русский многоствольный духовой музыкальный инструмент типа флейты Пана (См. Флейта пана). С 19 в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами (См. Кувиклы).
ЦЕВНИ́ЦА, -ы, жен. Народный духовой музыкальный инструмент в виде нескольких соединённых свирелей.
-ы, ж.
Старинный духовой музыкальный инструмент, многоствольная флейта, свирель.
Семиствольная цевница.
□
За широкий воротник бархатной куртки у него всунут странный инструмент, древняя цевница . Это ряд неравных деревянных трубочек, сложенных вместе, так что открытые концы их приходятся против губ артиста. Гаршин, Из воспоминаний рядового Иванова.
ЦЕВНИ́ЦА, цевницы, жен. (старин. поэт.). Свирель. «Звук цевницы голосистой.» Баратынский. «В младенчестве моем она меня любила и семиствольную цевницу мне вручила.» Пушкин.
I
ж.Старинный духовой музыкальный инструмент; многоствольная флейта, свирель.
II
ж.Старинный струнный инструмент.
III
ж.Употребляется как символ поэтического вдохновения, поэтического дара.
ЦЕВНИЦА - см. Кувиклы.
"свирель" (Пушкин), др.-русск. цѣвьница "струна, лира, свирель", цѣвьникъ "гусляр, лирник" (Устюжск. Кормч.; см. Срезн. III, 1447), ст.-слав. цѣв(ь)ницл λύρα (Супр.). От це́ва "трубка" (см.).
ж.
(свирель) поэт. chalumeau m
ж. уст., поэт.
cálamo m, flauta f
ЦЕВНИ́ЦА -ы; ж.
1. Старинный духовой музыкальный инструмент, многоствольная флейта, свирель. Семиствольная ц.
2. Старинный струнный инструмент. Пятиструнная ц.
* * *
цевни́цасм. Кувиклы.
* * *
ЦЕВНИЦАЦЕВНИ́ЦА, см. Кувиклы(см. КУВИКЛЫ).
см. Кувиклы.
цевн’ица (значение слова не известно) (Дан.3:5,7,10,15) — некий струнный музыкальный инструмент, напоминающий, как полагают, лиру в форме треугольника (в некоторых переводах — «духовой инструмент»). (см. музыкальные инструменты )
«ЦЕВНИЦА» (цевница — свирель, пастушеская дудочка), юношеская элегия Л. (1828) в александрийских стихах. Как и нек-рые др. произв. пансионского периода («Заблуждение Купидона», «Пир», «Пан»), стих. ориентировано на классич. антич. образы, воспринятые Л. через «Опыты» К. Н. Батюшкова (1817), антологич. стихи А. С. Пушкина и отчасти через традиции «легкой поэзии» (poésie fugitive). Поэтич. фразеология «Цевницы» восходит к «Беседке муз» Батюшкова («...Над ними свод акаций: / Там некогда стоял алтарь и муз и граций...Там некогда, кругом черемухи млечн́́ой...»; ср.: «Под тению черемухи млечной / И золотом блистающих акаций / Спешу восстановить алтарь и Муз, и Граций»). Л. стремится к пластическому, лишенному сюжетного движения описанию; картина создается существительными и гл. обр. определениями к ним; глагольная сфера крайне узка, причем глаголы состояния заметно доминируют над глаголами действия. Вместе с тем «Цевница» в большей мере, чем пушкинские стихи в антологич. роде, обнаруживает тяготение к элегии с типичным для этого жанра непосредств. выражением эмоц. состояния лирич. героя. Характерно, что в заключит. строках «Цевницы» возникает чуждая поэтике Пушкина «виньетка» («...веселие, уж взятое гробницей, / И ржавый предков меч с задумчивой цевницей!»), воспроизводящая символику элегии Е. А. Баратынского «Родина» (ср.: «...положит на гробницу / И плуг заржавленный и мирную цевницу»).Выраженное в стихах умонастроение было в кон. 1820-х гг. уже несколько архаичным, становясь объектом иронии; ср. в VI гл. «Евгения Онегина»: «...Зарецкий мой, / Под сень черемух и акаций / От бурь укрывшись наконец, / Живет, как истинный мудрец, / Капусту садит, как Гораций...». Традиция, идущая от П. Висковатого, объясняет появление опытов Л. «в древнем роде» заданностью темы, а жанрово-стилевую специфику — влиянием А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раича и архаич. лит. среды Пансиона в целом. Между тем в обращении Л. к антич. формам правильнее видеть органически необходимый этап в становлении его поэтики (Н. Бродский, В. Вацуро).Стих. положено на музыку С. Н. Василенко. Автограф — ИРЛИ, тетр. II. Впервые — «Библиогр. записки», 1861, т. 3, № 16, стлб. 487. В автографе позднее Л. приписал дату: «(1828)».Лит.: Бродский (5), с. 80—81; Вацуро (1), с. 46—49; Пейсахович (1), с. 422.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.