Большая Советская энциклопедия

    (от греч. euphónia — благозвучие)

    инструментовка, звуковая организация художественной речи (преимущественно стихотворной), основанная на повторяемости звуков; то же, что и Фоника. В узком смысле под Э. иногда понимают артикуляционное и акустическое благозвучие речи (так, неблагозвучно сочетание гласных на стыке слов — Зияние).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. эвфони́я;
    2. эвфони́и;
    3. эвфони́и;
    4. эвфони́й;
    5. эвфони́и;
    6. эвфони́ям;
    7. эвфони́ю;
    8. эвфони́и;
    9. эвфони́ей;
    10. эвфони́ею;
    11. эвфони́ями;
    12. эвфони́и;
    13. эвфони́ях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ж.

    1. книжн. устар. Благозвучие.

    2. лингв., лит.

    Различные приемы и средства использования звуковой стороны речи в художественном, преимущественно стихотворном произведении (ассонанс, аллитерация, звуковые повторы и т. д.).

    ||

    Раздел поэтики, изучающий эти средства.

    [греч. ε’υφωνία]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ЭВФОНИ́Я, эвфонии, мн. нет, жен. (греч. euphonia).

    1. Благозвучие (книжн.).

    2. В литературном художественном произведении - подбор звуков, достигающий того или иного художественного эффекта, звукопись (лит.).

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Приемы и средства использования звуковой стороны языка в художественном - преимущественно в поэтическом - произведении (ассонанс, аллитерация, звуковые повторы и т.п.); фоника.

    2.

    Раздел поэтики, изучающий такие явления.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ЭВФОНИЯ - см. Фоника.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    лит. euphonyж. euphony.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. лит.

    eufonía f

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. лит.

    eufonia

  17. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  18. Энциклопедический словарь

    ЭВФОНИ́Я -и; ж. [греч. euphōnia - благозвучие] Лингв., лит. Различные приёмы и средства использования звуковой стороны речи в художественном, преимущественно стихотворном произведении (ассонанс, аллитерация, звуковые повторы и т.п.); фоника. // Раздел поэтики, изучающий эти средства.

    Эвфони́ческий, -ая, -ое. Э-ая сторона текста. Э. анализ стиха.

    * * *

    эвфони́я

    см. Фоника.

    * * *

    ЭВФОНИЯ

    ЭВФОНИ́Я, см. Фоника(см. ФОНИКА).

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Музыкальная энциклопедия

    (греч. eypoyia - благозвучие) - оценочная категория антич. музыкальной эстетики. С точки зрения Э. (а также "эвритмии", греч. eyrytmia) оценивались все звуковые явления действительности. Особенно часто критерий Э. применялся при характеристике речевых и муз. форм звучания. Так, Аристид Квинтилиан ("О музыке", II, 12) пишет об Э. сочетания букв, об Э. слов. Псевдо-Аристотель ("Проблемы", XIX, 33) указывает на бульшую степень Э. низких звуков по сравнению с высокими. Иногда термин "эвфонический" был синонимом термина "музыкальный". В эпоху средневековья Э. (лат. euphonia) оставалась важнейшей категорией муз. эстетики. Исидор из Севильи ("Этимология", III, 6) определял Э. как "приятность звучания" (suavitas vocis), а Маркетто Падуанский ("Луцидариум", V, 3) - как "искусное звучание" (bona sonoritas). Такие же определения Э. содержатся в трактатах Аврелиана из Реоме ("Музыкальное учение", 5) и Иеронима Моравского ("О музыке", 4). Йоханнес де Грохео ("О музыке") и Иоанн де Мурис ("Зеркало музыки", 17), следуя антич. теоретикам, пользуются термином "Э." и для характеристики речевых образований. Эстетики эпохи Возрождения также применяли категорию Э. В разл. историч. периоды "эвфоническими" считались неоднозначные явления, что было обусловлено эволюцией муз. мышления. Так, если антич. теоретики наз. "эвфоническими" только интервалы кварты, квинты и октавы, в эпоху Возрождения термин "Э." применялся и при характеристике большой терции.

    Литература: Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Вестник древней истории", 1971, No 4, с. 181-94; Aristides Quintilianus, De musica libri tres, Lipsiae, 1963; Aristoteles, Loci de musica, в кн.: Jan С., Musici scriptores graeci, Lipsiae, 1895, переизд. Hildesheim, 1962, p. 1-111; Isidorus Episcopus, Sententia de musica, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica..., v. 1, St. Blasien, 1784, p. 19-28, переизд. Graz, 1905, Milano, 1931; Aurelianus Reomensis, Musica disciplina, там же, р. 27-63; Marchetus de Radua, Lucidarium in arte musicae planae (1317 или 1318), там же, v. 3, p. 64-121; Ieronimus de Moravia (между 1272 и 1304), Tractatus de musica, в кн.: Coussemaker E., Scriptorum de musica medii aevi, v. 1, P., 1864, p. 1-94; J. de Muris, Speculum musicae (1323), в кн.: GroЯmann W., Die einleitenden Kapitel des Speculum musicae, Lpz., 1924, S. 54-96; Rossbach A.,Westphal R., Theorie der musischen Kьnste der Hellenen, Bd 1-3, Lpz., 1885-87; Schдlke R., Geschichte der Musikдsthetik in Umrissen, В., 1934.E. В. Герцман.

  21. Источник: Музыкальная энциклопедия



  22. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  23. Источник:



  24. Словарь лингвистических терминов

  25. Источник:



  26. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  27. Источник:



  28. Большой Энциклопедический словарь

    ЭВФОНИЯ
    ЭВФОНИЯ - см. Фоника.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  29. Источник: