Словарь Брокгауза и Ефрона

    (егип. Hapi) — священный бык, имевший свой храм в Мемфисе (см. это сл.). По рассказу Манефона, культ А. был установлен уже при второй египетской династии царем Кайехом (около 3600 г. до Р. Х.) одновременно с культом быка Мневиса в Гелиополе и Мендесского козла. Вторая династия, как и первая, имела резиденцию в Мемфисе, но родом была из верхнеегипетского Фиса, где главным культом был культ Осириса, которому и посвящен А.; А. первоначально был только живым символом Осириса, который сам называется образно "быком преисподней", поэтому-то Плутарх и говорит, что А. есть одухотворенное изображение Осириса; для народа же он был, по словам Страбона, самим "богом, то же самое, что Осирис". Точно так же, как и Осирис, А. был в самом близком соотношении с Нилом; на эту связь указывает уже его египетское название Hapi, так как иероглифический знак для "Нила" есть Hâpi. Кроме того, из многочисленных примет, которые должен был иметь А. (Элиан насчитывает их 29), одна должна была означать прибывание воды в Ниле. По нахождении нового А. его отводили в Никополь, где и откармливали в течение 40 дней. Ежегодное празднество A., Natales Apidis, относилось к ежегодному обновлению воды в Ниле. Больше 25 лет А. не должен был жить, и по прошествии этого времени его с известного места низвергали в Нил. Отношение же А. к Мневису в Гелиополе было такое, что хотя оба они, как мы достоверно знаем, были посвящены Осирису, но первый из них считался быком луны, второй же быком солнца, и первого некоторые называют сыном второго. По Плутарху, А. был произведен на свет лучом месяца; между приметами его есть изображение нового месяца, новолуния, да и само число 29 указывает на число дней месяца; при восходе луны же жрецы направлялись к А. Умершие быки в греческих папирусах называются Озормневис и Озорапис, а 25 лет жизни А. указывают на лунный период в египетском солнечном календаре, период, в котором через каждые 25 лет известные фазы луны падали на одни и те же дни. А. должен был быть черным, за исключением нескольких пятен, которые и были характерны для него. Нахождение нового А. праздновалось во всей стране. А. приписывались также и пророческие силы, как и вообще в позднейшее время, особенно в греч.-римскую эпоху, ему приписывалось многое, что было совершенно чуждо его первоначальному символическому значению. Введенный во время первых Птоломеев в сонм египетских божеств из Синопа, местный александрийский бог Сарапис должен был быть приведен в связь с древним мемфисским Осирисом-А., так как раздраженные египетские жрецы не хотели его сначала принять.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    священный бык, почитавшийся в Древнем Египте как земное воплощение бога Пта; культ А. восходит к древнейшим скотоводческим верованиям. Впоследствии представления об А. слились с представлениями о боге мёртвых Осирисе. С 7 в. до н.э. умерших А. бальзамировали и погребали в саркофагах на кладбище Серапеум (расположено близ современного Каира). Нового А. жрецы находили по ряду признаков: чёрная масть, белое пятно определённой формы на лбу и т. д. Центром культа А. был г. Мемфис.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Лекарственное средство.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    АПИС - в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    АПИС, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  12. Энциклопедический словарь

    А́пис

    в древнеегипетской мифологии священный бык, почитавшийся как земное воплощение бога Пта.

    * * *

    АПИС

    А́ПИС, в древнеегипетской мифологии священный бык. Его культ уходит корнями в додинастическую эпоху. Возможно, он восходит к образу священного быка, покровителя плодородия, почитание которого было распространено практически по всему Средиземноморью. Официально почитание Аписа, согласно Манефону(см. МАНЕФОН), было введено при Второй династии в Мемфисе(см. МЕМФИС (Египет)). В титулатуру богов и фараонов включалась фраза «сильный бык». Но до эпохи Нового царства о культе Аписа известно очень мало. Священная территория Аписа находилась поблизости от храма Пта(см. ПТАХ) в Мемфисе. Местные жрецы выбирали живого быка как Аписа, предполагая, что в теле этого быка обитает бог Птах (позднее считалось, что бык — вместилище ба(см. БА (в Древнем Египте)) Птаха). Но после смерти (греческие авторы пишут, что больше 25 лет быку не давали жить, его топили в священном колодце, но это, вероятно, соблюдалось не всегда) Апис становился Осирисом(см. ОСИРИС)-Аписом (Осераписом), символизируя возрождения к новой жизни после смерти. Это также свидетельствует о постепенном вытеснении культа Птаха культом Осириса. Апис отождествлялся с ка(см. КА (в Древнем Египте)) Осириса.

    Из всех священных животных Апис был наиболее почитаем. Его культ неоднократно привлекал внимание греческих и римских авторов. Согласно Геродоту(см. ГЕРОДОТ), у Аписа была черная окраска с белым пятном на лбу, силуэт грифа на спине, две кисточки на хвосте и отметка в виде жука-скарабея под языком. Рождение быка с такими метками было праздником. Аписа содержали при храме Птаха в Мемфисе, одевали, как бога. Каждому быку полагался «гарем» из коров, считавшихся также священными. Движения быка интерпретировались жрецами, предсказывавшими будущее. Смерть священного быка считалась большим горем для всех. С ним поступали так же, как с человеком: извлекали внутренности и складывали их в канопы(см. КАНОПА), тело мумифицировали и хоронили в огромном каменном саркофаге. Гранитные саркофаги священных быков достигают веса 80 т. Все, кроме одного, были разграблены в древности. Кроме того, быкам воздвигались статуи с солнечным диском между рогами. Жрецы регистрировали даты рождения и смерти Аписов. Широко популярен рассказ о Камбизе II(см. КАМБИЗ II), убившем Аписа и наказанном за это смертью, однако раскопками некрополя священных быков он не подтверждается. Греки назвали некрополь Аписа Серапеумом, отсюда имя синкретического божества эллинистического периода — Серапис(см. СЕРАПИС). Культ Аписа, как и Сераписа, в эллинистические времена распространился по всему Средиземноморью.

    Раскопки Серапеума проводились археологом О. Мариетом(см. МАРИЕТ Огюст Фердинан). Он открыл, что отдельные захоронения стали производиться при сыне Рамсеса II(см. РАМСЕС II), Хами, который был жрецом Аписа. До того захоронения проводились в Саккаре(см. САККАРА).

    Кроме Аписа, существовали и другие культы священных быков — Мневис(см. МНЕВИС) и Бухис(см. БУХИС), но Апис, без сомнения был самым популярным культом. Он продолжался и в эллинистическую эпоху и позднее, вплоть до 400 н. э.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Реальный словарь классических древностей


    • Apis,

    Άπις, священный бык, бывший предметом религиозного почитания для египтян. В Мемфисе жилищем ему служил храм с двумя приделами и обширным двором. Многочисленные жрецы ходили за А., окружая его царской роскошью; он ел и пил из золотых сосудов. А. служил и оракулом: старались угадать будущее, наблюдая, в который придел он войдет, съест ли предложенную пищу или нет и т. п. Иногда ему приносили в жертву быков красной масти. Ежегодно в честь его в продолжение приблизительно месяца во всем Египте совершался праздник, оканчивавшийся в день рождения А.; в этот день его выводили во всем его священном убранстве. Когда А. доживал до 25 лет, его топили в известном только жрецам колодце, затем бальзамировали и хоронили в золотом гробе. Если он умирал раньше 25 лет, то по всей стране соблюдался траур, пока не находился новый А. Когда таковой был найден, его привозили в Нилополь (в Верхнем Египте) и там 40 дней держали в храме, затем на корабле в золотой каюте отправляли в Мемфис. Верили, что А. зарождается от луча небесного света. Приметами А. были: совершенно черный цвет шерсти, былое треугольное или четырехугольное пятно на лбу, белое, в форме полумесяца пятно на правом боку, подобный жуку черный мясистый нарост под языком и хвост с двоякими волосами. Обожание А. основано на почитании животных у египтян; А. считался оболочкой души Осириса Hdt. 3, 27 сл. Diod. Sic. 1, 21, 85. Strab. 17 p. 562. Plin. 8, 46.

  15. Источник: Реальный словарь классических древностей



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: