подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д. — обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Д. мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д. декабриста В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Д. (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).
Д. может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. Сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует Д. как форму «самонаблюдения»; «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Д. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования «истории души человеческой» (М. Ю. Лермонтов); например, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени». При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным Д. — «запискам» («История вчерашнего дня» Л. Н. Толстого), «письмам» («Бедные люди» Ф. М. Достоевского), «исповеди» (тетрадь Ипполита в романе Достоевского «Идиот»). Образцы использования формы Д. в советской литературе: «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнёва, «Деревенский дневник» Е. Дороша.
Среднее место между Д. как документом и Д. как литературным жанром занимают писательские Д., заранее предназначенные для опубликования («Дневник» Ж. Ренара, «Опавшие листья» В. В. Розанова, «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. «Дневник писателя» Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращённый к современному читателю, — образец использования формы Д. в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают Д. «частных лиц», благодаря искренности и правдивости («Дневник Анны Франк», «Дневник Нины Костериной»).
И. Б. Воскресенская.
ДНЕВНИ́К, -а, муж.
1. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции.
2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.
| прил. дневниковый, -ая, -ое (к 1 знач.).
-а́, м.
1.
Ведущиеся изо дня в день записи каких-л. фактов, событий, наблюдений и т. п. во время путешествия, экспедиции или каких-л. занятий, деятельности.
Путевой дневник. Судовой дневник.
□
Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса.
||
Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день.
Вести дневник.
□
Это — мой дневник: факты, картины, мысли и впечатления, которые я, усталый и порой глубоко потрясенный всем, что доводилось видеть и чувствовать за день, заносил вечером в эту истрепавшуюся дорогой книжонку. Короленко, В голодный год.
||
Книга, журнал, в которые записываются наблюдения, события и т. п.
2.
Тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.
Алеша остался на попечении старшего брата — инженера завода. А брат даже дневник не подписывал, в школу не являлся. Изюмский, Призвание.
ДНЕВНИ́К, дневника, муж.
1. Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести дневник.
2. Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований.
|| Название разного рода периодических изданий (книжн. лит.). Дневник общества врачей. Дневник писателя.
3. Книга, в которую записываются служебные операции, производимые в течение дня; журнал (канц.).
4. Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах (дорев.).
м.
1.
Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей.
отт. Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п.
2.
Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок.
ДНЕВНИК - записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя) или автора ("Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).
дневни́к калька франц. journal из народнолат. diurnāle: diurnum (commentariolum), которое восходит к греч. ἐφημερίς "дневной"; см. Клюге-Гётце 608 (без упоминания русск. слова).
муж. journal, diary;
pupil's mark book (ученический) вести дневникм.
1. diary;
~ боевых действий war diary;
вести ~ keep* а diary;
2. (ученический) pupil`s mark book.
дневник м Tagebuch n 1b*
дневникTagebuch
м
Tagebuch n (умл.)
м.
journal m; journal intime
школьный дневник — livret m scolaire
вести дневник — tenir un journal
м.
1)diario m
путево́й дневни́к — diario de viaje
вести́ дневни́к — llevar un diario
2)(школьный) cuaderno (libreta) de notas; boletín de evaluación(табель успеваемости)
м.
diario; orario; programma(программа)
школьный дневник — pagella f
судовой дневник — registro / giornale di bordo
вести дневник — tenere il diario
ДНЕВНИК — см. Мемуарная литература.
ДНЕВНИ́К -а́; м.
1. Ежедневные записи наблюдений, текущих событий общественной или личной жизни; тетрадь для таких записей. Вести д. Д. экспедиции. Путевой, походный д. Д. писателя, путешественника.
2. Периодический обзор каких-л. событий, проблем и т.п. в средствах массовой информации. Д. съезда. Экологический д.
3. Тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок. Поставить в д. двойку. Записать в дневнике домашнее задание.
◁ Дневнико́вый, -ая, -ое. (1 зн.). Д-ые записи.
* * *
дневни́кзаписи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днём. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя) или автора («Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши); распространён с конца XVIII в. (литература предромантизма).
* * *
ДНЕВНИКДНЕВНИ́К, записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя(см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич)) или автора («Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши(см. ОЛЕША Юрий Карлович) ); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).
ДНЕВНИК
Дневник — подневная запись тех поступков и мыслей, о которых записывающий может вспомнить не краснея.
Амброз Бирс
Если вам понадобится подвергнуть молодого человека тяжелому и мучительному наказанию, возьмите с него слово, что он в течение года будет вести дневник.
Марк Твен
Хорошие девушки ведут дневники; у плохих девушек на это нет времени.
Таллула Банкхед
Я никогда не путешествую без своего дневника, ведь нужно иметь под рукой что-нибудь сенсационное для чтения в поезде.
Оскар Уайльд
Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать.
О. Дуглас
Человек, который ведет дневник, многое делает лишь для того, чтобы было что записать.
Кристиан Фридрих Геббель
Вести дневник, всматриваться в самого себя, — верный способ исказить себя до неузнаваемости.
Поль Клодель
Он не закончил своего дневника. Он довел его лишь до момента своей смерти.
Станислав Ежи Лец
м.
употребляется в сочетаниях:
- дневник наблюдений
- дневник работы- рабочий дневник
щоде́нник
щоде́нник
ДНЕВН́́ИК, литературно-бытовой жанр, широко использованный Л. в стихах и прозе. Внедрение формы Д. в лит-ру осуществляется Л. — с разной степенью интенсивности — на протяжении всего творч. пути.Д. предполагает записывание кем-либо существенных событий своей личной жизни, связанных с ними переживаний, размышлений, сокровенных рассуждений о жизни и мире в целом. Формальные признаки Д. — повествование от первого лица и датировка каждой записи, охватывающей, как правило, один день и характеризующей его с т.з. пишущего. Записи в Д. — как бы вехи на пути духовного развития автора. Характерная черта Д. — неожиданное постижение, открытие ведущим Д. того, что было скрыто, не замечено человеком в самом себе, в других людях, в мире вообще. Историч. формированию Д. как особого жанра предшествует летопись, однако Д. отказывается от летописной объективности. Социально-психол. основой Д. в лит-ре 19 в. становится утверждение «Я» как первостепенной духовной ценности и верховного судьи окружающих: Д. генетически связан с развитием индивидуализма как мироощущения.В поэзии Л. с первых его лит. опытов обнаруживается стремление к «дневниковости» лирич. повествования. Его стихи нередко точно датированы: «1830. Майя. 16 число», «1830. Июля 15-го», «1831-го января», «1831-го июня 11 дня», «11 июля». Уже здесь поэтич. Д. из факта личной жизни поэта становится общелитературным и общезначимым фактом (см. Автобиографизм), и хотя стихи эти были опубл. лишь в 60—80-е гг., они — полноценное явление рус. поэзии. Их идеи, образы, худож. мотивы отзовутся в последующих стихах Л. [ср. «Так жизнь скучна, когда боренья нет» («1831-го июня 11 дня») с «Парусом» и др. стихами, вплоть до «Думы»].Ведущий дневниковые записи адресует их самому себе, что предполагает их сугубо интимную эмоциональную окраску и непринужденность, связанную с независимостью пишущего от чужого мнения и социальных норм, к-рые, впрочем, все равно проникают в структуру Д., придавая свободе высказывания противоречивость и неполноту. Как бы ни был свободолюбив и независим юноша Л. в ранних лирич. дневниковых записях, его духовный автопортрет не выходит за пределы господствовавших в об-ве романтич. этических норм и канонов.Л. верен важной особенности бытования Д.: Д. должен сохраняться в тайне. Его лирич. дневниковые записи не были рассчитаны па публикацию; их установка на секретность неподдельна. При этом лирич. Д. у Л. фиксирует не столько интимные, личные события и происшествия, а прежде всего идеи, мнения о мире как целом и о человеке в мире: «Лишь в человеке встретиться могло / Священное с порочным. Все его / Мученья происходят оттого» («1831-го июня 11 дня»).Характерная для Д. субъективность откровений и открытий проникает и в поздние стилизованные под импровизацию фрагменты типа «Есть речи — значенье» или «Гляжу на будущность с боязнью», в идиллию «Когда волнуется желтеющая нива» и в элегию «Выхожу один я на дорогу». Но субъективная «дневниковая» интонация не приводит здесь к всепоглощающей самососредоточенности: поэт улавливает момент столкновения своей вечно движущейся мысли с противоречиями и загадками жизни, запечатлевает наиболее светлые или, напротив, трагич. следствия соприкосновения сознания и бытия. Эти наблюдения, озарения, догадки, мечты — вехи его духовной жизни, обозначить к-рые стремится именно Д. Нек-рые формальные признаки Д. сохраняются в стих. «Как часто, пестрою толпою окружен» (датировка «1-е января»).30-е гг. — время интенсификации «дневникового» самовыражения в рус. обществ. сознании. Д. утверждает себя как форма духовной свободы даже в заточении (В. К. Кюхельбекер). Одновременно открывается его жанрово противоречивый характер: произвольность суждений об окружающих, узурпация права судить о них заочно. «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя содержат элементы пародии на Д. как жанр.В «Герое...» Л. занимает по отношению к Д. скептич. позицию. Д. становится здесь не только способом авторской характеристики и формой самовысказывания героя, но предметом изображения, самый жанр Д. подвергается анализу. Он как бы раздваивается и теряет свою ценностно-смысловую бесспорность: Д. в романе и вводит нас в сложный мир Печорина, заставляет поверить в неподдельность его душевных движений, и одновременно дезориентирует читателя. Печорин выступает единоличным и полновластным судьей окружающих. Каждое их слово или поступок преломляется через его восприятие и оказывается значительным лишь постольку, поскольку он интересует Печорина, угрожает ему или сулит духовное наслаждение. Перманентное состояние Печорина перед лицом окружающих — состояние победителя: он побеждает на дуэли, в любви и даже в эпатирующем торге за дорогой ковер. Побеждает он и в пари о том, есть ли предопределение, утверждая не столько к.-л. истину, сколько метод отыскания высших онтологич. истин — их экспериментальную, «позитивистскую», проверку («Фаталист»; см. Демонизм). Вопрос о сущности Д. как жанра вырастает в романе в серьезную обществ.-нравств. проблему. С одной стороны, Д. дает человеку возможность беспрепятственного анализа окружающего и самоанализа, служит сохранению памяти о случившемся и передуманном. Но с др. стороны, Д. ведет к духовной разрозненности — герой втайне казнит окружающих скрытым от них словом Д.Лит.: Турбин, с. 10, 81, 83, 149—51.