(нем. Einfühlung)
термин психологии, искусства и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (например, переживаемые человеком при восприятии какого-либо пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства — «грустный» или «весёлый» пейзаж и т.п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало основным принципом эстетики у Т. Липпса (Германия), определявшего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусства начала 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и нередко истолковывалось в субъективно-идеалистическом духе.
Лит.: Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968; Воррингер В., Абстракция и вчувствование, в кн.: Современная книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Lipps Th., Zur Einfühlung, Lpz., 1913.
ВЧУ́ВСТВОВАНИЕ, вчувствования, мн. нет, ср. (филос.). Проникновение в сущность предмета, произведения через чувственное созерцание.
ср.
1.
процесс действия по гл. вчувствоваться
2.
Результат такого действия.
эмпатия, непосредственный эмоциональный отклик на чужое переживание
метод психопатологического исследования, основанный на непосредственном понимании и образном представлении врачом болезненных переживаний больного.
(нем. Einfuhlung), термин психологии искусства и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., переживаемые человеком при восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства — «грустный» или «весёлый» пейзаж и т. п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером(1887) и стало основным принципом эстетики у Т. Липпса, определявшего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусства нач. 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и нередко истолковывалось в субъективно-идеалистическом духе.
Воррингер В., Абстракция и В., в кн.: Совр. книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М.,1957; Выготский Л. С., Психология искусства, M., 19682; L i p p s Th., Zur Einfuhlung, Lpz., 1913.