Большая Советская энциклопедия

    (от греч. archaiкуs — cтаринный, древний)

    ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. Термин «А.» применяется главным образом в искусствознании для обозначения раннего периода древнегреческого изобразительного искусства (7—6 вв. до н. э.). А. — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху А. сложились дорический и ионический архитектурные ордера (см. Ордер архитектурный), формируются основные типы монумент. скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (Курос) и задрапированной девушки (Кора). В вазописи (См. Вазопись) в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль. Древнегреческое искусство А., сохраняя целостность, свойств. древнейшим культурам, приобретает гуманистические черты.

    Лит.: Искусство стран и народов мира. [Энциклопедия], т. 1, М., 1962, с. 553—60: Всеобщая история искусств. т. 1, М., 1956, с. 161—80.

    Полимед. Статуя Клеобиса. Мрамор. Ок. 600 до н. э. Археологический музей. Дельфы.

    Так называемый храм Деметры в Пестуме. Сер. 6 в. до н.э.

    «Курос Тенейский». Мрамор. Сер. 6 в. до н.э. Глиптотека. Мюнхен.

    Базилика в Пестуме. Сер. 6 в. до н. э.

    Эксекий. «Ахилл и Аякс за игрой в шашки». Роспись амфоры, 3-я четв. 6 в. до н.э. Ватиканские музеи. Рим.

    Кора «675». Мрамор. Ок. 510 до н. э. Музей Акрополя. Афины.

    «Персей, убивающий Медузу». Метопа храма «С» в Селинунте. 3-я четв. 6 в. до н. э. Национальный музей. Палермо.

    «Аполлон и Артемида». Роспись амфоры. Сер. 7 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.

    Мастер Эрготим. Так наз. ваза Франсуа, расписанная Клитием. 2-я четв. 6 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. арха́ика;
    2. арха́ики;
    3. арха́ики;
    4. арха́ик;
    5. арха́ике;
    6. арха́икам;
    7. арха́ику;
    8. арха́ики;
    9. арха́икой;
    10. арха́икою;
    11. арха́иками;
    12. арха́ике;
    13. арха́иках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    АРХА́ИКА, -и, жен. О чём-н. старинном, древнем.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    Древность, старина, а также отличительные черты старины, древности.

    ||

    Ранний период древнего искусства.

    [От греч. ’αρχαϊκός — старинный]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Ранний этап в историческом развитии какого-либо явления.

    отт. Ранний период древнегреческого искусства (в искусствоведении).

    2.

    Древность, старина.

    отт. Отличительные черты древности, старины.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    АРХАИКА (от геч. archaikos - старинный - древний), ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. В искусствознании ранний период древнегреческой архитектуры и изобразительного искусства (7-6 вв. до н. э.).

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    АРХАИКА (от греческого archaikos - старинный, древний), ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. В искусствознании ранний период развития искусства Древней Греции (7 - 6 вв. до нашей эры).

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    arcaicità

  15. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    АРХА́ИКА -и; ж. [от греч. archaikos - старинный, древний].

    1. Старина, древность; отличительные черты старины, древности.

    2. Иск. Ранний период в истории искусства (обычно о древнегреческом или древнеегипетском искусстве 7 - 6 вв. до нашей эры).

    * * *

    арха́ика

    (от греч. archaïkós — старинный, древний), ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. В искусствознании ранний период древнегреческой архитектуры и изобразительного искусства (VII—VI вв. до н. э.).

    * * *

    АРХАИКА

    АРХА́ИКА (от греч. archaikos — старинный, древний), в искусствознании — ранний период древнегреческой культуры. Архаический период не отделен от геометрического(см. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ) резкой хронологической границей: его начало приблизительно определяется 8 в. до н. э., конец — началом 5 в., иногда — концом первой четверти 5 в. Историческим фоном архаического периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира (до Черного моря, западных пределов Средиземного моря, государств и народов Древнего Востока).

    В Греции архаика обретает свои очертания определившаяся окончательно в 5 в. до н. э. полисная система(см. ПОЛИС); в 7 и 6 вв. в греческих городах повсеместно возникают тирании(см. ТИРАНИЯ). В архаическую эпоху появляется и расцветает лирика (Сапфо(см. САПФО), Алкей(см. АЛКЕЙ), Алкман, Ивик, Анакреонт(см. АНАКРЕОНТ)), не пресекается эпический жанр (продолжатели гомеровского(см. ГОМЕР) эпоса), зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский(см. ГЕКАТЕЙ Милетский) ), появляются первые драматурги (Феспид), формируется сама система драматургического театрального действа. Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика: соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков, от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор(см. ПИФАГОР Самосский), крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами были представители милетской (ионийской) школы Фалес(см. ФАЛЕС), Гераклит(см. ГЕРАКЛИТ Эфесский) и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.

    Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7—6 вв. складывается тип греческого храма с целлой(см. НАОС), окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком(см. ПОРТИК) фронтоном(см. ФРОНТОН) со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический(см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) и изящный ионический(см. ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР). Греческое понимание мироздания как разумно устроенного космоса, побеждающего стихийное и неоформленное, и в греческом храме нашло свое адекватное выражение — его структура в высшей степени ясная и продуманная, конструктивно понятная. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, — храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).

    В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние: протокоринфские, протоаттические и другие вазописцы опоясывают весь сосуд горизонтальными полосами, заполненными бесконечными шествиями зверей восточного типа; весь узор, сохраняя старинные геометрические мотивы, приобретает иную ритмику, а многоцветность заставляет вспомнить об инкрустации, о пестрых восточных тканях. В 7 в. в вазовую живопись проникают повествовательные, по преимуществу героические сюжеты. О живописи 7—6 вв. можно судить по вазовым рисункам, непосредственно продолжающим разработку тех сюжетов, форм и приемов, которые встречаются уже в искусстве конца 8 в., и, несомненно, связанным с монументальной живописью.

    Местные школы постепенно утрачивают свою самостоятельность, афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид(см. АНДОКИД)) переходят в середине 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий. Надписи на вазах сохранили имена самых знаменитых вазописцев архаики: Никосфен, Амасис, Эксекий, Андокид, Эпиктет, Евфроний, каждый из которых обладает своим индивидуальным узнаваемым стилем и уже не является простым ремесленником, но художником в подлинном смысле этого слова. В руках этих мастеров рисунок быстро совершенствуется: они изучают человека, находят правдоподобные соотношения между частями тела, перестают бояться пересечений, ракурсов и движения, тщательно изучают костяк фигуры, мускулатуры.

    Такие же задачи в 6 в. решали и греческие скульпторы. Теперь мастер обрабатывает глыбу не с одной стороны, углубляясь в толщу породы, но со всех сторон, добиваясь правильности контура сначала с четырех точек зрения, а затем увеличивая по возможности их количество. Древнейшие известные нам статуи — куросы(см. КУРОС), или Аполлоны, и коры(см. КОРА) (девы) — еще совершенно неподвижны и фронтальны, явно, что художник более всего занят постижением пропорций, формами отдельных частей тела, чем механикой движения и пластикой. Но уже во второй половине 6 в. происходят изменения: руки отделяются от туловища, ноги раздвигаются, увеличивается число осей вращения торса, глубже врезается в мрамор моделировка лица. К началу 5 в. до н. э. мастера знаменитых фронтонов эгинского(см. ЭГИНЕТЫ) храма Афины Афайи (Мюнхенская глиптотека) в значительной мере владеют человеческим телом, поворачивают его в любом направлении и заставляют совершать сложные движения. Лица архаических кор и куросов отмечены особой, так называемой архаической улыбкой, придающей им выражение торжественной величавости божества, загадочности и недоступной смертным радостности и надменности небожителя.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: