итиопы, итьопы (от греч. Aithíops, буквально — обожжённый солнцем, загорелый), 1) в древности — название народов, живших к Ю. от Египта — в Нубии и в пределах современной Эфиопии. 2) Самоназвание жителей Эфиопии. См. Эфиопия, раздел Население.
ЭФИО́ПЫ, -ов, ед. -о́п, -а, м. Общее название населения Эфиопии.
-ов, мн. (ед. эфио́п, -а, м. эфио́пка, -и, мн. эфио́пки, -пок, -пкам, ж.).
1.
Название народов, живших в древности к югу от Египта (в Нубии и в пределах современной Эфиопии).
2.
Население Эфиопии, состоящее из нескольких народов, говорящих преимущественно на семито-хамитских языках, а также представители этого населения.
3. устар.
Арап, негр, чернокожий.
[греч. Α’ιθιοπεύς]
мн.
1.
Название ряда народностей и племен, составляющих население Эфиопии и говорящих на языках семито-хамитской группы.
2.
Представители этих народностей и племен.
ЭФИОПЫ - название население Эфиопии.
ЭФИО́ПЫ -ов; мн. [греч.]
1. Название народов, живших в древности к югу от Египта (в Нубии и в пределах современной Эфиопии).
2. Население Эфиопии, состоящее из нескольких народов, говорящих преимущественно на семито-хамитских языках; представители этого населения.
◁ Эфио́п, -а; м. Эфио́пка, -и; мн. род -пок, дат. -пкам; ж. Эфио́пский, -ая, -ое.
* * *
эфио́пыназвание населения Эфиопии.
* * *
ЭФИОПЫЭФИО́ПЫ, название населения Эфиопии.
итиопы, итьопы (греч., ед. ч. Aitiop - эфиоп, букв. - обожженный солнцем, загорелый) - самоназвание жителей Эфиопии. В древности - название (известное из антич. лит-ры) всех народов, живших к Ю. от Египта, как в Нубии, так и южнее ее, в пределах совр. Эфиопии. В 1-м тыс. до н. э. в Эфиопию из Юж. Аравии неоднократно переселялись араб. племена. В результате длит. смешения переселенцев с аборигенным населением, часть к-рого говорила на кушитских языках, образовались народы, говорящие на изменившихся семитских языках с сильным влиянием кушитских (амхара, тиграи, тигре, гураге и др.). В 16 в. нек-рые области в центр., вост. и юго-зап. Эфиопии заняли кушитоязычные галла, населявшие ранее юж. и юго-вост. области этой страны. Ныне в Эфиопии, в первую очередь в центральных районах, идет процесс образования эфиоп. нации. Нац. самосознание Э. окрепло в период нац.-освободит. войны Э. против итало-фаш. захватчиков в 1935-41. Э. создали богатую, имеющую многовековую давность культуру, впитавшую в себя элементы культур различных народов Эфиопии. Религия большинства Э. - христианство монофизитского толка. См. также ст. Эфиопия.
Лит.: Райт M. В., Народы Эфиопии, М., 1965; Ullendorff E., The Ethiopians. An introduction to country and people, 2 ed., L., 1965.
M. В. Райт. Москва.
• Aethiopes,
Αίθίοπες, Αίθιοπία. Судя по этимологии (αιθω-ωψ), греки первоначально называли Э. все народы с темным цветом кожи, как обитателей Южной Азии (Гедросии), так и население верховьев Нила; таким образом, это наименование встречается даже на Самофракии и Лесбосе; так же называются и амазонки. У Гомера и других поэтов Э. — обитатели самых дальних концов земли; народ эфиопский делится на две части, т. е. Э. занимают западный и восточный края южного пояса земли (Ноm. Od. 1, 23), те места, где солнце при закате и восходе так близко подходит к земле, что люди чернеют от его лучей; едва ли Гомер разумел здесь разделение Нилом или Аравийским заливом (Strabo). По Ноm. Od. 4, 84, Э. соседи сидонцев и ерембов и живут у океана (Il. 23, 206); они «непорочные» (αμύμονες) друзья богов; последние часто к ним приходят и принимают от них гекатомбы (Il. 1, 423). Когда хотели выразить мысль, что боги покинули тот мир, в котором живут люди, то говорили, что боги отправились на самый дальний край земли к богобоязненным Э. Верили, что в самых дальних странах, на конце света, живут благочестивые, любимые богами народы, Э., гипербореи, подобно тому как в отдаленнейшее прошлое помещали золотой век. Э., о которых знает история, делятся, по Геродоту, на две народности (7, 70): восточных Э. с гладкими волосами, обитавших до Индии включительно (Киперт признает за них темнокожих жителей Гедросии), и западных, самых курчавоволосых между всеми народами. В более тесном смысле под Э. разумеют народы, жившие по верховьям Нила «выше Египта» (Hdt. 2, 146). Общего туземного названия для них (подобного новому названию Габеш) в древности не упоминается, может быть, такого и не существовало, по крайней мере, нельзя определить, было ли ветхозаветное название Куш туземным или употреблялось только семитами. Культурным пунктом той страны была в древности Мероя (развалины ассурские близ Шенди), замечательная по пирамидам и другим постройкам; после упадка Мерой является Нубийское царство, управляемое женщиной (Кандаке); при Августе римляне покорили его, но вскоре опять оставили. В восточных прибрежных горах у Аравийского залива жили троглодиты, ихтиофаги и т. п. По Геродоту, Э. (3, 19 слл.) были самые рослые, красивые и долговечные люди; страна их изобиловала золотом, слоновой костью и т. п. В Верхней Эфиопии, у источников реки Астапа (Бар-эль-Азрек, голубая река), как рассказывают, во времена Псамметиха (650 г. до Р. X.) выселившаяся из Египта часть касты воинов — так называемые себриты основали царство Аксомское, названное так от главного города 'Άξωμις или Αύξούμη (н. Авксум). По соседству с ним Птолемеи основали по морскому берегу колонии Арсиною, Беренику и т. д. Весь берег до мыса Άρώματα (н. Гвардафуй) назывался у греков Барбарикой (это название сохранилось в имени города Бербера) или, по главным произведениям этой страны, ή κινναμωμοφόρος, ή αρωματοφόρος χώρα. Земли по ту сторону мыса они называли местным наименованием Азания (н. Аджан).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.