(от греч. syllogistikós — выводящий умозаключение)
теория логического вывода, исследующая умозаключения, состоящие из т. н. категорических высказываний (См. Высказывание) (суждений (См. Суждение)): общеутвердительных («всякое S есть Р»), общеотрицательных («ни одно S не есть Р»), частноутвердительных («некоторое S есть Р») и частноотрицательных («некоторое S не есть Р»). В С. рассматриваются, например, выводы заключения из одной посылки (т. н. непосредственные умозаключениями (См. Непосредственное умозаключение) «сложные силлогизмы», или Полисиллогизмы, имеющие не менее трёх посылок. Однако основное внимание С. уделяет теории категорического Силлогизма, имеющего ровно две посылки и одно заключение указанного вида. Классификацию различных форм (Модусов) силлогизмов и их обоснование дал основатель логики как науки Аристотель. В дальнейшем С. усовершенствовалась различными школами античных (перипатетики, стоики) и средневековых логиков. Несмотря на ограниченный характер применения, отмечавшийся ещё Ф. Бэконом, Р. Декартом, Дж. С. Миллем (См. Милль) и другими учёными, С. долгое время являлась неотъемлемым традиционным элементом «классического» гуманитарного образования, из-за чего её часто называют традиционной логикой. С созданием исчислений (См. Исчисление) математической логики роль С. стала весьма скромной. Оказалось, в частности, что почти всё её содержание (а именно все выводы, не зависящие от характерного для С. предположения о непустоте предметной области (См. Предметная область)) может быть получено средствами фрагмента исчисления Предикатов — т. н. одноместного исчисления предикатов. Получен также (начиная с Я. Лукасевича, 1939) ряд аксиоматических изложений С. в терминах современной математической логики.
Лит.: Аристотель, Аналитики, первая и вторая, пер. с греч., Л., 1952; Бэкон Ф., Новый органон, пер. с англ., Л., 1935; Декарт Р., Избр. произв., пер. с франц., М., 1950; Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретической логики, пер. с нем., М., 1947, гл. II, § 3; Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ., М., 1959; Бурбаки Н., Очерки по истории математики, пер. с франц., М., 1963; Калбертсон Д ж., Математика и логика цифровых устройств, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Субботин А. Л., Теория силлогистики в современной формальной логике, М., 1965; его же, Традиционная и современная формальная логика, М., 1969.
-и, ж.
1.
Учение о силлогизмах в формальной логике.
2. перен. книжн.
Беспредметные общие рассуждения, бесплодное умствование.
СИЛЛОГИ́СТИКА, силлогистики, мн. нет, жен. В формальной логике - учение о силлогизмах, об их построении (филос.).
|| перен. Общие рассуждение, не имеющие практической, жизненной ценности (книжн. ирон.).
ж.
1.
Учение о силлогизмах (в формальной логике).
2.
перен.Бесплодные, беспредметные рассуждения.
СИЛЛОГИСТИКА (от греч. syllogistikos - выводящий умозаключение) - исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов.
syllogistics
f.syllogistics
ж.
1)филос. sillogistica
2) перен. книжн. ragionamenti senza succo
(от греч. syllogisticos — рассчитываю, считаю) — логическая теория дедуктивных рассуждений, в которой исследуются логические связи между категорическими атрибутивными высказываниями. С. была построена Аристотелем.
К числу указанных высказываний относят высказывания следующих логических форм: «Всякий S есть Р» — общеутвердительное высказывание, «Всякий (ни один) S не есть Р» — общеотрицательное, «Некоторый S есть Р» — частноутвердительное, «Некоторый S не есть Р» — частноотрицательное, «а есть Р» — единич-ноутвердительное и «а не есть Р» — единичноотрицательное. В каждом таком высказывании имеется два термина: субъект — термин, обозначающий те предметы, о которых нечто утверждается или отрицается, и предикат — термин, обозначающий то, что утверждается или отрицается об этих предметах.
В С. устанавливаются логические законы и оправдывается принятие правил выведения одних высказываний из других — умозаключений. Так, в традиционной (школьной) С. законами будут следующие выражения: «Всякий S есть S» — закон тождества, «Неверно, что всякий S есть Р и всякий S не есть Р».
Что касается умозаключений, то они распадаются на умозаключения по логическому квадрату, непосредственные и опосредованные умозаключения. В умозаключения выделяют посылки, т.е. те высказывания, из которых нечто выводится, и заключения — то, что выводится. С помощью логического квадрата фиксируются такие отношения между категорическими атрибутивными высказываниями, как отношение подчинения, контрарности, субконтрарности и противоречия. К числу непосредственных умозаключений относятся операции обращения (conversio), превращения (obversio) и различные виды противопоставления (contrapocisio).
В С. одним из важнейших видов опосредованных умозаключений является простой категорический силлогизм, с помощью которого осуществляют выводы из двух посылок. Более сложными формами опосредованных умозаключений являются сориты, которые в общем случае представляют собой выводы некоторого утверждения из произвольного множества посылок.
При практическом осуществлении некоторого аргументационного процесса обычно не пользуются развернутой формой силлогизма, а используют т.н. э н -тимемы — сокращенные формы рассуждения (с пропуском некоторых посылок или заключения).
СИЛЛОГИ́СТИКА -и; ж. [от греч. syllogistikos - выводящий умозаключение]
1. В формальной логике: учение о выводах из рассуждений в форме силлогизмов (создано Аристотелем).
2. Книжн. О бесплодных, беспредметных рассуждениях.
* * *
силлоги́стика(от греч. syllogistikós — выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов.
* * *
СИЛЛОГИСТИКАСИЛЛОГИ́СТИКА (от греч. syllogistikos — выводящий умозаключение), исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов(см. СИЛЛОГИЗМ).
матем.
силогі́стика
матем.
силогі́стика
Большой Энциклопедический словарь. 2000.