Словарь Брокгауза и Ефрона

    прародителей описано Моисеем в книге Бытия (гл. 3). Это повествование иудеи и христиане всегда считали действительным историческим фактом, за исключением александрийских учителей, Климента и Оригена, видевших в рассказе аллегорический покров для обозначения душевного состояния. Все участники нарушения заповеди Божией — диавол, Адам и Ева — за преступление получили наказание; прародители были изгнаны из рая. Но последствия грехопадения не ограничились для прародителей только этим. Самая их природа утратила многие достоинства, как в физическом, так и в духовном отношении. А кроме того, первородный грех своими гибельными последствиями отразился и на всех их потомках вследствие преемственного принятия от них не только природы, но вместе с нею и греховной порчи. Ветхий к Новый Завет согласно учат о таком значении Г. и его последствиях. В святоотеческой литер. первых 4-х в. вопрос о степени порчи природы человеческой после Г. не подвергался детальному разъяснению. В V в. в споре блаженного Августина, еп. гиппонского, с британцем Пелагием высказались противоположные взгляды на порчу природы человеческой и на остатки добра после Г. Адамова. Вопрос этот в связи с более общим — о спасении человека — в течение многих веков волновал богословов и разделял их на партии. См. Благодать.

    П. Васильев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. грехопаде́ние;
    2. грехопаде́ния;
    3. грехопаде́ния;
    4. грехопаде́ний;
    5. грехопаде́нию;
    6. грехопаде́ниям;
    7. грехопаде́ние;
    8. грехопаде́ния;
    9. грехопаде́нием;
    10. грехопаде́ниями;
    11. грехопаде́нии;
    12. грехопаде́ниях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ГРЕХОПАДЕ́НИЕ, -я, ср. (книжн.). Нравственное падение, поступок, совершённый в нарушение норм общественной морали [первонач. падение первых людей, Адама и Евы, вкусивших запретный плод от древа познания].

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ср.

    По библейскому сказанию: нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заветов бога.

    ||

    перен. книжн. ирон. Нарушение общественных норм поведения, морали и т. п.; проступок.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ГРЕХОПАДЕ́НИЕ, грехопадения, мн. нет, ср. первонач., в библейском мифе, - впадение в грех, греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола нарушивших завет, данный им богом, а до тех пор бывших безгрешными (церк.).

    || перен. Поступок, представляющий собою измену какому-нибудь идеалу, высоким моральным правилам, убеждениям, честности и т.п. (книжн. ритор. или ирон.). Политическое грехопадение.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    1.

    Нарушение первыми людьми - Адамом и Евой - заповеди Бога [Бог I] об абсолютном повиновении, повлекшее за собою - по библейскому сказанию - изгнание из рая и наказание не только для них, но и для потомков.

    2.

    перен.

    Поступок, представляющий собою измену какому-либо идеалу, каким-либо принципам, убеждениям.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Сексологическая энциклопедия

    (первородный грех), в иудейской и христианской религии нарушение Адамом и Евой запрета вкушать плоды с древа познания добра и зла. Искушенная змеем (т.е. дьяволом), Ева убедила Адама попробовать яблоко с этого древа: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наг+ …" (Бытие, гл. 3, ст. 7). Г. Адама и Евы - постоянный сюжет мирового искусства. В перен. смысле Г. - поступок, нарушающий нормы общественного поведения и нравственности.

  13. Источник: Сексологическая энциклопедия



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. the Fall библ.;
    fall перен.с. библ. the Fall;
    перен. fall.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. библ., ирон.

    chute f

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)библ. caída f; pecado original

    2) книжн. ирон. pecado m, caída f

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. книжн.

    (первородный грех) peccato originale / d'origine

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедия Кольера

    в христианском вероучении, "первородный" грех прародителей, Адама и Евы, решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность - плод их общения с Богом - была знаком их нравственного совершенства: "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились". Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь, воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Однако змей, посулив Еве, что в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и они будут "как боги, знающие добро и зло", убедил Еву нарушить заповедь, а Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял. Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия, по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в. (Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей, сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий исторической интерпретации.

    См. также ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  23. Источник: Энциклопедия Кольера



  24. Энциклопедический словарь

    ГРЕХОПАДЕ́НИЕ -я; ср. Книжн.

    1. Нравственное падение, поступок, представляющий измену какому-л. идеалу, принципам, убеждениям или нарушающий общественные нормы поведения, морали и т.п.

    2. = Перворо́дный грех.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Библейская энциклопедия Брокгауза

    см. Грех, см. Женщина (1,Б и В).

  27. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  28. Орфографический словарь-справочник

  29. Источник: