(Le principal) — главный регистр в органе; в нем открытые трубы без язычков (от 2 до 32 футов). Звук густой, приятный, мягкий. Этот регистр называется П. потому, что встречается во всех клавиатурах органа. П. есть также старинное название первой струны тетрахорда.
-а, м. устар.
Хозяин, начальник, вышестоящее лицо по отношению к подчиненным.
Помощник адвоката, сидевший тут же, у высокой конторки, узнав Нехлюдова, подошел к нему, поздоровался и сказал, что он сейчас скажет принципалу. Л. Толстой, Воскресение.
[От лат. principalis — главный]
(иноск.) — хозяин, начальник, (собств.) главный
Ср. Было еще много лиц второстепенных, находившихся при армии, потому что тут были их принципалы.
Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 19.
Ср. Прежний хозяин мне очень нравился. Теперешний принципал корчмы... с первого взгляда производит совсем иное, как будто легкомысленное впечатление.
Лесков. Антука. 1.
Ср. Бенки снарядился в путь с своим русским принципалом.
Лесков. Загадочный человек. 7.
Ср. Principal (фр.) — главный (prince, князь).
Ср. Principalis (лат.) — первый, знатный, княжеский.
ПРИНЦИПА́Л, принципала, муж. (от лат. principalis - Главный).
1. Начальник, хозяин, глава (книжн.).
2. Главный регистр в органе (муз.).
м. устар.
Начальник, хозяин.
муж. principalм. юр. principal;
поименованный ~ disclosed/named principal;
~-гражданин иностранного государства foreign principal;
неназванный ~ undisclosed/unnamed principal;
интересы ~а interests of the principal;
обязанности ~а duties/obligations of the principal;
изыскать заказ для ~а obtain order for principal.
м. уст.
principal m
当事人
(лат. principalis - главный) -1) хозяин, глава; 2) лицо, от имени которого действует агент, представитель, для которого брокер выполняет приказ. См. АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР; 3) основной, главный должник и обязательстве; 4) дилер, участвующий в сделке за свой счет.
ПРИНЦИПА́Л -а; м. [лат. prīncipātis - первый, главный]
1. Юрид. Основной должник в обязательстве.
2. Устар. Глава, хозяин.
(от лат. principalis - первый, первоначальный, важнейший; нем. Prinzipal, Principal, франц. montre, англ. open diapason, итал. principale, испан. baxoncillo) - главный, осн. орг. регистр. Состоит из открытых лабиальных труб, б.ч. средней (по ширине) мензуры.
Форма металлич. (сплав, в к-ром олова содержится 75% и выше) труб цилиндрическая, деревянных - прямоугольная. Существуют П., изготовляемые из меди (Kupfer-P.).
На мануалах диспонируются П. 16' (на больших органах), 8'; вышезвучащие П. часто называются Oktave 4' (франц. Prestant), Oktave 2' (Superoktave, франц. Doublette), Oktave 1'. В больших органах нем. типа на гл. мануале обычно 2 П., из к-рых 1 деревянный (Holz-P.). Если оба П. металлические, то они интонируются различно. В Англии число П. 8' на главном мануале доходит до 5-6 (в органе лондонского собора св. Павла-5, в ливерпульском кафедральном соборе -6). Педальной клавиатуре приданы металлич. П. 32' (в очень больших органах; самые низкозвучащие трубы делаются иногда из дерева), 16' (Principalbass), 8' (Oktavbass), 4' (Choralbass). Трубы П. чаще располагаются по фасаду (т.н. проспекту) органа; в 16-17 вв. в романских странах они нередко украшались узорами или покрывались красочной живописью. Разновидности П. - широко-мензурный т.н. итальянский П. (Italienisches Р.) с несколько меньшим, чем у нем. П. "вырезом" трубы ("ротиком"); узкомензурные (Geigen-P. и Eng-P., Harfen-P.) и др. Разл. оттенки звучания П. достигаются варьированием ширины мензуры, большими или меньшими размерами "ротика", верхней и нижней "губ" (Labium). Разновысотные П. составляют звуковой стержень (ядро, центр) орг. регистрового ансамбля. Такие качества, как полнота и округлость органного тона, его мягкость и певучесть в сочетании с кристально-чистым серебристым звучанием, определяются гл. обр. высоким качеством группы П. (об этом свидетельствуют сохранившиеся органы 18 в., напр. Зильбермановские инструменты в соборе г. Фрейберг и в "Хофкирхе" Дрездена, ГДР). П. в органах 19 в. интонировались слитком грубо, громко; в 20 в. мастера стремятся вернуть П. звуковые качества П. органов 17-18 вв.
Литература: Ройзман Л., Советская органная культура и её своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Mahrenholz Chr., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1942; Supper W., Die Orgeldisposition, Kassel, 1950; Dufourcq N., Esquisse d'une histoire de l'orgue en France du Xllle au XVIIIe siиcle, P., 1935.Л. И. Ройзман.