Большая Советская энциклопедия

    (нем. Einfühlung)

    термин психологии, искусства и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (например, переживаемые человеком при восприятии какого-либо пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства — «грустный» или «весёлый» пейзаж и т.п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало основным принципом эстетики у Т. Липпса (Германия), определявшего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусства начала 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и нередко истолковывалось в субъективно-идеалистическом духе.

    Лит.: Выготский Л. С., Психология искусства, 2 изд., М., 1968; Воррингер В., Абстракция и вчувствование, в кн.: Современная книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М., 1957; Lipps Th., Zur Einfühlung, Lpz., 1913.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ушакова

    ВЧУ́ВСТВОВАНИЕ, вчувствования, мн. нет, ср. (филос.). Проникновение в сущность предмета, произведения через чувственное созерцание.

  3. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    процесс действия по гл. вчувствоваться

    2.

    Результат такого действия.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Сексологическая энциклопедия

    эмпатия, непосредственный эмоциональный отклик на чужое переживание

  7. Источник: Сексологическая энциклопедия



  8. Медицинская энциклопедия

    метод психопатологического исследования, основанный на непосредственном понимании и образном представлении врачом болезненных переживаний больного.

  9. Источник: Медицинская энциклопедия



  10. Философская энциклопедия

    ВЧУВСТВОВАНИЕ

    (нем. Einfuhlung), термин психологии искусства и эстетики, означающий перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., переживаемые человеком при восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж и воспринимаются как его свойства — «грустный» или «весёлый» пейзаж и т. п.). Понятие В. было впервые изложено Ф. Т. Фишером(1887) и стало основным принципом эстетики у Т. Липпса, определявшего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое распространение в теории искусства нач. 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и нередко истолковывалось в субъективно-идеалистическом духе.

    Воррингер В., Абстракция и В., в кн.: Совр. книга по эстетике. Антология, пер. с англ., М.,1957; Выготский Л. С., Психология искусства, M., 19682; L i p p s Th., Zur Einfuhlung, Lpz., 1913.

  11. Источник: Философская энциклопедия