архитектурное сооружение, Саркофаг, вмещающее тело умершего (в отличие от надгробия (См. Надгробие), возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название Мавзолей. Г. увековечивают в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем (первоначально главным образом правителе) и прославляют художественными средствами его деятельность. Таковы грандиозные древнеегипетские пирамиды, несущие идеи величия и бессмертия обожествленного фараона, и мастабы (См. Мастаба) для погребения знати, а также микенские купольные Г., скальные Г. Индии, Передней Азии и Этрурии. У многих народов распространены Кенотафы. С 4 в. до н.э. тенденция к увековечению отдельной личности проявилась в монументальных архитектурных сооружениях в эллинистическом мире (мавзолей, т. е. гробница Мавсола, царя Карий, в Галикарнасе). Большой художественный интерес представляют разнообразные по формам и размерам Г. Древнего Рима (например, мавзолеи в г. Риме: Цецилии Метеллы, Еврисака — оба 1 в. до н. э.; императора Августа, 28 н. э.; императора Адриана, 135—140 н. э.). Умелым синтезом архитектурных форм и богатого скульптурного декора отличаются монументальные Г. Китая и Кореи; яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для купольных Г. Индии (Тадж-Махал в Агре) и Средней Азии (Гур-Эмир в Самарканде). В Зап. Европе Г. помещались внутри церквей. Обычный атрибут европ. Г. — лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для Г. раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего. В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок; вводятся многочисленные статуи — богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520—34). В Г. 17 в. противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность чувств (Г. работы Л. Бернини в соборе св. Петра в Риме). В 18—19 вв. Г. становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине — Шарлоттенбурге; гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде). Образец архитектуры нашего времени — Мавзолей В. И. Ленина в Москве.
М. Б. Михайлова.
Гробница кардинала Марсуппини (мрамор; начата в 1453) в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Скульптор Дезидерио да Сеттиньяно.
Скальная гробница эль-Дейр в Петре (Иордания). 2—3 вв.
ГРОБНИ́ЦА, -ы, жен. Сооружение из камня, в к-ром хранится гроб с прахом умершего; усыпальница. Мраморная г. Гробницы фараонов.
| прил. гробничный, -ая, -ое.
-ы, ж.
Специальное сооружение, предназначенное для помещения тела умершего.
Перед гробницею святой Стою с поникшею главой… Все спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столбов гранитные громады И их знамен нависший ряд. Пушкин, Перед гробницею…
Гробница была пуста, только в середине пола была вделана оконная рама со стеклами. Короленко, В дурном обществе.
Недалеко от Сенного базара находился так называемый «царский курган» — раскопки древней гробницы. И. А. Козлов, В крымском подполье.
ГРОБНИ́ЦА, гробницы, жен. (устар.). Пышная могила, мавзолей.
ж.
Сооружение из камня, в котором хранится прах умершего; усыпальница.
ГРОБНИЦА - архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающие тело умершего и увековечивающие его память. Таковы древнеегипетские пирамиды, скальные и купольные гробницы средиземноморских и азиатских стран, античные и позднейшие мавзолеи, известные с древности саркофаги.
ГРОБНИЦА, архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающие тело умершего и увековечивающие его память (например, древнеегипетские пирамиды, мавзолеи и др.).
архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающее тело умершего и увековечивающее его память (например, грандиозные древнеегипетские пирамиды).Источник:"Архитектурный словарь"
жен. tomb, sepulchreгробница: tomb
гробница ж Gruft f a*
ж
Gruft f (умл.)
ж.
tombeau m; sépulcre m(в торжественном стиле)
гробницы фараонов — tombeaux des pharaons
ж.
túmulo m, tumba f, sepulcro m
ж.
sepolcro m, tomba
ГРОБНИ́ЦА -ы; ж. Сооружение, в котором хранится гроб с прахом умершего; усыпальница. * Перед гробницею святой Стою с поникшей головой (Пушкин).
* * *
гробни́цаархитектурное сооружение или саркофаг, вмещающие тело умершего и увековечивающие память о нём. Таковы древнеегипетские пирамиды, скальные и купольные гробницы средиземноморских и азиатских стран, античные и позднейшие мавзолеи, известные с древности саркофаги.
* * *
ГРОБНИЦАГРОБНИ́ЦА, архитектурное сооружение или саркофаг, вмещающие тело умершего и увековечивающие его память. Таковы древнеегипетские пирамиды, скальные и купольные гробницы средиземноморских и азиатских стран, античные и позднейшие мавзолеи, известные с древности саркофаги(см. САРКОФАГ).
I.
На Ближнем Востоке Г. находились, как правило, за пределами городов и селений - в пещерах (Быт 23), под деревьями (Быт 35:8; 1 Цар 31:13),в поле (Нав 24:30,32). Известно, что захоронения устраивали и под жилыми домами(1Цар 25:1).Обычно умирающие завещали похоронить себя в семейных Г. (Суд 16:31; 2 Цар 2:32; 21:14; 3 Цар 13:22). Каждый израильтянин хотел подобным образом "приложиться к своим отцам" (2Пар 34:28); быть похороненным в ином месте означало страшное наказание (3Цар 13:22). В этом отчетливо проявлялась принадлежность к своему роду - даже после смерти. Но сооружать семейные Г. могли лишь состоят, люди; бедняков и простолюдинов хоронили в общих Г., напр., жителей Иерусалима - в долине Кедрона (4Цар 23:6; Иер 26:23). Позднее у евреев появилась надежда, что именно в этой долине начнется воскресение из мертвых; истлевшие останки больше не сваливали вместе, как это часто делалось раньше (см. Иез 37). Царские Г., вероятно, находились в столице. О захоронении царей Иудеи в главном городе страны в Библии говорится весьма определенно (3Цар 2:10; 11:43 и др.). То же, хотя и менее конкретно, говорится о месте захоронения израил. царей (3Цар 16:6,28; 22:37; 4 Цар 10:35 и др.). Ср. цар. саркофаги в Библе ( Гевал),к-рые были обнаружены внутри гор. стен.
II.
При раскопках в Палестине учеными было найдено множество Г., следов сожжения трупов при этом обнаружено не было. В ВЗ говорится о сожжении как о виде смертной казни (Быт 38:24; Лев 20:14)или как о способе ее ужесточения (Нав 7:25);исключением стало сожжение тел царя Саула и его сыновей, кости к-рых остались целыми и были погребены (1Цар 31:12 и след.). В Израиле тела умерших предавали земле, из к-рой их сотворил Бог.
III. ОСНОВНЫЕВИДЫ ГРОБНИЦ:
1) древнейшими Г. являются СКАЛЬНЫЕ Г., устроенные в пещерах. Они размещались в одной или нескольких пещерах, естественных или обработанных человеком; попасть в них можно было по пологому спуску. Пример такой Г. - цар. усыпальница в Гезере (Газере);
2) в ШАХТНЫХ Г., представляющих собой модификацию скальных, к склепу ведет вертикальный вход, причем шахта и склеп нередко разделены либо могильной плитой,либо большим камнем;
3) Г., вырубленные в породе, называются СВОДЧАТЫМИ,часто они имеют ведущую вниз лестницу;
4) в начале железного века получили распространение СКАМЕЕЧНЫЕ Г.: тело умершего покоилось в склепе на возвышении у стены, сделанном наподобие скамьи;
5) иногда в захоронениях встречаются ГЛИНЯНЫЕ СОСУДЫ, в к-рых обычно покоятся детские останки. Учеными не обнаружены на них какие бы то ни бьмо признаки насильственной смерти, поэтому эти находки не считаются свидет-вами жертвоприношений детей;
6) в новозаветное время Г. помимо собственно склепа часто имели переднее помещение. В ШТОЛЬНЕВЫХ Г. тела умерших лежали в узких горизонтальных отсеках, к-рые вырубались в скальной породе и имели выход в главное помещение. Найденные в Гезере подобные Г. имеют размеры 0,5 х 0,5 х 1,75 м. Не исключено, что по истечении нек-рого времени штольни главного помещения освобождались, и оставшиеся кости в специальных сосудах (лат. оссуарии) переносили в меньшие по размеру штольни, располож. в этой же гробнице;
7) наиб. распространенными в рим. период были КОРЫТООБРАЗНЫЕ Г. В стенах главного помещения, вход в к-рое закрывал большой круглый камень (см. Мф 27:60), вырубались три ниши. В них находились скамьи (см. Ин 20:5-7) или своеобразные открытые саркофаги. Чтобы затруднить вход в Г., желоб, по к-рому двигался камень, часто вырубался под углом;
8) позднее получил распространение обычай расписывать Г. В эллинистич. эпоху на плитах, закрывающих вход в штольневые Г., делали надписи - имена умерших или предупреждение "Не открывай!" Подобные предостережения встречаются на оссуарии царя -" Азарии (Озии) и в скальной Г. -" Севны.
гроб(н’ица) — место захоронения, погребения. Гробы часто устраивались в естественных углублениях земли, пещерах или вырубались в сплошной скале. В таком гробе Иосифа из Аримафеи, находившемся в саду близ Голгофы, был положен Господь. Гроб этот представлял собой помещение, как бы комнату, размерами 3 м на 4 м и высотой 2 м, в глубине которой по бокам были два возвышения, как бы ложа, на одном из которых и было положено тело Иисуса, обвитое по иудейскому обычаю пеленами. Вход в гроб для предохранения от зверей всегда плотно закрывался тяжелым камнем. Для погребения царей и богатых людей строились гробницы аналогичные по конструкции, но богато украшенные. (см. погребение)