ВЕ́ЧНОСТЬ, -и, жен. Очень долгое время, бесконечность. Не виделись целую в. (очень давно; разг.). Кануть в в. (бесследно исчезнуть, не оставив следов, памяти о себе).
-и, ж.
1.
Течение времени, не имеющее начала и конца.
— Трудно нам представить вечность, — сказал Диммлер . — Отчего же трудно представить вечность? — сказала Наташа. — Нынче будет, завтра будет, всегда будет, и вчера было и третьего дня было. Л. Толстой, Война и мир.
|| чего. Бессрочность.
В ряду признаков, отграничивающих право собственности от других вещных прав, иногда указывается вечность или бессрочность права собственности. Венедиктов, Государственная социалистическая собственность.
||
В антинаучной религиозно-идеалистической философии: вневременность, независимость от времени, неизменность во времени.
2. разг.
Томительно долгое время.
Ермолай не возвращался более часу. Этот час нам показался вечностью. Тургенев, Льгов.
- кануть в вечность
- отойти в вечность
ВЕ́ЧНОСТЬ, вечности, мн. нет, жен. (книжн.). Время, не имеющее ни начала, ни конца.
❖
Отойти в вечность (книжн.) - умереть, навсегда перестать существовать. Отошли в вечность купеческие типы Островского. Кануть в вечность (книжн.) - подвергнуться забвению, бесследно исчезнуть. Целую вечность (разг.) - очень долгое время. Мы не видались целую вечность.I
ж.1.
Бесконечное во времени существование материального мира.
отт. Течение времени, не имеющее ни начала, ни конца.
отт. Вневременность, независимость от времени.
2.
перен. разг.Время, тянущееся томительно долго (в субъективном ощущении кого-либо).
II
предик. разг.Об очень длинном временно́м периоде.
жен. eternity кануть в вечность ≈ to fall/sink into oblivion казаться вечностью ≈ seem an eternity/ageвечность: eternity
ж
Ewigkeit f
•
•
кануть в вечность — spurlos verschwinden(непр.) vi (s)
целую вечность разг. — eine Ewigkeit lang
вечностьEwigkeit
вечность ж Ewigkeit f а кануть в вечность spurlos verschwinden* vi (s) целую вечность разг. eine Ewigkeit lang
ж.
éternité f
•
•
кануть в вечность разг. — disparaître(a., ê.) sans laisser de traces
целую вечность разг. — il y a une éternité (que...)
отойти в вечность — disparaître sans retour; décéder vi, trépasser vi(умереть)
ж.
eternidad f; perpetuidad f; perennidad f
-целую вечность
•
•
ка́нуть в ве́чность разг. — desaparecer sin dejar huella (rastro); caer en el olvido
ж.
eternità, perennità; eterno m
(мы) не виделись целую вечность — non ci vediamo da un'eternità / un secolo
•
•
кануть в вечность — cadere nell'oblio
отойти, переселиться в вечность — andare nell'al di là
(греч. aion, лат. eternitas) — 1) неограниченность во времени; 2) безначальная и бесконечная длительность, неделимая на «до» и «после»; 3) лишенное всякой длительности неподвижное «теперь». У индоевропейцев понятие В. этимологически восходит к «веществу жизни», «молодости», обозначает продолжительную жизнь. Понятие о В. формируется в философии как идея безначального и бесконечного становления космоса (Анаксимандр, Анаксимен, Филолай). У Гераклита В. — дитя, играющее смертными существами. У Парменида В. — длящееся постоянство, неизменность. Платон впервые связал В. с бытием эйдосов и чисел, с неделимым образцом как вечно живым существом, предшествующим миру и времени; В. не «была» и не «будет», но только «есть». У Аристотеля В. упоминается в связи с небесными телами, для которых В. означает отсутствие рождения и гибели; вечно то, что вне времени; В. не можетиметь ничего в потенции, т.е. целиком действительна, она неподвижна, неделима и не имеет частей; В. — совершенная жизнь. У стоиков, а также в эллинистических культах В. (орфический Хронос-Фанес, александрийский Айон и др.) понимается как неизменный порядок бесконечного возвращения. В герметизме В. сливается с «вторым богом», мировой душой. У Плотина В. — полная и совершенная жизнь, не имеющая частей; ровный свет, исходящий из субстрата бытия. В неоплатонизме В. либо ниже Абсолютного Бытия и выше Ума (Прокл), либо отождествляется с Умом. В. не только объединяет в себе все части времени, но и порождает их (Плотин), управляет временем (Иоанн Дамаский). Для христианства классическим стало определение А.М.С. Боэция: совершенное обладание бесконечной жизнью целиком и сразу. В томизме В. — мера неизменности Божественной природы. Мы не можем знать о В. иначе как через время, через отсутствие «предшествующего» и «последующего», реального или возможного конца и начала, сменяющих друг друга частей. В. пребывает вся сразу, поскольку не испытывает недостатка ни в чем. В. — совершенное «теперь». Если с вещью не будет происходить никаких перемен, то ее сущность будет всегда одной и той же, а стало быть, и «теперь» как мера сущности прекратит свою смену. Такое неизменное «теперь» и есть В. Познаваемая как противоположность времени, В. понимается как негативный атрибут, отрицание изменчивости (И. Дунс Скот, Ауриол) или обусловленности (Ф. Суарес). Для Августина, Григория Великого и Фомы Аквинского В. только положительна: это совершенная жизнь Бога, сам Бог. Начиная с Василия Великого христианское богословие отличает от В. Бога непрестанность (aevum), которой Бог может наделять свои творения. Это неизменное «теперь», которое не имеет конца, но имеет начало. В нем пребывают ангелы, души блаженных и всех людей после воскресения из мертвых. Aevum описывается через состояния интуитивного божественного озарения, созерцания В. Так, ангелы способны изменяться, но удерживаются от этого созерцанием Бога и любовью к нему (Августин). Будучи сотворенными, пребывающие в aevum духовные сущности не способны принять свое существование целиком, и потому принимают его по частям, одну за другой (Альберт Великий). Мистика И. Экхарта, учение Г.В.Ф. Гегеля о движении Духа, понимание «теперь» у С. Кьеркегора и концепция творческой длительности у А. Бергсона подготовили сближение времени и В. в 20 в. Протестантские богословы определяют В. как «полноту времени». Согласно К. Барту, В. есть истинное, абсолютное время. О. Кульманн и Э. Бруннер понимают В. не как безвременность, а как бесконечную длительность (деятельность) Бога, частью которой является и человеческое время. Эту мысль развивает П. Тиллих: В. — это вечное присутствие, движущееся от прошлого к будущему вне потенциальности и актуальности; объемля все периоды времени, В. придает направленность истории. В целом для религиозной мысли 20 в. характерна интерпретация В. через философско-исторические категории (Ж. Гиттон, И. Марру, Р. Бультман, О. Кульманн, Р. Нибур). Современные попытки филос. обоснования В. в ее классическом понимании (Э. Стамп, Н. Кретцман) крайне редки и встречают критику (К. Смит и др.).
ВЕ́ЧНОСТЬ -и; ж.
1. Бесконечное по времени существование материального мира. В. материи.
2. Книжн. Течение времени, не имеющее ни начала ни конца. Отойти (кануть) в вечность (уйти в прошлое, минуть, забыться).
3. Разг. О времени, тянущемся очень долго. Не виделись целую в.! (очень давно). Ожидание показалось вечностью.
бесконечная длительность; (определение немецкого философа Фридриха Шеллинга) истинная бесконечность — это не такая бесконечность, которая включает всякое время, а такая, которая содержит в самой себе время (вечное время) подчиненным. Подлинная бесконечность есть преодоление времени.
в’ечность — одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога (Рим.1:20 ) и не находится в связи ни с одним из земных качеств (2Кор.4:18 ). Вечность — это непрекращающееся состояние, никогда не начавшееся и никогда не кончающееся. Вечен только Бог (Быт.21:33; Рим.14:25 ), поэтому вечен Сын Его Господь Иисус Христос и Дух Святой. Вечны и духовные творения Божии — Ангелы и души людей. По самому смыслу вечности, в ней не может что-то возникнуть вновь и из нее ничего не может исчезнуть (другими словами: вечное таковым всегда и останется, а временное вечным стать не может).
ВЕЧНОСТЬ
Вечность есть играющее дитя, которое расставляет шашки: царство над миром принадлежит ребенку.
Гераклит
Вечность не есть сумма времени.
Кароль Бунш
Время — движущийся образ неподвижной вечности.
Жан Жак Руссо
Вечность есть образ, созданный из времени.
Хорхе Луис Борхес
Вечность влюблена в творения времени.
Уильям Блейк
Время — деньги, за которые мы должны купить вечность.
Хосемария де Балангер
Вечность — временное решение. Пока не определится начало и конец.
Станислав Ежи Лец
Жизнь — это вечность в миниатюре.
Ралф Эмерсон
Вечность тянется очень долго, особенно под конец.
Янина Ипохорская
Раньше и вечность была долговечнее.
Станислав Ежи Лец
Ничто так не торопит, как вечность.
Владимир Колечицкий
Нет ничего вечного, увы, кроме вечности.
Поль Фор
Неизбежность смерти отчасти смягчается тем, что мы не знаем, когда она настигнет нас; в этой неопределенности есть нечто от бесконечности и того, что мы называем вечностью.
Жан Лабрюйер
Средний человек, не знающий, что делать со своей жизнью, мечтает еще об одной, которая длилась бы вечно.
Анатоль Франс
По смерти я предпочел бы превратиться в ничто. Ни одно представление, даже самое лучшее, не может нравиться целую вечность.
Генри Луис Менкен