практикующийся глухонемыми способ выражения алфавита пальцами одной руки в отличие от хейрологии — способа выражения алфавита пальцами обеих рук (см. Глухонемота).
(от дактило (См. Дактило...)
... и ...Логия)
своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Первоначально Д. использовалась людьми, принимавшими на себя обет молчания: потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Впоследствии Д. стали использовать для общения с глухими.
Система Д. бывает одноручной и двуручной (первая более удобна). Различные положения пальцев воспроизводят буквенный алфавит (см. рис.), а воспринимающий следит за движением руки. При дактилологической речи точно придерживаются правописания. При моноральной системе речи, т. е. считывании с губ, Д. помогает воспринимать неуловимую глазом разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).
Д. значительно облегчает глухим овладение языком слов и пользование им. Дактильная речь может быть усвоена глухими детьми в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). В советских детских садах и начальных классах школ для глухих детей Д. используется как основное средство обучения словесной речи, а в старших классах этих школ — как вспомогательное средство. При обучении слепоглухонемых (см. Слепоглухонемота ) Д. является единственным средством общения.
Русская ручная азбука для глухонемых.
-и, ж.
Своеобразная форма речи глухонемых при помощи пальцев рук; ручная азбука.
[От греч. δάκτυλος — палец и λо́γος — учение]
ДАКТИЛОЛО́ГИЯ, дактилологии, мн. нет, жен. (от греч. daktylos - палец и logos - учение) (спец.). Способ разговаривать при помощи азбуки глухонемых, в которой каждая буква изображается пальцами, сложенными условным образом.
ж.
Способ общения глухонемых или с глухонемыми, при котором слова воспроизводятся различными положениями пальцев рук.
ДАКТИЛОЛОГИЯ (от дактило... и ...логия) - своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук (буквам алфавита соответствуют особые положения пальцев). Используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство обучения глухих.
Дактилология (от греч. daktylos - палец и logos - слово, речь) - язык общения на основе дактильной азбуки глухих людей между собой и со слышащими, владеющими этим языком. Обычно дактильные знаки пишутся на ладони другого человека пальцами руки. Элементы этой азбуки однозначно соответствуют буквам письменного языка, и по очертанию многие из них напоминают буквы печатного шрифта (в частности, "о", "м", "и", "ш").
IДактилоло́гия (греч. daktylos палец + logos слово)
способ общения глухих людей с помощью ручной азбуки. Благодаря наглядности, легкому восприятию и воспроизведению широко используется в первоначальный период обучения глухих детей (в детском саду и в школе) как ведущее средство формирования речи и общения. В ручной азбуке столько же знаков, сколько букв в алфавите. По очертанию многие дактильные знаки напоминают буквы и обычно изображаются пальцами одной руки.
IIДактилоло́гия (дактило- (Дактил-) + греч. logos слово)способ общения глухонемых с помощью ручной азбуки.
ДАКТИЛОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. daktylos - палец и logos - учение] Способ общения глухонемых посредством жестикуляции, при которой определённый жест, положение пальцев соответствуют какой-л. букве алфавита или слову.
* * *
дактилоло́гия(от дактило... и...логия), своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук (буквам алфавита соответствуют особые положения пальцев). Используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство обучения глухих.
* * *
ДАКТИЛОЛОГИЯДАКТИЛОЛО́ГИЯ (от дактило...(см. ДАКТИЛО... (часть сложных слов)) и logos — слово, учение), своеобразная форма речи, воспроизводящая слова пальцами рук (буквам алфавита соответствуют особые положения пальцев). Используется как заменитель устной речи для общения слышащих с глухими, глухих между собой и как средство обучения глухих.