I
Моти́в (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю)
наименьший элемент музыкальной структуры (см. Музыкальная форма); в повседневной речи термин «М.» часто обозначает мелодию (См. Мелодия), Напев, Наигрыш.
IIМоти́в
в литературе, простейшая, неразлагаемая далее смысловая единица в мифе и сказке («увоз невесты»). Комбинация нескольких мотивов составляет фабулу (сюжет). М. в эпосе разных народов часто сходны. Фольклорные М. могут использоваться в более поздние эпохи.
В литературе нового времени М. — простейшие единицы сюжетного развития: динамические, двигающие фабулу (См. Фабула), или статические, описательные, но необходимые для Сюжета. Значимость М. зависит не от собственного смысла, а от его роли в художественной конструкции.
муж., франц. побудительная причина;
| муз. напев, голос, погудка, наголоска. Мотивировать что, подкрепить доказательствами, подтвердить и объяснить доводами.
МОТИ́В 2, -а, м.
МОТИ́В, -а, муж.
1. Побудительная причина, повод к какому-н. действию. По личным мотивам. Важный м.
2. Довод в пользу чего-н. Привести мотивы в пользу своего решения. Убедительный м.
II. МОТИ́В, -а, муж.
1. Единица музыкальной формы; мелодия, напев. Весёлый м.
2. Проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения (спец.). Повторяющиеся мотивы русских сказок.
| уменьш. мотивчик, -а, муж. (к 1 знач.).
| прил. мотивный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).
МОТИ́В 1, -а, м.
1)
-а, м.
Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку.
Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживавших за столом. Мотивы были самые разнообразные; не так ступил, не так подал, не так взглянул. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
— Был у меня и другой мотив желать сближения с вами: сходство наших убеждений. Чернышевский, Пролог.
||
Довод в пользу чего-л.
Вольф стал очень оживленно выставлять мотивы, по которым дело должно было быть кассировано. Л. Толстой, Воскресение.
Сабуров еще раз повторил все мотивы, по которым он решил отложить атаку до ночи. Симонов, Дни и ночи.
[франц. motif]
2)
-а, м.
1.
Составной элемент темы произведения искусства.
Основной мотив повести. Вышивка по народным мотивам.
□
Когда-то Пастухов купил несколько его картин — излюбленные гривнинские мотивы: вода, пепельные ветлы, дороги, уходящие в нежные дали. Федин, Костер.
2. муз.
Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трех звуков, объединенных одним логическим акцентом.
3.
Напев, мелодия.
[Райский] сел за фортепьяно и начал брать сильные аккорды . Перебрал мотивы из нескольких опер. И. Гончаров, Обрыв.
[Музыканты] подхватывали все тот же мотив мазурки. Л. Толстой, После бала.
[Зина] попыталась припомнить их [Журбиных] песню — и слова и мотив упорно от нее ускользали. Кочетов, Журбины.
[франц. motif]
МОТИ́В, мотива, муж. (франц. motif).
1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (книжн.). По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались?
2. Довод в пользу чего-нибудь (книжн.). Привести мотивы в пользу своего предложения.
3. Простейшая единица сюжета (лит.). Мотив борьбы с чудовищем в мифах и сказках.
|| Тема, сюжет произведения искусства. Осенние мотивы в картинах Левитана.
4. Простейшая ритмическая единица мелодии (муз.).
|| Мелодия, напев (разг.). Плясовой мотив. Веселый мотив.
I
м.1.
Побудительная причина, основание, повод к чему-либо.
2.
Довод в пользу чего-либо.
II
м.1.
Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трёх звуков, объединённых одним логическим акцентом (в музыке).
2.
Мелодия, напев.
III
м.Одна из составных частей сюжета в произведении, тема в творчестве писателя, художника и т.п.
IV
м.Характерный элемент, постоянно используемый в каком-либо изображении (орнаменте, росписи, вышивке и т.п.).
МОТИВ (франц. motif - от лат. moveo - двигаю), в поэтике:1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив "увоза невесты");2) мельчайшая единица действия (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное - образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие ("Раскольников убил старуху" - в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные ("солнце пекло");3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово "вдруг" у Достоевского);4) расширительно - устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив "мщения" у М. Ю. Лермонтова).В музыке - наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы.
МОТИВ, в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (например, мотив "увоза невесты"); в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное - образом) различаются мотивы структурные, сюжетообразующие ("Раскольников убил старуху" - в романе Ф.М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные ("солнце пекло"); 2) расширительно-устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя (особенно поэта) или в литературном направлении (мотив "мщения", "судьбы", "вечности" у М.Ю. Лермонтова).
Мотив (от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности -. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями - от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
моти́в Через нем. Моtiv "мотив" или непосредственно из фраиц. motif – то же от лат motīvus "подвижный".
I муж.
1) муз. tune
2) (тема, сюжет произведения искусства) motive, motif II муж.
1) (причина) motive, cause скрытый мотив
2) (довод) reasonм.
1. (причина) motive;
2. (довод) reason;
привести ~ы в пользу предложения to adduce reasons in support of an assertion;
3. (тема) theme;
4. (мелодия) tune.
мотив м 1. муз. Motiv n 1a, pl Motive ( - v q ], Weise f c 2. (побуждение) Motiv n, Beweggrund m 1a* 3. лит. (часть сюжета и т. п.) Motiv n
м
1)муз. Motiv n, pl , Weise f
2)(побуждение) Motiv n, Beweggrund m (умл.)
3)лит.(часть сюжета и т.п.) Motiv n
м.
1)муз. air m, motif m
веселый мотив — motif gai
2)(тема, сюжет произведения) motif m
3)(причина, основание) motif m, mobile m, raison f; argument m(довод)
-привести мотивы
м.
1)(причина, основание) motivo m, causa f; razón f(довод)
привести́ моти́вы — motivar vt (con, en)
по ли́чным моти́вам — por motivos personales
2)(тема, сюжет произведения) motivo m
3)муз. motivo m, elemento m, tema m
I м.
1)(причина, повод) motivo, ragione f; movente книжн.
по личным мотивам — per fatto personale
важный мотив — un motivo importante
2)(довод) argomento, motivazione f, motivo
привести мотив в пользу своего решения — argomentare la propria decisione
II м.1)муз. motivo, melodia f
веселый мотив — una melodia allegra
2)(часть сюжета) soggetto, idea f
повторяющиеся мотивы русских сказок — i motivi ricorrenti delle fiabe russe
МОТИВ (от латинского moveo — «двигаю») — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие М. играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы (см. Сказка, Фольклор); здесь сопоставление сходных М., используемое и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции, становится почти единственным приемом исследования у всех домарксистских школ — от арийской Гриммов и сравнительно-мифологической М. Мюллера до антропологической, восточной и сравнительно-исторической включительно.
Порочность понятия М. — за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой — в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов; эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. е. в конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе литературного произведения понятие М. как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике (см. Стиль, Сюжетика, Тематика).
Другое значение термин «М.» имеет у представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения, определяющих его как «опыт поэта, взятый в его значимости» (Дильтей). М. в этом смысле — исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и — благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа — повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу. Противополагая творящее сознание материи, им оформляемой, это понимание мотива строится на противопоставлении субъекта объекту, столь типичном для систем субъективно-идеалистических, и подлежит разоблачению в марксистском литературоведении.Библиография:
Понятие мотива в сравнительном литературоведении — Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, Собр. сочин., т. II, вып. I, СПБ, 1913; Leyen G. D., Das Marchen, Прага; Волков Р. М., Сказка. Розыскания по сюжетосложению народной сказки. Т. I. Сказка великорусская, украинская и белорусская, ГИУ, Одесса, 1924; Aarne A., Vergleichende Marchenforschung (русск. перев. А. Андреева, 1930); Krohn K., Die folkloristische Arbeitsmethode. См. также «Сказка», «Фольклор». Понятие мотива у формалистов — Шкловский В., О теории прозы, изд. «Круг», М., 1925; Fleschenberg, Rhetorische Forschungen, Dibelius-Englische Romankunst (предисловие). См. также «Методы домарксистского литературоведения». Понятие мотива у школы Дильтея — Dilthey W., Die Einbildungskraft des Dichters, «Ges. Schriften», VI, 1924; Его же, Das Erlebnis und die Dichtung, 1922; Korner J., Motiv; «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. v. Merker u. Stammler.
道理, 动机, 理由, 起因, 原因
(от лат. moteo – двигаю)
движущая сила, повод, побудительная причина. Мотив не определяет действие, он только проявляется «в и через контуры действия» (Сартр). В эстетике мотивом (или сюжетом) называют материал, давший повод художественному изображению.
МОТИВ (лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека. М. может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном (психоанализ). При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (гуманистическая психология). Участие М. в процедурах смыслооб-разования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен. В то же время в семиотике М. как функция - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа по методу В.Я. Проппа становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах. см. также: МОТИВАЦИЯ.
МОТИВ
1.МОТИ́В, -а; м. [франц. motif] Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего-л. Изложить свои мотивы.
2.МОТИ́В, -а; м. [франц. motif]
1. Муз. Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трёх звуков, объединённых одним логическим акцентом. Объединить несколько мотивов.
2. Напев, мелодия. М. песни, арии. Напевать м. романса. Запомнить м. вальса.
3. Книжн. Составная часть темы, сюжета произведения искусства. Основной м. повести. Вышивки по народным мотивам. Ввести в пьесу сказочный м. Понять главные мотивы произведения.
◁ Моти́вчик, -а; м. Разг. (2 зн.). Запомнить м.
* * *
моти́в(франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (например, мотив «увоза невесты»);2) мельчайшая единица действия (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие («Раскольников убил старуху» — в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные («солнце пекло»);3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово «вдруг» у Достоевского);4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у М. Ю. Лермонтова).В музыке — наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы.
* * *
МОТИВМОТИ́В (франц. motif, от лат. moveo — двигаю), в поэтике:
1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (напр., мотив «увоза невесты»);
2) мельчайшая единица действия(см. ДЕЙСТВИЕ (в театре)) (2) в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное — образом); различаются мотивы структурные, сюжетообразующие («Раскольников убил старуху» — в романе Ф. М. Достоевского) и орнаментальные, вспомогательные («солнце пекло»);
3) повышенно-значимый (обычно повторяющийся) формально-содержательный компонент текста, тяготеющий к символичности (слово «вдруг» у Достоевского);
4) расширительно — устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у М. Ю. Лермонтова).
В музыке — наименьшая самостоятельная единица музыкальной формы(см. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА).
(от лат.moteo — двигаю) — движущая сила, повод, побудительная причина.
(нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo - двигаю).
1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. М. представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту:
Л. Бетховен. Соната для фп. op. 111, часть II.В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. произв. возможны и более крупные по протяжённости 2-тактовые мотивы:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть I.В нек-рых случаях М. делится на более мелкие конструктивные ячейки, называемые субмотивами. Субмотив не обладает смысловой цельностью и существует лишь как часть целого:
Ф. Шопен. Соната b-moll для фп., часть I.Обычно М. состоит из метрически слабого и сильного времени или, наоборот, сильного и слабого. Встречаются и М., состоящие только из одного, сильного, времени. Их называют усечёнными М.:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 10 No 1, часть I.М. могут объединяться по два и по три в фразы или в бульшие построения. При этом они чётко отделяются друг от друга или сливаются в одно целое. В нек-рых случаях непрерывного, связного мелодич. движения членение на мотивы оказывается невозможным.
М. или ряд М. (чаще два), с к-рых начинается муз. тема гомофонного произв., образуют её ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни тe или иные изменения начальных М. или новые М. В конце темы звучит завершающий М. Тема лежит в основе формы целого произведения, в к-ром сопоставляется с др. темами и развивается. Тематич. развитие заключается в основном в многократном проведении разд. вариантов одной темы, выделении (вычленении) из неё отдельных М., в столкновении их с мотивами других тем.
Особенной напряжённости тематич. развитие достигает в разработке сонатной формы. Эта разработка зачастую представляет собой непрерывный поток фраз, М. - "осколков" ранее изложенных тем. При этом М. могут подвергаться разл. трансформациям. Могут изменяться составляющие их интервалы, направление мелодич. движения (восходящее сменяться нисходящим, и наоборот), их гармонич. наполнение; они могут вступать в разл. рода полифонич. соединения. Наиболее устойчивым элементом при этом остаётся ритмич. рисунок - его существ. изменения в нек-рых случаях способны полностью разрушить данный М. и создать по сути дела новый.
Нек-рые муз. произв. представляют собой непрерывную разработку одного М. В них лишь время от времени возникают новые М., сопровождаемые, однако, звучанием основного или представляющие собой его варианты. Так, муз. развитие в первой части 5-й симфонии Бетховена вытекает из начального четырёхударного мотива:
Подобного рода неуклонное развитие одного М. широко представлено в творчестве Бетховена и Шумана.Первые попытки разработки учения о М. были сделаны во 2-й пол. 18 в. И. Маттезоном, Й. Рипелем и Г. К. Кохом. При этом сам термин "М." ими не применялся. Он ведёт происхождение из Италии, где означал в 18 в. осн. тематич. ядро арии. Важнейший вклад в учение о М. внесли в 19 в. А. Б. Маркс и в особенности X. Риман. В отличие от Р. Вестфаля и Т. Вимайера Риман понимал М. не только как ритмическое образование, но и как единство ритмических, мелодических, гармонических, динамических и тембровых факторов.
Слабая сторона римановского учения о М. - признание реального существования лишь ямбических (от слабой доли к сильной), но не хореических М. В России учение о М. разрабатывал С. И. Танеев.
2) В бытовом понимании - мелодия, напев, наигрыш.
Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36; Способин И. В., Музыкальная форма, М.-Л., 1947, М., 1962; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Тюлин Ю. Н., Строение музыкальной речи, Л., 1962; Арзаманов Ф., С. И. Танеев - преподаватель курса музыкальных форм, М., 1963; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, ч. 1, М., 1967; Mattheson З., Der volkommenc Capellmeister, Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel-Basel, 1954; Marx А. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1, Lpz., 1837, 1887; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach, Lpz., 1880; Wolf L., Geschichtliche Studien ьber das musikalische Motiv und seine Durchfьhrung, Lpz., 1890 (Diss.); Riemann H., Was ist ein Motiv?, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd 1, Heilbronn, 1895; его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Wiemayer Th., Musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, 1917; Feil A., Satztechnische Fragen in der Kompesitionslehren von Fr. E. Niedt, J. Riepel und H. Chr. Koch, Hdlb, 1955 (Diss.); Jammers E., Takt und Motiv, "AfMw", 1962-1963, Jahrg. 19-20. См. также лит. при статье Форма музыкальная.В. П. Бобровский.(от лат. moveo - фактор ) - англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
(от лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа сферы побуждения субъекта к деятельности. М. - предметное содержание потребности, для удовлетворения к-рой субъект осуществляет активную, направленную деятельность. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем (зависящий, в частности от наличия или дефицита благ), а также психич. отражение в эмоциях. Понятие потребности указывает на тот факт, что по своему строению субъект в принципе нуждается в чем-то внешнем: биологич. строение наделяет его потребностями в органич. пищевых веществах, двигательной активности, сенсорной стимуляции; соц. жизнь предполагает потребность в поддержке др. людьми, полноценном общении с ними; личностное развитие связано с потребностью в самоопределении и т. п. Возможный круг предметов, явлений, состояний субъекта (предметных содержаний, служащих удовлетворению потребностей). достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах "опредмечивания" потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на к-рые направлена деятельность, привлекается понятие М. М. служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву (напр., освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т. е. быть полимотивированными. М. благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Деятельность обладает определенным строением, в ней можно выделить простые и сложные действия, подчиненные сознательным целям, а также операции - способы действий, связанные с условиями целей. По отношению к этим составляющим деятельности М. выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Виды М. различают по следующим критериям: а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные М., соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с др. - самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация); б) соц. адекватность: М., а также ценности, установки (в отличие от лежащих за ними потребностей) подлежат соц. оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т. д.; в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Е ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления к-рых происходит психич. развитие человека, отличаются от подчиненных им (мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях; г) источник побуждения к решению определенной задачи; если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний М. является реально действующим; д) отношение к сознанию; М. выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание М. может быть адекватным (М.-цель) и неадекватным (мотивировка); М. могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т. ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т. п. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986. В.В. Петухов, В.В. Столин.
(от лат. moveo - фактор ) - англ. motive; нем. Motiv. 1. Побудительная причина (повод) к к.-л. действию, доводов в пользу ч.-л. 2. Осознанное побуждение к деятельности субъекта (личности, соц группы, общности), связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
(лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Выражает тенденцию поддержания и возрастания индивидуального уровня деятельности в различных сферах активности человека. М. может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. Психологические направления расходятся в определении природы и функций М., места М. в структуре психики. Предполагается, что деятельность с необходимостью мотивирована, но сам М. не всегда достигает осознания, скрываясь в бессознательном (психоанализ). При достижении достаточной степени осознанности М. выступает в качестве конструктивного начала человеческого Я (гуманистическая психология). Участие М. в процедурах смыслообразования, т.е. сообщения личностного смысла действиям и обстоятельствам, превращает его в полифункциональный, сложноструктурированный феномен. В то же время в семиотике М. как функция - простейшая смысловая единица повествования. Предметом анализа (по методу В.Я. Проппа) становятся совокупности действий, повторяющихся в различных нарративных формах. также: Мотивация.
Д.М. Булынко