Словарь Брокгауза и Ефрона

    (санскритское слово) — "великая колесница", или "великое средство переправы". Так называется учение древнейших буддийских сект, в отличие от махаяны ("великая колесница"), возникшей со времен Нагарчжупы, жившего спустя 4 века после смерти Будды Сакьямуни. Система X. представляла почти исключительно этико-философское учение, чуждое тех политеистических представлений, которые свойственны позднейшему буддизму. Важнейший отличительный признак X. составляет взгляд, что "спасение", т. е. освобождение от мира материального, доступно только некоторым, тогда как, по мнению приверженцев махаяны, все существа, в конце концов, достигнут спасения.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    [санскр., буквально — малая колесница или малый (узкий) путь], наряду с махаяной (См. Махаяна) одно из двух основных направлений Буддизма. Возникла в начале н. э. вскоре после появления буддизма, понятие Х. введено сторонниками махаяны в начале 1-го тысячелетия н. э. Х. включает в себя ряд школ: тхераваду, сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники Х. склонны отождествлять её с учением тхеравады («школы старейших»). В ходе своего развития и распространения Х. утвердилась в южных странах (Цейлон, Лаос, Таиланд и др.), получив название южного буддизма. Основные тексты: «Типитака» (см. «Трипитака»), «Абхидхар-макоша» Васубандху и др.

    Характерная для всего буддизма проповедь личного совершенствования для достижения «освобождения» (нирваны (См. Нирвана))приняла в Х. форму провозглашения нравственного и интеллектуального развития личности, совершенно не зависимого от каких-либо внешних по отношению к человеку сил (и прежде всего божественных). При этом для Х. характерны относительно строгие и одновременно негативные нравственные принципы. Идеалом Х. является архат, лицо, неуклонно стремящееся прежде всего к личному совершенствованию и практически мало заботящееся о совершенствовании других. В философском плане это связано с непризнанием души и бога как самостоятельных сущностей и утверждением в качестве единственно существующего отдельных психофизически элементов — дхарм (См. Дхарма), определённых единиц жизнедеятельности личности в неразрывной связи с окружающим миром. Дхармы соединяют в себе субъективное и объективное, материальное и духовное и находятся в непрерывном движении.

    Будда в Х. — историческая личность, отличающаяся от других несравненно большим совершенством, но не обладающая никакой божественной властью. Он выступает как высший идеал человеческого существа, образец для других, ибо потенциально любой человек может стать буддой.

    Культ и ритуал в Х. хотя и заменены в принципе жизнью в монашеской общине (сангхе), однако сохраняют определённое значение, поскольку практически в странах южного буддизма развился своеобразный политеизм.

    Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; La Vallée Poussin L. de, Bouddhisme, P., 1909; Bareau A., Les sectes bouddhiques du petit Véhicule, Saigon, 1955; Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958.См. также лит. при ст. Буддизм.

    В. П. Лучина.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Одно из направлений в буддизме, приверженцы которого считают единственно возможным путём достижения блаженства, нирваны [нирвана 1.] только уход от общества в монашестве.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ХИНАЯНА (санскр. - букв. - малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал "освобождения" принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Философская энциклопедия

    ХИНАЯНА

    [санск.р., букв.— малая колесница или малый (узкий) путь], одно из двух основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в нач. н. э. (понятие «X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и Цейлоне), затем получила широкое распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной, окончательно утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейлоне (совр. Шри-Ланка), в Бирме, Камбодже (совр. Кампучия), Лаосе, Таиланде, получив название юж. буддизма (в сев. странах сохранилась в виде отд. сект) и оказав громадное влияние на все стороны жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду (школу старейших), наиболее близкую к первонач. буддизму наст. время её название относится ко всему направлению X.), вайбхашику (сарвастиваду) и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и примыкающая к ней палийская лит-pa, среди которой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши (в частности, его «Висуддхи-магга» — энциклопедия буддизма) и «Милинда-пань-ха» («Вопросы царя Милинды»). Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху.

    Основой X. является буддийская идея о двух состояниях бытия («проявленном» и «непроявленном») и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм — психофизич. элементов безличного жизненного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм — существ. особенность X. (в отличие от махаяны). Так, характерной чертой X. следует признать отрицание существования души как самостоят. духовной сущности (доказательству этого посвящена «Милинда-паньха»).

    В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного совершенствования принимает в X. форму подчёркнуто независимого (в частности, от любых сверхъестеств. сил) развития личности. Идеал совершенной личности в X.— архат (санскр.— достигший конечной цели) достигает совершенства самостоятельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве других. Будда в X.— идеал и учитель совершенства — объект подражания и почитания. Хотя и в X. есть элементы его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религ. организации; всё это заменено жизнью в монашеской общине. Одновременно в странах X. получил распространение своеобразный политеизм (соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов и т. п.).

    Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской философии, П.,1918; Stcherbatsky T h., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L.,1923; Ward Ch. H. S., Buddhism, v. 1 — Hinayana, L.,1947; Bareau?., Les sectes bouddhiques du petit vehicule, [Saigon],1955;

    см. также лит. к ст. Буддизм.

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Энциклопедический словарь

    ХИНАЯ́НА -ы; ж. [санскр.] Одно из направлений буддизма, исповедующее блаженство человека в уходе от общества и монашество.

    * * *

    хиная́на

    (санскр., буквально — малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал «освобождения» принял в ханаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, — идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.

    * * *

    ХИНАЯНА

    ХИНАЯ́НА (санскр., букв. — малая колесница), наряду с махаяной(см. МАХАЯНА) одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал «освобождения» принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, — идеал архата(см. АРХАТ). Развила учение о дхармах(см. ДХАРМА). Основные философские школы: саутрантика(см. САУТРАНТИКА), вайбхашика(см. ВАЙБХАШИКА).

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Советская историческая энциклопедия

    (санскр. - малая колесница или узкий путь спасения) - наряду с Махаяной одна из основных ветвей буддизма. В X. гл. внимание уделяется достижению конечного "спасения" личными усилиями верующего. Необходимая для вступления в нирвану святость (состояние архатства), согласно X., достигается только при отказе от всего мирского и пребывании в монашестве, путем изучения священных буддийских текстов, морального самосовершенствования и упражнений в медитации (мыслительном сосредоточении). На это способна только небольшая часть верующих (отсюда назв. X.). Основной священной литературой X. является палийский канон (Типитака), записанный в 1 в. до н. э. на Цейлоне. Буддизм в форме X. распространен в основном на Цейлоне (Республика Шри Лапка) и в странах Юго-Вост. Азии.

    Лит.: Ольденберг Г., Будда, его жизнь, учение и община, М., 1900; Кочетов А. Н., Буддизм, М., 1965; Dutt N., Aspects ot Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930; Lamotte E., Histoire du buddhisme indien, Louvain, 1958.

    Г. Ф. Ильин. Москва.

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Буддизм

    (малый путь, малая колесница) — термин, к-рым с кон. 19 в. европ. буддологи начали обозначать южн. школы буддизма. Этот термин не встречается в текстах палийского канона (см. Типитака); он лишь изредка используется в будд. текстах на санскрите, созданных до 5 в.н.э., а в более поздних махаянистских работах приобретает оскорбительный смысл по отношению к последователям тхеравады, поскольку махаянистские авторы характеризуют Х. как самую примитивную часть махаяны (великого пути, большой колесницы), а хинаянистов — как отбросы человечества, к-рым уготовлено пребывание в аду и т.д. В период подготовки 6-го буддийского собороа в Бирме и создания «Энциклопедии буддизма» (пер. пол. 50 — х гг. 20 в.) между представителями тхеравады и др. школ буддизма была достигнута договоренность о том, чтобы термин « хинаяна» не употреблялся по отношению к тхераваде — В. И. Корнев

  17. Источник: Буддизм



  18. Большой Энциклопедический словарь

    ХИНАЯНА
    ХИНАЯНА (санскр. - букв. - малая колесница), наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма; южный буддизм. Утвердилась в Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Таиланде и других южных странах. Буддийский идеал "освобождения" принял в хинаяне форму преимущественно личного совершенствования, независимого от каких-либо внешних условий, - идеал архата. Развила учение о дхармах. Основные философские школы: саутрантика, вайбхашика.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  19. Источник: