Словарь Брокгауза и Ефрона

    наука об ассиро-вавилонских древностях и клинообразных надписях. Литературу см. в ст. Клинопись, Ассирия, Вавилония, Элам.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    наука о языках, письменности, культуре и истории Вавилонии (См. Вавилония) и Ассирии (См. Ассирия), в широком смысле — весь комплекс наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинообразной письменностью (Клинописью), в этом смысле А. охватывает и шумерологию, а также урартологию, хеттологию, хурритологию и эламитологию. К А. теперь обычно не относят угаритоведение, а также историко-филологическое изучение Др. Ирана (хотя угаритская и древнеперсидская цивилизации тоже пользовались особыми разновидностями клинообразных письменных знаков, однако, по-видимому, они генетически прямо не связаны с вавилоно-ассирийской клинописью).

    Базу А. заложили в середине 19 в. археологические исследования О. Г. Лейарда (Англия) и П. Э. Ботта (Франция), обнаруживших на городищах Куюнджик, Нимруд и Хорсабад в Ираке многочисленные ассирийские письменные и художественные памятники 9—7 вв. до н. э., а также открытие Г. Роулинсоном (Англия) в Иране трёхъязычной (древнеперсидско-эламско-вавилонской) Бехистунской (Бисутунской) наскальной клинописной надписи персидского царя Дария I (около 521 до н. э.). Нередко основание А. ошибочно приписывают немецкому филологу Г. ф. Гротефенду, который в 1802 произвёл частичную расшифровку древнеперсидского текста начальных строк двух трёхъязычных надписей Дария I и его сына Ксеркса (определив правильно 9 знаков). Но работа Гротефенда прошла почти незамеченной, и древнеперсидская клинопись была, в основном, независимо от Гротефенда, успешно дешифрована в 20—30-х гг. 19 в. усилиями Р. Раска (Дания), Э. Бюрнуфа (Франция), К. Лассена (Германия) и Г. Роулинсона (Англия); дешифровка же вавилоно-ассирийской клинописи удалась благодаря исследованиям, начатым в 40-х гг. П. Э. Ботта и др. во Франции и далеко продвинутым Э. Хинксом, а также Г. Роулинсоном и др. в Великобритании. Первое признание новая наука получила в 1857, когда был дешифрован текст ещё неизвестной ассирийской надписи: прорисовки этой надписи британское королевское Азиатское общество вручило одновременно в запечатанных пакетах французскому учёному Ж. Опперту, английским учёным Г. Роулинсону и У. Г. Фокс-Толботу и ирландскому учёному Э. Хинксу, переводы, сделанные этими учёными независимо друг от друга, совпали во всех главнейших моментах. Дальнейшие успехи А. в 19 в. (ещё вызывавшие ожесточённые споры) связаны с именами Дж. Смита (Англия), Ф. Ленормана и Ж. Менана (Франция), А. Г. Сейса (Англия), П. Хаупта (США), Т. Пинчеса (Англия) и Э. Шрадера (Германия).

    Ещё Э. Хинксом было обнаружено, что вавилоно-ассирийской клинописью записывались тексты на двух разных языках, из которых один (собственно вавилоно-ассирийский — в современной терминологии аккадский) принадлежал к семитской семье, а другой (ранее ошибочно называвшийся в науке аккадским — в современной терминологии шумерский) являлся языком неизвестного происхождения. На научную основу изучение аккадского (вавилоно-ассирийского) языка было поставлено немецким учёным Ф. Деличем(грамматика 1889, словарь 1896). Первые работы по изучению шумерского языка принадлежали П. Хаупту (США) и Ж. Опперту (Франция), однако долгое время само существование такого языка подвергалось сомнению. Ж. Галеви (Франция) и др. утверждали, что шумерские тексты — лишь особая тайнопись жрецов на том же вавилоно-ассирийском языке. Находка многочисленных подлинных шумерских надписей и хозяйств, документов 3-го тыс. до н. э. Э. де Сарзеком (Франция) на городище Телло (древний Лагаш) и блестящее прочтение их в 1884—1905 французскими исследователями А. Амьо и гениальным ассириологом-универсалом Ф. Тюро-Данженом положили основание шумерологии как отдельной отрасли А.; было доказано шумерское происхождение вавилоно-ассирийской клинописи и всей культуры Вавилонии. Первая строго научная грамматика шумерского языка была опубликована А. Пёбелем (Германия) в 1923. Дальнейшие успехи А. в её узком смысле связаны в особенности с работами немецких учёных Г. Циммерна, Б. Мейснера, А. Унгнада, Б. Ландсбергера, В. фон Зодена, шумерологии — с именами немецких учёных А. Деймеля (сводный словарь шумерских идеограмм, применяемых в клинописи), А. Фалькенштейна, датского учёного Т. Якобсена, американского учёного С. Н. Крамера и др.

    В России первые ассириологические публикации принадлежали египтологам В. С. Голенищеву и Б. А. Тураеву(90-е гг. 19 в.). Первым русским ассириологом и шумерологом-профессионалом был М. В. Никольский, образцово издавший шумерские документы, собранные выдающимся палеографом Н. П. Лихачевым (См. Лихачёв). Преподавание аккадского яз. было начато в Петербургском университете П. К. Коковцовым. К числу русских и советских ассириологов, шумерологов и хеттологов мирового масштаба принадлежал В. К. Шилейко, занимавшийся особенно проблемами клинописной литературы.

    Находки в течение 19—1-й пол. 20 вв. урартских надписей на Армянском нагорье и в Закавказье, эламских надписей и документов на Ю.-З. Ирана, клинописного дипломатического архива фараонов в Амарне в Египте (см. Тель-Эль-Амарнский архив) и многоязычного архива Хеттского царства на городище Богазкёй в Турции (см. Богазкёйский архив) включили в число языков, изучаемых А., урартский [крупнейшие урартологи А. Г. Сейс (Англия), И. Фридрих (Германия), А. Гётце (Германия, США), И. И. Мещанинов, Г. А. Меликишвили (СССР), Ф. В. Кёниг (Австрия)], хеттский [Б. Грозный (Чехословакия), Э. Форрер (Швейцария), Ф. Зоммер (Германия), Э. Стёртевант (США), А. Гётце (Германия, США), Х. Эелольф, И. Фридрих, А. Камменхубер (Германия) и Др.], хурритский [Э. А. Спайзер (США) и др.], лувийский [Э. Ларош (Франция) и др.], палайский, хаттский и эламский.

    В 19 в. А. развивалась главным образом как подсобная отрасль в научно-критическом изучении Библии. В начале 20 в., особенно в Германии, получил распространение панвавилонизм, безмерно преувеличивавший мировое значение вавилонской культуры и объявлявший Вавилонию местом происхождения едва ли не всех культурных достижений человечества (немецкий историк Г. Винклер, литературовед П. Йензен и др.). Повышенный интерес к А. в кайзеровской Германии был связан с попытками германского империализма проникнуть а Ирак. С 20 в. А. становится одной из важнейших востоковедных дисциплин, в комплексе изучающей языки, культуру и историю древнего Бл. Востока. Значение А. обусловливается тем, что её задача — исследование первой в мире (наряду с Египтом) области классовой цивилизации и возникновения цивилизации вообще. Однако ввиду исключительной сложности письменных источников и большого их жанрового разнообразия (хозяйственные и юридические документы, письма, эпос, религиозная лирика, басни, пословицы, царские надписи, хроники, учебные и научные тексты, ритуалы, гадания и многие др.), а также ввиду значительных изменений, которые в течение 4—1-го тыс. до н. э. претерпевали языки Бл. Востока и самые знаки клинописи, до недавнего времени за рубежом развивались преимущественно текстологические, лексикологические и т. п. аспекты А. при большой дробной специализации внутри этой науки.

    В СССР А. П. Рифтин, ученик В. К. Шилейко, в 1933 возобновил преподавание А. в Ленинграде и явился основателем самостоятельной школы советских ассириологов-филологов. Позже традиция преподавания клинописи была введена в Тбилиси Г. В. Церетели, учеником П. К. Коковцова. Историю материальной культуры Бл. Востока преподавала в Ленинграде Н. Д. Флиттнер.

    В начале 1930-х гг., в ходе дискуссий о марксистской периодизации мирового исторического процесса, выдвинулся своими работами В. В. Струве, на ассириологическом и шумерологическом материале приведший аргументы в пользу преобладания рабовладельческого способа производства на Др. Востоке и положивший начало советскому направлению социально-экономических исследований в А. Полемизируя с В. В. Струве, значительный вклад в социально-экономическую историю Шумера внёс А. И. Тюменев.Ныне советская школа историков занимает ведущее место в мировой А. Советские шумерологи и собственно ассириологи разрабатывают социально-экономические и правовые проблемы (М. А. Дандамаев, И. М. Дьяконов, Г. Х. Саркисян. В. А. Якобсон, Н. Б. Янковская и др.), а также проблемы языков (И. М. Дьяконов, И. Т. Канева, Л. А. Липин), литературы, искусства и фольклора (И. Х. Левин, В. К. Афанасьева). Большое значение имеет работа А. А. Ваймана по дешифровке архаических шумерских текстов конца 4 — начала 3-го тыс. до н. э. Успешно развивается советская хеттология (лингвисты Т. В. Гамкрелидзе, И. М. Дунаевская, В. В. Иванов, историки Г. Г. Гиоргадзе, Г. И. Довгяло, Э. А. Менабде и др.) и эламитология (Ю. Б. Юсифов). Ведущее место в мировой науке занимают советские урартологи. Большое значение имела публикация урартских памятников Закавказья ещё до Великой Октябрьской социалистической революции М. В. Никольским; впервые преподавание урартологии было начато в Баку, а потом в Ленинграде И. И. Мещаниновым, выдающихся достижений достигли советские урартологи как в области археологии (Б. Б. Пиотровский и др.), так и в области истории и филологии (Г. А. Меликишвили и др.).

    Центрами преподавания ассириологических дисциплин в СССР являются университеты в Ленинграде, Тбилиси и Ереване; небольшие, но очень интересные клинописные коллекции, собранные Н. П. Лихачевым и В. С. Голенищевым, имеются в Ленинграде (Эрмитаж) и Москве (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина); важны урартологические коллекции Еревана (Музей Армении) и Тбилиси (Музей Грузии). Исследования по А. в широком смысле ведутся в Ленинграде, Тбилиси, Ереване, Москве, Баку, Минске и Вильнюсе. Статьи по А. помещаются в журнале «Вестник древней истории» (с 1937), в непериодических изданиях «Переднеазиатский сборник» (М., с 1961) и «Кавказско-ближневосточный сборник» (т. 1 вышел под названием «Восточный сборник», Тб., с 1960) и в других различных сборниках и учёных записках.

    Основными центрами А. за рубежом являются: Чикаго (Восточный институт), Багдад (Багдадский музей), Париж (Лувр), Лондон (Британский музей), Филадельфия (Пенсильванский музей), Рим (Папский библейский институт), Стамбул (Стамбульский музей), а также Прага, Берлин, Гейдельберг, Мюнхен, Лейден, Анкара, ряд университетских городов США и др. За последние годы в А. всё более видное место начинают занимать учёные Ирака, для которых изучение Вавилонии и Ассирии — это изучение великого прошлого их страны. Специальные журналы., посвященные исключительно или преимущественно A.: «Journal of Cuneiform Studies» (New Haven, с 1947), «Zeitschrift für Assyriologie...» (В., с 1886),»Revue d'assyriologie...» (P., с 1884), «Revue hittite et asianique» (P., с 1930), «Archiv für Orientforschung» (В., с 1923), «Orientalia» (Roma, с 1920), «Iraq» (I., с 1934), «Sumer» (Baghdad, с 1945), большое место уделяется А. в ряде общевостоковедческих журналов различных стран.

    Лит.: Бузескул В. П., Открытия XIX и начала ХХ века в области истории древнего мира, ч. 1— Восток, СПБ, 1923; его же, Открытия и научные достижения за последние годы в области изучения древнего Востока, К., 1927; Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер. с нем., М., 1961; Постовская Н. М., Изучение древней истории Ближнего Востока в Советском Союзе (1917—1959 гг.), М., 1961; Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; Pallis S. A., The antiquity of Iraq, Copenhagen, 1956.

    И. М. Дьяконов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ассириоло́гия;
    2. ассириоло́гии;
    3. ассириоло́гии;
    4. ассириоло́гий;
    5. ассириоло́гии;
    6. ассириоло́гиям;
    7. ассириоло́гию;
    8. ассириоло́гии;
    9. ассириоло́гией;
    10. ассириоло́гиею;
    11. ассириоло́гиями;
    12. ассириоло́гии;
    13. ассириоло́гиях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю Ассирии и Вавилонии.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    АССИРИОЛОГИЯ - наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле - совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    АССИРИОЛО́ГИЯ -и; ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая языки, письменность, культуру и историю древних народов, пользовавшихся клинописью (ассириян, вавилонян, шумеров и др.).

    * * *

    ассириоло́гия

    наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле — совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).

    * * *

    АССИРИОЛОГИЯ

    АССИРИОЛО́ГИЯ, наука о языках, письменности, культуре и истории Ассирии и Вавилонии; в широком смысле — совокупность наук, связанных с цивилизациями, пользовавшимися клинописью (исключая угаритскую и древнеперсидскую).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    комплекс наук, изучающих язык, историю и культуру народов, населявших в древности Переднюю Азию, Месопотамию и Иран (шумерийцы, вавилоняне, ассирийцы и др.) и писавших клинописью.

    До 12 в. н. э. осн. источниками по древнейшей истории Передней Азии были Библия, отрывки из труда вавилонского жреца Бероса (4-3 вв. до н. э.) и свидетельства антич. авторов. Все эти сведения наряду с истинными фактами содержали и много недостоверного, но они послужили толчком для более глубокого изучения древнейших народов Передней Азии. В 1160-73 по странам Передней Азии путешествовал исп. раввин Вениамин Тудельский, оставивший описание остатков нек-рых древних городов Двуречья. В 17 в. итал. путешественник Пьетро делла Валле доставил в Европу первые зарисовки клинописных надписей из развалин Персепольского дворца Дария I. Много нового принесло путешествие датчанина Карстена Нибура в 1761-67, к-рый дал описание Вавилона и скопировал неск. клинописных надписей. В 1820 англичанин Клавдий Джеймс Рич начал раскопки ассир. города Ниневии на холме Куюнджик, к-рые продолжил в 1842 франц. консул в Мосуле Поль Ботта. В 1843 Ботта открыл развалины ассир. г. Дур-Шаррукина с дворцом Саргона II (совр. холм Хорсабад), а англичанин А. Лейард в 1845-51 раскопал древний город Кальху (Калах) и нашел дворец Ашшурнасирпала II (883-859); в Куюнджике открыл дворец Ашшур-банипала с б-кой. Много ценного дали раскопки англ. ученого Дж. Смита и франц. ученого Э. де Сарзека, обнаружившего в Телло в 1877-1901 много шумерийских клинописных док-тов. В кон. 19 -нач. 20 вв. нем. ученый Р. Кольдевей производил успешные раскопки Вавилона. В 20 в. археол. изыскания велись в различных пунктах Месопотамии - Ниппуре, Лагаше, Шуруппаке, Ашшуре, Кише, Уре, Эшнунне, Мари. Целый ряд ценнейших клинописных архивов был найден за пределами Двуречья: архив егип. фараонов в Тель-эль-Амарне (1888), архив хеттских царей в Богазкёе (Турция, 1906), законы вавилонского царя Хаммурапи (Сузы, 1901), надписи из Рас-Шамры (1928), клинописные урартские тексты на Кармир-Блуре (Арм. ССР, раскопки ведутся с 1939 с перерывом в 1941-45).

    Параллельно с накоплением памятников шла работа по изучению полученного материала и в первую очередь по дешифровке клинописи. После первых попыток, сделанных в последней четв. 18 в. К. Нибуром, нем. ученым Тихсеном и дат. ученым Д. Ф. Мюнтером, Г. Ф. Гротефенд в 1802 положил начало расшифровке др.-перс. клинописи, определив значение 9 знаков, а к 1836 франц. ученый Э. Бюрнуф, нем. ученый Х. Лассен и англ. ученый Г. Роулинсон разобрали весь др.-перс. алфавит. К 1855 Г. Роулинсон и англ. ученый Э. Норрис частично разобрали эламскую клинопись, а затем Г. Роулинсон, франц. ученый Ж. Опперт и ирл. ученый Э. Хинкс определили значение большинства вавилонских знаков. Впоследствии была дешифрована ассир. клинопись и, наконец, шумерийская. Датой основания А. как науки считается 1857, когда четыре крупнейших специалиста по клинописи - Г. Роулинсон, X. Ф. Толбот (Англия), Ж. Опперт (Франция) и Э. Хинкс (Ирландия) - независимо друг от друга одинаково интерпретировали один и тот же клинописный текст и тем самым доказали правильность дешифровки клинописи. В 1860 вышла первая грамматика по ассиро-вавилонскому (аккадскому) яз. Хинкса. Начало изучению шумерийского яз. положил франц. ученый Ф. Тюро-Данжен. Большое значение имеют работы нем. исследователя А. Деймеля, совр. амер. шумеролога С. Н. Кромера и др. С 40-х гг. 20 в. видную роль начинают играть иракские ассириологи (Taxa Бакир, Фарадж Басмахджи и др.).

    Выдающихся успехов в А. добились рус. ученые. В 1888 В. С. Голенищев издал первый в мире графич. словарь ассир. языка. Множество клинописных док-тов опубликовал М. В. Никольский (1848-1917). В 1908-15 вышел из печати его классич. труд "Док-ты хоз. отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собрания Н. П. Лихачева" (в кн.: Древности восточные, т. 3, в. 2, СПБ, 1908, т. 5, М., 1915), к-рый не утратил своего значения и в наст. время. М. В. Никольского по праву называют отцом рус. А.

    Сов. ассириологи А. П. Рифтин, Б. К. Шилейко, И. М. Дьяконов и др. разобрали и опубликовали мн. из клинописных док-тов, хранящихся в музеях СССР. Крупнейшим сов. ассириологом является акад. В. В. Струве, впервые в мировой науке на основе шумерийских хоз. док-тов доказавший существование рабовладельч. формации на Др. Востоке. Большое значение для А. имеют труды академиков Б. А. Тураева, Н. Я. Марра, П. К. Коковцова, И. А. Орбели, И. И. Мещанинова, H. M. Никольского, А. И. Тюменева, проф. Б. Б. Пиотровского и др. В отличие от бурж. A., сов. А. базируется на марксистско-ленинской методологии и изучает древнейшие народы Востока в общем комплексе важнейших социально-экономич. и политич. проблем. Используя собранный в течение многих лет фактич. материал, сов. наука о Древнем Востоке, в т. ч. и А., четко поставила и разрешила вопрос о рабовладельч. характере древневост. об-ва, о специфич. формах эксплуатации и клас. борьбы в этом об-ве.

    Лит.: Дьяконов И. М., Изучение клинописи в СССР за 30 лет, "ВДИ", 1947, No 3; Авдиев В. И., Совет. наука о Др. Востоке за 40 лет, М., 1958; Бациева С. М., Ассириология в араб. странах, "ВДИ", 1959, No l; Parrot A., L'archéologie mésopotamienne, v. 1-2, P., 1946-53.

    Осн. периодич. издания по А.: "Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete", Lpz., 1886-1938, (есть библ.), "Orientalia, Commentarii periodici pontificii Instituti Bibliei", Roma, (c 1932, с 1936 есть библ.).

    Р. А. Грибов. Ленинград.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Орфографический словарь-справочник

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: