Большая Советская энциклопедия

    (франц. feerie, от fee – фея, волшебница)

    1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений». Для изображения фантастических или необыкновенных происшествий используются достижения театральной техники, свет, звуковое оформление. Как особый театральный жанр Ф. появились в Италии в 17 в., получили развитие в Великобритании. Характер Ф. носили многие оперно-балетные спектакли, а также представления ярмарочных театров во Франции в 17–18 вв. В 1-й половине 19 в. Ф. ставились в России в театрах-балаганах, на народных гуляньях. Во 2-й половине 19 в. яркой зрелищностью и изобретательностью отличались Ф., в постановках которых участвовали режиссёр М. В. Лентовский и машинист-декоратор К. Ф. Вальц. 2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. фее́рия;
    2. фее́рии;
    3. фее́рии;
    4. фее́рий;
    5. фее́рии;
    6. фее́риям;
    7. фее́рию;
    8. фее́рии;
    9. фее́рией;
    10. фее́риею;
    11. фее́риями;
    12. фее́рии;
    13. фее́риях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ФЕЕ́РИЯ [«ее» произносится как один полудолгий слог ], -и, жен.

    1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами (спец.).

    2. перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Ф. зимнего леса.

    | прил. феерический, -ая, -ое (к 1 знач.). Феерические эффекты.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Жанр театральных представлений обычно фантастического содержания, основанный на применении постановочных эффектов, а также жанр цирковых представлений с использованием разнообразных и сложных трюков.

    «Вий» — обстановочная пьеса, почти феерия: там фигурируют черти, змеи, чудовища, летает по воздуху гроб, ведьма превращается при эффектном голубом освещении в прекрасную панночку. Скиталец, Этапы.

    [Графиня Десмонт] танцевала перед Людовиком Четырнадцатым в феерии, поставленной Мольером. А. Н. Толстой, Петр Первый.

    2. перен.

    Волшебное, сказочное зрелище.

    Сотни раз видел командир 1012-го торжественные феерии океанских закатов и все-таки не мог к ним привыкнуть. Лавренев, День рождения.

    [франц. féerie]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ФЕЕ́РИЯ, феерии, жен. (франц. faerie от fee - фея). Театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную постановку с разнообразными сценическими эффектами; постановка такой пьесы (театр.). Балет -феерия. «Танцевала перед Людовиком XIV в феерии, поставленной Мольером.» А.Н.Толстой.

    || перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Феерия лунной ночи на море.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Театральное, цирковое или эстрадное представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов.

    2.

    Волшебное, сказочное зрелище.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ФЕЕРИЯ (франц. feerie - от fee - фея, волшебница),..1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в

    2)] Цирковое представление с использованием различных эффектов.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) театр. play or ballet based on a fairy tail
    2) перен. enchanting spectacleж. fairy-tale play, pantomime;
    перен. enchanting spectacle/sight.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    féerie f

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)función (representación) de magia

    2)перен. espectáculo feérico (mágico)

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)театр. féerie фр.

    2)перен.(волшебное зрелище) spettacolo feerico

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    ФЕЕ́РИЯ -и; ж. [франц. féerie]

    1. Жанр театральных представлений обычно фантастического содержания, основанный на применении постановочных эффектов, а также жанр цирковых представлений с использованием разнообразных и сложных трюков. Театр подготовил премьеру новогодней сказочной феерии. Артисту за долгую актёрскую жизнь довелось играть и в трагедии, и в драме, и в феериях. Играть, разыгрывать феерию.

    2. Волшебное, сказочное зрелище. При лунном свете обычный лес превращается в таинственную феерию.

    * * *

    фее́рия

    (франц. féerie, от fée — фея, волшебница), 1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII в.2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

    * * *

    ФЕЕРИЯ

    ФЕЕ́РИЯ (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),

    1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.

    2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Энциклопедия кино

    ФЕЕРИЯ В КИНО (фэнтэзи), жанр кинофеерии связан прежде всего с именем одного из родоначальников кинематографа — французом Ж. Мельесом (см. МЕЛЬЕС Жорж), придумавшим или случайно открывшим многие основные трюки в кино. Элементы феерии или волшебного преображения на экране, конечно же, чаще всего использовались в киносказках. Однако и такие режиссеры, как Р. Клер (см. КЛЕР Рене) («Воображаемое путешествие», 1925; «Красота дьявола», 1949) или Ф. Капра (см. КАПРА Френк) («Потерянный горизонт», 1937; «Жизнь прекрасна», 1946) применяли фантазийные мотивы в своих фильмах.

    Но подлинным расцветом феерического (или легкого фантастического) кинематографа следует считать эпоху суперзрелищного кино, начавшуюся с того момента, когда в 1977 на экраны вышла картина «Звездные войны (см. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ-4) » Дж. Лукаса, как и ее продолжения «Империя наносит ответный удар» (1980) Э. Кершнера и «Возвращение Джедая» (1983) Р. Маркуэнда, все они являются настоящими фантастическими лентами сказочно-комиксового плана, представляющими собой увлекательное зрелище для семейного просмотра, для зрителей любого интеллектуального уровня. Каждый найдет в этих картинах свое, наиболее ему интересное. Детей радует сама сказка, подростков и молодежь привлекает фантастика, техника высочайшего разряда, замечательные специальные эффекты. Если же искать главную причину сверхудачи Лукаса, придумавшего весь сериал (а фильмы находятся в первой «десятке» самых кассовых фильмов в истории американского кино), то она заключена в верно найденной манере рассказа. Дж. Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную «звездную фантазию».

    Другие фантастические феерии тоже близки к стилистике комикса (см. КОМИКСЫ В КИНО) (в первую очередь, все экранизации популярных комиксов — «Супермен (см. СУПЕРМЕН (1978))» Р. Доннера, 1978; «Супермен II», 1980, и «Супермен III», 1981, оба — Р. Лестера, «Супермен IV: Битва за мир» С. Дж. Фьюри, 1986; «Флэш Гордон» М. Ходжеса, 1980; «Бэтмен» Л. Мартинсона, 1966; одноименная версия Т. Бертона, 1988, за ней последовало еще три продолжения — «Бэтмен возвращается» самого Бертона, 1992, а также «Бэтмен навсегда», 1995, и «Бэтмен и Робин», 1997 — оба Дж. Шумахера). Если первый вариант «Бэтмена» в 60-е годы был более сказочным, предназначенным для детей, то в версиях Т. Бертона очевиднее проглядывает конструкция авантюрных романов «плаща и шпаги» с благородными мстителями-защитниками справедливости и красивыми девушками, достающимися им в награду. Конечно, не обошлось без суперзрелищных спецэффектов, фантастических трюков, новинок технической мысли.

    К фантастическим феериям можно отнести известный киносериал «Звездный путь», созданный на основе популярного в 60-е годы телесериала (первым в цикле был «Звездный путь — фильм» Р. Уайза, 1979; последним, седьмым по счету пока является «Звездный путь — Следующее поколение» Д. Карсона, 1994). Множество лент сделано в подражание «Звездным войнам» («Битва за пределами звезд» Дж. Т. Мураками, 1980; «Ледовые пираты» С. Рэффилла, 1984; провалившийся в прокате «колосс» за 47 млн. долларов «Дюна (см. ДЮНА)» Д. Линча (см. ЛИНЧ Девид), 1984, и др.). Самой кассовой американской картиной (до повторного выпуска в 1997 году «Звездных войн») оставалась фантастическая сказка «Е. Т., Инопланетянин (см. ИНОПЛАНЕТЯНИН)» (1982) С. Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) — добрый, милый рассказ о том, как дети преодолевают первоначальную неприязнь к инопланетному существу и проникаются сочувствием к пришельцу, пытаются ему помочь.

    Громадным успехом пользовался и его сериал об Индиане Джонсе — «Искатели потерянного ковчега (см. ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА)» (1981), «Индиана Джонс и храм рока (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ)» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД)» (1989). Это приключенческие фильмы с элементами фантастики, с оригинальными визуальными эффектами, потрясающими трюками. Не случайно Дж. Лукас (см. ЛУКАС Джордж), первым опробировавший в «Звездных войнах» стиль суперзрелищной феерии, выступает здесь как автор сюжета и продюсер. Стилизуя картины под комиксы 30—40-х годов, разбрасывая различные иронические цитаты, остроумно переосмысляя сюжетные мотивы, культурные стереотипы, сказочно-мифологические конструкции странствия героев по свету, Спилберг наряду с увлекательным зрелищем придумывает тонкую, интеллектуальную пародию. Его стиль постмодернистской, элитарно-массовой фантазии близок к совершенству.

    Фильмы, созданные в подражание сериалу об Индиане Джонсе, чаще лишены элементов фантастики, остаются чисто приключенческими («Копи царя Соломона» Дж. Ли Томпсона, 1985; «Аллан Куотермейн и потерянный город» Г. Нелсона, 1986; «Жемчужина Нила» Л. Тига, 1985, «Осьминожка» Дж. Глена, 1983, — теперь уже «бондиана» заимствует что-то у Спилберга, а ранее в «Мунрейкере» того же Глена можно было обнаружить влияние «Звездной трилогии» Лукаса). Но в некоторых сагах в стиле рыцарских романов, особенно в двух картинах Р. Флейшера с участием популярного актера А. Шварценеггера — «Конан, разрушитель» (1984) и «Рыжая Соня» (1985) — используются также и необычные спецэффекты в духе Спилберга.

    Влияние кинематографа Лукаса и Спилберга ощутимо в целом ряде других лент — современных «фанастических феерий» с трюками, например, в фильме «Большой переполох в Малом Китае» (1986) Дж. Карпентера, «Горец (см. ГОРЕЦ) » (1986) Р. Малкэи и даже в картинах о ниндзях («Ниндзя III — Господство» С. Ферстенберга, 1985). Впрочем, можно вспомнить, что американские критики не без основания считают: на ленты двух лидеров суперзрелищного кино оказали громадное воздействие «самурайские фильмы» А. Куросавы. В частности, сериал «Звездные войны» имеет перекличку с его картиной «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). А теперь все восточные мифы и легенды заново усваиваются в преломленном виде, в американизированном варианте, в форме высокотехнических «игр для любого возраста». Знаменательно, что и экранизации компьютерных игр («Супербратья Марио» Р. Мортона и А. Джэнкел, 1993; «Уличный боец» С. Де Соузы, 1994; «Смертельный бой» П. Андерсона, 1995; «Лара Крофт: разрушительница гробниц», 2001) тоже оказываются близки к эстетике фееерий и кинокомиксов.

  25. Источник: Энциклопедия кино



  26. Большой Энциклопедический словарь

    ФЕЕРИЯ
    ФЕЕРИЯ (франц. feerie - от fee - фея, волшебница),..1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в

    2)] Цирковое представление с использованием различных эффектов.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  27. Источник: