Словарь Брокгауза и Ефрона

    (грамм.) — то же, что слогообразующий звук, т. е. звук, носящий на себе слоговое ударение, являющийся главным носителем ритмического значения данного слога, или, по выражению Сиверса ("Grundzüge der Phonetik", 4 изд., 1893, § 105), ядром, или вершиной, слога. Так, в слогах ан, ап, ар, am и т. д. С. является первый член слога, тогда как в слогах на, па, ра, та и т. д. — второй; н, п, р, т и в том, и в другом случае являются только придатками к С., не играющими никакой роли в слоге, не имеющими никакого заметного ритмического значения, консонантами, или согласными, в собственном смысле этого слова, отвечающем античному еще определению понятия о согласном (звук, не могущий образовать слога). В этом значении термины С. и консонант впервые были употреблены фонетиком Таузингом ("Das natürliche Lautsystem der menschlichen Sprache", Лпц., 1863). С. являются не только гласные, но и согласные. Так, в чешском vlk, род. vlka, сербск. npcm, прста С. являются звуки l и р; в немецком (заграничном) живом произношении Leben = lebm, reiten = reitn образуют слог согласные т и п. В русском имеем слогообразующее л в обычном произношении слова холодно, произносимого хóллдна, причем гласного между л и д нет вовсе, но слово тем не менее производит впечатление трехсложного, хотя настоящих гласных в нем только два. В непринужденном произношении здравствуйте, звучащем обыкновенно здрассте, С. является с и т. д. В роли С. особенно часто являются согласные носовые н, м, дрожащий p и боковой л (так назыв. плавные), представляющие собой звуки, близкие к гласным звукам в акустическом отношении (и те и другие — соноры, см.). Особое значение в сравнительно-исторической фонетике индоевропейских языков получила гипотеза Бругмана и Остгоффа о существовании в индоевропейском праязыке носовых и плавных С., давшая возможность объяснить целый ряд явлений и отношений, остававшихся прежде загадочными и темными. Эта теория принята большинством современных лингвистов, и все возражения против нее обнаружили большую или меньшую свою несостоятельность. Меньше успеха имела гипотеза Турнейзена, предполагавшего в индоевропейском праязыке и слоговое z, но не нашедшего себе последователей.

    Литература. Brugmann, "Nasalis sonans in der indogermanischen grundsprache" (Curtius "Stuiden", IX, 1876); Osthoff, "Zur Frage des Ursprungs der german. n-Declination" (Paul u. Braune, "Beiträge zur Geschichte d. deutsch. Sprache und Litteratur", т. III, 1—82, 1876); J. Schmidt, "Kritik der Sonantentheorie" (Веймар, 1895). Прочую литературу (до 1886 г.) указывает Бругман в первом издании "Grundriss der vergl. Grammatik der indog. Sprachen", т. I, § 222 (1886).

    C. Б—ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. сона́нт;
    2. сона́нты;
    3. сона́нта;
    4. сона́нтов;
    5. сона́нту;
    6. сона́нтам;
    7. сона́нт;
    8. сона́нты;
    9. сона́нтом;
    10. сона́нтами;
    11. сона́нте;
    12. сона́нтах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Слоговой или слогообразующий звук (в лингвистике).

    Ant:

    консонант

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    СОНАНТ (от лат. sonans - звучащий) -1) согласный звук, способный выступать в качестве слогообразующего (напр., СОНАР СОНАТА (итал. sonata - от sonare - звучать), музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла (см. Циклические формы). Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Энциклопедический словарь

    СОНА́НТ -а; м. [лат. sonans - звучащий] Лингв.

    1. Согласный звук, способный выступать в качестве слогообразующего (противоп.: консона́нт). В междометии "гм" звук "м" - с.

    2. Сонорный согласный звук. В русском языке звуки "р", "л", "м", "н" - сонанты.

    * * *

    сона́нт

    (от лат. sonans — звучащий), 1) согласный звук, способный выступать в качестве слогообразующего (например, [м] в русском междометии «гм», [р] в сербском трг — «рынок», [l] в чешском vlk — «волк»).2) То же, что сонорный согласный.

    * * *

    СОНАНТ

    СОНА́НТ (от лат. sonans — звучащий),

    1) согласный звук, способный выступать в качестве слогообразующего (напр., [м] в русском междометии «гм», [р] в сербском трг — «рынок», [l] в чешском vlk — «волк»).

    2) То же, что сонорный согласный(см. СОГЛАСНЫЕ).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  11. Источник:



  12. Словарь лингвистических терминов

  13. Источник:



  14. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  15. Источник:



  16. Справочник по этимологии и исторической лексикологии

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

    СОНАНТ
    СОНАНТ (от лат. sonans - звучащий) -1) согласный звук, способный выступать в качестве слогообразующего (напр., СОНАР СОНАТА (итал. sonata - от sonare - звучать), музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла (см. Циклические формы). Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в кон. 18 в. в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  19. Источник: