(от εκλέγω — избираю) — направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных признаваемых истинными положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в. по Р. Хр.), александриец, о котором говорит Диоген Лаэртийский в конце своего введения в "Жизнь древних философов". Эклектическое направление в том случае, когда оно приближается к синкретизму, т. е. к беспринципному и неметодичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой Э. знаменует упадок философского творчества и появляется в истории обыкновенно после того, как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и Аристотеля Э. постепенно распространяется, пока наконец в александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое замечается и в Вольфовой философии по отношению к философии Лейбница. В XIX в. эклектиком был Кузен (и Жуффруа), старавшийся сочетать принципы немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при определении истинности начал, которые стараются сочетать, обыкновенно служит "здравый смысл". Ежели такое направление в философии и не выдерживает критики, то это еще не значит, что всякий Э. должен быть осуждаем. Всякая система должна считаться с твердо установленными фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц, утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают, ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление считаться со всеми возможными направлениями и путем критики находить в них зерно истины, Э., следовательно, может обозначать требование широты кругозора в деле обоснования собственной системы.
Э. Р.
в архитектуре и изобразительных искусствах, соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в период упадка больших художественных направлений.
Элементы Э. заметны, например, в позднем древнеримском искусстве (комбинация форм, заимствованных из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др.). К Э. тяготели представители болонской школы (См. Болонская школа), которые полагали, что могут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения.
Э. характерен для зодчества (особенно для оформления интерьеров) сер. и 2-й пол. 19 в., некритически использовавшего формы различных стилей (неоренессанс, неорококо и т.д.); однако архитектурный и оформительский Э. 19 в. с его «вселенским» охватом архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на зарождение целостного в своей сущности, но питающегося из самых различных источников стиля «Модерн».
Э. продолжал оставаться особенно типичным для салонного искусства (См. Салонное искусство). Широкое распространение эклектические тенденции получили в западноевропейской и американской художественной культуре середины 20 в. (в связи с распространением моды на «ретроспективистские» стили художественного оформления, копирующие те или иные стилистические направления прошлого).
Лит.: Patetta L., L’architettura (dell’eclettismo. Fonti, teorie, modelli. 1750— 1900, Mil., 1975.
ЭКЛЕКТИ́ЗМ, -а, м. (книжн.). Неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов. Э. в исследовании. Э. в искусстве.
-а, м.
1.
Механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.
Время политического эклектизма прошло, надобно стоять на том берегу или на этом. Герцен, Письма из Франции и Италии.
2. архит., иск.
Сочетание разнородных стилевых элементов, отсутствие единства художественных принципов.
[От греч. ’εκλεκτός — избранный]
ЭКЛЕКТИ́ЗМ и (устар.) эклектицизм, эклектицизма, мн. нет, муж. (от греч. eklego - выбираю) (книжн.). Механическое, лишенное принципиальности, соединение разнородных начал, точек зрения, взглядов. Эклетизм в философии. Эклетизм в искусстве.
I
м.; = эклектици́змМеханическое, чисто внешнее смешение разнородных, нередко противоположных, внутренне не соединимых взглядов, идей, принципов, точек зрения.
II
м.; = эклектици́змНаправление в архитектуре второй половины XIX в., сочетающее элементы различных стилей.
ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos - выбирающий) - механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.).
ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греческого eklektikos - выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве - сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.).
Эклектизм - формальное, механическое использование в композиции и художественной отделке зданий элементов стилей прошлых эпох.Источник: Словарь архитектурно-строительных терминов
муж. eclecticismeclecticism
эклектизм м филос. Eklektizismus m тк. sg, неизм.
м филос.
Eklektizismus m тк. sg, неизм.
м. филос.
éclectisme m
м. книжн.
eclecticismo m, eclectismo m
м. книжн.
eclettismo
(в антич. философии) – антич. философия 2 в. до н.э. – 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в незначит, мере, поскольку в них явно преобладает к.-л. одна филос. система. Поэтому об антич. Э. следует говорить более как об исторически-плодотворной тенденции, нежели как о сложившемся самостоят. направлении греко-рим. философии. В особенности это относится к т.н. Э. 1–2 вв., определенно базирующемся на платонизме и приводящем к возникновению в 3 в неоплатонизма, положившего конец Э. Появление Э. объясняется сильным влиянием на все тогдашние филос. школы развившегося в это время скептицизма – как пирроновского, так и академического, нанесшего сильный удар всякому филос. догматизму.
В нек-рой мере воздействию Э. подвергались: эпикурейская школа (Зенон Сидонский, сер. 2 в. до н.э., Деметрий Лаконский, Асклепиад Вифинский – вторая пол. 2 в. до н.э.; последний проповедовал, вопреки Эпикуру, бесконечную делимость и несвязанность атомов, а также главенство души в познании Cael. Aurel. De Morb. acut. 1 –14), перипатетическая школа (Андроник Родосский, псевдо-аристотелевские соч. "О мире" и "О добродетелях и пороках", в к-рых перипатетизм соединялся с платонизмом); киники (Деметрий-киник, Эномай из Гадары, Демонакт Кипрский, Перегрин Протей, настолько далеко ушедший от прежних киников в своем религ. фанатизме, что одно время даже принадлежал к христ. общине). Эклектич. духом стала отличаться и сама Академия платоновская (Антиох, Энесидем и др.).
Слишком органичным, чтобы считаться Э., явилось соединение стоицизма и платонизма у Панеция и Посидония, основавших стоич. платонизм. Более эклектичны рим. мыслители Варрон, Цицерон и Секстий, однако и для них характерна твердая уверенность в объективном бытии, провидении, гармоничном космосе и строжайшие этико-политич. убеждения. Относить к Э., как это делает Целлер, таких убежденных стоиков или стоич. платоников, как Мусоний Руф, Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий, совершенно нелепо. Почти все др. мыслители 1–2 вв., именуемые обычно эклектиками, являются либо стоич. платониками в духе Посидония, либо просто платониками. Платоников 1–2 в. до н.э. можно в известном смысле считать эклектиками, однако и здесь следует видеть постепенное назревание неоплатонизма. Только при игнорировании текстов можно именовать эклектиками таких несомненных платоников, как Плутарх, Апулей из Мадавры, Альбин, Теон Смирнский, Максим Тирский, Гарпократион или Аттик. Через Нумения и Аммония Саккаса, к-рых часто тоже именуют эклектиками, мы прямо подходим к Плотину. Т.о., античный Э. вовсе не эклектичен в том смысле, как это часто говорят о несистематически мыслящих философах нового времени.
Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, разд. 3, гл. 6; Zеllеr Е., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Tl. 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 547–863.
А. Лосев. Москва.
ЭКЛЕКТИ́ЗМ,ЭКЛЕКТИЦИ́ЗМ, -а; м. [от греч. eklektikos - избранный, выбирающий] Книжн.
1. Неорганичное, чисто внешнее соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. Политический э. Допускает э. в исследовании. Стилистический э.
2. Архит. Архитектурное направление второй половины 19 в., сочетающее элементы различных стилей.
◁ Электи́ческий; Эклекти́чный (см.).
* * *
эклекти́зм(эклектика) (от греч. eklektikós — выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности XIX в.).
* * *
ЭКЛЕКТИЗМЭКЛЕКТИ́ЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos — выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.).
ЭКЛЕКТИКА, ЭКЛЕКТИЗМ, ЭКЛЕКТИЦИЗМ (от греч. eklektikos - способный выбирать) - англ. eclecticism; нем. Eklektik. 1.В философии - а)механическое соединение в одном учении разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Главная черта Э. состоит в том, что не выдвигаются новые положения, углубляющие познание мира, а произвольно выбираются из различных систем; б) закономерный момент в развитии научного познания, связанный с наличием элементов знания, не имеющих единой теоретической базы, зачастую относящихся к противоположным аспектам рассмотрения объекта и характеризующих периоды коренной ломки теорий; в) направление в античной философии II в. до н.э. - II в. н. а, характеризующееся соединением элементов разных философских систем и стиранием различий между ними. 2. В архитектуре и изобразительном искусстве - механическое соединение разнородных художественных элементов и стилей.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.