Словарь форм слова

    1. ли́рник;
    2. ли́рники;
    3. ли́рника;
    4. ли́рников;
    5. ли́рнику;
    6. ли́рникам;
    7. ли́рника;
    8. ли́рников;
    9. ли́рником;
    10. ли́рниками;
    11. ли́рнике;
    12. ли́рниках.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ожегова

    ЛИ́РНИК, -а, муж. В старину: бродячий певец, играющий на лире (в 3 знач.).

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    , м.

    Музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире1 (во 2 знач.).

    Густая кучка мужиков и баб тесно обсела слепого лирника, и его дрожащий гнусавый тенор, сопровождаемый звенящим монотонным жужжанием инструмента, резко выделялся из сплошного гула толпы. Куприн, Олеся.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ЛИ́РНИК, лирника, муж. (Этногр.). Бродячий певец на Украине, играющий на лире (см. лира1 во 2 знач.).

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Народный певец на Украине и в Белоруссии, аккомпанирующий себе на лире [лира III].

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. этн.

    joueur m de lyre

  11. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  12. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    cantante que se acompaña con lira(en Ucrania y Bielorrusia)

  13. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  14. Музыкальная энциклопедия

    нар. музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире. Л. имелись в Белоруссии, Польше, Литве, Молдавии и более всего на Украине, а также в смежных с Украиной юж. областях Великороссии. В кон. 17 в. на Украине Л. (как правило, крестьяне-слепцы) объединялись в цехи. Создавались школы Л., возглавляемые искусными музыкантами - "благочинными" или "королями старцев", к-рых избирало братство кобзарей и Л. В 1677 вышел устав Киевского муз. цеха-школы, по к-рому полагалось в школе учиться шесть лет, осваивая репертуар. На Зап. Украине эти школы получили широкое распространение. Репертуар Л. совпадал с репертуаром бандуристов, спутниками к-рых они всегда были. Иногда включались псалмы и канты, отличавшиеся морально-назидательным содержанием. Нек-рые песни носили юмористич. или сатирич. характер. Исполнение дум и историч. песен было упрощённым. Характер мелодии песен Л. разнообразен: гибкий речитатив с частыми мелодич. украшениями, церк. напевы (аккомпанемент лиры повторял эти напевы), "отыгрыш" и пение сопровождались непрерывными выдержанными звуками (органный пункт). Л. исполняли и танц. музыку - гопаки, казачки и др. Трудно воспроизводимые на лире муз. штрихи они успешно выполняли, приводя в движение правой рукой деревянное колесо ("смычок"), левой - нажимали соответствующие клавиши. Среди известных Л. - И. Скубия, А. Скоба, Ю. Зозуля, О. Додатко, А. Сковорода, А. Гребень и др. Выступления Л. иногда сопровождались небольшим вок. ансамблем (3-7 чел.). В нач. 70-х гг. 20 в. появляются Л.-профессионалы (певцы и инструменталисты), к-рые выступают в ансамблях и оркестрах укр. нар. инструментов.

    Литература: Маслов А. Л., Лира - народный музыкальный инструмент, "РМГ", 1902, No 12; Демуцький П., Лiра i iї мотиви, Кїив, 1903; Колесса Ф., Мелодiї українськiх народнiх дум. Матерiали до української етнологiї, т. 13-14, Львiв, 1910-13; Гуменюк A., Українськi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967.А. И. Гуменюк.

  15. Источник: Музыкальная энциклопедия