(греч. physiognomike или physiognomonike – наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от phýsis – природа, природные задатки и gnomonikós – сведущий, проницательный)
в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его Характером. Ф. уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времён откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей и т.п. Физиогномические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в античную эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре др. научных дисциплин того времени. Предметом классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка. С Ф. были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий (Гиппократ), а также учение о Темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравственных характеров» (Теофраст), а также практика типизации в античной литературе (система масок-амплуа в новой аттической комедии (См. Новая аттическая комедия), техника «словесного портрета» в античной риторике, историографии и биографии, и т.п.). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жестко детерминирован в самопроявлениях своим прирожденным «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона). Принадлежность человека к некоторому нравственному типу мыслилась данной столь же наглядно и выразительно и вместе с тем столь же овеществлённо и биологично, как и его физические приметы. Античная традиция Ф. оказала влияние на культуру Византии и зап.-европейского средневековья, в особенности же на араб. науки и евр. мистику (Каббала). К ней. возвращались некоторые зап.-европейские учёные 16–18 вв., например Дж. делла Порта («De humana Physiognomonia», 1586). Однако утверждение новых критериев научности в 17–18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств, интуиции. Попытка И. К. Лафатера («Физиогномические фрагменты», 1775–78) вернуть Ф. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов нем. Романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).
Лит.: Scriptores physiognomonici graeci et latini, rec. R. Foerster, v. 1–2, Lpz., 1893; Evans E. G., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.
С. С. Аверинцев.
и физионо́мика, -и, ж.
Искусство определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица.
Не трудитесь разгадывать жизнь его и душу по физиономии: как бы вы ни были искусны в физиономике, вы ничего не разгадаете. А. Островский, Биография Яши.
||
В науке древности и некоторых позднейших эпох: учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером.
[От греч. φυσιογνωμονικά]
ФИЗИОГНО́МИКА и (редк.) физиономика, физиогномики, мн. нет, жен. (от греч. physis - природа и gnomon - знающий) (спец., псих.). Искусство определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица.
|| Учение о связи психического состояния человека с движениями, мимикой лица.
ж.; = физиономика
ФИЗИОГНОМИКА (греч. physiognomike - physiognomonike), учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле - искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах какой-либо области действительности.
ФИЗИОГНОМИКА (греческое physiognomike, physiognomonike, от physis - природа и gnomonikos - сведущий, знаток), учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле - искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах какой-либо области действительности.
жен. physiognomyж. physiognomics, physiognomy.
(греч. physiognōmonika)
изучение выражения лица и общего физического облика; в медицине используется для диагностики болезней.
(греч. или — наука о распознании природных задатков по физич. свойствам, от — природа, природные задатки и — сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внеш. обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномич. наблюдения фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров. вид, аналогичный структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о зависимости телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравств. характеров» (Теоф-раст). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим прирождённым «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).
Антич. традиция?. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение новых критериев научности в 17—18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств. интуиции. Попытка И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd 1—4, 1775—78) вернуть?. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).
Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l — 2, Lpz.,1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient world, Phil., 1969.
ФИЗИОГНО́МИКА,ФИЗИОНО́МИКА, -и; ж. [от греч. physiognōmikē] Искусство определения внутреннего состояния человека по движениям, мимике лица. ● От средневекового учения о связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером.
* * *
физиогно́мика(греч. physiognōmikē, physiognōmonikē), учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле — искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах какой-либо области действительности.
* * *
ФИЗИОГНОМИКАФИЗИОГНО́МИКА (греч. physiognomike, physiognomonike), учение о выражении человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле — искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах какой-либо области действительности.
(греч. physiognomike, physiognomonike), учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела; в широком смысле - иск-во толкования внеш. облика наблюдаемых явлений, учение о выразит. формах к.-л. области действительности.
(от греч. physis - npupodavignomonikos - сведущий) - англ. physiognomy; нем. Physiognomie. 1. В широком смысле - искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах к.-л. области действительности. 2. Наука о распознании природных задатков по физическим свойствам; учение о необходимой связи между внешним обликом человека (животного) и его характером.
(от греч. physis - npupodavignomonikos -сведущий) - англ. physiognomy; нем. Physiognomie. 1. В широком смысле -искусство толкования внешнего облика наблюдаемых явлений, учение о выразительных формах к.-л. области действительности. 2. Наука о распознании природных задатков по физическим свойствам; учение о необходимой связи между внешним обликом человека (животного) и его характером.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.