(франц. feerie, от fee – фея, волшебница)
1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений». Для изображения фантастических или необыкновенных происшествий используются достижения театральной техники, свет, звуковое оформление. Как особый театральный жанр Ф. появились в Италии в 17 в., получили развитие в Великобритании. Характер Ф. носили многие оперно-балетные спектакли, а также представления ярмарочных театров во Франции в 17–18 вв. В 1-й половине 19 в. Ф. ставились в России в театрах-балаганах, на народных гуляньях. Во 2-й половине 19 в. яркой зрелищностью и изобретательностью отличались Ф., в постановках которых участвовали режиссёр М. В. Лентовский и машинист-декоратор К. Ф. Вальц. 2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
ФЕЕ́РИЯ [«ее» произносится как один полудолгий слог ], -и, жен.
1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами (спец.).
2. перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Ф. зимнего леса.
| прил. феерический, -ая, -ое (к 1 знач.). Феерические эффекты.
-и, ж.
1.
Жанр театральных представлений обычно фантастического содержания, основанный на применении постановочных эффектов, а также жанр цирковых представлений с использованием разнообразных и сложных трюков.
«Вий» — обстановочная пьеса, почти феерия: там фигурируют черти, змеи, чудовища, летает по воздуху гроб, ведьма превращается при эффектном голубом освещении в прекрасную панночку. Скиталец, Этапы.
[Графиня Десмонт] танцевала перед Людовиком Четырнадцатым в феерии, поставленной Мольером. А. Н. Толстой, Петр Первый.
2. перен.
Волшебное, сказочное зрелище.
Сотни раз видел командир 1012-го торжественные феерии океанских закатов и все-таки не мог к ним привыкнуть. Лавренев, День рождения.
[франц. féerie]
ФЕЕ́РИЯ, феерии, жен. (франц. faerie от fee - фея). Театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную постановку с разнообразными сценическими эффектами; постановка такой пьесы (театр.). Балет -феерия. «Танцевала перед Людовиком XIV в феерии, поставленной Мольером.» А.Н.Толстой.
|| перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Феерия лунной ночи на море.
ж.
1.
Театральное, цирковое или эстрадное представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов.
2.
Волшебное, сказочное зрелище.
ФЕЕРИЯ (франц. feerie - от fee - фея, волшебница),..1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в
2)] Цирковое представление с использованием различных эффектов.
жен.
1) театр. play or ballet based on a fairy tail
2) перен. enchanting spectacleж. fairy-tale play, pantomime;
перен. enchanting spectacle/sight.
ж.
féerie f
ж.
1)función (representación) de magia
2)перен. espectáculo feérico (mágico)
ж.
1)театр. féerie фр.
2)перен.(волшебное зрелище) spettacolo feerico
ФЕЕ́РИЯ -и; ж. [франц. féerie]
1. Жанр театральных представлений обычно фантастического содержания, основанный на применении постановочных эффектов, а также жанр цирковых представлений с использованием разнообразных и сложных трюков. Театр подготовил премьеру новогодней сказочной феерии. Артисту за долгую актёрскую жизнь довелось играть и в трагедии, и в драме, и в феериях. Играть, разыгрывать феерию.
2. Волшебное, сказочное зрелище. При лунном свете обычный лес превращается в таинственную феерию.
* * *
фее́рия(франц. féerie, от fée — фея, волшебница), 1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в XVII в.2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
* * *
ФЕЕРИЯФЕЕ́РИЯ (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),
1) жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 в.
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.
ФЕЕРИЯ В КИНО (фэнтэзи), жанр кинофеерии связан прежде всего с именем одного из родоначальников кинематографа — французом Ж. Мельесом (см. МЕЛЬЕС Жорж), придумавшим или случайно открывшим многие основные трюки в кино. Элементы феерии или волшебного преображения на экране, конечно же, чаще всего использовались в киносказках. Однако и такие режиссеры, как Р. Клер (см. КЛЕР Рене) («Воображаемое путешествие», 1925; «Красота дьявола», 1949) или Ф. Капра (см. КАПРА Френк) («Потерянный горизонт», 1937; «Жизнь прекрасна», 1946) применяли фантазийные мотивы в своих фильмах.
Но подлинным расцветом феерического (или легкого фантастического) кинематографа следует считать эпоху суперзрелищного кино, начавшуюся с того момента, когда в 1977 на экраны вышла картина «Звездные войны (см. ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ-4) » Дж. Лукаса, как и ее продолжения «Империя наносит ответный удар» (1980) Э. Кершнера и «Возвращение Джедая» (1983) Р. Маркуэнда, все они являются настоящими фантастическими лентами сказочно-комиксового плана, представляющими собой увлекательное зрелище для семейного просмотра, для зрителей любого интеллектуального уровня. Каждый найдет в этих картинах свое, наиболее ему интересное. Детей радует сама сказка, подростков и молодежь привлекает фантастика, техника высочайшего разряда, замечательные специальные эффекты. Если же искать главную причину сверхудачи Лукаса, придумавшего весь сериал (а фильмы находятся в первой «десятке» самых кассовых фильмов в истории американского кино), то она заключена в верно найденной манере рассказа. Дж. Лукас создал ироническую, остроумную, порой пародийную, типично постмодернистскую, построенную на всевозможных цитатах и отсылках, невероятно изобретательную «звездную фантазию».
Другие фантастические феерии тоже близки к стилистике комикса (см. КОМИКСЫ В КИНО) (в первую очередь, все экранизации популярных комиксов — «Супермен (см. СУПЕРМЕН (1978))» Р. Доннера, 1978; «Супермен II», 1980, и «Супермен III», 1981, оба — Р. Лестера, «Супермен IV: Битва за мир» С. Дж. Фьюри, 1986; «Флэш Гордон» М. Ходжеса, 1980; «Бэтмен» Л. Мартинсона, 1966; одноименная версия Т. Бертона, 1988, за ней последовало еще три продолжения — «Бэтмен возвращается» самого Бертона, 1992, а также «Бэтмен навсегда», 1995, и «Бэтмен и Робин», 1997 — оба Дж. Шумахера). Если первый вариант «Бэтмена» в 60-е годы был более сказочным, предназначенным для детей, то в версиях Т. Бертона очевиднее проглядывает конструкция авантюрных романов «плаща и шпаги» с благородными мстителями-защитниками справедливости и красивыми девушками, достающимися им в награду. Конечно, не обошлось без суперзрелищных спецэффектов, фантастических трюков, новинок технической мысли.
К фантастическим феериям можно отнести известный киносериал «Звездный путь», созданный на основе популярного в 60-е годы телесериала (первым в цикле был «Звездный путь — фильм» Р. Уайза, 1979; последним, седьмым по счету пока является «Звездный путь — Следующее поколение» Д. Карсона, 1994). Множество лент сделано в подражание «Звездным войнам» («Битва за пределами звезд» Дж. Т. Мураками, 1980; «Ледовые пираты» С. Рэффилла, 1984; провалившийся в прокате «колосс» за 47 млн. долларов «Дюна (см. ДЮНА)» Д. Линча (см. ЛИНЧ Девид), 1984, и др.). Самой кассовой американской картиной (до повторного выпуска в 1997 году «Звездных войн») оставалась фантастическая сказка «Е. Т., Инопланетянин (см. ИНОПЛАНЕТЯНИН)» (1982) С. Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) — добрый, милый рассказ о том, как дети преодолевают первоначальную неприязнь к инопланетному существу и проникаются сочувствием к пришельцу, пытаются ему помочь.
Громадным успехом пользовался и его сериал об Индиане Джонсе — «Искатели потерянного ковчега (см. ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА)» (1981), «Индиана Джонс и храм рока (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ СУДЬБЫ)» (1984), «Индиана Джонс и последний крестовый поход (см. ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД)» (1989). Это приключенческие фильмы с элементами фантастики, с оригинальными визуальными эффектами, потрясающими трюками. Не случайно Дж. Лукас (см. ЛУКАС Джордж), первым опробировавший в «Звездных войнах» стиль суперзрелищной феерии, выступает здесь как автор сюжета и продюсер. Стилизуя картины под комиксы 30—40-х годов, разбрасывая различные иронические цитаты, остроумно переосмысляя сюжетные мотивы, культурные стереотипы, сказочно-мифологические конструкции странствия героев по свету, Спилберг наряду с увлекательным зрелищем придумывает тонкую, интеллектуальную пародию. Его стиль постмодернистской, элитарно-массовой фантазии близок к совершенству.
Фильмы, созданные в подражание сериалу об Индиане Джонсе, чаще лишены элементов фантастики, остаются чисто приключенческими («Копи царя Соломона» Дж. Ли Томпсона, 1985; «Аллан Куотермейн и потерянный город» Г. Нелсона, 1986; «Жемчужина Нила» Л. Тига, 1985, «Осьминожка» Дж. Глена, 1983, — теперь уже «бондиана» заимствует что-то у Спилберга, а ранее в «Мунрейкере» того же Глена можно было обнаружить влияние «Звездной трилогии» Лукаса). Но в некоторых сагах в стиле рыцарских романов, особенно в двух картинах Р. Флейшера с участием популярного актера А. Шварценеггера — «Конан, разрушитель» (1984) и «Рыжая Соня» (1985) — используются также и необычные спецэффекты в духе Спилберга.
Влияние кинематографа Лукаса и Спилберга ощутимо в целом ряде других лент — современных «фанастических феерий» с трюками, например, в фильме «Большой переполох в Малом Китае» (1986) Дж. Карпентера, «Горец (см. ГОРЕЦ) » (1986) Р. Малкэи и даже в картинах о ниндзях («Ниндзя III — Господство» С. Ферстенберга, 1985). Впрочем, можно вспомнить, что американские критики не без основания считают: на ленты двух лидеров суперзрелищного кино оказали громадное воздействие «самурайские фильмы» А. Куросавы. В частности, сериал «Звездные войны» имеет перекличку с его картиной «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). А теперь все восточные мифы и легенды заново усваиваются в преломленном виде, в американизированном варианте, в форме высокотехнических «игр для любого возраста». Знаменательно, что и экранизации компьютерных игр («Супербратья Марио» Р. Мортона и А. Джэнкел, 1993; «Уличный боец» С. Де Соузы, 1994; «Смертельный бой» П. Андерсона, 1995; «Лара Крофт: разрушительница гробниц», 2001) тоже оказываются близки к эстетике фееерий и кинокомиксов.
2)] Цирковое представление с использованием различных эффектов.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.