Большая Советская энциклопедия

    I

    (Sax)

    Адольф (Антуан Жозеф) (6.11.1814, Динан, Бельгия, — 4.2.1894, Париж), бельгийский мастер духовых инструментов. Работал в Брюсселе, с 1836 — в Париже. Усовершенствовал ряд духовых инструментов. Изобретатель Саксофона, а также семейства духовых инструментов — саксгорнов (См. Саксгорны) (патенты в 1845, Париж).

    II

    Владимир Николаевич [р. 9(22).4.1911, Петербург], советский геолог и палеонтолог, член-корреспондент АН СССР (с 1958). Член КПСС с 1955. Окончил Ленинградский горный институт (1933). В 1935—40 и в 1944—48 работал в Арктическом институте, в 1940—44 в Горногеологическом управлении Главсевморпути, с 1948 — в Институте геологии Арктики. С 1958 заведующий лабораторией стратиграфии и палеонтологии мезозоя и кайнозоя Института геологии и геофизики Сибирского отделения АН СССР. С. разработал детальные схемы стратиграфии антропогеновых отложений Белоруссии и Советской Арктики, мезозойских нефтегазоносных толщ Усть-Енисейской и Хатангской впадин. Награжден 3 орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

    Соч.: Четвертичный период в Советской Арктике, 2 изд., Л. — М., 1953 (Труды института геологии Арктики, т. 77); Стратиграфия юрской и меловой систем Севера СССР, М. — Л., 1963 (соавтор).

    Лит.: В. Н. Сакс (К 60-летию со дня рождения), «Геология и геофизика», 1971, № 5.

    III

    (Sachs)

    Ганс (5.11.1494, Нюрнберг, — 19.1.1576, там же), немецкий поэт, композитор. Посещал латинскую школу. С 1320 мастер сапожного цеха. Был актёром и руководителем любительской труппы. Расширяя поэтический кругозор мейстерзанга (см. Мейстерзингеры), черпал сюжеты из жизни, античных, средневековых и ренессансных литературных источников, народных книг, площадных анекдотов. Написал свыше 6000 произведений, был автором текста и музыки многих песен. В подкупающих лубочной наивностью фастнахтшпилях (масленичных народных представлениях) и Шванкахс юмором изобразил простоватость крестьян, семейные неполадки, распутство католических клириков, буйство ландскнехтов, забавные проделки смышлёных бродяг. Наиболее известны фарсы С. «Школяр в раю», «Корзина разносчика». Осуждал рост корыстолюбия, раздоры князей. Морализаторство С. не лишено филистерских черт. Образ С. воссоздали в своих операх В. Йировец, А. Лорцинг («Ганс Сакс», 1834) и Р. Вагнер («Нюрнбергские мейстерзингеры», 1868).

    Соч.: Werke. Hrsg. von К. М. Schiller, Bd 1—2, Weimar, 1960: в рус. пер. — Избранное, М. — Л., 1959.

    Лит.: История немецкой литературы, т. 1, М., 1962: Genée R., Hans Sachs und seine Zeit, 2 Aufl., Lpz., 1902; Geiger E., Der Meistergesang des Hans Sachs, Bern, 1956.

    Б. И. Пуришев.

    Рис. к ст. Сакс Ганс.

    IV

    (Sachs)

    Юлиус (2.10.1832, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 29.5. 1897, Вюрцбург), немецкий ботаник. С 1861 профессор с.-х. академии в Поппельсдорфе, с 1867 профессор Фрейбургского, с 1868 — Вюрцбургского университетов. Широко применял экспериментальный метод при изучении физиологии растений, чем оказал большое влияние на её развитие в 19 в. Основные труды по Фотосинтезу(доказал связь образования крахмала с поглощением CO2 на свету), передвижению веществ в растениях, их минеральному питанию, водному режиму, росту и движению, прорастанию семян, а также по физиологической анатомии растений и истории ботаники.

    Лит.: Pringsheim Е. G., Julius Sachs der Begründer der neueren Pflanzen-physiologie. 1832—1897, Jena, 1932 (лит.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. са́кс;
    2. са́ксы;
    3. са́кса;
    4. са́ксов;
    5. са́ксу;
    6. са́ксам;
    7. са́кса;
    8. са́ксов;
    9. са́ксом;
    10. са́ксами;
    11. са́ксе;
    12. са́ксах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    см. саксы 2.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    САКС (Sachs) Ганс (1494 - 1576), немецкий мейстерзингер. Башмачник, затем актер. В песнопениях (свыше 6 тыс.), назидательных и веселых фарсах на сюжеты из повседневной жизни и уличных анекдотов ("Школяр в раю", 1550), не чуждых площадного комизма, утверждал нормы бюргерской морали (трудолюбие, честность, семейное согласие).

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. Saxonsaks

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Литературная энциклопедия

    Сакс

    САКС Ганс (Hans Sachs, 1494—1576) — наиболее значительный немецкий поэт-мейстерзингер. Р. в Нюренберге, в семье портняжного мастера. До 15 лет посещал местную латинскую школу, в 1509 был отдан в обучение к сапожнику. У ткача-мейстерзингера Лингарда Нунненбека усвоил первые правила стихосложения. С 1511 до 1516 в качестве сапожного подмастерья странствовал по Германии, по пути посещая различные мейстерзингерские школы. В 1514 в Мюнхене С. сочинил свою первую мейстерзингерскую песнь. Вернувшись в Нюренберг, он сдал в 1516 свою пробную работу (Meisterstuck), предусмотренную цеховыми регламентами, и стал мастером башмачного дела. С развитием реформации С. решительно примкнул к реформационному движению; в 1523 приветствовал М.Лютера в стихотворении «Die Wittenbergisch Nachtigall» (Виттенбергский соловей). В защиту реформации он написал ряд произведений, в том числе сатирические антипапские стихи, к-рые своей резкостью вызвали даже недовольство нюренбергского городского совета. Последний предписал С. «заниматься своим ремеслом — шитьем сапог и воздерживаться впредь от сочинения каких-нибудь книжечек и стихов» Сакс однако продолжал свою творческую деятельность, воздерживаясь все же по возможности от всего слишком резкого и нарушающего общественное «благочиние». В течение долгого времени он возглавлял нюренбергскую школу мейстерзингеров.

    Лит-ное наследие С. огромно. В 1567 он произвел подсчет всего им написанного (в стихах «Valete») Согласно этому подсчету из-под его пера к указанному времени вышли: 4 275 мейстерзингерских песен, написанных на 275 мелодий, из к-рых 13 явились его оригинальным созданием (см. «Мейстерзанг»), 208 пьес для театра — комедии, трагедии и «масляничные представления» (см. Фастнахтшпиль); около 1 700 стихотворений, написанных в форме шпруха (рифмованными двустишиями), — шванки, басни, аллегории и пр.; множество духовных и светских песен, переложения псалмов, семь диалогов в прозе и т.д., всего 6 048 названий. После 1567 написано уже сравнительно немного произведений С. В общей сложности им написано около полмиллиона стихотворных строк. Особенного мастерства он достиг в своих стихотворных шванках, а также в многочисленных «масляничных представлениях», к-рые под его пером превращаются в ярчайшее явление немецкой театральной жизни XVIв.

    Сюжеты своих многочисленных произведений С. черпал из самых различных источников. Библия в переводе Лютера, античные (Гомер, Овидий, Ливий и др.) и новые (особенно Бокаччо) писатели, всевозможные сборники новелл, фацетий, шванков и басен, памятники народной литературы, исторические хроники, описания путешествий, сочинения по естествознанию подсказывали С. сюжеты и темы его произведений. При этом он охотно разрабатывал один и тот же сюжет в различных поэтических формах (мейстерзингерская песнь, шпрух, комедия). Но, разрабатывая темы, взятые из мировой истории, С. не обнаруживал большого исторического чутья. Все события прошлого, на манер ксилографов позднего средневековья, он вправляет в раму современного ему немецкого быта. Его древний Рим крайне напоминает Нюренберг XVIв., а римляне и греки — сограждан поэта-мейстерзингера. Зато там, где Сакс рисует сценки, из окружающей его жизни, он достигает большой художественной виртуозности. Германия XVIв. нашла в нем своего талантливого бытописателя. Пестрая жизнь города и деревни, лукавые проделки школяров и ландскнехтов, простоватость крестьян, трудолюбие ремесленников и мн. др. изображаются им очень живо и просто, с мягким добродушным юмором. Он любит свой родной город и гордится им. Он слагает в честь него рифмованные «похвальные слова» (Lobspruche), в к-рых неторопливо описывает жизнь Нюренберга, его богатство и благоустроенность. В ряде стихотворений он знакомит читателя со своим домашним бытом, с наивной гордостью зажиточного бюргера перечисляя предметы своего домашнего обихода. Он ценит мир и тишину. Он за незыблемые устои крепкой бюргерской морали. Вместе с тем С. уже видит намечающийся упадок ремесла и горько сетует на купцов и промышленников, разоряющих бедного кустаря.

    По своей художественной манере С. во многом еще продолжает традиции средневековой бюргерской литературы (аллегория, подчеркнутый дидактизм, ряд приемов, восходящих к куртуазной поэзии аллегорическое введение в дидактическое стихотворение, и пр.), но он уже зорко присматривается к достижениям литературы европейского Возрождения и стремится частично эти достижения привить современной немецкой бюргерской литературе. Подобно своему современнику художнику Л.Кранаху он переплетает элементы Ренессанса с элементами бюргерской готики. Его излюбленный стих — традиционный книттельферз (см.), к-рым в XVIIIв. воспользовался Гёте (при написании 1-й части «Фауста») высоко ценивший творчество С. (см. его стих. «Hans Sachsens poetische Sendung», 1776). Р.Вагнер вывел С. в своей музыкальной комедии «Нюренбергские мейстерзингеры».Библиография:

    I. Критическое издание собрания сочинений Г.Сакса выходило в 26тт., Под редакцией A. v. Keller’а и E.Goetze в Тюбингене с 1870 по 1908. В т.XXVI обширная библиография. На русск. яз. переведено: Шуточный рассказ, перев. Д.Минаев, см. «Немецкие поэты в биографиях и образцах», Под редакцией Н.В.Гербеля, СПБ, 1877 (здесь и краткий биографич. очерк).

    II. RanischS., Historisch-kritische Lebensbeschreibung Hanns Sachsens, Altenburg, 1765; SchweitzerC., Un poete allemand au XVI-e siecle, etude sur la vie et les Ouvres de H.Sachs, Nancy, 1889; ThonF.W., Das Verhaltnis des Hans Sachs zu der antiken u. humanistischen Komodie, Diss., Halle a. S., 1889, GoetzeE., Hans Sachs, Bamberg, 1890; DrescherK., Studien zu Hans Sachs, 2 Tle, Marburg, 1890—1891; GeneeR., Hans Sachs und seine Zeit, Lpz., 1894; 2-te durchges Aufl., Lpz., 1902; EichlerF., Das Nachleben des Hans Sachs vom XVI bis ins XIX Jahrhundert, Lpz. 1904; GeigerE., Hans Sachs als Dichter in seinen Fastnachtspielen im Verhaltnis zu seinen Quellen, Halle, 1904; KaufmannP., Kritische Studien zu Hans Sachs, Breslau, Diss., 1915; ZionA., Stoffe u. Motive des Hans Sachs in seinen Fabeln u. Schwanken, Wurzburg, Diss., 1924.

  11. Источник: Литературная энциклопедия



  12. Научно-технический энциклопедический словарь

    САКС (Sachs) Юлиус фон (1832-97), немецкий ботаник, знаменитый своими исследованиями метаболизма растений, в частности, роли ХЛОРОФИЛЛА. Автор книги «Учебник по ботанике» (1832).

  13. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  14. Энциклопедия Кольера

    семья франко-бельгийских мастеров музыкальных инструментов, деятельность которых охватывает первые две трети 19 в. Это был исключительно важный период, ознаменованный переходом к применению вентилей и клапанов в мундштучных духовых инструментах, развитием бемовской (разработанной немецким мастером Т.Бемом) механики в области деревянных духовых и постоянным экспериментированием с различными новыми видами духовых инструментов.

    САКС Шарль Жозеф

    (1791-1865), первый видный представитель этой семьи, родился 1 февраля 1791 в Динане. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 его назначили придворным мастером короля Нидерландов; позже он неоднократно награждался медалями за различные изобретения и совершенствование всех типов духовых инструментов.

    Умер он в Париже 26 апреля 1865.

    САКС Адольф

    или Сакс Антуан Жозеф (1814-1894), самый талантливый из 11 детей Ш. Ж. Сакса, обычно называемый Адольфом, родился 6 ноября 1814 в Динане. Главным достижением Адольфа Сакса явилось изобретение семейства саксофонов, запатентованное в Париже 22 июня 1846. Помимо этого он произвел революцию в сфере духовых инструментов, сконструировав семейство саксгорнов (используется в военных и концертных духовых оркестрах) и ныне вышедшую из употребления саксотромбу (инструмент типа валторны).

    Умер Адольф Сакс в Париже 4 февраля 1894.

  15. Источник: Энциклопедия Кольера



  16. Энциклопедический словарь

    САКС см. Са́ксы.

  17. Источник: Энциклопедический словарь