«Практика»

Практика в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Практика»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Русско-английский словарь математических терминов
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  22. Философская энциклопедия
  23. Новейший философский словарь
  24. Энциклопедический словарь
  25. Начала современного естествознания
  26. Dictionnaire technique russo-italien
  27. Энциклопедия социологии
  28. Социологический словарь
  29. Социология: Энциклопедия
  30. Юридическая энциклопедия
  31. Русско-шведский бизнес-словарь
  32. Тезаурус русской деловой лексики
  33. Большой Энциклопедический словарь
  34. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (морская)

    собрание правил для вооружения корабля, управления им и умения назвать каждую вещь и часть своим специальным именем. Первая "П." на русском языке была написана Гамалеем в конце прошлого столетия. Затем прекрасно составлено было "Вооружение военных судов", Посьета. Последний учебник этого рода, "Курс морского дела для учебного корабля", написан лейтенантом В. Ф. Петрушевским.

    А. К.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. praktike, от praktikós — деятельный, активный)

    материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека, например педагогическую, художественную, административную и т.д. Основные формы практической деятельности людей — производство материальных благ, труд, а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений. Практическая деятельность людей охватывает и их участие в общественно-политической жизни, борьбу классов, социальные революции. Чувственно-предметная научная деятельность, связанная с использованием приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента, — это тоже форма П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отдельного человека, сколько совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер. Современная П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного производства. Будучи основным способом общественного бытия человека, формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отдельных актов, предмет, на который направлена эта деятельность, средства, с помощью которых достигается цель, и, наконец, результат деятельности.

    Общественная П. находится в единстве с познавательной деятельностью человека, с теорией. Она является источником научного познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом не начинают с того, что стоят в теоретическом отношении к предметам внешнего мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи практических действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои Потребности. При этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и тем самым познают их (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 377). П. формирует самого субъекта познавательной деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления. «... Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 545). Процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно воспроизводил приёмы практический действий, которые служили основой возникновения логических операций. В. И. Ленин писал, что «... практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 198). Познание возникло и развивается в силу того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически значимая социальная ценность. Производственная П. людей явилась основой возникновения наук о природе. Так, практическая потребность в мореплавании породила астрономию, а геометрия возникла из нужд земледелия.

    П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (там же, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение. П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность людей имеет достоинство непосредственной действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, «... при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют», и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (там же, с. 145—46).

    Научные знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практическое преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека. Практическое воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. «Процесс... познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную объективность» (там же, т. 29, с. 177). Знания и идеи дают возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру, осуществлять социальные преобразования.

    Практическая деятельность людей и её отношение к познанию так или иначе рассматривались в истории философии. В домарксистской философии, когда материализму был свойствен созерцательный подход к миру, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом; но последний ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Согласно Г. Гегелю, например, П. суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным началом. Так, прагматист У. Джемс (США) относил к П. «религиозный опыт», т. е. чисто духовную деятельность. Некоторые представители ревизионизма вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творческой самосознающей деятельности, трактуемой как единственная форма реальности.

    Правые ревизионисты односторонне трактуют отношение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечества, что приводит к субъективистскому пониманию П.

    В действительности же хотя люди и изменяют природу, но это не означает, что она становится зависимой от духа, что бытие будто бы включает в себя момент субъективного как активного начала. Маркс подчёркивал, что независимо от уровня активности отношения людей к природе в продуктах человеческого труда «... всегда остается известный материальный субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 51). Как неочеловеченная, так и очеловеченная природа, общественное бытие развиваются по своим объективным, не зависящим от субъекта закономерностям. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу общественной П., утилитарно понимают её как лишь непосредственное физическое участие индивида в производственной или политической деятельности.

    Коренной порок идеалистического понимания П. состоит в метафизической абсолютизации идеального, духовного момента чувственно-практической деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практическая деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектическому материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую и духовную, теоретическую деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое единство. Но это совсем не означает, что духовная деятельность есть форма П. Марксизму также чужда концепция «... мистического тождества практики и теории» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практическая деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.

    Теория и П. образуют единство противоположностей, в котором П. принадлежит решающая роль. Диалектическая взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства социализма и коммунизма.

    Лит.: Основы марксистско-ленинской философии, 3 изд., М., 1974; Практика и познание, М., 1973. См. также лит. при ст. Теория познания.

    А. Г. Спиркин.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. пра́ктика;
    2. пра́ктики;
    3. пра́ктики;
    4. пра́ктик;
    5. пра́ктике;
    6. пра́ктикам;
    7. пра́ктику;
    8. пра́ктики;
    9. пра́ктикой;
    10. пра́ктикою;
    11. пра́ктиками;
    12. пра́ктике;
    13. пра́ктиках.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен. опыть, самое дело, опыт на деле, дело на опыте, в приложении; исполненье или попытка к тому, испытанье. В теории хорошо, что скажет практика! Зодчему нужно заняться практикой постройки. Теория нередко изменяет практике, и наоборот. Морская практика, искусство вооружать, грузить суда и управлять ими; это уменье усваивается только опытом. Врачебная практика, леченье больных, действия врача в пользу больного. У него большая практика, много больных. Практик муж. человек дела, прилагающий познания свои к делу, исполняющий что на опыте, ·противоп. теоретик, умозритель, умствователь. Практический, -тичный, опытный, прикладной, наглядный; ·противоп. теоретический, умозрительный. Всякая наука может быть изучаема теоретически и практически, по теории и на практике, умозрительно и на опыте, на деле. Практическая жизнь, деятельная, трудовая, дельная, которая не увлекается умозреньем, мечтами. Дело это не практично, неисполнимо, на опыте будет неудачно, неудобно.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ПРА́КТИКА, -и, жен.

    1. Деятельность людей, в ходе к-рой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт. Единство теории и практики. Проверить результаты опыта на практике.

    2. Приёмы, навыки, обычные способы какой-н. работы. П. преподавания. Существующая судебная п.

    3. Работа, занятия как основа опыта, умения в какой-н. области. Без практики не овладеть иностранным языком.

    4. Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём. Летняя п. студентов.

    5. Работа врача или юриста с частной клиентурой или другого частнопрактикующего лица с клиентами. Частная п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов).

    | прил. практический, -ая, -ое (к 1, 2, 3 и 4 знач.). Практическая деятельность. Практические занятия. П. курс иностранного языка.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    1. филос.

    Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания.

    Теория имеет очень сильное влияние на практику. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность.

    Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.

    2.

    Жизнь, действительность как область применения и проверки каких-л. выводов, положений.

    Реализовать рационализаторское предложение на практике.

    [Маша:] Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив. [Медведенко:] Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего 23 рубля. Чехов, Чайка.

    Генеральная линия нашей партии проверена практикой и опытом миллионных масс трудящихся. Киров, Статьи и речи 1934.

    3.

    Применение каких-л. знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чем-л.

    Только теперь, через два года практики, я стал токарем четвертого разряда. П. Б. Быков, Путь к счастью.

    ||

    Применение и закрепление на деле теоретических знаний (студентов, учащихся и др.) как составная часть учебного процесса.

    Педагогическая практика студентов. Производственная практика.

    Каждое лето студенты Екатеринославского высшего горного училища разъезжались на практику по южным металлургическим заводам. М. Павлов, Воспоминания металлурга.

    4.

    Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-л. области деятельности.

    Практика работы издательств. Изучение практики советских шахматистов.

    Кувалда громил практику гражданского судопроизводства. М. Горький, Бывшие люди.

    Практика больших всенародных начинаний, вроде ленинского субботника, показала, что могут свершить миллионы упорных советских рук. Леонов, В защиту друга.

    5. устар.

    Деятельность врача или юриста, а также круг этой деятельности, люди, на которых она распространяется.

    Среди местных обывателей у меня образовалась практика, для начинающего врача сравнительно недурная. Вересаев, Записки врача.

    — Знаешь, Петечка, ты можешь отлично устроиться. Население страшно нуждается в адвокатской практике. Серафимович, Город в степи.

    [От греч. πρακτικός — деятельный]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    На практике — на деле

    Практиковаться — делаться

    Практика (большая) — деятельность, опытность

    Практический (практичный)иноск.: о человеке не увлекающемся, действующем осторожно, имея прежде всего в виду — пользу

    Ср. Практика лечебная — деятельность врача!

    Ср. Если бы еврей принял мою мысль (креститься ради известной цели) — какая задача явилась бы административной практике, какой казус для законников и... какой соблазн для искренних чтителей святой веры...

    Лесков. Владычный суд. 8.

    Ср. Ну, да и практика-то его какая. Только и жил, что мертвыми телами.

    Тургенев. Два приятеля.

    Ср. Я человек практический и, конечно, никакой чепухи допустить не могу.

    Тургенев. Несчастная. 17.

    Ср. Кто он? Действуя практически,

    Я обязан умолчать,

    Но могу аллегорически

    Петухом его назвать.

    Нет вернее аттестации:

    Золото клюет -

    Возвращает ассигнации!

    Некрасов. Современники. Герои времени.

    В прямом смысле — практическому, опытному, основанному на практике противополагается теоретическое, умозрительное.

    Ср. Für das praktische Leben ist das Genie so brauchbar, wie ein Stern-Teleskop am Theater.

    Для практической жизни человек гениальный так же годится, как телескоп для театра.

    Schoppenhauer. Welt als Wille. 5, 2.

    Ср. Pratique — практика.

    Ср. ή πρακτική (πράττω, делаю) — практика.

    См. теория.

    См. администрация.

    См. казус.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ПРА́КТИКА

    практики, мн. нет, жен. [от греч. praktikos — действенный].

    1. Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. «…Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией.» Сталин.

    2. Жизнь, действительность, какое–н. дело, как область применения и проверки каких–н. выводов, положений. Предсказание блестяще подтвердилось на практике. Изучить что–н. на практике. Применить что–н. на практике. Ну, это я вам докажу на практике!

    3. Совокупность приемов и навыков в какой–н. области деятельности. Практика судопроизводства. Практика этого дела не трудная. Я хорошо знаю редакционную практику. Практика составления словарей.

    || Опыт какой–н. сферы деятельности, какой–н. области общественных отношений. В моей практике я еще не встречал таких случаев.

    4. Работа, занятия, применение знаний в какой–н. области, как источник опытности, умения. У этого инженера большая практика по постройке мостов. Из–за отсутствия практики совсем разучился говорить по–английски.

    5. Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности, люди, на к–рых она распространяется. Частная практика. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов).

    6. Систематически организуемая по учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве, с целью их обучения, укрепления и расширения их опыта в области какой–н. специальности. Непрерывная производственная практика. Летняя практика. Студенты едут на практику в Ташкент. Отбывать практику.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Деятельность человеческого общества, направленная на создание необходимых условий своего существования.

    2.

    Жизнь, действительность, конкретное дело как область применения и проверки каких-либо выводов, положений.

    3.

    Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-либо области деятельности.

    4.

    Применение знаний, навыков в каком-либо деле, систематическое упражнение в чем-либо как источник опытности, умения.

    5.

    Организуемая по специальному учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве с целью закрепления их теоретических знаний и расширения опыта в области какой-либо специальности.

    6.

    Деятельность врача или юриста.

    отт. Сфера такой деятельности.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ПРАКТИКА (от греч. praktikos - деятельный - активный), целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    ПРАКТИКА (от греческого praktikos - деятельный, активный), материальная, целеполагающая деятельность людей. Структура практики включает потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность, предмет, средства, результат. Основа и движущая сила познания, практика дает науке фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    пра́ктика начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 235. Через укр. пра́ктика, польск. praktyka из лат. рrасtiса от греч. πρακτικη (χρῆσις) (Христиани 21).

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) practice заниматься медицинской (врачебной) практикой ≈ to practise medicine, to doctor не имеющий практики ≈ (об адвокате) briefless на практике ≈ in practice войти в практику ≈ to become customary юридическая практика ≈ legal practice лечебная практика
    2) practical work проходить практикупрактик|а - ж.
    1. practice;
    изучить что-л. на ~е learn* smth. by practice;
    применить что-л. на ~е put* smth. into practice;

    2. (приёмы и навыки) practical experience;
    у него большая ~ по строительству железных дорог he has had long practical experience of/in building railways;

    3. (студенческая, учебная) practical work;
    проходить ~у do* practical work, take* one`s practicals;

    4. ycт. (врачебная, юридическая) practice;
    врач с большой ~ой a doctor with a large practice;
    деловая ~ business practice;
    ~ант м. trainee, practical student.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Русско-английский словарь математических терминов

    f.practice; на практике, in practice

  27. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    практика ж 1. Praxis f на практике in der Praxis иметь практику (о враче) (als Arzt) praktizieren vi 2. (способ действия) Praktik f c сомнительная практика zweifelhafte Praktiken 3. (у студентов) Praktikum n 1, pl -ka школьная практика Schulpraktikum n производственная практика Berufspraktikum n быть на практике sein Praktikum machen

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)Praxis f

    на практике — in der Praxis

    иметь практику (о враче) — (als Arzt) praktizieren vi

    2)(способ действия) Praktik f

    сомнительная практика — zweifelhafte Praktiken

    3)(у студентов) Praktikum n, pl -ka

    школьная практика — Schulpraktikum n

    производственная практика — Berufspraktikum n

    быть на практике — sein Praktikum machen

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    практикаbung

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)(опыт, деятельность) pratique f

    теория и практика — la théorie et la pratique

    2)(приемы)

    практика преподавания — moyens m pl d'enseignement

    судебная практика — pratique judiciaire

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    práctica f (в разн. знач.)

    преддипло́мная пра́ктика — prácticas de fin de carrera

    произво́дственная пра́ктика (учащихся) — práctica laboral, aprendizaje m

    проходи́ть пра́ктику — hacer prácticas (los trabajos prácticos)

    на пра́ктике — en la práctica, prácticamente

    применя́ть на пра́ктике — poner en práctica

    войти́ в пра́ктику — hacerse habitual, llegar a ser costumbre

    владе́ть на пра́ктике — dominar la práctica

    осуществи́ть на пра́ктике — llevar a la práctica, poner en practica

    вести́ пра́ктику — dar (dirigir) las prácticas

    ему́ не хвата́ет пра́ктики — le falta práctica

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)pratica; prassi книжн.(редко)

    отрыв теории от практики — distacco della teoria dalla pratica

    показать на практике — mostrare

    2)(применение знаний) pratica; tirocinio m, addestramento pratico

    производственная практика — stage m; pratica nella produzione, tirocinio in fabbrica, esercitazioni pratiche

    пройти практику — fare la pratica

    быть на практике — fare

    ввести в практику — mettere in pratica

    3)(опыт в чем-л.) pratica; esperienza

    практика работы издательства — pratica / esperienza editoriale

    применить на практике — mettere in pratica

    4)(врача, юриста) clientela f

    большая практика — numerosa clientela

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    实际, 实践, 演习

  41. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  42. Философская энциклопедия

    ПРАКТИКА

    (греч. praktike, от praktikos — деятельный, активный) — материальная, чувственно-предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности. П. обычно понимается как систематическая, многократно повторяющаяся деятельность, как соединение такого рода деятельности многих индивидов. Частным случаем П. является приложение разрабатываемой теории к тому фрагменту реальности, который описывается ею. П. в этом смысле иногда противопоставляется теории.

    Филос. понятие П. сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума, взятого со стороны своих практических функций, или практического разума. Согласно И. Канту, такой разум дает человеку «законы свободы», т.е. моральные принципы, возвышающие его над миром природы. Теоретический разум занят вопросом: «Что я могу знать?», практический разум ставит перед собой вопрос: «Что я должен делать?». В философии Г.В.Ф. Гегеля практический разум («практический дух») является формой предметно-практического отношения человека к миру. Само понятие П. Гегель истолковывал как «волевую деятельность идеи».

    В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса, написанных в 1845, но опубликованных только в 1888, П. предстала как конечный критерий истины: «...Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос». Марксизм-ленинизм утверждал, что успешность человеческой П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, но что вместе с тем «критерий П. никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (В.И. Ленин).

    Идея, что процесс познания не способен сам по себе обеспечить удовлетворительное обоснование открываемых истин и что для этого требуется выход за пределы теории в сферу практической, предметной деятельности, отстаивалась также прагматизмом. Задача мышления — не познание как отражение независимой от мышления реальности, а преодоление сомнения, являющегося помехой для действия (Ч. Пирс), выбор средств, необходимых для достижения цели (У. Джеймс) или для решения «проблематической ситуации» (Д. Дьюи). Согласно т.н. принципу Пирса, идеи, понятия и теории являются лишь инструментами или планами действия, значение которых полностью сводится к возможным практическим последствиям. «...Истина определяется как полезность» (Дьюи), или практическая успешность идеи.

    Понятие П. своеобразным образом преломляется в теории «языковых игр», или «практик», позднего Л. Витгенштейна. Эмпирические предложения могут быть, по Витгенштейну, в некоторых случаях проверены и подтверждены в опыте. Но есть ситуации, когда они, будучи включенными в систему утверждений, используемую в конкретной области деятельности, не проверяются, но сами используются как основание для проверки других утверждений. Сомнение имеет смысл только в рамках некоторой языковой игры, или сложившейся П., при условии принятия ее правил. Поэтому бессмысленно сомневаться, что у человека две руки или что Земля существовала задолго до нашего рождения, ибо нет такой П., внутри которой при принятии ее предпосылок можно было бы сомневаться в этих вещах. В контексте своей системы («языковой игры») утверждение может приниматься в качестве несомненного, не подлежащего критике и не требующего обоснования, по меньшей мере, в двух случаях. Во-первых, если отбрасывание этого утверждения означает отказ от определенной П., от той целостной системы утверждений, неотъемлемым составным элементом которой оно является. Напр., утверждение «Небо голубое» не требует проверки и не допускает сомнения, иначе будет разрушена вся П. визуального восприятия и различения цветов; отбрасывая утверждение «Солнце завтра взойдет», мы подвергаем сомнению всю естественную науку. Во-вторых, утверждение должно приниматься в качестве несомненного, если оно сделалось в рамках соответствующей системы утверждений стандартом оценки иных ее утверждений и в силу этого утратило свою эмпирическую проверяемость. Среди таких утверждений-стандартов выделяются те, которые не проверяются в рамках определенной, достаточно узкой П., и утверждения, не проверяемые в рамках любой, сколь угодно широкой П. Примерами последних утверждений, называемых Витгенштейном методологическими, могут служить: «Существуют физические объекты», «Объекты продолжают существовать, даже когда они никому не даны в восприятии» и т.п.

  43. Источник: Философская энциклопедия



  44. Новейший философский словарь

    ПРАКТИКА - категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: - поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличии от поэзии, детерминированной формой: - теория и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта, с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой стороны: - опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории: в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. - используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием. Практическая сфера, по Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основанием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция, которая в дальнейшем стала реф-лексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь в марксизме. Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв. Особое место занимает П. в философии марксизма. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект понимался «как деятельность, как П., субъективно». В дальнейшем сложилась марксистская формула - от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризована формула - от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П., через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме, который усвоил от позитивизма культ научности, исходная формула понималась как от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента. Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт - мышление. Все развитие сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту - эксперименту. Вульгаризация категории П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль, и к нравственному релятивизму. Если критерий истины - П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность, добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет - классом, или партией этого класса, или лидером этой партии. Кантовский практический разум был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля определялась социальными условиями и «классовым сознанием». П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. (см. также: ПРАКСЕОЛОГИЯ).

  45. Источник: Новейший философский словарь



  46. Энциклопедический словарь

    ПРА́КТИКА -и; ж. [греч. praktikos - деятельный, активный]

    1. Филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. П. выступает как целостная система действий. П. является результатом всемирной истории. Современная, общественная, человеческая, народная п. П. поколений, масс. Влияние, значение, структура практики.

    2. Жизнь, действительность как область применения и проверки каких-л. выводов, положений. Реализовать предложение на практике. Сочетать теорию с практикой. Предположение подтвердилось на практике. П. выработала особую форму сотрудничества. Предсказание проверено практикой. Жизненная п. Изучение практики. На практике выходит иначе.

    3. Применение каких-л. знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чём-л. Чтобы стать профессионалом, нужна постоянная п. Сегодняшний успех - результат многолетней практики. Из-за отсутствия практики совершенно забыл язык.

    4. Часть учебного процесса по применению и закреплению теоретических знаний. Проходить практику в издательстве. Поехать на практику в колхоз. Студенческая, преддипломная, педагогическая, производственная п. Руководитель практики. Оценка за практику.

    5. Накопленный опыт, совокупность приёмов и навыков в какой-л. области деятельности. Как показывает п. Изучать практику работы издательств. Большая, огромная п. Жизненная п. П. судопроизводства, составления словарей. В моей практике я не встречал таких случаев. Читаю, перевожу, но нет практики разговорной речи.

    6. Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности; люди, на которых она распространяется. Адвокатская п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов). Частная п. (деятельность врача или адвоката на дому).

    * * *

    ПРАКТИКА

    ПРА́КТИКА (от греч. praktikos — деятельный, активный), целеполагающая деятельность(см. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) людей; освоение и преобразование действительности.

  47. Источник: Энциклопедический словарь



  48. Начала современного естествознания

    (от греч.praktikos) — действие, деятельность, деятельная жизнь, опыт. Противоположность — теория.

  49. Источник: Начала современного естествознания



  50. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    1)prassi f, pratica f

    2)(стажировка) tirocinio m

  51. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  52. Энциклопедия социологии

    (от греч. praktikos - деятельный, активный) - англ. practice; нем. Praxis. 1. Деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. 2. Приемы, навыки к.-л. работы. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. 4. Работа, занятия по специальности как основа опыта, умения.

  53. Источник: Энциклопедия социологии



  54. Социологический словарь

    (PRAXIS) Данное понятие, использовавшееся К. Марксом в ранний период его творчества, имеет два близких значения. (1) Им обозначается действие, противоположное философской спекуляции. (2) Оно предполагает, что фундаментальной характеристикой человеческого общества является материальное производство с целью удовлетворения основных потребностей. Человек прежде всего воздействует на природный мир, — он работает, — и лишь затем осмысливает его. См. также: Материализм. Лит.: Lefebvre (1968)

  55. Источник: Социологический словарь



  56. Социология: Энциклопедия

    - категория, которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: а) поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность, детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличие от поэзии, детерминированной формой; б) теория и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта, с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой стороны; в) опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории (в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. - используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием).

    Практическая сфера, по И. Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основанием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, А. Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция, которая в дальнейшем стала рефлексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь, в марксизме. Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв.

    Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект в таком контексте понимался "как деятельность, как практика, субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризирована формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме, который усвоил от позитивизма культ научности, исходная формула понималась как "от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента". Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт - мышление. Все развитие сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту - эксперименту.

    Вульгаризация категории П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль, и к нравственному релятивизму. Если критерий истины - П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность, добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет - классом, или партией этого класса, или лидером этой партии. Кантовский практический разум был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля определялась социальными условиями и "классовым сознанием". П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. также: Праксеология.

    В.В. Мацкевич

  57. Источник: Социология: Энциклопедия



  58. Юридическая энциклопедия

    24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
  59. Источник: Юридическая энциклопедия



  60. Русско-шведский бизнес-словарь

  61. Источник:



  62. Тезаурус русской деловой лексики

  63. Источник:



  64. Большой Энциклопедический словарь

  65. Источник:



  66. Толковый словарь Даля

  67. Источник: