Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Larvae) — у древних римлян злые духи, которые мучили в подземном царстве души грешников и пугали людей. Позднее их отожествили с maniae и di manes, т. е. душами умерших людей. Л. связаны были с лемурами, ларами и манами след. образом: Lemures (души умерших) делились на добрые (Lares), злые (Larvae) и ни добрые, ни злые (manes). Л. обыкновенно изображались nudis ossibus, т. е. в образе скелетов или безобразными существами страшной худобы (macie larviali).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    лемуры, в древнеримской религии души безвременно умерших или погибших насильственной смертью. В виде привидений они преследуют людей на земле. Для умилостивления Л. в Риме отмечали 9, 11 и 13 мая каждого года праздник Лемурий. В значении «привидение», «призрак» слово «Л.» перешло в средневековую демонологию.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Души злых умерших людей; злые духи (в древнеримской мифологии).

    Ant:

    лары I

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    в римских верованиях, опасные демоны, которым приписывалась способность насылать некоторые виды безумия.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Реальный словарь классических древностей


    • Larvae,

    у римлян злые духи умерших злых людей, сами мучимые и мучившие живых и мертвых. Они составляют, таким образом, контраст с ларами, добрыми духами добрых умерших. Они называются также Maniae. Их представляли себе также в виде скелетов (nudis ossibus) и вообще страшных приведений, которых следовало отвращать от себя посредством очистительных и умилостивительных жертв. Древние полагали, что они делают людей сумасшедшими. Plaut. Amph. 2, 2, 154. Sen. ep. 24. С Л. отождествлялись Lemures; некоторые считали их вообще душами умерших. Ov. fast. 5, 483. Для умилостивления лемуров отцы семейств совершали 9, 11 и 13 мая особенные обряды. Они выходили в полночь босиком за дверь своего дома, трижды умывали себе руки в источнике воды, отворачивались и брали в рот черные бобы. Затем кидали их позади себя и, не озираясь, приговаривали девять раз следующее: «Это даю я, этими бобами искупаю я себя и своих». Верили, что в это время духи подбирали брошенные бобы. Затем ударяли медные тазы друга о друга и восклицали девять раз: «Manes exite paterni». После этого изгнание духов считалось конченным и совершившимся. Ov. fast. 5. 419 сл.

  9. Источник: Реальный словарь классических древностей