Большая Советская энциклопедия

    (от лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность)

    в музыке, выравнивание интервальных отношений между ступенями звуковысотной системы. Сущность Т. состоит в небольших изменениях величины интервалов, главным образом квинт, по сравнению с их акустически точной величиной (по натуральному звукоряду). Эти изменения делают строй замкнутым, позволяют использовать все тональности и аккорды самой различной структуры, не нарушая сложившихся эстетических норм восприятия интервалов, не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы). Потребность в Т. возникла в 16—18 вв. с появлением новых музыкальных форм и жанров, с развитием средств музыкальной выразительности. В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй музыкальный) имелись небольшие высотные различия между энгармоническими звуками (см. Энгармонизм): не совпадали по высоте друг с другом, например, звуки си-диез и до, ре-диез и ми-бемоль. Это тормозило развитие ладотональной и гармонической систем: нужно было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности. В первых, неравномерных темперациях музыканты пытались сохранить величину большой терции такой же, как в чистом строе.

    В 12-ступенном равномерно-темперированном строе все чистые квинты уменьшены на Зона). Попытки преодолеть интонационные недостатки 12-ступенной Т. путём создания строя с 24, 36, 48, 53 и большим количеством темперированных ступеней в октаве не увенчались успехом, 12-ступенная Т. остаётся оптимальным решением проблемы строя.

    Лит.: Шерман Н., Формирование равномерно-темперированного строя, М., 1964.

    Ю. Н. Рагс.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. темпера́ция;
    2. темпера́ции;
    3. темпера́ции;
    4. темпера́ций;
    5. темпера́ции;
    6. темпера́циям;
    7. темпера́цию;
    8. темпера́ции;
    9. темпера́цией;
    10. темпера́циею;
    11. темпера́циями;
    12. темпера́ции;
    13. темпера́циях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Малый академический словарь

    , ж. муз.

    Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.

    [От лат. temperatio — правильное соотношение, соразмерность]

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ТЕМПЕРА́ЦИЯ [тэмперация], темперации, мн. нет, жен. (лат. temperatio) (муз.). Точное установление высоты и количества тонов, входящих в состав данной музыкально-звуковой системы.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    ТЕМПЕРАЦИЯ (от лат. temperatio - правильное соотношение) в музыке - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы (см. Музыкальный строй). До 18 в. применялись неравномерные темперации - в которых тождественные по ступенной величине интервалы не были вполне равными, затем - равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    ТЕМПЕРАЦИЯ (от латинского temperatio - правильное соотношение, соразмерность), вычисленное и фиксированное интервальное соотношение тонов музыкального строя, называемого в этом случае темперированным. Равномерная темперация (замкнутый строй в результате деления октавы на 12 равных частей - полутонов) создана в Китае в 16 в., в Европе - в 17 в.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    муз. temperament

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    ТЕМПЕРА́ЦИЯ [тэ], -и; ж. [от лат. temperatio - правильное соотношение, соразмерность] Муз. Выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.

    * * *

    темпера́ция

    (от лат. temperatio — правильное соотношение) в музыке, выравнивание интервальных соотношений тонов музыкального строя. До XVII—XVIII вв. в европейской музыке применялись неравномерные темперации, в которых тождественные по ступенной величине интервалы не были вполне равными, затем — равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов.

    * * *

    ТЕМПЕРАЦИЯ

    ТЕМПЕРА́ЦИЯ (от лат. temperatio — правильное соотношение) в музыке — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы (см. Музыкальный строй(см. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТРОЙ)). До 18 в. применялись неравномерные темперации, в которых тождественные по ступенной величине интервалы(см. ИНТЕРВАЛ) не были вполне равными, затем — равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Музыкальная энциклопедия

    (от лат. temperatio - правильное соотношение, соразмерность) - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в муз. строе. Т. характерна для последующих этапов в развитии каждого из муз. строев: на смену "естественным" строям (напр., пифагорову, чистому, т. е. основанному на интервалах из натурального звукоряда) приходят искусственные, темперированные строи - неравномерные и равномерные Т. (12-, 24-, 36-, 48-, 53-ступенные и др.). Потребность в Т. возникает в связи с требованиями муз. слуха, с развитием зву-ковысотной муз. системы, средств муз. выразительности, с появлением новых форм и жанров и в конечном итоге - с развитием муз. инструментов. Так, в Др. Греции в поисках более совершенной настройки тетрахорда Аристоксен предложил делить кварту на 60 равных частей и для двух б. секунд (а - g, g - f) выделить по 24 доли, а для м. секунды (f - е) - 12; практически это очень близко к совр. 12-ступенной равномерной Т. Наиболее интенсивные поиски в области Т. относятся к 16-18 вв., т. е. ко времени формирования гомофонно-гармонич. склада, развития крупных форм муз. произв., становления полной мажоро-минорной системы тональностей. В применявшихся до этого пифагоровом и чистом строях (см. Строй) имелись небольшие высотные различия между энгармонич. звуками (см. Энгармонизм), не совпадали по высоте друг с другом, напр., звуки his и с, dis и es. Эти различия важны для выразит. исполнения музыки, но они тормозили развитие ладотональной и гармонич. систем; необходимо было или конструировать инструменты с несколькими десятками клавиш в октаве, или отказаться от переходов в далёкие тональности. В первых, неравномерных Т. музыканты пытались сохранить величину б. терции такой же, как в чистом строе (темперация А. Шлика, П. Арона, среднетоновая Т. и др.); для этого незначительно изменялась величина нек-рых квинт. Однако отд. квинты звучали при этом очень фальшиво (т. н. волчьи квинты). В др. случаях, напр. в среднетоновой Т., б. терция чистого строя делилась на два одинаковых по величине целых тона. Это также не давало возможности использовать все тональности. А. Веркмейстер и И. Нейдхардт (кон. 17 - нач. 18 вв.) отказались от б. терции чистого строя и начали делить пифагорову комму между разл. квинтами. Тем самым практически они близко подошли к 12-ступенной равномерной Т. В 12-ступенном равномерно темперированном строе все чистые квинты уменьшены по сравнению с квинтой из натурального звукоряда на 1/12 пифагоровой коммы (около 2 центов, или 1/100 доли целого тона); строй стал замкнутым, октава оказалась поделённой на 12 равных полутонов, все одноимённые интервалы стали одинаковыми по величине. В этом строе можно использовать все тональности и аккорды самой разл. структуры, не нарушая сложившихся норм восприятия интервалов и не усложняя конструкции инструментов с фиксированной высотой звуков (типа органа, клавира, арфы). Один из первых весьма точных расчётов 12-ступенной Т. произведён М. Мерсенном (17 в.); таблицу движения по квинтовому кругу с возвращением к исходной точке поместил в своей "Мусикийской грамматике" Н. Дилецкий (1677). Первый яркий опыт художеств. применения темперированного строя был проведён И. С. Бахом ("Хорошо темперированный клавир", ч. 1, 1722). 12-ступенная Т. остаётся оптимальным вариантом решения проблемы строя. Эта Т. создала условия для дальнейшего интенсивного развития ладово-гармонич. системы в 19-20 вв. При пении и игре на инструментах с нефиксированной высотой звуков музыканты используют т. н. зонный строй, по отношению к к-рому темперированный строй является частным случаем. В свою очередь Т. оказывает влияние и на зонный строй, определяя средние значения зон ступеней. Разработанная Н. А. Гарбузовым теоретич. концепция зонной природы звуковысотного слуха (см. Зона) позволила выявить психофизиологич. основу 12-ступенной Т. Вместе с тем она убедила в том, что этот строй не может быть идеальным. Ради преодоления интонац. недостатков 12-ступенной Т. были разработаны строи с бульшим количеством темперированных ступеней в октаве. Наиболее интересным из них является вариант строя с 53 ступенями в октаве, предложенный Н. Меркатором (18 в.), Ш. Танакой и Р. Бозанкетом (19 в.); он позволяет довольно точно воспроизводить интервалы пифагорова, чистого и 12-ступенного равномерно темперированного строев. Все же ни один из этих строев не получил практич. применения.

    В 20 в. опыты по созданию разл. вариантов Т. продолжаются. В Чехословакии в 20-х гг. А. Хаба разрабатывал 1/4-тоновую, 1/3-тоновую, 1/6-тоновую и 1/12-тоновую системы. В Сов. Союзе в это же время А. М. Авраамов и Г. М. Римский-Корсаков проводили опыты с четвертитоновой системой Т.; А. С. Оголевец предложил 17- и 29-ступенные Т. (1941), П. П. Барановский и Е. Е. Юцевич - 21-ступенную (1956), Е. А. Мурзин - 72-ступенную систему Т. (1960).

    Литература: Хаба А., Гармоническая основа четвертетоновой системы, "К новым берегам", 1923, No 3, Штейн R., Четвертетоновая музыка, там же, Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, в сб.: De musiса. Временник разряда истории и теории музыки, вып. 1, Л., 1925; Оголевец А. С., Основы гармонического языка, M., 1941; его же, Введение в современное музыкальное мышление, M., 1946; Гарбузов Н. А., Внутризонный интонационный слух и методы его развития, M. - Л, 1951; Музыкальная акустика, под общей ред. H. А. Гарбузова, M., 1954; Барановский П. П., Юцевич Е. Е., Звуковысотный анализ свободного мелодического строя, К., 1956; Шерман Н. С., Формирование равномерно- темперированного строя, M., 1964; Переверзев Н. К., Проблемы музыкального интонирования, M., 1966; Marpurg Fr. W., Versuch ьber die musikalische Temperatur, Breslau, 1776: Drobisch M. W., Ьber musikalische Tonbestimmung und Temperatur, Lpz., 1852; Riemann H., Katechismus der Akustik, Lpz., 1891, 1921 (рус. пер. - Rиман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, M., 1898); Jдnkу R. von, Ьber mehr als zwцlfstufige gleichschwebende Temperatur, "Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft", 1901, Jahrg. 3; Handschin J., Ьber reine Harmonie und temperierte Tonleitern, "Schweizerisches Jahrbuch fьr Musikwissenschaft", Jahrg. 2, 1927; Haba A., Neue Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, Viertel-, Drittel-, Sechstel- und Zwцlftel-Tonsystems, Lpz., 1927; Dupont W., Geschichte der musikalischen Temperatur, Kassel, 1935; Drдger H. H., Zur mitteltцnigen und gleichschwebenden Temperatur, в кн.: Bericht ьber die wissenschaftliche Bachtagung, Lpz., 1950; Barbour J. M., Tuning and temperament, East Lansing (Mich.), 1951, 1953; Kelletat H., Zur musikalischen Temperatur, insbesondere bei J. S. Bach, Kassel, 1960; Vоge1 M., Zur musikalischen Temperatur, "Musica", 1961, Jahrg. 15, H. 11.Ю. Н. Рагс.

  19. Источник: Музыкальная энциклопедия



  20. Музыкальный словарь

    Латинское слово «temperatio» означает соразмерность, правильное соотношение. Образованным от него музыкальным термином называют выравнивание соотношений между ступенями звукоряда, установление системы звуков различной высоты. Сейчас все рояли имеют равномерную темперацию: каждая октава делится в них на 12 равных промежутков -- полутонов. Так было не всегда. В Средние века существовали другие музыкальные системы. В них темперация была неравномерной, и в paзных тональностях одни и те же по названиям интервалы звучали по-разному. Именно поэтому, когда был изобретен предок современных роялей и пианино, первый инструмент с равномерной темперацией, восхищенный им Иоганн Себастьян Бах сочинил свой знаменитый цикл прелюдий и фуг во всех двадцати четырех тональностях и назвал его «Хорошо темперированный клавир».

  21. Источник: Музыкальный словарь



  22. Русско-английский политехнический словарь

    темпера́ция ж.

    temperament, temperation

  23. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  24. Большой Энциклопедический словарь

    ТЕМПЕРАЦИЯ
    ТЕМПЕРАЦИЯ (от лат. temperatio - правильное соотношение) в музыке - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы (см. Музыкальный строй). До 18 в. применялись неравномерные темперации - в которых тождественные по ступенной величине интервалы не были вполне равными, затем - равномерная темперация с делением октавы на 12 равных полутонов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  25. Источник: