«Мах»

Мах в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Мах»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Словарь мер
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Научно-технический энциклопедический словарь
  20. История Философии: Энциклопедия
  21. Философская энциклопедия
  22. Новейший философский словарь
  23. Энциклопедический словарь
  24. Русско-английский политехнический словарь
  25. Русско-украинский политехнический словарь
  26. Русско-украинский политехнический словарь
  27. Українсько-російський політехнічний словник
  28. Большой Энциклопедический словарь
  29. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Мельницы.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    (Mach)

    Вильгельм (1.1.1917, Каменка, Жешувское воеводство, — 2.7.1955, Варшава), польский писатель. Родился в крестьянской семье. Окончил Краковский университет (1947). Работал в журналах, был наставником многих молодых писателей (после его смерти учреждена ежегодная премия имени М. за лучший литературный дебют). Для романов М. «Ржавчина» (1947, опубликован 1950), «Дом Явора» (1954; Государственная премия ПНР, 1955; русский перевод 1956), «Жизнь большая и малая» (1959; Премия Лодзинского издательства, 1958), «Агнешка, дочь Колумба» (1964, Государственная премия ПНР, 1964; русский перевод 1969, 1973) характерны острая постановка этических и общественных проблем, интерес к психологии героев. Автор экспериментального прозаического произведения «Горы у Чёрного моря» (1961). Выступал как новеллист, критик и публицист.

    Соч.: Doświadczenia i przypadki. Opowiadania, essaye, reportaże i felietony. 1945—1953, Warsz., 1954; Szkice literackie, t. 1—2, Warsz., 1971.

    Лит.: Wilhelm Mach-człowiek i pisarz, Rzeszów, 1968 (есть библ.).

    А. В. Липатов.

    II

    (Mach)

    Эрнст (18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, — 19.2.1916, Хар, близ Мюнхена), австрийский физик и философ-идеалист. Окончил Венский университет. Приват-доцент в Венском университете (с 1861), профессор физики в Граце (с 1864), профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (с 1867). Профессор философии Венского университета (1895—1901). М. принадлежит ряд важных физических исследований. Первые работы М. посвящены изучению процессов слуха и зрения (объяснение механизма действия вестибулярного аппарата, открытие оптического явления — так называемых колец, или полос, Маха). С 1881 М. изучал аэродинамические процессы, сопровождающие сверхзвуковой полёт тел (например, артиллерийских снарядов). Он открыл и исследовал специфический волновой процесс, впоследствии получивший название ударной волны. В этой области именем М. назван ряд величин и понятий: Маха число, Маха конус, угол М., линия М. и другие. Предложил принцип, согласно которому наличие у тела инертной массы является следствием гравитационного взаимодействия его со всем веществом Вселенной (см. Маха принцип). Был противником атомной теории.

    Философские работы М. получили широкую известность в конце 19 — начале 20 веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т.п. М. противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по М., субъективны по своему происхождению (см. Махизм). В духе субъективного идеализма М. утверждал, что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения». М. оказал значительное влияние на становление и развитие философии Неопозитивизма. Субъективно-идеалистические идеи М. были подвергнуты резкой критике В. И. Лениным («Материализм и эмпириокритицизм», 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сборник «Против философского ревизионизма», М., 1935).

    Соч.: Grundlinien der Lehre von den Bewegungsempfindungen, Lpz., 1875; Die Prinzipien der Wärmelehre, Lpz., 1896; Kultur und Mechanik, Stuttg., 1915; в русском переводе — Введение к учению о звуковых ощущениях Гельмгольца, СПБ, 1879; Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908; Познание и заблуждение, М., 1909; Механика. Историко-критический очерк её развития, СПБ, 1909; Популярно-научные очерки, 2 изд., СПБ, 1920; Принцип сохранения работы. История и корень её, СПБ, 1909.

    Лит.: Henning Н., Е. Mach als Philosoph, Physiker und Psychologe, Lpz., 1915; Thiele J., E. Mach-Bibliographie, «Centaurus», 1963, v. 8; Heller К. D., E. Mach, W. — N. Y., 1964; ThirringH., Ernst Mach als Physiker, «Almanach der Österreichischen Akademie der Wissenschaften», 1966, Jrg. 116; Эйнштейн А., Эрнст Мах, Собрание научных трудов, т. 4, с. 27, М., 1967.

    В. А. Лекторский, И. Д. Рожанский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ма́х;
    2. ма́хи;
    3. ма́ха;
    4. ма́хов;
    5. ма́ху;
    6. ма́хам;
    7. ма́х;
    8. ма́хи;
    9. ма́хом;
    10. ма́хами;
    11. ма́хе;
    12. ма́хах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    МАХ, см. махать.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    МАХ, -а (-у), муж.

    1. Один оборот, один взмах. М. колеса. М. крыла.

    2. Размах ног животного при беге. Широкий м. Во весь м. (во весь опор).

    3. В спорте: одно движение ногой, рукой или корпусом вперёд, назад или в сторону. М. вперёд.

    • Маху дать (разг.) ошибиться, допустить оплошность, промах.

    Одним (единым) махом или с одного маху (разг.) сразу, в один приём.

    С маху (разг.) 1) изо всей силы, наотмашь. Ударить с маху (и со всего маху); 2) вдруг, не раздумывая. Решать с маху.

    Одним махом семерых побивахом (шутл.) легко и быстро разделаться со многими.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    1)

    (), м.

    1.

    Одно быстрое движение в воздухе; взмах.

    Тит наточил свою косу и шел мах за махом, не останавливаясь и не уставая. Л. Толстой, Анна Каренина.

    У него [лесника] был замечательный круговой мах! Руки свободно держали конец топорища. В. Чивилихин, Над уровнем моря.

    || спорт.

    Быстрое движение ногой или рукой вперед, назад или в сторону.

    || Оборот.

    Мах колеса.

    2.

    Шаг животного, чаще лошади, при беге.

    Особенно хорошо шла [лошадь] «Баловень» — ровно, широким махом, постепенно набирая скорость. Мамин-Сибиряк, Падающие звезды.

    одним{ (или единым)} махом; с одного{ (или единого)} маху; с маху

    сразу, в один прием.

    [Оганесян] шагал непривычно быстро и одолел лестницу одним махом. Казакевич, Весна на Одере.

    во весь мах

    быстро, галопом.

    [Лошадь] взвилась на дыбы и во весь мах поскакала вдоль табуна. А. Н. Толстой, Детство Никиты.

    с маху со всего маху

    1) размахнувшись изо всей силы.

    [Силан:] Ежели ее [гитару] с маху да об печку, тут ей и конец. А. Островский, Горячее сердце;

    2) быстро, не раздумывая.

    Вы пишете с маху, не заботясь о более коротком изложении мысли или события. Фадеев, Письмо Л. П. Колесникову, 30 марта 1950.

    дать маху

    сделать промах, ошибку; ошибиться.

    2)

    междом. в знач. сказ. разг.

    Употребляется по знач. глаголов: махать и махнуть.

    [Мамка:] Княгинюшка, мужчина что петух: Кири куку! Мах-мах крылом и прочь. Пушкин, Русалка.

    — [Леканида] с этим самым словом — мах, безо всего, как сидела, прямо на лестницу. Лесков, Воительница.

    Выходил тут царь С высока крыльца, Мах — дубинкою Подозвал стрельца. Есенин, Повесть о великом походе.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    МАХ, маха (маху), мн. нет, муж. (разг.). Один оборот (колеса у машины, мельничного крыла и т.п.), один взмах.

    Дать маху (разг.) - ошибиться, сделать промах, ошибку. Одним (или единым) махом или с одного маху (прост.) - то же, что одним или единым духом (см. дух). С маху (или редк. смаху) (разг.) - вдруг, порывисто, неосторожно.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    Одно быстрое движение в воздухе крыльями, рукой, руками или чем-либо, находящимся в руках; взмах.

    отт. Энергичное движение в воздухе ногами (обычно при гимнастических, акробатических упражнениях).

    отт. Один оборот, взмах (лопасти машины, крыла мельницы и т.п.).

    2.

    Шаг животного - обычно лошади - при беге.

    3.

    Энергичное, резкое, быстрое движение кого-либо или чего-либо.

    II

    предик. разг.

    Обозначение быстрого, размашистого движения как действия.

    III

    межд. разг.

    Употребляется при обозначении, при передаче быстрого, размашистого движения.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    МАХ - см. Нинмах.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    МАХ (Mach) Эрнст (1838 - 1916), австрийский физик и философ, один из основателей эмпириокритицизма (махизма). Труды по механике, газовой динамике, физиологической акустике, оптике, физиологии зрения и слуха. Изучал движение тел в газе со сверхзвуковой скоростью и явления, возникающие при этом (смотри Маха число). Подверг критическому анализу основы механики, попытавшись объяснить инерцию взаимодействием тел. Эти идеи Маха оказали влияние на А. Эйнштейна при построении им теории относительности.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Словарь мер

    Единица скорости, применяемая в аэродинамике.

  23. Источник: Словарь мер



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    разг. stroke, flap;
    swing с (одного) маху, одним махом ≈ at one stroke/stretch;
    at once со всего маху ≈ with all one's might (сильно);
    right away, straight off (сразу, не раздумывая) дать маху ≈ to miss one's mark, to make/commit a blunder, to let the chance slipм.
    1. stroke;
    (колеса) turn;

    2. спорт. swing;
    большой ~ giant swing;
    ~ вперёд forward swing;
    ~ дугой undershoot, hang*;
    ~ом вперёд сгибание и разгибание рук dip swing to the front (bars);
    ~ом назад back swing;
    промежуточный ~ intermediate swing;
    подъём ~ом вперёд (назад) underswing forward (backward);
    одним ~ом at one stroke;
    at a single bound (прыжком);
    с ~у rashly;
    дать ~у fail, make* a blunder.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Schwung m (умл.) (тж. спорт.)



    одним махом — mit einem Schlage

    дать маху — fehlschlagen(непр.) vi; einen Bock schießen(непр.)

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мах м Schwung m 1a* (тж. спорт.) а одним махом mit einem Schlage дать маху fehlschlagen* vi; einen Bock schießen*

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    1)(один оборот, взмах) tour m

    мах крыла — battement m d'aile

    мах колеса — tour m de roue

    2)спорт. élan m

    мах вперед — élan en avant



    одним махом, единым махом, с одного маху разг. — en un tour de main; d'un seul élan

    с маху разг. — à la volée

    дать маху разг. — manquer son coup; faire une gaffe

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    vuelta f; braceo m(рукой); brazada f(пловца); arranque m(рывок)

    одни́м (еди́ным) ма́хом разг. — de un golpe, en un dos por tres; en un santiamén

    дать ма́ху — errar (fallar) el golpe, no dar en el clavo

    во весь мах — al trote, a uña de caballo

    -с маху-со всего маху

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    (оборот, взмах) giro, mossa f

    мах колеса — un giro della ruota

    -с маху



    дать маху разг. — prendere un granchio; sgarrare vi(a)

    дать маху прост. — far cilecca; sbagliare il colpo

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Научно-технический энциклопедический словарь

    MAX (Mach) Эрнст (1838-1916), австрийский физик и философ. Интересуясь физиологией и психологией чувств, Мах считал, что физические явления должны объясняться только данными, полученными чувствами. Исследовал быстрые потоки воздуха, и число МАХА получило название в его честь.

  37. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  38. История Философии: Энциклопедия

    МАХ

    (Mach) Эрнст (1838—1916) — австрийский физик и философ. Окончил Венский университет (1860). С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864—1867). Профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Пражского (с 1882 — Немецкого в Праге) университета. Профессор философии Венского университета (1895— 1901). Автор книг ‘Принцип сохранения работы, история и корень его’ (1871), ‘Механика. Историко-критический очерк ее развития’ (1883), ‘Анализ ощущений и отношение физического к психическому’ (1886), ‘Принципы учения о теплоте’ (1896), ‘Научно-популярные лекции’ (1896), ‘Познание и заблуждение’ (1905), ‘Культура и механика’ (1915) и др. Полагая необходимым для современного ему научного познания жестко отграничиться от спекулятивной метафизики, М. находил соответствующие подходы в неокантианстве. ‘Критика чистого разума’, — отмечал М., — изгнала в царство теней ложные идеи старой метафизики’. Собственную задачу М. усматривал в аналогичной процедуре по отношению к старой механике. По мнению М., наука суть попытка экономного обращения с опытом. ‘Задача науки — искать константу в естественных явлениях, способ их связи и взаимозависимости. Ясное и полное научное описание делает бесполезным повторный опыт, экономит тем самым на мышлении. При выявленной взаимозависимости двух феноменов, наблюдение одного делает ненужным наблюдение другого, определенного первым. Также и в описании может быть сэкономлен труд благодаря методам, позволяющим описывать один раз и кратчайшим путем наибольшее количество фактов... Всякая наука имеет целью заменить, т.е. сэкономить, опыт, мысленно репродуцируя и предвосхищая факты... И язык как средство общения есть инструмент экономии’. В границах процедуры описания огромного количества различных опытов посредством одной краткой формулы с широкой областью применения, наука минимизирует для человека шанс оказаться в абсолютно нетривиальной ситуации. Наука ‘срывает волшебный покров с вещей’, разрушая наши иллюзии: все незнакомое и необычное, по мысли М., оказывается в итоге всего лишь частным случаем хорошо знакомого способа связи между данными опыта. Вне такого сценария, был убежден М., ‘руководство жизнью’ (Беркли) неосуществимо. Познание у М. — всего лишь процесс прогрессивной адаптации человека к среде. ‘Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Результаты процесса — элементы мышления, способные представить эту сферу как целое. Результаты, естественно, получаются разные, в зависимости от типа и широты опытной сферы. Если опытный сектор расширяется или объединяются до того разобщенные сферы, элементы привычного мышления показывают свою недостаточность, чтобы представить более широкую сферу. В борьбе между приобретенной привычкой и адаптивным усилием возникают проблемы, исчезающие после завершенной адаптации и через некоторое время возникающие вновь... Наибольшая часть концептуальной адаптации состоялась бессознательно и невольно, ведомая сенсорными фактами. Эта адаптация стала достаточно широкой и соответствует большей части представляемых фактов. Если мы встречаемся с фактом, значимо контрастирующим с обычным ходом нашего мышления, и не можем непосредственно ощутить его определяющий фактор (повод для новой дифференциации), то возникает проблема. Новое, непривычное, удивительное действует как стимул, притягивая к себе внимание. Практические мотивы, интеллектуальный дискомфорт вызывают желание избавиться от противоречия, и это ведет к новой концептуальной адаптации. Так возникает интенциональная понятийная адаптация, т.е. исследование’. Источником проблем М. полагал ‘разногласие между мыслями и фактами или разногласие между мыслями’. В таком контексте М. и проводит критическую линию по отношению к механике начала 20 в. Он полагает, что, хотя в качестве математической модели атомистическая теория и пригодна для оптимизации эмпирических исследований, признание за атомами реального существования заводит ученого в дебри метафизических спекуляций. По версии М., абсолютные пространство и время (пережитки средневекового миропонимания и ‘концептуальные чудовища’) вкупе с причинностью и атомизмом должны быть элиминированы из научного знания: бессмысленно рассуждать о пространственном и временном положении тела безотносительно к какому-либо другому телу. (Именно этот посыл М. оказал заметное воздействие на идеи А.Эйнштейна и логических позитивистов.) Природа не содержит ‘причин’ и ‘следствий’, в ней все просто ‘случается’ — и это может быть зафиксировано формулами функциональных взаимоотношений. Согласно модели М., ‘остается один тип устойчивости — связь (или отношение). Ни субстанция, ни материя не могут быть чем-то безусловно устойчивым. То, что мы называем материей, есть определенная регулярная связь элементов (ощущений). Ощущения человека, так же как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя’. М. (и это впоследствии оказалось весьма интересной постановкой проблемы) жестко критиковал физиков за их чрезмерную приверженность к доказательству (в духе платоновско-картезианских трактовок). Такой выбор идеала (‘строгость’) был, по мнению М., ‘ложным и ошибочным’. Научную гипотезу (по обозначению М., ‘новое правило’) вовсе не обязательно искусственным образом дедуцировать из т.наз. ‘первопринципов’; вполне достаточно того, что она выдерживает соответствующую проверку. По мысли М., ‘главная роль гипотезы — вести к новым наблюдениям и новым исследованиям, способным подтвердить, опровергнуть или изменить наши построения... гипотезы суть усовершенствование инстинктивного мышления, в них можно найти все звенья цепочки... Короче, значение гипотезы — в расширении нашего опыта’. ‘Если в течение приемлемого периода времени гипотеза достаточно часто подвергалась прямой проверке, то наука должна признать совершенно излишним любое другое доказательство’. В основании явлений, по M., располагаются ощущения, факты чувственного мира, сопряженные с соответствующими настроениями и чувствами. Природа, о которой рассуждает наука, согласно мысли М., и не вещь в себе и не истинная объективная данность. ‘Мир, — писал М., — не заключается в таинственных сущностях, которые, также загадочно действуя одна на другую, порождают доступные нам ощущения. Цвета, звуки, пространство, время и т.п. связаны между собой, как по-разному связаны чувства и волевая предрасположенность. Из столь пестрой ткани выделяется то, что относительно стабильнее и продолжительнее, вследствие чего отпечатано в памяти и выражено в словах. Так, относительно устойчивые комплексы, функционально распределенные в пространстве и во времени, именно поэтому обретают специфические имена и обозначаются как тела (Korper). Но эти комплексы непродолжительны и неабсолютны... Относительно устойчивым представляется комплекс воспоминаний, чувственных предпочтений, связанных с определенным телом (Leib), который можно обозначить как Я’. Именно комплексы неразложимых элементов (например, цвет и форма) и ощущений, согласно М., конституируют тела, а не наоборот. Отвергая как декартовский дуализм, так и претензии субстанции (как метафизической сущности) на действительное существование, М. трактовал ‘элементы’ как не принадлежащие ни к сфере психического, ни к сфере физического. Ощущение, по схеме М, суть глобальный факт, форма приспособления живого организма к окружающей среде; настройка слуха и зрения, а в целом — итог эволюции видов. Как отмечал М., ‘становится понятным феномен памяти... которая выше индивида. Психология спенсеровского и дарвиновского типа, вдохновленная эволюционной теорией, но основанная на частных позитивных исследованиях, обещает результаты более богатые, чем все предыдущие спекуляции... Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т.п., не что иное, как так называемые знаки (Merkmale)’. Заменяя ‘ощущения’ элементами, М. стремился преодолеть интенцию мышления, согласно которой составляющие фактов создаются сознанием. ‘Элементы’ призваны осуществить переход от физического к психическому в рамках единой системы знания. Базовые категории современной науки (атом, абсолютное пространство, время, причинность, масса, сила и т.п.) М. интерпретировал как метки комплексов ощущений, находящихся в функциональной взаимосвязи и фундированных биологическими потребностями. Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Широкая известность имени М. в границах советского философского ликбеза была обусловлена существенным воздействием его идей на ментальность российской социал-демократии начала 20 ст., за чем воспоследовала скандальная критика Ленина в издании парафилософского порядка — книге ‘Материализм и эмпириокритицизм’. На эти обвинения М. отвечал следующим образом: ‘В моих словах просто отражены общепринятые мнения, и если я превратился в идеалиста и берклианца, то в этих грехах вряд ли повинен’.

  39. Источник: История Философии: Энциклопедия



  40. Философская энциклопедия

    МАХ

    (Mach) Эрнст (1838—1916) — австр. физики философ. Род. в Австро-Венгрии, в местечке Турас, ныне Туржани, находящемся на территории современной Чехии. В 1864,26 лет отроду, получил должность проф. физики в ун-те Граца. Через три года молодого ученого приглашают занять должность ректора Пражского унта. Здесь он провел большую часть своей творческой жизни. И лишь на склоне лет, в 1895, М. принимает предложение возглавить кафедру натуральной философии в знаменитом Венском ун-те. К этому времени он отошел от физики и почти полностью погрузился в философию. Умер М. в самый разгар Первой мировой войны неподалеку от Мюнхена.

    М. оставил заметный след в физике: вошли в учебники понятия «конус М.», «число М.», «принцип М.». Критика им основных понятий классической механики подготовила почву для создания теории относительности и оказала непосредственное влияние на одного из ее создателей — А. Эйнштейна. Однако в историю М. вошел не столько как физик, сколько как философ — создатель и глава филос. школы, получившей название «махизм», или «эмпириокритицизм». Рассматриваемая в исторической перспективе, эта школа заняла место «второго позитивизма», ибо М., его соратники и ученики в новых исторических условиях развивали идеи основоположников позитивизма и, как показало время, готовили почву для третьей волны позитивизма, поднявшейся в сер. 1920-х гг.

    Согласно М., мир состоит из небольшого числа однородных элементов, представляющих собой соединения физического с психическим, материи и духа. Между этими элементами нет отношений «сущность — явление» или «причина — следствие», а имеются лишь функциональные связи. Поэтому основная, можно сказать, единственная задача науки сводится к описанию элементов мира и функциональных связей между ними. Даже научная теория является не более чем описанием — сокращенной записью множества конкретных описаний, которые иначе трудно было бы запомнить и воспроизвести. В использовании теорий проявляется принцип экономии мышления — основной принцип, направляющий развитие человеческого познания. Философия М. была порождена кризисом классического естествознания, неспособностью ученых понять новые явления с помощью старых концептуальных средств. На первых порах в среде ученых распространилось мнение о том, что наука и не должна ставить перед собой гордую задачу постижения истины. Это мнение и выразила философия М. Однако как только ученые выработали средства объяснения и понимания новых данных, философия М. потеряла своих сторонников и отошла в область истории. Сам М. так и не принял ни теорию относительности, ни квантовую механику, совершившие революцию в физике, ту революцию, для подготовки которой он так много сделал.

  41. Источник: Философская энциклопедия



  42. Новейший философский словарь

    МАХ (Mach) Эрнст (1838-1916) - австрийский физик и философ. Один из создателей эмпириокритицизма. Окончил Венский университет (1860), С 1861 приват-доцент Венского университета. Профессор физики университета в Граце (1864-1867). Профессор физики и ректор немецкого университета в Праге (1867-1895). Профессор философии Венского университета (1895-1901). Автор книг «Принцип сохранения работы, история и корень его» (1871), «Механика. Ис-торико-критический очерк ее развития» (1883), «Анализ ощущений и отношений физического к психическому» (1886), «Познание и заблуждение» (1905), «Культура и механика» (1915) и др. Осуществил ряд важных физических исследований в области механики, акустики, оптики и др. Открыл и изучил акустические волновые процессы, впоследствии названные ударной волной и др. Установил основную характеристику течения газа (»М. число») и др. закономерности, получившие наименования «М. конус», «угол М.», «линия М.» и др. Стремился интерпретировать базисные законы и понятия механики вне их зависимости от равномерного и прямолинейного движения системы отсчета и ее вращения. Разработал релятивистское понимание пространства, времени, движения, силы и др. Впервые предпринял попытку построения механики, исходя из того, что движение тел может быть определено только по отношению к другим телам. Сформулировал «принцип М.», установивший связь инерциальных свойств тел с бесконечно удаленными большими массами Вселенной. Оказал влияние на создание общей теории относительности А. Эйнштейна. Исследовал процессы слуха и зрения, механизм действия вестибулярного аппарата. Открыл оптические явления, впоследствии названные «кольцами» (»полосами») М. Создал работы по истории механики. Как физик и философ утверждал относительность научного знания и выступал против атомистического учения. В области философии осуществил ряд актуальных исследований, связанных, главным образом, с проблемами познания, опыта, истины, заблуждения, отношения физического и психического, природы и анализа ощущений и др. Как один из основоположников философии эмпириокритицизма (»махизма», «второго позитивизма») оказал большое влияние на развитие позитивистской традиции и формирование неопозитивизма.

  43. Источник: Новейший философский словарь



  44. Энциклопедический словарь

    МАХ

    1.МАХ, -а (-у); м.

    1. Одно быстрое движение в воздухе; взмах. Мах птичьего крыла. Мах косой.

    2. Спорт. Быстрое гимнастическое движение: подъём, взмах прямой ногой или рукой в какую-л. сторону (ногами, руками). Делать махи: вперёд - раз, опустили ногу - два.

    3. Оборот. М. колеса.

    4. Шаг животного при беге (о лошади). Тяжёлый мах жеребца. Идти широким махом. Во весь мах (быстро).

    Дать ма́ху. Сделать промах, ошибку; ошибиться.

    Одним ма́хом; с одного (единого) ма́ха, в зн. нареч. В один приём. С ма́ху, в зн. нареч. Разг. Быстро, не раздумывая. С маху отвечать на все вопросы. С маху решить задачу. Со всего ма́ху, в зн. нареч. Размахнувшись изо всей силы. Махово́й; Маши́стый (см.).

    2.МАХ, в функц. сказ. Разг. Обозначает быстрое движение чем-л., чьё-л. перемещение в один приём. Тетерев м. крылами, и полетел. Дрессировщик м. кнутом. Девочка м., и перепрыгнула яму.

  45. Источник: Энциклопедический словарь



  46. Русско-английский политехнический словарь

    Mach

  47. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  48. Русско-украинский политехнический словарь

    физ.

    (единица измерения скорости) мах

  49. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  50. Русско-украинский политехнический словарь

    физ.

    (единица измерения скорости) мах

  51. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  52. Українсько-російський політехнічний словник

    физ. мах(единица измерения скорости)

  53. Источник: Українсько-російський політехнічний словник



  54. Большой Энциклопедический словарь

  55. Источник:



  56. Толковый словарь Даля

  57. Источник: