmisión
спусково́й механи́зм (винтовки) — mecanismo de disparo
м.
1)meccanismo, congegno
2)перен. meccanismo, apparato
государственный механизм — la macchina statale, l'apparato statale
механизм кровообращения — il meccanismo della circolazione del sangue
机器, 机械
система движений или событий, а также устройство или приспособление, в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы. Механизмом также называют причинно-механическую картину мира, в противоположность телеологической или виталистической. Механистической называют картину мира, изображающую Вселенную в виде мировой машины. Кант учил: не положив в основу механизм природы в качестве гипотезы исследования, нельзя получить никакого настоящего познания природы, даже вообще никакой строго точной науки («Критика способности суждения»). См. Машинная теория жизни. Механически и – относящийся к механике, с необходимостью производимый тяжестью или движением (давление и удар), вообще физическими причинами и подчиняющийся законам механики; также: машинный, автоматический.
МЕХАНИ́ЗМ -а; м. [от греч. mēchanē - машина, орудие]
1. Совокупность подвижно соединённых частей, совершающих под действием приложенных сил заданные движения; устройство машины, прибора, аппарата и т.п. Шарнирный м. Зубчатый м. М. часов. Привести м. лебёдки в действие. Поломка механизма. // Машина, приспособление для чего-л. Подъёмный м. Землеройный м. М. для изготовления пряжек. М. для очистки лобовых стёкол автомобиля.
2. чего и с опр. Внутреннее устройство, система чего-л. Государственный м. М. власти. М. управления хозяйством.
3. Разг. = Мето́дика. Раскрыть м. подготовки команды к соревнованиям. М. приобретения профессиональных навыков.
4. чего. Совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-л. физическое, химическое, физиологическое, психологическое и т.п. явление. М. мышления. М. кровоснабжения мозга. М. химической реакции. Изучить м. актёрского мастерства.
* * *
механи́змсистема, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел. Механизмы составляют основу большинства машин, применяются во многих приборах, аппаратах, устройствах; состоят из звеньев — твёрдых тел из одной или нескольких неподвижно соединённых деталей. Подвижное соединение двух звеньев — кинематическая пара. Наиболее распространены пары: вращательная (шарнир), поступательная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая (шаровой шарнир).
* * *
МЕХАНИЗММЕХАНИ́ЗМ, система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. твердых тел. Если в преобразовании движения участвуют жидкие или газообразные тела, то механизм называется гидравлическим или пневматическим. Обычно в механизме имеется одно входное звено, получающее движение от двигателя, и одно выходное звено, соединенное с рабочим органом машины или указателем прибора. Различают механизмы плоские, у которых точки звеньев описывают траектории, лежащие в параллельных плоскостях, и пространственные.
см. импульс
1) система тел, предназначенная для преобразования движения одного или неск. твёрдых тел в требуемые движения др. твёрдых тел. По структурно-конструктивным признакам различают М. шарнирные (рычажные), кулачковые, зубчатые, клиновые, винтовые, фрикц., с гибкими звеньями, с гидравлич., пневматич. и электрич. устройствами и пр. М., в к-рых все точки имеют траектории, лежащие в одной или параллельных плоскостях, наз. плоскими (кривошипно-ползунные, кулачковые, планетарные, клиновые и др.), все остальные М. относятся к пространственным (винтовые, червячные и др.). М. могут иметь одну или более степеней свободы. Наибольшее распространение имеют М. с одной степенью свободы, в к-рых для определённости движения всех звеньев нужно задать закон движения одного звена; реже применяют М. с двумя степенями свободы (напр., дифференциальные). Методы исследования и проектирования М. составляют часть теории машин и механизмов (см. Машин и механизмов теория).
2) Внутр. устройство, система ч. -л., например гос. М. управления.
3) Совокупность и последовательность состояний и элементарных стадий процессов, из к-рых складывается к.-л. физ., хим., физиологич. и т. п. явление, например М. хим. реакции, М. мышления.
МЕХАНИЗМ — одно из внутренних устройств какой-либо машины (см.), двигателя (см.), аппарата (см.) или прибора, обеспечивающее выполнение ими работы в соответствии с назначением. М. имеют множество разновидностей в зависимости от принципа действия, конструкции и области применения, но все они в общем виде предназначены для передачи или преобразования видов движений с целью изменения их характеристик (скорости, направления, частоты и др.) и представляют собой систему подвижно соединённых тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих звеньев) вызывает определённые и требуемые движения остальных тел (ведомых звеньев) данной системы. Если в преобразовании движения участвует жидкость, М. называют гидравлическим, если воздух — пневматическим. М. могут иметь одну или более степеней свободы. Различают М. плоские, у которых точки звеньев описывают траектории, лежащие в одной или параллельных плоскостях (зубчатые, кривошипно-ползунные, кулачковые, мальтийские, планетарные, клиновые и др.), и пространственные (винтовые, червячные, карданные и др.).
action, device, machine, gear, mechanism, motion
* * *
механи́зм м.mechanism; gear; device
получа́ть модифика́цию механи́зма (в теории механизмов и машин) — derive a mechanism
механи́зм автомати́ческой пода́чи — automatic feed mechanism
механи́зм автомати́ческой регулиро́вки соста́ва то́плива — automatic mixture control
механи́зм автомати́ческой сме́ны челнока́ — automatic shuttle changer
автоно́мный механи́зм — self-reacting device
азимута́льный механи́зм — azimuth gear, azimuth mechanism
механи́зм блокиро́вки дифференци́ала — differential lock
блокиро́вочный механи́зм (механического типа) — latching mechanism
блоки́рующий механи́зм — lock gear, blocking [interlocking] mechanism
механи́зм бо́я текст. — picking mechanism
механи́зм бо́я, кривоши́пный текст. — crank picking motion
механи́зм бо́я, эксце́нтриковый текст. — tappet eccentric motion
бумаготранспорти́рующий механи́зм — paper-ribbon feeding mechanism
механи́зм бы́строго хо́да — rapid-traverse mechanism
винтово́й механи́зм — screw(-type) mechanism
механи́зм включе́ния
1. маш. engaging [starting] mechanism
2. с.-х. trip
механи́зм возвра́та моне́ты (в таксофоне) — refund mechanism
механи́зм возвра́та теле́жки прок. — carriage return mechanism
механи́зм возвра́тно-поступа́тельного движе́ния кристаллиза́тора (в установке непрерывной разливки стали) — mould reciprocating mechanism
волочи́льный механи́зм метал. — draw-off gear
впускно́й механи́зм — admission gear
механи́зм враща́ющейся кули́сы — rotating block linkage
механи́зм враще́ния анте́нны — scanner assembly
временно́й механи́зм — timing equipment, timing device, timer, timing [time] mechanism
вспомога́тельные механи́змы — auxiliary machinery
механи́зм вы́борки вчт. — access mechanism
механи́зм выглубле́ния с.-х. — raising mechanism
механи́зм выглубле́ния сошнико́в — colter raising mechanism
механи́зм вы́грузки — discharge device
выключа́ющий механи́зм полигр. — justification mechanism
механи́зм выключе́ния
1. disengaging [trip] mechanism
2. с.-х. trip
механи́зм выра́внивания с.-х. — leveling mechanism
механи́зм выра́внивания, ма́ятниковый с.-х. — pendulum leveler
высева́ющий механи́зм — sowing [seeding] mechanism
выта́лкивающий механи́зм прок. — pull-back mechanism
механи́зм газораспределе́ния — valve gear
гла́вные механи́змы мор. — main [propulsion] machinery
гнездообразу́ющий механи́зм с.-х. — grouping mechanism
механи́зм горе́ния — combustion mechanism
гра́бельный механи́зм — rake mechanism
гре́йферный механи́зм кфт. — claw mechanism
грузоподъё́мный механи́зм — hoisting device
механи́зм движе́ния кристаллиза́тора (в установке непрерывной разливки стали) — mould-moving mechanism
дви́жущий механи́зм
1. driving mechanism, gear train
2. (шагового искателя) тлф. stepping mechanism
двухкоромы́словый механи́зм — double-lever mechanism
двухкривоши́пный механи́зм — double-crank mechanism
механи́зм де́йствия корро́зии — corrosion mechanism
механи́зм де́йствия корро́зии состои́т в, … — corrosion proceeds by a … mechanism
дели́тельный механи́зм — divider
дифференциа́льный механи́зм — differential (gear)
механи́зм для выта́скивания опра́вки прок. — stripper mechanism
механи́зм для подъё́ма мульд — charging-box lifting device
дози́рующий механи́зм — batching device
механи́зм заглубле́ния с.-х. — lowering mechanism
загру́зочный механи́зм — charging device, charger
задаю́щий механи́зм прок. — pushing device
зажимно́й механи́зм — clamping device, clamping mechanism
замыка́ющий механи́зм свз. — closing mechanism, locking device
запира́ющий механи́зм — locking device
механи́зм захва́та прок. — gripping mechanism
зевообразу́ющий механи́зм текст. — shedding motion
знакопеча́тающий механи́зм — symbol-printing mechanism
зубча́тый механи́зм — gear train
механи́зм измене́ния ша́га (гребного винта) — pitch control mechanism
механи́зм измери́тельного прибо́ра (подвижная часть) — moving element (Примечание. Перевод movement не рекомендован соответствующими стандартами. )
интегри́рующий механи́зм — integrating mechanism
исполни́тельный механи́зм — actuating mechanismus, actuator
исполни́тельный, гидравли́ческий механи́зм — hydraulic actuator
исполни́тельный, гидравли́ческий механи́зм дро́ссельного управле́ния — valve-controlled actuator
исполни́тельный, гидравли́ческий объё́мный механи́зм — pump-controlled hydraulic actuator
исполни́тельный, гидравли́ческий механи́зм со стру́йным управле́нием — jet-pipe actuator
исполни́тельный, дискре́тный механи́зм — digital actuator
исполни́тельный, лине́йный механи́зм — linear actuator
исполни́тельный, многопозицио́нный механи́зм — multiposition actuator
исполни́тельный, пневмати́ческий механи́зм — air actuator
исполни́тельный, поршнево́й механи́зм — piston actuator
механи́зм кантова́ния — tilting mechanism
касси́рующий механи́зм — coin collector, collecting device
механи́зм кача́ния (печи) — tilting mechanism
механи́зм кача́ющейся кули́сы — swinging block linkage
кла́панный механи́зм с двумя́ ве́рхними вала́ми — double overhead camshaft, d.o.h.c.
кла́панный механи́зм с одни́м ве́рхним ва́лом — single overhead camshaft, s.o.h.c.
механи́зм клетево́го парашю́та горн. — grip gear
клиновыпуска́ющий механи́зм полигр. — space-band key mechanism
коленорыча́жный механи́зм — toggle
коммутацио́нный механи́зм свз. — switch
кривоши́пно-коромы́словый механи́зм — crank-and-rocker mechanism
кривоши́пно-кули́сный механи́зм — oscillating crank gear, block linkage (mechanism)
кривоши́пно-ползу́нный механи́зм — slider-crank mechanism
кривоши́пно-ползу́нный, аксиа́льный механи́зм — central crank mechanism
кривоши́пно-ползу́нный, дезаксиа́льный механи́зм — eccentric crank mechanism
кривоши́пно-шату́нный механи́зм — crank mechanism
кривоши́пный механи́зм — crank mechanism
крути́льный механи́зм — twisting mechanism
кулачко́вый механи́зм — cam mechanism, cam gear
кулачко́вый, распредели́тельный механи́зм — tappet gear
кулачко́вый механи́зм транспортиро́вки киноплё́нки — harmonic cam movement
кули́сный механи́зм — link gear
лентопротя́жный механи́зм
1. (кинокамеры) film-pulling [film-movement] mechanism
2. (вычислительной машины) tape drive, tape transport
листоотдели́тельный механи́зм полигр. — sheet-separating mechanism
ло́жечный выбра́сывающий механи́зм (сеялки) — cup feed
механи́зм мальти́йского креста́ — Geneva stop-motion, Maltese-cross [Geneva] movement
матрицевыпуска́ющий механи́зм полигр. — escapement mechanism
ма́ятниковый механи́зм — pendulum motion
микрометри́ческий механи́зм — micrometer motion
механи́зм мо́тки — winding mechanism
набо́рный механи́зм (приёмно-печатающей части буквопечатающего телеграфа) — selector mechanism
механи́зм наво́дки на ре́зкость опт. — focusing system
нажимно́й механи́зм прок. — screwdown mechanism
механи́зм накло́на конве́ртера — converter tilting mechanism
механи́зм накло́на платфо́рмы (жатки) — platform tilting mechanism
намо́точный механи́зм — winding machine
механи́зм наплы́ва кфт. — dissolve mechanism
напо́рный механи́зм (экскаватора) — crowding [racking] gear
механи́зм на́тиска полигр. — impression mechanism
механи́зм обка́тки (тип зубчатой передачи) — epicyclic gearing, epicyclic (gear) train
механи́зм обра́тной свя́зи — feedback mechanism
обращё́нный механи́зм — reversed mechanism
окола́чивающий механи́зм кож. — beater attachment
механи́зм опереже́ния впры́ска — injection advance device, injection advance apparatus
механи́зм опроки́дывания прок. — tilting mechanism
опроки́дывающий механи́зм
1. авто dumping [tipping] gear, dumping [tipping] mechanism
2. (для слитков) tumbler
оса́дочный механи́зм — upsetting device
механи́зм остано́ва — stop motion
механи́зм отво́да рабо́чих о́рганов, предохрани́тельный с.-х. — break-back mechanism
отводя́щий механи́зм (транспортёра) — deflecting mechanism
механи́зм откидно́го бё́рда текст. — loose reed mechanism
оття́гивающий механи́зм прок. — pull-back mechanism
очисти́тельный механи́зм с.-х. — cleaning mechanism
па́лубные механи́змы — deck machinery
парораспредели́тельный механи́зм — valve-gear mechanism, steam distributor
механи́зм перево́да реги́стра свз. — case shifter, case shift (mechanism)
перево́дный механи́зм ж.-д. — reverse gear
переда́точный механи́зм — transmission mechanism; transfer device; (крана, экскаватора) traversing gear
механи́зм переключе́ния — switching mechanism; change-over mechanism
механи́зм переключе́ния переда́ч [скоросте́й] — gear shift(ing) [speed control] mechanism
механи́зм перемагни́чивания — magnetization mechanism
механи́зм перемеще́ния электро́дов (в ферросплавной печи) — electrode-positioning mechanism
перенабо́рный механи́зм (телетайпа или старт-стопного телеграфного аппарата) — transfer mechanism
механи́зм периоди́ческого перемеще́ния — indexing mechanism
перфори́рующий механи́зм — perforating mechanism
механи́зм петлева́ния прок. — looper
печа́тающий механи́зм — printing mechanism
пита́ющий механи́зм — feeder, feeding mechanism
планета́рный механи́зм — planetary train, planetary gear
пло́ский механи́зм (в теории механизмов и машин) — plain mechanism
механи́зм поворо́та
1. (печи) swinging mechanism
2. (кислородного конвертера) swivelling device
поворо́тный механи́зм
1. indexing mechanism
2. ж.-д. slewing gear, traversing mechanism
поворо́тный механи́зм оборо́тного ору́дия с.-х. — turnover, trip-over, change-over mechanism
механи́зм пода́чи (в станках) — feed
включа́ть механи́зм пода́чи — apply the feed
механи́зм пода́чи перфока́рт — punch(ed) card feeder
механи́зм пода́чи руло́нов прок. — coil handling apparatus
механи́зм пода́чи электро́дной про́волоки свар. — electrode feeding machine
подаю́щий механи́зм (угольного комбайна) — haulage unit
подбира́ющий механи́зм с.-х. — pick-up mechanism, pick-up assembly
механи́зм подъё́ма (напр. жатки, мотовила подборщика) — lift
механи́зм подъё́ма засло́нки метал. — door-lifting mechanism
механи́зм подъё́ма фу́рмы (кислородного конвертера) — lance hoist
подъё́мно-тра́нспортные механи́змы — materials-handling machines
подъё́мный механи́зм — lifter, lifting mechanism, hoist
механи́зм предвари́тельного вы́бора (переключаемой передачи) авто — preselector
при́водно-замыка́ющий механи́зм ж.-д. — switch-and-lock movement
приводно́й механи́зм — operating [driving] mechanism
рабо́чий механи́зм — operating [working] mechanism
разбра́сывающий механи́зм с.-х. — spreading [ejection] mechanism
разводно́й механи́зм (моста) — turning machinery
механи́зм раздева́ния сли́тков метал. — ingot stripper
размыка́ющий механи́зм — trip(ping) mechanism
ра́стровый механи́зм — screen distance adjusting mechanism
растя́гивающий механи́зм — stretcher
расцепля́ющий механи́зм — tripping [disengaging, releasing] gear, trip [release] mechanism
реверси́вный механи́зм — reversing mechanism, tumbler gear
механи́зм реверси́рования ша́га винта́ ав. — pitch reversing gear
регули́рующий механи́зм — adjusting gear, control mechanism
редукцио́нный механи́зм — reducing [reduction] gear
ре́жущий механи́зм (комбайна) — cutter bar
рулево́й механи́зм — steering gear
рулево́й механи́зм с усили́телем — power-assisted steering gear
рыча́жный механи́зм — lever motion, leverage, linkage
механи́зм свобо́дного хо́да (обгонная муфта) — overrunning [free-wheel] clutch
механи́зм сжа́тия электро́дов свар. — ram
механи́зм сме́ны уто́чных шпуль — automatic pirn changer, automatic weft replenisher
механи́зм соба́чек (шлеппера) прок. — ducking dog mechanism
сотряса́тельный механи́зм с.-х. — shaker mechanism
стержнево́й механи́зм (в теории механизмов и машин) — link mechanism
стержнево́й, четырёхзве́нный механи́зм — four-bar link mechanism
сто́порный механи́зм — arrester, arresting gear, arresting [locking] device, lock mechanism
стри́пперный механи́зм — ingot stripper
механи́зм стыко́вки косм. — docking mechanism
механи́зм сцепле́ния ж.-д. — catching [coupling] device, catch gear
счё́тный механи́зм — counter mechanism; полигр. unit-registering mechanism
счё́тный механи́зм счё́тчика — register of a meter, counting mechanism of a meter
счи́тывающий механи́зм — reading mechanism
механи́зм съё́ма поча́тков текст. — doffing motion
та́нгенсный механи́зм — cross-slide mechanism
тексозабива́ющий механи́зм кож. — tack driver
механи́змы топливопода́чи — coal-handling facility
тормозно́й механи́зм — brake [braking] gear
механи́зм то́чного вы́сева — precision sowing mechanism
механи́зм три́ммерного эффе́кта ав. — trimming mechanism
уде́рживающий механи́зм — restraining element, holding device
механи́зм управле́ния ковшо́м — bucket control
механи́зм управле́ния накло́ном ковша́ — bucket tip control
механи́зм управле́ния сцепле́ния, рыча́жный — clutch linkage
управля́ющий механи́зм — operating mechanism
устано́вочный механи́зм
1. adjusting gear
2. прок. roll-separating mechanism
механи́зм фикса́ции космона́вта — retention mechanism
механи́зм фокусиро́вки — focusing system; lens-focusing mechanism
фрикцио́нный механи́зм — friction gear
храпово́й механи́зм — ratchet-and-pawl mechanism, ratchet-and-pawl gear
це́вочный механи́зм — lantern wheel mechanism
часово́й механи́зм
1. (механизм часов, напр., ручных) movement
2. (в качестве привода других устройств) clockwork (drive)
… с часовы́м механи́змом — clock(work)-operated, clock(work)-driven
чувстви́тельный механи́зм — sensing mechanism
механи́зм шарни́рного антипараллелогра́мма — antiparallel link mechanism
механи́зм шарни́рного параллелогра́мма — parallel link mechanism
шарни́рный механи́зм — link mechanism
шарни́рный механи́зм наве́ски ковша́ — bucket linkage
щёткоустано́вочный механи́зм (компаса) — brush-setting mechanism
щё́точный механи́зм эл. — brush gear
м.
meccanismo m; dispositivo m; congegno m; apparecchio m ( см. тж аппарат, приспособление, устройство)
механизм возвратно-поступательного хода — meccanismo a moto alternativo
гидравлический исполнительный механизм — servocomando m idraulico
мальтийский механизм, механизм мальтийского креста — кфт. meccanismo a croce di Malta
механизм рулевого управления, рулевой механизм — meccanismo [comando m] di sterzo
- механизм аварийной остановки
- механизм автоматического останова- механизм автоматической подачи
- автономный механизм
- механизм автосцепки
- батанный механизм
- механизм блокировки
- блокирующий механизм
- вакуумный механизм
- ведомый механизм
- ведущий механизм
- механизм вертикальной наводки
- механизм взаимодействия
- винтовой механизм
- винтовой подъёмный механизм
- включающий механизм
- возвращающий механизм
- механизм вращения
- временной механизм
- вспомогательный механизм
- механизм выборки
- выбрасывающий механизм
- выключающий механизм
- выравнивающий механизм
- механизм высоты
- выталкивающий механизм
- вытяжной механизм
- вязальный механизм
- механизм гидравлического управления
- главный механизм
- механизм горизонтальной наводки
- грейферный механизм
- грузоподъёмный механизм
- механизм дальности
- движущий механизм
- двусторонний храповой механизм
- двухконусный механизм
- двухкоромысловый механизм
- двухкривошипный механизм
- декадный механизм
- делительный механизм
- механизм дистанционного управления
- дифференциальный механизм
- механизм для петлевания
- дозирующий механизм
- загрузочный механизм
- механизм заднего хода
- зажимной механизм
- механизм замедления
- замыкающий механизм
- запирающий механизм
- механизм захвата
- зубчато-реечный механизм
- зубчатый механизм
- измерительный механизм
- интегрирующий механизм
- исполнительный механизм
- механизм кантования
- карданный механизм
- катушечно-мотальный механизм
- механизм качания
- клапанный механизм
- коленно-рычажный механизм
- колёсный механизм
- коммутационный механизм
- контактный механизм
- механизм концевых выключателей
- копировальный механизм
- коррекционный механизм
- кривошипно-коромысловый механизм
- кривошипно-кулисный механизм
- кривошипно-ползунный механизм
- кривошипно-шатунный механизм
- кривошипный механизм
- крутильный механизм
- кулачковый механизм
- кулисный механизм
- лентопротяжный механизм
- многочелночный механизм
- механизм наводки
- механизм наводки на резкость
- нажимной механизм
- механизм накачки
- намоточный механизм
- направленный анионный механизм
- направляющий механизм
- механизм настройки
- механизм натиска
- механизм натяжения
- механизм нитеводителя
- механизм обратной связи
- односторонний храповой механизм
- механизм опережения впрыска
- опрокидывающий механизм
- механизм остановки
- механизм отбора
- отключающий механизм
- педальный механизм
- передаточный механизм
- механизм передвижения
- механизм переключения
- механизм переключения передач
- механизм перемены хода
- механизм перемотки плёнки
- печатающий механизм
- питающий механизм
- планетарный механизм
- плёнконаправляющий механизм
- плоский механизм
- поворотный механизм
- механизм подачи
- храповой механизм подачи
- эксцентриковый механизм подачи
- подъёмно-транспортный механизм
- подъёмный механизм
- механизм понижения числа оборотов
- предохранительный механизм
- прерывающий механизм
- механизм прерывистого движения
- приводной механизм
- прижимный механизм
- программный механизм
- пространственный механизм
- пусковой механизм
- рабочий механизм
- механизм радиоизлучения
- разборочный механизм
- разгрузочный механизм
- механизм раздевания слитков
- размыкающий механизм
- механизм разряда
- распределительный механизм
- растягивающий механизм
- расцепляющий механизм
- механизм реакции
- реверсивный механизм
- регистрирующий механизм
- регулировочный механизм
- редукционный механизм
- режущий механизм
- механизм ручного управления
- рычажный механизм
- механизм самоостанова
- сварочный механизм
- механизм свободного хода
- скачковый механизм
- следящий механизм
- соединительный механизм
- спусковой механизм
- стопорный механизм
- стрипперный механизм
- механизм сцепления
- сцепной механизм
- счётный механизм
- считывающий механизм
- тормозной механизм
- ударный механизм
- механизм управления
- уравновешивающий механизм
- механизм фиксации
- механизм фокусировки
- фрикционный механизм
- ходовой механизм
- хозяйственный механизм
- храповой механизм
- цевочный механизм
- механизм централизованной смазки
- цепной механизм
- цепной радикальный механизм
- цилиндровый вытяжной механизм
- часовой механизм
- червячный механизм
- шарнирный механизм
- шатунный механизм
- эксцентриковый механизм
техн., физ.
механі́зм, -му
- автоматический механизм
- анкерный механизм- арретирующий механизм
- балансирный механизм
- блокировочный механизм
- ведущий механизм
- взрывной механизм
- винтовой механизм
- включающий механизм
- выключающий механизм
- выравнивающий механизм
- гидравлический механизм
- грузоподъёмный механизм
- двигательный механизм
- движущий механизм
- деблокирующий механизм
- делительный механизм
- дифференциальный механизм
- запирающий механизм
- затворный механизм
- звёздчатый механизм
- зевообразующий механизм
- зубчатый механизм
- исполнительный механизм
- клапанный механизм
- компенсационный механизм
- кулачковый механизм
- лентопротяжный механизм
- механизм излучения
- механизм наводки
- механизм разгрузки
- механизм самоостанова
- механизм сцепления
- мысочный механизм
- навалочный механизм
- направляющий механизм
- опрокидывающий механизм
- остановочный механизм
- педальный механизм
- переводный механизм
- передаточный механизм
- планетарный механизм
- подающий механизм
- предохранительный механизм
- приводной механизм
- провязывающий механизм
- разгрузочный механизм
- размыкающий механизм
- разобщающий механизм
- распределительный механизм
- реверсивный механизм
- регистрирующий механизм
- редукционный механизм
- рулевой механизм
- рычажный механизм
- самонастраивающийся механизм
- саморегистрирующий механизм
- самотормозящий механизм
- сборный механизм
- синхротронный механизм
- скачковый механизм
- следящий механизм
- соленоидный механизм
- спусковой механизм
- стопорный механизм
- судоподъёмный механизм
- сцепной механизм
- счётный механизм
- тормозной механизм
- установочный механизм
- фрикционный механизм
- ходовой механизм
- цевочный механизм
- часовой механизм
- червячный механизм
- шаговый механизм
- шарнирный механизм
- шатунный механизм
- щёточный механизм
техн., физ.
механі́зм, -му
- автоматический механизм
- анкерный механизм- арретирующий механизм
- балансирный механизм
- блокировочный механизм
- ведущий механизм
- взрывной механизм
- винтовой механизм
- включающий механизм
- выключающий механизм
- выравнивающий механизм
- гидравлический механизм
- грузоподъёмный механизм
- двигательный механизм
- движущий механизм
- деблокирующий механизм
- делительный механизм
- дифференциальный механизм
- запирающий механизм
- затворный механизм
- звёздчатый механизм
- зевообразующий механизм
- зубчатый механизм
- исполнительный механизм
- клапанный механизм
- компенсационный механизм
- кулачковый механизм
- лентопротяжный механизм
- механизм излучения
- механизм наводки
- механизм разгрузки
- механизм самоостанова
- механизм сцепления
- мысочный механизм
- навалочный механизм
- направляющий механизм
- опрокидывающий механизм
- остановочный механизм
- педальный механизм
- переводный механизм
- передаточный механизм
- планетарный механизм
- подающий механизм
- предохранительный механизм
- приводной механизм
- провязывающий механизм
- разгрузочный механизм
- размыкающий механизм
- разобщающий механизм
- распределительный механизм
- реверсивный механизм
- регистрирующий механизм
- редукционный механизм
- рулевой механизм
- рычажный механизм
- самонастраивающийся механизм
- саморегистрирующий механизм
- самотормозящий механизм
- сборный механизм
- синхротронный механизм
- скачковый механизм
- следящий механизм
- соленоидный механизм
- спусковой механизм
- стопорный механизм
- судоподъёмный механизм
- сцепной механизм
- счётный механизм
- тормозной механизм
- установочный механизм
- фрикционный механизм
- ходовой механизм
- цевочный механизм
- часовой механизм
- червячный механизм
- шаговый механизм
- шарнирный механизм
- шатунный механизм
- щёточный механизм
- англ. mechanism; нем. Mechanismus. 1. Устройство для преобразования и передачи движения 2. Система, устройство, определяющие порядок к.-н. вида деятельности (напр., М. управления).
- англ. mechanism; нем. Mechanismus. 1. Устройство для преобразования и передачи движения 2. Система, устройство, определяющие порядок к.-н. вида деятельности (напр., М. управления).
Механизм - совокупность средств и методов, связанных алгоритмом решения соответствующей проблемы (задачи)
Источник: "МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ"