Большая Советская энциклопедия

    см. в ст. Комплексв психологии.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Явление из сферы бессознательного, сексуальное влечение детей мужского пола к своей матери в сочетании с ревностью и соперничеством с отцом за материнские чувства (термин, введенный З. Фрейдом).

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЭДИПОВ Комплекс - см. Комплекс (в психологии).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ЭДИПОВ комплекс, в психоанализе совокупность бессознательных (вытесненных) отношений ребенка к своим родителям. У мальчиков - сексуальное влечение к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа. У девочек эдипову комплексу соответствует комплекс Электры - бессознательное сексуальное влечение к отцу и враждебность к матери.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Сексологическая энциклопедия

    (по имени героя трагедии Софокла "Царь Эдип") психоаналитическое представление об особенностях эмоциональных отношений ребёнка в возрасте 3-4 лет к своим родителям. Согласно 3. Фрейду, это комплекс детских переживаний, состоящий из влечения мальчика к своей матери одновременно с ревностью и недоброжелательством по отношению к отцу. У девочек он характеризуется особой привязанностью к отцу и направленностью на него сексуального влечения и называется комплексом Электры. В дальнейшем этот комплекс вытесняется в сферу бессознательного, является универсальным для мужчин и определяет многие аспекты их сексуальности и невротизма. Эдип - в древнегреческой мифологии царь Фив. Согласно трагедии, Лай (отец Эдипа), которому была предсказана смерть от руки собственного сына, велел бросить новорождённого сына на съедение зверям. Спасённый пастухами ребёнок попал к коринфскому царю Полибу, который вырастил Эдипа как родного сына. Достигнув зрелого возраста, Эдип узнал в Дельфах от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал родиной, Эдип отправился в путь. В дорожной ссоре он убивает незнакомого знатного мужчину (это был Лай). Разгадав загадку Сфинкса, Эдип освободил Фивы и был за это провозглашён царём Фив, став мужем овдовевшей Иокасты (матери). Около 20 лет прожил Эдип в счастье, не подозревая, что пророчество дельфийского оракула сбылось. Когда в Фивах началась моровая язва и оракул в Дельфах предсказал, что только изгнание убийцы Лая спасёт город, Эдип узнал о своих преступлениях. Он ослепляет себя и уходит в изгнание, Иокаста кончает жизнь самоубийством. Таков миф об Эдипе. Подобные легенды распространены у многих народов. Кара, постигшая Эдипа, отражает восходящее к глубокой древности запрещение брачных отношений между прямыми родственниками (см. Инцест). По Фрейду, комплекс Эдипа составляет основу и сущность всей истории человечества. В незапамятные времена человек жил в ситуации промискуитета всех мужчин со всеми женщинами в первобытном обществе. В этом обществе вожак, будучи самым сильным, присваивал себе всех самок, которые могли быть матерями, жёнами и сестрами остальных самцов. Сам же вожак по сути был отцом всех самцов первобытного общества. Однажды униженные самцы убили вожака-отца и решили ввести экзогамию (запрет браков и половых отношений с кровными родственниками). Фрейд считал, что введение экзогамии положило начало общественной морали и государственной организации человеческого общества. Первобытные братья, убив отца, начали испытывать противоречивые чувства, которые зачастую обнаруживаются у невротиков и у детей ненависть и чувство соперничества по отношению к отцу и восхищение им, затем возникло сознание вины и раскаяние. Осознание вины за совершённое деяние побудило установить табу (запрет) на инцест и на убийство отца. В психоаналитической трактовке Фрейда предполагается, что на сознании вины за совершённое на заре цивилизации деяние, незримо присутствующей в душе каждого человека, основана вся современная культура с её предписаниями морали и различными ограничениями. Следует сказать, что эти выводы не являются абсолютными, так как входят в противоречия с некоторыми данными современной науки (см. Фрейдизм). В клинической и психологической практике зачастую можно обнаружить символические проявления Эдипова комплекса (для женщин - комплекса Электры). Например, в выборе сексуального партнёра играют роль те его свойства и качества, которые присущи образу родителя противоположного пола, в большинстве случаев эта закономерность человеком не осознаётся. Спорным остаётся психоаналитическое утверждение в том, что Эдипов комплекс является универсальным для каждого.

  9. Источник: Сексологическая энциклопедия



  10. Медицинская энциклопедия

    (по имени героя трагедии Софокла «Царь Эдип»)

    психоаналитическое представление об особенностях эмоциональных отношений ребенка в возрасте 3—4 лет к своим родителям; эти отношения якобы характеризуются ненавистью и ревностью к родителю того же пола и любовными стремлениями к родителю противоположного пола.

  11. Источник: Медицинская энциклопедия



  12. Психотерапевтическая энциклопедия

    Термин, навеянный известной античной драмой, впервые появляется у Фрейда (Freud S.) в 1910 г. Означает сочетание любви и враждебности, испытываемое ребенком по отношению к его родителям. Впервые описан в «простой», или «позитивной», форме в соответствии с сюжетом драмы. Позитивный Э. к. понимается как желание смерти соперника — родителя того же пола — и сексуальное побуждение к родителю противоположного пола. Позднее Фрейд обнаружил более сложный характер Э.к. и описал так называемый «негативный» его вариант, проявляющийся в любви к родителю того же пола и враждебности к родителю противоположного пола. Эти тенденции могут быть представлены одновременно в причудливых диалектических сочетаниях, так что на практике Э. к. проявляется в виде комбинации вариантов вдоль оси между его позитивным и негативным типом. В период Э. к. отношение мальчика к отцу не является простым соперничеством за обладание матерью, а представляет собой сложное взаимодействие гетеро- и гомосексуальных тенденций.

    Первоначально Фрейд не определял точного времени возникновения Э. к., допуская, что выбор сексуального объекта окончательно формируется лишь в пубертатном периоде. Выделение генитального или фаллического периода развития (т. е. когда направление аффективных побуждений начинает детерминироваться не достигшей еще полного развития генитальной сферой) и исследования инфантильной сексуальности, обнаружившие активацию Э. к. в этот период, привели к признанию того, что феномен Э. к. наблюдается в наиболее интенсивных проявлениях в возрасте 3-5 лет, т. е. во время фаллической стадии развития, теряет свою актуальность в последующей латентной фазе и вновь реактивируется в пубертатном периоде вплоть до завершения полового созревания. Эдиповому периоду предшествует так называемый преэдиповый период развития, в течение которого у детей обоих полов доминируют прегенитальные, т.е. асексуальные отношения с матерью, тогда как отец играет гораздо меньшую роль в семейной динамике. В школе Кляйн (Klein M.) принято считать, что проявления Э. к. прослеживаются и в период, предшествующий генитальной фазе, начиная от момента распознавания ребенком лиц ближайшего окружения в качестве отдельных объектов.

    В самых ранних версиях теория Э. к. была предложена на модели чувств, испытываемых маленьким мальчиком. Фрейд долгое время полагал, что она справедлива и для девочек, с соответствующей поправкой на пол родителей. Позднее были обнаружены существенные полоролевые различия в психодинамике Э. к. в связи с разным протеканием фаллического периода у обоих полов и характерным для девочек перемещением направления любовных побуждений от материнского объекта в преэдиповом к отцовскому в эдиповом периоде развития.

    С точки зрения Фрейда, феномен Э. к. является универсальным, проявляясь в любых культурах, в том числе и там, где супружеская семья как элемент социальной организации общества не является доминирующей. Он играет фундаментальную роль в структурировании личности и ориентации инстинктивных побуждений. Определяется это тремя основными причинами: 1) Формирование полоролевой ориентации в пубертатном периоде универсально включает в себя проблему нормативного выбора пола объекта, с которым в дальнейшей жизни будут связаны сексуальные побуждения и идентификация с объектами своего пола. Родители при этом неизбежно являются первыми доступными ребенку полоролевыми моделями, на которых он приобретает индивидуальный опыт различения полов и осознания своей половой идентичности. Этот сложный процесс всегда включает формирование социокультурно фундированного психологического запрета на кровосмешение. 2) Половое созревание индивидуума не обеспечивается одним только формированием генитальных морфологических и нейроэндокринных структур организма и должно сопровождаться организацией соответствующих психологических структур. 3) Половое созревание имеет решающее значение в формировании таких личностных структур, непосредственно не связанных с половым поведением, как Сверх-Я и Идеал-Я.

    Разрешение Э. к. в норме не должно представлять собой лишь подавление или вытеснение в сферу бессознательного социально неприемлемых сексуальных побуждений, так как в этом случае непреодоленный Э. к. сохраняет свою активность в бессознательной жизни индивидуума, создавая предпосылки для возникновения неврозов. Идеалом является завершение этого процесса, при котором отсутствуют конфликтные напряжения между такими структурными элементами личности, как «Я», Сверх-Я, Идеал-Я. Механизм разрешения Э. к. сложен и далеко не во всем определяется реальными отношениями внутри треугольника мать — отец — ребенок. Значительной здесь является роль архетипического запрета на кровосмешение, являющегося, с точки зрения так называемых «культуралистов» (Леви-Стросс (Levi-Strauss С.)), универсальным общечеловеческим законом и минимальным условием дифференциации «культуры» от «природы». Велика роль и типичных детских фантазий того периода — фантазия возможной кастрации как мести отца за кровосмесительные помыслы у мальчиков и фантазия родить отцу их общего ребенка, который компенсировал бы невозможность принадлежать отцу вместо матери, у девочек. На взаимодействие семейной группы в этот период могут оказывать влияние и бессознательные кровосмесительные фантазии родителей при неудовлетворительном разрешении у них Э. к., поскольку в структуру личности ребенка закладывается не только сам по себе образ родителя, но и тип отношений с ним.

  13. Источник: Психотерапевтическая энциклопедия



  14. Энциклопедия Кольера

    согласно фрейдистской психологии, одна из первичных мотивирующих сил, скрывающаяся за многими психическими нарушениями. Название заимствовано из греческого мифа об Эдипе, сыне фиванского царя Лая и царицы Иокасты. Фрейдизм утверждает, что в жизни каждого нормального индивида должна быть представлена эдипова ситуация. В конце первого и начале второго года жизни младенец направляет всю свою психическую энергию на родителей. При нормальной последовательности событий мальчик неосознаваемо испытывает влечение к матери и агрессию к отцу, а девочка - влечение к отцу и агрессию к матери (позднее ситуация с девочкой была названа комплексом Электры). То, как ребенок реализует эту привязанность и как он впоследствии от нее освобождается, отражается на его взрослой жизни, на особенностях личности и характера. В течении предпубертатного - по терминологии Фрейда "латентного" - периода эдипов комплекс скрывается за внешними действиями и интересами. Во время пубертата (полового созревания) эдипова ситуация возникает снова, но психосексуальное влечение теперь направлено не на родителей, а на других лиц. Если человек не может преодолеть эдипов комплекс, говорят о неразрешенной эдиповой ситуации, которая бессознательно порождает различные конфликты, касающиеся лиц противоположного пола, родительских чувств и несоответствия требований реальности и инстинктивных импульсов, нередко инцестуозных (кровосмесительных).

    См. также

    ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ;

    ПСИХОАНАЛИЗ.

  15. Источник: Энциклопедия Кольера



  16. Философская энциклопедия

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899). Термин берет начало в греч. мифе о фиванском герое Эдипе, который, сам того не подозревая, убил отца и женился на собственной матери; женский вариант – комплекс Электры – получил название от др. мифологической фигуры, которая помогла убить свою мать. Фрейд приписывал эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он считал, что данная стадия обычно заканчивается, когда ребенок уже идентифицировался с родителем того же пола и подавил свои сексуальные инстинкты. Если до этого взаимоотношения с родителями были довольно теплыми и нетравмирующими и если стиль отношения родителей к ребенку был ни слишком запретительным, ни чрезмерно поощряющим, то эта стадия развития проходит благополучно. Однако при наличии психологической травмы имеет место детский невроз – важный предвестник сходных реакций человека в течение его последующей взрослой жизни. Суперэго – самое важное достижение человеческого разума, моральный фактор, главенствующий в сознании взрослого человека, – также берет свое начало в процессе преодоления эдипова комплекса. см. также ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

  17. Источник: Философская энциклопедия



  18. Новейший философский словарь

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (греч. Oedipus - имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus - связь, сочетание) - имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю собственного пола; позитивная форма) или собственного пола (и связанное с ним агрессивное чувство к родителю противоположного пола; негативная форма), оказывающее существенное влияние на психику, личность и поведение человека. Понятие было введено в научный оборот Фрейдом в 1910 (хотя сама идея Э.К. появилась, по-видимому, в 1897) и с тех пор является одной из основных категорий психоаналитического учения. Наименование Э.К. связано с осуществленным Фрейдом толкованием древнегреческого мифа о царе Эдипе и одноименной трагедии Софокла, в которых фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в тоже время являются его братьями по материнской линии. Фрейд считал, что Э.К. извечно тяготеет над всеми мужчинами, поскольку мальчики испытывают сексуальное влечение к материи, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого они боятся и ненавидят. По Фрейду, пиковых значений Э.К. достигает в детском возрасте (между 3 и 5 годами жизни человека) и после некоторого угасания возрождается в период полового созревания (пубертатный период), в процессе которого преодолевается тем или иным выбором эротического объекта. Фрейд утверждал, что основа структурирования личности и сама личность человека формируется в зависимости от переживания данного комплекса. Им же, по Фрейду, в значительной мере определяется формирование желаний и позднейшее поведение взрослого человека. В частности, например, в зрелом возрасте человека он оказывает значительное влияние на выбор сексуальных партнеров, который осуществляется по образу и подобию одного из родителей. По Фрейду, Э.К. является источником общечеловеческого сознания вины (в том числе чувства вины, которое часто мучает невротиков) и сопряженным началом религии, нравственности и искусства. Фрейд решительно настаивал на том, что признание или не признание Э.К. является паролем, по которому можно отличить сторонников психоанализа от его противников. По Фромму, выводам Фрейда о Э.К. необходимо придать более общий характер и перенести их с сексуальной сферы на межличностные отношения, поскольку сущность инцеста состоит не в сексуальном стремлении к членам семьи: это стремление есть лишь одно из выражений гораздо более глубокого и фундаментального желания - оставаться ребенком, привязанным к оберегающим фигурам (первой и самой важной из которых является мать), потому что рождение независимого человека продолжается фактически всю жизнь. В современном психоанализе понятие Э.К. часто употребляется в широком смысле для обозначения и характеристики всей гаммы отношений «семейного треугольника» (мать - отец - ребенок). Сам факт существования явлений и тенденций, охватываемых понятием Э. К., подтвержден психиатрической практикой. Однако постулированные Фрейдом их распространенность, универсальность и роль не признаются даже некоторыми психоаналитиками и поклонниками психоанализа.

  19. Источник: Новейший философский словарь



  20. Энциклопедический словарь

    Эди́пов ко́мплекс

    см. в статье Комплекс (психол.).

    * * *

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

    ЭДИ́ПОВ КО́МПЛЕКС, см. Комплекс(см. КОМПЛЕКС (в психологии)) (в психологии).

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Большой Энциклопедический словарь

    ЭДИПОВ КОМПЛЕКС
    ЭДИПОВ Комплекс - см. Комплекс (в психологии).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  23. Источник: