путевая машина (См. Путевые машины), предназначенная для укладки рельсо-шпальной решётки при ремонте и содержании эксплуатируемых и постройке новых ж.-д. путей. П. начали использоваться на железных дорогах СССР в 30-х гг. 20 в. П. бывают цикличного и непрерывного действия. П. цикличного действия — машина на ж.-д. ходу (рис.) — устанавливается на участке пути, где требуется подъёмка пути при ремонте. Клещевые захваты зацепляют рельсы. Опорные плиты, выдвигаемые гидравлическими или винтовыми домкратами, опираются на балласт в междушпальном ящике или по бокам балластной призмы. При дальнейшем их выдвижении происходит подъёмка рельсо-шпальной решётки вместе с находящейся на ней машиной. Под поднятый путь подаётся балласт, и рельсо-шпальная решётка устанавливается на более высокой отметке. При подъёме опорных плит машина опирается колёсами на рельсы и может переезжать на новый участок, где процесс подъёмки повторяется. П. развивают усилие до 340 кн (34 тс) при высоте подъёма до 40 см. Некоторые П. имеют механизм для сдвига рельсо-шпальной решётки в горизонтальной плоскости и используются для рихтовки пути.
П. непрерывного действия, называют ползучим путеподъёмником, используется при строительстве новых железных дорог. На клинообразной плите П. смонтированы 2 свободно вращающиеся гусеничные ленты. Плита заводится под поднимаемый путь так, чтобы шпалы опирались на гусеничные ленты. С помощью тросов плита крепится обычно к тракторному дозировщику (См. Тракторный дозировщик), находящемуся впереди на расстоянии 15 м.При перемещении П. со скоростью 2,2—3,8 км/ч рельсо-шпальная решётка поднимается на высоту, равную толщине плиты (около 20 см).
С. А. Соломонов.
Путеподъемник на железнодорожном ходу.
-а, м.
Передвижная машина для подъема рельсошпальной решетки при ремонте и постройке рельсовой колеи железной дороги или трамвая.
м.
Передвижная машина или специальное устройство для подъема рельсов при ремонте железнодорожного или трамвайного пути.
ПУТЕПОДЪЕМНИК - путевая машина для подъемки на балласт рельсо-шпальной решетки (рельсов, скрепленных со шпалами) при ремонте или выправке строящегося железнодорожного пути.
track-lift
м. ж.-д.
piattaforma-gru f
ПУТЕПОДЪЁМНИК -а; м. Передвижная машина или специальное устройство для подъёма рельсошпальной решётки при ремонте или постройке колеи железной дороги или трамвая. Моторный, ручной п.
* * *
путеподъёмникпутевая машина для подъёмки на балласт рельсошпальной решётки (рельсов, скреплённых со шпалами) при ремонте или выправке строящегося железнодорожного пути.
* * *
ПУТЕПОДЪЕМНИКПУТЕПОДЪЕМНИК, путевая машина для подъемки на балласт рельсо-шпальной решетки (рельсов, скрепленных со шпалами) при ремонте или выправке строящегося железнодорожного пути.
(a.track lifter, track raising machine; н.Gleishebewinde, Gleishebebock; ф.appareil de soulevement des voies; и.grua para subir los rieles, cabrestante para subir carriles) - машина, предназначенная для подъёма и рихтовки ж.-д. пути. Применяется при стр-ве, ремонте, текущем содержании, a также технол. перемещениях ж.-д. путей. Pабочий орган машины - подъёмно-рихтовочный механизм - обеспечивает подъём пути в вертикальной и смещение его в горизонтальной плоскостях. Ha открытых горн. работах используются путевые ремонтные машины ПРМ-3M, МСШУ-3, к-рые оснащены гидравлич. подъёмно-рихтовочным механизмом c усилием подъёма до 280 кH, рихтовки до 100 кH, высотой подъёма до 0,45 м, шагом рихтовки до 0,36 м. Производительность машин при подъёме пути на балласт 0,2-0,25 км/ч, при рихтовке (сдвижке) до 0,35 км/ч. Cовершенствование машин этого типа направлено на увеличение кол-ва выполняемых ими операций. Планируется создание путевых ремонтных машин c комбинированным авто- и ж.-д. ходом. Преимущество их заключается в том, что при следовании к месту работ они не занимают коммуникации ж.-д. транспорта.
путеподъё́мник м.
track-lift, track-raising machine
* * *
track-raising machine
м.
elevatore m di binari
техн.
рейкопідійма́ч, -ча́, колієпідійма́ч, -ча́
техн.
рейкопідійма́ч, -ча́, колієпідійма́ч, -ча́
Большой Энциклопедический словарь. 2000.