ЛИ́РНИК, -а, муж. В старину: бродячий певец, играющий на лире (в 3 знач.).
-а, м.
Музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире1 (во 2 знач.).
Густая кучка мужиков и баб тесно обсела слепого лирника, и его дрожащий гнусавый тенор, сопровождаемый звенящим монотонным жужжанием инструмента, резко выделялся из сплошного гула толпы. Куприн, Олеся.
ЛИ́РНИК, лирника, муж. (Этногр.). Бродячий певец на Украине, играющий на лире (см. лира1 во 2 знач.).
м.
Народный певец на Украине и в Белоруссии, аккомпанирующий себе на лире [лира III].
м. этн.
joueur m de lyre
м.
cantante que se acompaña con lira(en Ucrania y Bielorrusia)
нар. музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире. Л. имелись в Белоруссии, Польше, Литве, Молдавии и более всего на Украине, а также в смежных с Украиной юж. областях Великороссии. В кон. 17 в. на Украине Л. (как правило, крестьяне-слепцы) объединялись в цехи. Создавались школы Л., возглавляемые искусными музыкантами - "благочинными" или "королями старцев", к-рых избирало братство кобзарей и Л. В 1677 вышел устав Киевского муз. цеха-школы, по к-рому полагалось в школе учиться шесть лет, осваивая репертуар. На Зап. Украине эти школы получили широкое распространение. Репертуар Л. совпадал с репертуаром бандуристов, спутниками к-рых они всегда были. Иногда включались псалмы и канты, отличавшиеся морально-назидательным содержанием. Нек-рые песни носили юмористич. или сатирич. характер. Исполнение дум и историч. песен было упрощённым. Характер мелодии песен Л. разнообразен: гибкий речитатив с частыми мелодич. украшениями, церк. напевы (аккомпанемент лиры повторял эти напевы), "отыгрыш" и пение сопровождались непрерывными выдержанными звуками (органный пункт). Л. исполняли и танц. музыку - гопаки, казачки и др. Трудно воспроизводимые на лире муз. штрихи они успешно выполняли, приводя в движение правой рукой деревянное колесо ("смычок"), левой - нажимали соответствующие клавиши. Среди известных Л. - И. Скубия, А. Скоба, Ю. Зозуля, О. Додатко, А. Сковорода, А. Гребень и др. Выступления Л. иногда сопровождались небольшим вок. ансамблем (3-7 чел.). В нач. 70-х гг. 20 в. появляются Л.-профессионалы (певцы и инструменталисты), к-рые выступают в ансамблях и оркестрах укр. нар. инструментов.
Литература: Маслов А. Л., Лира - народный музыкальный инструмент, "РМГ", 1902, No 12; Демуцький П., Лiра i iї мотиви, Кїив, 1903; Колесса Ф., Мелодiї українськiх народнiх дум. Матерiали до української етнологiї, т. 13-14, Львiв, 1910-13; Гуменюк A., Українськi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967.А. И. Гуменюк.