Большая Советская энциклопедия

    склад музыки, основанный на сочетании в одновременности нескольких Голосов; противостоит монодии (См. Монодия).Различают несколько типов М.: гетерофонию (См. Гетерофония), гомофонию (См. Гомофония) и полифонию (См. Полифония). Гетерофоння характерна для различных народных культур, в том числе русской (подголосочное М. русской народной песни); гомофония и полифония ведут своё происхождение от неё. Возможно сочетание в одновременности различных типов М.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. многоголо́сие;
    2. многоголо́сия;
    3. многоголо́сия;
    4. многоголо́сий;
    5. многоголо́сию;
    6. многоголо́сиям;
    7. многоголо́сие;
    8. многоголо́сия;
    9. многоголо́сием;
    10. многоголо́сиями;
    11. многоголо́сии;
    12. многоголо́сиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    МНОГОГОЛО́СИЕ, -я, ср. (спец.). Музыкальный склад, основанный на одновременном сочетании в произведении нескольких самостоятельных мелодий, голосов или на сочетании мелодии с аккомпанементом. Народное м.

    | прил. многоголосный, -ая, -ое. Многоголосное сочинение.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    1. муз.

    Склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических линий (голосов).

    2.

    Нестройный шум, создаваемый множеством голосов, звуков, звучащих одновременно.

    Совсем близко гудел, разноязычно кричал многотысячный город, в его могучем многоголосье слышалось что-то угрожающее. Либединский, Зарево.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    МНОГОГОЛО́СИЕ, многоголосия, мн. нет, ср. (муз.). Несколько самостоятельных, но одновременно звучащих голосов; то же, что полифония.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ср.

    1.

    Склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких самостоятельных мелодических линий голосов.

    2.

    Одновременное звучание нескольких или многих голосов.

    II

    ср. разг.

    Шум от множества звуков.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на одновременном сочетании неск. голосов. В многоголосии различают полифонию и гомофонию. Промежуточное положение между одноголосием и многоголосием занимает гетерофония.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    муз. polyphony

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. муз.

    polyphonie f

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)муз. polifonía f

    2)разг.(шум) algarabía f

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Энциклопедический словарь

    МНОГОГОЛО́СИЕ -я; ср.

    1. Муз. Склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических линий (голосов); полифония. Для кантат характерно м. // Одновременное звучание нескольких голосов (инструментов), напоминающих такую музыку. Наслаждаться многоголосием хора.

    2. Нестройный шум, создаваемый множеством голосов, звуков, звучащих одновременно. М. толпы. М. большого города.

    * * *

    многоголо́сие

    склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов. В многоголосии различают полифонию и гомофонию. Промежуточное положение между одноголосием и многоголосием занимает гетерофония.

    * * *

    МНОГОГОЛОСИЕ

    МНОГОГОЛО́СИЕ, склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов. В многоголосии различают полифонию(см. ПОЛИФОНИЯ) и гомофонию(см. ГОМОФОНИЯ). Промежуточное положение между одноголосием(см. ОДНОГОЛОСИЕ) и многоголосием занимает гетерофония(см. ГЕТЕРОФОНИЯ).

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Музыкальная энциклопедия

    склад музыки, основанный на одноврем. сочетании неск. голосов (см. Голос (1)); противостоит монодии. Первые достоверные сведения о М. в проф. музыке относятся к 10-11 вв. Эти ранние образцы являются разновидностями органума. В дальнейшем многоголосное изложение в проф. музыке а ряде нар. муз. культур становится господствующим. Различают неск. типов М.: гетерофония - исполнение мелодии неск. голосами в унисон с эпизодич. отступлениями от него в отд. голосах. Этот тип М., от к-рого ведут происхождение все остальные, характерен для разл. нар. культур, в т. ч. русской (подголосочное М. рус. нар. песни); гомофония, в к-рой главный, наиболее мелодически развитый голос сочетается с нейтральными, мелодически подчинёнными голосами (сопровождением); полифония - соединения в одновременном звучании развитых, относительно самостоятельных мелодий (голосов) или проведений одной и той же мелодии, вступающей в разл. голосах в разное время; разл. виды сложного М. - сочетание в одновременности разных типов М. (гетерофонии, гомофонии, полифонии), т. н. полифония пластов, встречающаяся уже в кон. 18 в.

    Т. Ф. Мюллер.

  23. Источник: Музыкальная энциклопедия



  24. Музыкальный словарь

    Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а отличающиеся друг от друга мелодии. Многоголосие имеет два основных вида. Если ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют мы говорим о гомофонии (греческое слово homos -- означает равный, phone -- звук) или гомофонно-гармоническом стиле. В таком стиле написано большинство произведений XIX века и современной музыки. Другой вид многоголосия получил широчайшее распространение еще в XVI -- XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Это полифония (греческое poly -- много, phone -- голос, звук). В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. В полифоническим искусстве возникли свои особые жанры. Это полифонические вариации -- пассакалья и чакона, это инвенции и другие пьесы, использующие прием имитации. Вершина полифонического искусства -- фуга. Об этих жанрах вы можете прочесть отдельные рассказы. Оба вида многоголосия -- и гомофонию, и полифонию, -- как правило, можно встретить в одном и том же произведении.

  25. Источник: Музыкальный словарь



  26. Орфографический словарь-справочник

  27. Источник:



  28. Большой Энциклопедический словарь

  29. Источник: