«похоть»

похоть в словарях и энциклопедиях

Значение слова «похоть»

Источники

  1. Словарь форм слова
  2. Толковый словарь Ожегова
  3. Малый академический словарь
  4. Толковый словарь Ушакова
  5. Толковый словарь Ефремовой
  6. Сексологическая энциклопедия
  7. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  8. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  12. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  13. Энциклопедический словарь
  14. Библейская энциклопедия Брокгауза
  15. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  16. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  17. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
  18. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
  19. Словарь церковнославянского языка

    Словарь форм слова

    1. по́хоть;
    2. по́хоти;
    3. по́хоти;
    4. по́хотей;
    5. по́хоти;
    6. по́хотям;
    7. по́хоть;
    8. по́хоти;
    9. по́хотью;
    10. по́хотями;
    11. по́хоти;
    12. по́хотях.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Ожегова

    ПО́ХОТЬ, -и, жен. Грубо-чувственное половое влечение, сладострастие.

  3. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  4. Малый академический словарь

    , ж.

    Грубо-чувственное половое влечение.

    Арестанты, проходя мимо Масловой, все жадно оглядывали ее, и некоторые с измененными похотью лицами подходили к ней и задевали ее. Л. Толстой, Воскресение.

  5. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  6. Толковый словарь Ушакова

    ПО́ХОТЬ, похоти, мн. нет, жен. (книжн.). Грубочувственное половое влечение, вожделение.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Грубо-чувственное половое влечение; сладострастие.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Сексологическая энциклопедия

    грубое чувственное половое влечение.

  11. Источник: Сексологическая энциклопедия



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. lustж. lust, carnality.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    похоть ж Lüsternheit f, Gier f

  15. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Lüsternheit f, Gier f

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    concupiscence f

  19. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    concupiscencia f

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    libidine, lascivia; concupiscenza книжн.

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    ПО́ХОТЬ -и; ж. Грубо-чувственное половое влечение; жажда плоткого наслаждения. Животная, откровенная п.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Библейская энциклопедия Брокгауза

    П. означает стремление животных к спариванию (Иер 2:23 и след.), но она также переносится в сферу человеч. жизни и служит тогда выражением неудержимого влечения к идолослужению (Ис 57:5; Иез 23:20). В НЗ под П. понимается необузданное половое влечение и вожделение (Кол 3:5; 1Фес 4:5). см. Желание, похоть см. Влечение, стремление, желание, похоть.

  27. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  28. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    :

    а) всякое незаконная страсть и желание (1Кор.10:6, 1Пет.2:18 ),

    б) развращение сердца, влекущее ко злу и греху. "Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши рождает грех" (Иак.1:14,15).

  29. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  30. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    п’охоть — страстное желание, прихоть, вожделение (1Кор.10:6 ), имеющие свое выражение (то есть не только скрытое желание, но и связанное с ним явное или замаскированное действие). Может быть похоть плоти (1Пет.2:11 ), очей (1Иоан.2:16 ), души (Пс.9:24 ) и похоть мирская (Тит.2:12 ). Естественные нужды и желания в определенных условиях могут стать похотями (Рим.13:14 ).

  31. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  32. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Ногата — денежная единица древней Руси (1):

    Аже бы ты (Всеволод) былъ, то была бы чага по ногатѣ, а кощеи по резанѣ. 28.

    1123: А на весну ходи Всѣволодъ съ новгородьци на Емь, въ вѣликое говение, и побѣди я; нъ лютъ бяше путь, оже купляху по ногатѣ хлѣбъ. Новг. 1 лет., 21 (XIII в.). А се погородие отъ Мьстиславля 6 гривенъ урока, а почестья гривна и три лисици; а се отъ Крупля гривна урока, а пять ногатъ за лисицу; а се отъ Вержавска двѣ гривнѣ урока, а за три лисици 40 кунъ безъ ногаты. ДАИ, I, 8 (1150 г.). 1169: И бишася всь день и къ вечеру побѣди я (суздальцев) князь Романъ съ новгородьци ... овы исѣкоша, а другыя измаша, а прокъ ихъ злѣ отбѣгоша, и купляху суждальць по 2 ногатѣ. Новг. 1 лет., 33 (XIII в.). 1188: На ту же зиму бысть дорогъвь, оже купляху по двѣ ногатѣ хлѣбъ, а кадь ръжи по 6 гривнъ. Там же, 39. Купить Латинескыи гривну золъта, даст вѣсити, дати ему вѣсцѣ ногата Смольнеская. Смол. грам. 1229 г. (А). А се покони вирнии были при Ярославѣ: вирьнику взяти 7 вѣдеръ солоду на недѣлю, оже овьнъ любо полоть, или 2 ногатѣ. Пр. Рус., 123—124 (1282 г. ← XII в.). ... а за порося ногата, а за овьцю 5 кунъ, а за боранъ ногата, а за ... жеребя 6 ногатъ. Там же, 126. А се пакы шьдоши воземи десять гривьно ногатами. Берест. грам.-V, 50 (XII—XIII вв.). И възвѣстиша на торгу людемъ, да возметь каждо по ногатѣ на дьнь, и бысть множество дѣлающих, и тако воскорѣ сконча церков ь. Прол. БАН-I, 240 об. (XV в.).

    Ср. П. Мелиоранский (Турецкие элементы в языкеСл. о п. Иг.. — Изв. ОРЯС, т. VII, кн. 2, 1902, стр. 293): „В. Тизенгаузен первый высказал предположение, что это слово вышло из арабского ... наkд деньги, наличные деньги, полноценная монета. ... Предположение это кажется очень удачным. Жен. род был усвоен этому слову уже впоследствии, вероятно, по аналогии со словами «гривна, куна, резана». ... мы допускаем, что возможен и такой ход: наkд, нагд, нагад, нагат, ногат, ногата“. П. Мелиоранский (Вторая статья о турецких элементах языкаСл. о п. Иг.. — ИОРЯС, т. X, кн. 2, 1905, стр. 86—87): „Можно ... попытаться подойти к истории этого слова иначе. Дело в том, что двойные согласные звуки в конце слов всегда были несвойственны или мало свойственны турецкому языку, а потому гласный между «г» и «т» мог легко развиться уже на турецкой почве, причем на него могло перетянуться и динамическое ударение. Г. Корш думает, что таким гласным должен был быть «ы», но не исключена возможность и некоторых других гласных. ... кроме слова ... наkд (нагд? нагт?) русские могли еще слышать выражение ... наkда (нагда) — чистоганом“. Б. А. Романов (Деньги и денежное обращение. В кн.: История культуры древней Руси, т. 1, гл. 9, 19. Изд. АН СССР, М. — Л., 1951, стр. 385—386): „Привоз в восточную Европу диргема естественно должен был отразиться на местных деньгах. Составляя постоянно эквивалент шкурки куницы, диргем получил ее наименование, т. е. стал называться «куной»... Когда с течением времени, рядом со старыми полноценными диргемами, стали при расплате все чаще попадаться обрезанные в круг монеты, а серебро в них ухудшилось — о чем свидетельствует материал самих кладов и известия арабских писателей, — то создалось различие между старым, полноценным экземпляром и новым, худшим, причем первый расценивался на некоторую часть диргема выше второго. Хороший диргем тогда же получил кличку «ногаты» от арабского «нагд» — полноценная монета. ... 1 ногата = 2,46 г. сер. = 1¼ куны = 2½ резанам = 5 веверицам“. K. H. Menges (The Oriental Elements in the Vocabulary of the Oldest Ruian Epos, The Igor ’Tale. New York, 1951, стр. 39—40, перевод с английского):Ногата (125 ногатѣ дат. ед.) мелкая монета, по Срезн. II, 462, «1/20 гривны», которая была мерой веса и денежной единицей, «драхма» (Ср. Срезн. I, 589 и след.; Мелиоранский, Изв. VII, 2, 293, X, 2, 86—7, Корш, Изв. VIII, 4, 45—7, Wanstrat, 62; Geste, 126 и след.). Это слово может восходить только к арабскому naqd (мн. nuqūd) «наличные деньги», которое, как цитирует по Словарю Дози (R. Dozy. Supplement aux dictionnaires arabes. Paris, 1927, — В. В.) Мелиоранский в ук. соч., также употреблялось как обозначение серебряной монеты и как синоним арабского слова «дирхам», «δραχμη». Это слово известно в форме naqt из османского яз. (Словарь Радлова, III, 639; Redh., 2097) (В. В. Радлов. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1893—1911; J. W. Redhouse. A Turkish and English Lexicon. Constantinople, 1890, — В. В.); форма naqyt также встречается в Турции, особенно в Анатолии, Ср. также крымско-татарское naxt (Радлов, III, 642—3). Codex Cumanicus содержит, по Мелиоранскому (ук. соч.), слово nagt (которое находим в Словаре Радлова, III, 639 в виде naqt) со значением „деньги, sīm серебро, aqča деньги“. Два взрывных согласных не появляются в конце слога в большинстве тюркских языков. В некоторых, напр. в османском, между ними появляется вспомогательный гласный, исчезающий, если за корнем следует гласный суффикс; а в некоторых других тюркских языках имеет место диссимиляция взрывного согласного, напр. в азербайдж. naxt; наконец, есть тюркские языки, где второй конечный взрывной согласный может быть опущен, напр. в таранчи и новоуйгурском: wax, gax «время» < арабск. waqt; перед гласным суффиксом второй конечный взрывной согласный может появиться снова. Вспомогательный гласный должен быть того же самого характера, что и окружающие звуки, т. е. он должен быть или велярным или палатальным, либо а, у либо ä, i. В других словах форма *naγat представляется возможной на тюркской почве как naγyt [примеч. автора: Вспомогательный гласный возникает на тюркской почве, а не на славянской, как ошибочно предположил Мелиоранский (Изв. VII, 2, 203). В древнерусский период здесь мог появиться только редуцированный, а не полногласный]. Мелиоранский в Изв. X, 2, 86—7 дает ряд примеров такого рода и мог бы добавить, что перс. šahr «город» появляется в различных тюркских языках как šähir [осман.], šähär [узбекск.], арабск. lafz «слово» как lafz, lafyz (осман.), или lepäs (казах.), арабск. qadr «количество, сила» — не цитировано у Мелиоранского — всегда как qadar (осман., узбек., казах. и пр.). Если мы примем во внимание тот факт, что тюркское а (= å) первого слога может отразиться как о в русском, происхождение русского слова становится довольно ясным. Окончание -а — определенно русского происхождения, потому что, если бы оно было тюркским, предшествующий согласный снова стал бы звонким. Включение слова в категорию женского рода было, очевидно, обусловлено аналогией с обозначениями многих других денежных единиц, которые принадлежат к женскому роду. Глухой согласный q теперь, находясь между гласными, становится звонким и спирантизованным, что свойственно многим языкам сев.-западной группы и постоянно наблюдается во всех сибирских тюркских языках, Ср. барабинск. и пр. tāqt, taxt, taxyt и taγyt из перс. taxt «трон». Названия монет всегда подвержены сильному влиянию заимствующих языков; Ср. , например, английск. dime < decimum, французск. sou < solidum, осман. (турецк.) quruš < немецк. groschen < итальянск. groo средневековолатинск. groum; новоуйгурск. sȫr < согдийский < греческий στατηρ. Об употреблении слова ногата в тесной связи с чага в «Слове» Ср. Geste, 311“.
    ◊ Ногатѣ — дат. пад. ед. ч.
    ----- Дополнения -----
    Ср. Баскаков (Тюркизмы — воинская терминология, с. 81): «Происхождение названия разменной восточной монеты ногата, имеющей в древней Руси стоимость 0,05 гривны, установлено, как нам представляется, с достаточной достоверностью из кыпчакс. крымско-татарск. naxyt /ногата naxat /ногата naxt ‘металлическая мелкая монета’. В тюркских языках турецк. haqt /ногата naxt заимствовано в свою очередь из арабского naqd ‘наличные деньги, звонкая монета’, множественное число: naqīd».
  33. Источник:



  34. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Похоть (1)
    1. Желание, намерение:

    Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго. 6.

    Вы отъ отьца диявола есте, и похоти отьца вашего хощете творити. Остр. ев., 32 об. (1056—1057 гг.). Да не царьствуеть убо грѣхъ въ съмьртьнѣемь вашем тѣлѣси, якоже послушати его въ похотьхъ его. Изб. Св. 1073 г., 54 об. Тъгда наречеться къто убо истиньныи властелинъ, егда самъ собою обладаеть, и нелѣпыимъ похотьмъ не работаеть. Изб. Св. 1076 г., 26 об. — 27. Что тя нареку Григорие? Дѣяния похоти покори умъ си; видителя яко обьма прѣмудростьнъ плодъ; божию видѣнию съподоби ся, велѣнию небесьнаго отглаша[ю]ща. Мин. нояб., 393 (1097 г.). Фрол же не постыдѣся тѣмь, но паче на злато устремися. И поем конникы и пѣшца съ оружиемь, идѣ въ Иерусалимъ, да римскым оружиемъ и страхом исполнить всю (в др. списках — свою) похоть. Флав. Полон. Иерус., 269—270 (XVI в. ← нач. XII в.). Александръ же рече: „Ты повели ми, отьче, ити на подвигы: имѣю бо жребца младыя, собѣ въскормихъ“. И облобызавъ же его Филиппъ, и почюдився его похоти. Александр., 20—21 (XV в. ← XII в.). Аще хощеши кромѣ работы быти, самъ ся отпусти от работы: свободенъ бо будеши, аще ся отпустиши от похоти (επιθυμιας). Пчела, 37 (XIV в. ← XIII в.). Нъ не имыи дьяволъ иного ничогоже створити ему, наложи на нь похоть видити родителя своея. Прол. БАН-II, 222 об. (XV в.).

    Божественая похоть — воля бога, предопределение божье.

    Покаяния образъ явльши ся вьсѣмъ, егда лукавыи змии запятъ ти и въ пропасть въвьрьже грѣховьную дрѣманиемь лучьшаго стояния, тъгда тя божествьная похоть възвыси и прѣвъсходити научи от лютаго п[р]озорища. Мин. сент., 099 (1095 г.). Крепостью и волею и божьствьною похотью къ благодѣтелю вьсячьскыихъ възирая, умъ си просвети свѣтьлостьми, яже суть тамо. Мин. окт., 25 (1096 г.).

    || Прихоть.

    Будеть бо врѣмя, егда съдраваго учения не имуть прияти, нъ по своимъ похотьмь съберуть учителя, и отъ истины отвратять слухъ, и на кощуны прѣступять. Златостр., 48 (XII в.). Не лишишася от похоти своея (της επιθυμιας). Псалт. 1296 г. Срезн. Матер., II, 1318.

    2. Страсть, сильное влечение к чему-л.

    Цѣломудрие же убо есть въздьржание похотьмь, похотьмъ же овы суть душьныя, овы плътьныя, и обоему въздьржатаи являеться помыслъ. Изб. Св. 1073 г., 61. Пречистая владычице, рожьшия земьнымъ кръмьчию и господа, похотьмъ ми злолютьно устрои съмущение, и тишину подажь сьрдьцу моему. Мин. сент., 0221 (1095 г.). Въсажденное бо люто въ человѣкы похот иманиа, и нѣсть страсти подобны ему. Флав. Полон. Иерус., 394 (XVI в. ← нач. XII в.). 1091: Побѣдивъ мирьскую похоть и миродержьця князя вѣка сего, супротивника поправъ дьяволя и его козни, побѣдникъ явися. Пов. врем. лет, 140 (1377 г. ← нач. XII в.). Много бо таиться въ насъ, оже похоти не держимъ, но держими от нея бываемъ. Пчела, 36 (XIV в. ← XIII в.).

    || Чувственное влечение, вожделение.

    Удьрьжа[въ], преподобне, пощениемь ти чрѣво, зъла помышления сладость и ражьжения тѣла похоти умьрьтвивъ, съ чистотою пожитъ, отьче, жизнию выну. Мин. сент., 0224 (1095 г.). Сынъ же Птоломѣевъ, нятъ похотию, и понялъ меншюю за себе. Флав. Полон. Иерус., 183 (XVI в. ← нач. XII в.). Егда творимъ грѣх, похотию (ηδονης) пияни суще, не разумѣемъ, а егоже скончаемъ когда, тогда, похоти угасивъшеся, горько жало покаянию приходить. Пчела, 236 (XIV в. ← XIII в.).

    || Блуд, распутство.

    Но Ферора уклонися от цесарского брака на похоть рабыня. Флав. Полон. Иерус., 215 (XVI в. ← нач. XII в.). 1092: Бѣ же и самъ (Всеволод) въздержася от пьяньства и от похоти, тѣмь любимъ бѣ отцемь своимъ. Пов. врем. лет, 142 (1377 г. ← нач. XII в.). Истлѣеть тварь огнемъ и водою, и блудъныихъ богатьство похотьми и пьяньствомъ. Пчела, 261 (XIV в. ← XIII в.).

    3. Душевное состояние, расположение духа.

    Не красота доброобразно творить лице, но видящего похоть (διαθεσις). Пчела, 295 (XIV в. ← XIII в.). Мы же православнии, истинныи законъ отъ бога приемше, разныхъ странъ беззаконии осквернихомся, тѣмже отъ тѣхъ странъ томими есмя и расточаеми виною нашея похоти и обычая. Стоглав, 77 (XVII в. ← 1551 г.).

    Переводы и комментарии см. при слове спала.
    ◊ Похоти — вин. пад. ед. ч. (вместо им. пад.?).
  35. Источник:



  36. Словарь церковнославянского языка

  37. Источник: