(от греч. euphónia — благозвучие)
инструментовка, звуковая организация художественной речи (преимущественно стихотворной), основанная на повторяемости звуков; то же, что и Фоника. В узком смысле под Э. иногда понимают артикуляционное и акустическое благозвучие речи (так, неблагозвучно сочетание гласных на стыке слов — Зияние).
-и, ж.
1. книжн. устар. Благозвучие.
2. лингв., лит.
Различные приемы и средства использования звуковой стороны речи в художественном, преимущественно стихотворном произведении (ассонанс, аллитерация, звуковые повторы и т. д.).
||
Раздел поэтики, изучающий эти средства.
[греч. ε’υφωνία]
ЭВФОНИ́Я, эвфонии, мн. нет, жен. (греч. euphonia).
1. Благозвучие (книжн.).
2. В литературном художественном произведении - подбор звуков, достигающий того или иного художественного эффекта, звукопись (лит.).
ж.
1.
Приемы и средства использования звуковой стороны языка в художественном - преимущественно в поэтическом - произведении (ассонанс, аллитерация, звуковые повторы и т.п.); фоника.
2.
Раздел поэтики, изучающий такие явления.
ЭВФОНИЯ - см. Фоника.
жен.;
лит. euphonyж. euphony.
ж. лит.
eufonía f
ж. лит.
eufonia
ЭВФОНИ́Я -и; ж. [греч. euphōnia - благозвучие] Лингв., лит. Различные приёмы и средства использования звуковой стороны речи в художественном, преимущественно стихотворном произведении (ассонанс, аллитерация, звуковые повторы и т.п.); фоника. // Раздел поэтики, изучающий эти средства.
◁ Эвфони́ческий, -ая, -ое. Э-ая сторона текста. Э. анализ стиха.
* * *
эвфони́ясм. Фоника.
* * *
ЭВФОНИЯЭВФОНИ́Я, см. Фоника(см. ФОНИКА).
(греч. eypoyia - благозвучие) - оценочная категория антич. музыкальной эстетики. С точки зрения Э. (а также "эвритмии", греч. eyrytmia) оценивались все звуковые явления действительности. Особенно часто критерий Э. применялся при характеристике речевых и муз. форм звучания. Так, Аристид Квинтилиан ("О музыке", II, 12) пишет об Э. сочетания букв, об Э. слов. Псевдо-Аристотель ("Проблемы", XIX, 33) указывает на бульшую степень Э. низких звуков по сравнению с высокими. Иногда термин "эвфонический" был синонимом термина "музыкальный". В эпоху средневековья Э. (лат. euphonia) оставалась важнейшей категорией муз. эстетики. Исидор из Севильи ("Этимология", III, 6) определял Э. как "приятность звучания" (suavitas vocis), а Маркетто Падуанский ("Луцидариум", V, 3) - как "искусное звучание" (bona sonoritas). Такие же определения Э. содержатся в трактатах Аврелиана из Реоме ("Музыкальное учение", 5) и Иеронима Моравского ("О музыке", 4). Йоханнес де Грохео ("О музыке") и Иоанн де Мурис ("Зеркало музыки", 17), следуя антич. теоретикам, пользуются термином "Э." и для характеристики речевых образований. Эстетики эпохи Возрождения также применяли категорию Э. В разл. историч. периоды "эвфоническими" считались неоднозначные явления, что было обусловлено эволюцией муз. мышления. Так, если антич. теоретики наз. "эвфоническими" только интервалы кварты, квинты и октавы, в эпоху Возрождения термин "Э." применялся и при характеристике большой терции.
Литература: Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4, с. 181-94; Aristides Quintilianus, De musica libri tres, Lipsiae, 1963; Aristoteles, Loci de musica, в кн.: Jan С., Musici scriptores graeci, Lipsiae, 1895, переизд. Hildesheim, 1962, p. 1-111; Isidorus Episcopus, Sententia de musica, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica..., v. 1, St. Blasien, 1784, p. 19-28, переизд. Graz, 1905, Milano, 1931; Aurelianus Reomensis, Musica disciplina, там же, р. 27-63; Marchetus de Radua, Lucidarium in arte musicae planae (1317 или 1318), там же, v. 3, p. 64-121; Ieronimus de Moravia (между 1272 и 1304), Tractatus de musica, в кн.: Coussemaker E., Scriptorum de musica medii aevi, v. 1, P., 1864, p. 1-94; J. de Muris, Speculum musicae (1323), в кн.: GroЯmann W., Die einleitenden Kapitel des Speculum musicae, Lpz., 1924, S. 54-96; Rossbach A.,Westphal R., Theorie der musischen Kьnste der Hellenen, Bd 1-3, Lpz., 1885-87; Schдlke R., Geschichte der Musikдsthetik in Umrissen, В., 1934.E. В. Герцман.Большой Энциклопедический словарь. 2000.