Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующееся разложением системы нравственных, социальных и т.п. ценностей.

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. Большой энциклопедический словарь

    АНОМИЯ (от франц. anomie - отсутствие закона - организации), социологическое и социально-психологическое Понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    АНОМИЯ (от французского anomie - отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречиями между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие "аномия" введено Э. Дюркгеймом.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Психологический словарь

    Аномия (греч. a - отрицательная частица, nomos - закон) - понятие, введенное Э. Дюркгеймом - для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия - и разочарование) и выражающее соб

  7. Источник: Психологический словарь



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    зоол. gold shell

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Энциклопедия юриста

    (букв.: безнорматив-ность)

    состояние социальной дезорганизации и социальной нестабильности, при котором ослабевает контроль социальных норм за поведением индивида, что возможно либо вследствие того, что сами эти нормы ясно не сформулированы, не применяются четко и регулярно, либо вследствие конфликта между различными или противоречащими друг другу нормами. Такое состояние "без-нормативности" оставляет людей без четких границ поведения, они не представляют ясно, как следует себя вести, а часто и не интересуются этим.

    Основоположник концепции А. (социальной дезорганизации) - крупнейший французский социолог и правовед Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исходил из того, что нормальная жизнь любого общества возможна при "социальной сплоченности", урегулированной нормами, в первую очередь правовыми. В период стабильности закон выступает для человека в образе высшего (или признаваемого им за высшее) коллективного сознания. Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный авторитет, т.е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что требования его не должны подниматься выше определенного уровня. Индивидуальные стремления заключены в этом случае в установленные рамки. Отсутствие между людьми социальной сплоченности, солидарности, приводящее к состоянию А., Дюркгейм расценивал как источник абсолютного большинства негативных общественных проявлений, в том числе преступности. Он считал состояние А. характерным и нормальным явлением современного ему общества.

    Э. Дюркгейм определял пути выхода из кризисного состояния А.: дело не

    "в воскрешении традиций и обычаев, которые, не отвечая более настоящим условиям социального положения, могли бы жить только искусственной и кажущейся жизнью". Излечение общества возможно путем социальных реформ, укрепления "коллективных представлений", повышения уровня "социальной солидарности" в рамках прежде всего профессиональных групп - "корпораций" лиц, объединяемых совместной профессией. При этом ученый придерживался принципа постепенности,который отвергает возможность скоротечных перемен в развитии всех социальных процессов, в том числе и преступности, поскольку лежащая в их основе нравственность меняется медленно.

    Концепцию А. применительно к проблемам криминологии развил американский социолог Роберт Мертон, считавший основной причиной преступности противоречие между ценностями, на достижение которых нацеливает общество, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Это противоречие приводит к тому, что человек, не сумевший получить такие ценности по всем правилам, начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой.

    Теории А. свойственна ограниченность; она не объясняет ни того, почему индивид теряет связь со своей культурой, ни того, почему большинство людей, подверженных воздействию почти одних и тех же влияний, не перестают идентифицировать себя с группой и демонстрируют поведение, которое не настолько отклоняется от нормы, чтобы квалифицировать его как незаконное. Теория А. не объясняет также и деструктивную, или неутилитарную, природу некоторых правонарушений.

    Аргунова Ю.Н.

  11. Источник: Энциклопедия юриста



  12. Философская энциклопедия

    АНОМИЯ

    (франц. anomie — отсутствие закона, организации, от греч.? — отрицат. частица и — закон), понятие бурж. социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социальной системы, в которой они действуют, и означает: 1) состояние общества, при котором для его членов утрачена значимость социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

    Термин «А.» ввёл Дюркгейм, который рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это общество поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою жизнь как неудавшуюся. Но А., порождая система.тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

    Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала понятие А. Она, в первую очередь, рассматривается как следствие личных свойств и лишь затем — социальных условий. В социологии преступности, отклоняющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие противоречивые элементы сознания аномич. личности, как чувство беспомощности, изоляции, пустоты, безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с другой — авторитаризм, этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых определений А. делает это понятие весьма расплывчатым.

    Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц., СПБ,1912; Социология преступности, пер. с англ., М.,1966; Merton R.К., Social theory and social structure, Glencoe(111.),1957; Ano-mie and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Clinard, N. Y.,1964; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiological dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.»,1965, v. 30, № 1; F r o m m E., Escape from freedom, N.?., 1971.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Новейший философский словарь

    АНОМИЯ (франц. anomie - отсутствие закона, организации) - философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается «вне» общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. был поставлена Дюркгеймом в книге «О разделении общественного труда», где в ходе анализа «ненормальных» форм этого разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно-установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Состояние А. может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом. В «Самоубийстве» Дюркгейм выделил три типа самоубийств: «эгоистические», «альтруистические» и «анемические». Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что «А.» начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 века граница между нормой и патологией постепенно стирается. Дюркгеймовская трактовка А. была развита Мертоном, который ввел систему понятий, описывающих феномен «отклоняющегося» (деви-антного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты, определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мер-тон выделял две мыслимых разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, «первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости». Мертон считал, что А. «взывается к жизни» именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А.

  15. Источник: Новейший философский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    АНОМИ́Я -и; ж. [от греч. [от греч. a- - без- и nomos - закон]. Книжн. Отсутствие у человека, общества социальных или моральных норм, стандартов.

    Аноми́чный, -ая, -ое.

    * * *

    аноми́я

    (от франц. anomie — отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашёнными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчуждённости человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном.

    * * *

    АНОМИЯ

    АНОМИ́Я (от франц. anomie — отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности(см. ОТЧУЖДЕНИЕ (социальный процесс)) человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом(см. ДЮРКГЕЙМ Эмиль), теория аномии разработана Р. К. Мертоном(см. МЕРТОН Роберт Кинг).

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Энциклопедия социологии

    (от фр. anomie - отсутствие закона, организации) - англ. апотга/апоту; нем. Anomie. 1. Состояние общества, при к-ром наступает дезинтеграция и распад системы норм, к-рые гарантируют обществ, порядок (Э. Дюркгейм). см. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, САМОУБИЙСТВО АНОМИЧЕСКОЕ. 2. Психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. см. ДЕВИАНТНОСТЬ.

  19. Источник: Энциклопедия социологии



  20. Социологический словарь

    (ANOMIE) Ситуация в обществе, характеризующаяся распадом норм, регулирующих социальное взаимодействие. «Аномия», как и «отчуждение», относится к числу понятий, способствующих сокращению разрыва между объяснениями социального действия на уровне индивидов и на уровне социальной структуры. Классическим примером использования этого понятия является работа Э. Дюркгейма «Самоубийство» (Durkheim, 1897). Дюркгейм утверждает, что люди могут быть счастливы только тогда, когда их желания соразмерны их средствам. Предоставленные самим себе, человеческие желания не знают пределов, и это свойство человеческой натуры наряду с неизбежной ограниченностью ресурсов делает людей несчастными и приводит некоторых из них в конечном счете к самоубийству. Способ, посредством которого общества справляются с проблемой недостижимых целей, заключается в ограничении человеческих желаний и целей нормативными рамками, допускающими постановку лишь тех целей, которые могут быть достигнуты. Понятие аномии описывает ту ситуацию, когда эти рамки распадаются, цели отрываются от средств, и число самоубийств растет. Дюркгеймова концепция аномии была расширена Р.К.Мертоном (Merton, 1957) до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее — средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств. См. также: Относительная депривация. Лит.: Parkin (1992)

  21. Источник: Социологический словарь



  22. Российская социологическая энциклопедия

    - см ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ.

  23. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  24. Социология: словарь

    (от франц. anomia - отсутствие закона, организации) - состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать.

  25. Источник: Социология: словарь



  26. Толковый словарь по социологии

    (от фр. anomie - отсутствие закона, организации) - англ. апотга/апоту; нем. Anomie. 1. Состояние общества, при к-ром наступает дезинтеграция и распад системы норм, к-рые гарантируют обществ, порядок (Э. Дюркгейм). См. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, САМОУБИЙСТВО АНОМИЧЕСКОЕ. 2. Психологическое состояние, характеризующееся чувством потери ориентации в жизни, возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм. См. ДЕВИАНТНОСТЬ.

  27. Источник: Толковый словарь по социологии



  28. Социология: Энциклопедия

    (франц. anomie - отсутствие закона, организации) - философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним.

    Проблема А. была поставлена Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда", где в ходе анализа "ненормальных" форм этого разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Состояние А. может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом.

    В "Самоубийстве" Дюркгейм выделил три типа самоубийств: "эгоистические", "альтруистические" и "аномические". Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что "А." начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 в. граница между нормой и патологией постепенно стирается.

    Дюркгеймовская трактовка А. была развита Р. Мертоном, который ввел систему понятий, описывающих феномен "отклоняющегося" (девиантного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты, определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мертон выделял две мыслимые разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, "первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости". Мертон считал, что А. "взывается к жизни" именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, "деклассированном" состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А.

    А.А. Грицанов

  29. Источник: Социология: Энциклопедия



  30. Словарь бизнес-терминов

  31. Источник:



  32. Большой Энциклопедический словарь

  33. Источник: