комплект машин и оборудования, предназначенный для транспортировки и укладки рельсо-шпальной решётки ж.-д. путей при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых дорог. П. начали применяться на железных дорогах СССР в 30-х гг. 20 в. Наибольшее распространение имеет звеньевой способ укладки пути, при котором используются звеньевые путеукладчики. Они укладывают заранее собранные на специальных базах (см. Путевая машинная станция) звенья рельсо-шпальной решётки длиной, равной длине стандартных рельсов (в СССР — 12,5 и 25 м). П. на рельсовом ходу состоит из путеукладочного крана, ж.-д. платформ, оборудованных роликами для перемещения по ним звеньев рельсо-шпальной решётки, одной или несколькими моторными платформами для транспортировки пакетов звеньев вдоль состава и маневровых операций. Путеукладочный кран (рис. 1) — самоходная машина с горизонтальной стрелой, под которой на платформе размещается пакет звеньев. По стреле перемещаются тележки с захватами, которые подцепляют верхнее звено пакета и поднимают его. Затем звено выносится вперёд (вдоль стрелы) и укладывается на балластную призму или земляное полотно. После стыковки этого звена с ранее уложенным кран вместе с платформами наезжает на только что уложенное звено и укладывает новое. Такой П. используется также и в качестве разборщика; в этом случае он забирает и укладывает на себя впереди лежащее звено и, двигаясь задним ходом, освобождает и забирает новое звено и т.д. Производительность П. на рельсовом ходу до 1200 м/ч, грузоподъёмность кранов 4,5—21 т, время укладки одного звена 1—2 мин.
При строительстве новых дорог используются тракторные путеукладчики (на гусеничном ходу), имеющие стрелу, опирающуюся спереди на трактор (рис. 2), а сзади — на портал, охватывающий путь. Портал смонтирован на двух гусеничных тележках, устанавливаемых на земляном полотне по концам шпал. Под порталом находятся платформы или тележки с пакетами звеньев. Лебёдки, смонтированные на стреле, захватывают и поднимают верхнее звено пакета, П. вместе с поднятым звеном перемещается вперёд и укладывает его на балластную призму. После стыковки звена с ранее уложенным на него перемещаются тяговой лебёдкой платформы с пакетами, захватывается очередное звено и процесс возобновляется. Тракторные П. имеют по сравнению с рельсовыми П. большую манёвренность, могут укладывать путь впереди строящихся мостов, труб, путепроводов, сокращая общие сроки строительства железных дорог. Их производительность до 1—2 км в смену.
За рубежом используются портальные путеукладчики, состоящие из нескольких лёгких портальных кранов, движущихся по рельсам или уголкам, временно уложенным вдоль балластной призмы. Под порталами находятся пакеты звеньев. Кранами захватывается верхнее звено, выносится вперёд и укладывается.
Предусматривается автоматизация работ по управлению машиной и разработка и освоение непрерывного метода укладки.
С. Л. Соломонов.
Рис. 1. Путеукладочный кран.
Рис. 2. Тракторный путеукладчик.
ПУТЕУКЛАДЧИК, -а, муж. (спец.). Машина для укладки рельсового пути целыми звеньями или плетями (в 3 знач.).
-а, м.
Комплект передвижных машин и устройств для укладки и стыковки звеньев рельсошпальной решетки железнодорожного пути.
ПУТЕУКЛА́ДЧИК, путеукладчика, муж. (тех.). Тот, кто производит укладку рельсового пути.
I
м.Рабочий по укладке рельсовых - железнодорожных или трамвайных - путей.
II
м.Машина для укладки или снятия рельсовых - железнодорожных или трамвайных - путей.
ПУТЕУКЛАДЧИК - комплект машин и оборудования для транспортировки и укладки рельсо-шпальной решетки при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых железнодорожных путей. Различают путеукладчики на железнодорожном и гусеничном ходу.
железнодорожная путевая машина для механизированной укладки и снятия рельсовых звеньев при строительстве и ремонте железных дорог
(Болгарский язык; Български) — релсополагач
(Чешский язык; Čeština) — stroj na kladení kolejových polí
(Немецкий язык; Deutsch) — Gleisverlegegerät
(Венгерский язык; Magyar) — vágányfektető gép
(Монгольский язык) — зам тавигч машин
(Польский язык; Polska) — dźwig do układania torów
(Румынский язык; Român) — maşină de pozat calea
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — pokrętna masina za polaganje železničkog koloseka
(Испанский язык; Español) — colocadora de vía férrea por tramos
(Английский язык; English) — tracklayer; tracklaying machine
(Французский язык; Français) — poseur de la voie
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
муж.;
тех. tracklayerм. тех. tracklayer.
track-laying machine, tracklayer
м.
machine f à poser des longueurs de voie prémontées
м.
tendedora de rieles, máquina de asentar carriles(de vías férreas)
м. ж.-д.
treno posabinari
ПУТЕУКЛА́ДЧИК -а; м.
1. Комплект передвижных машин и устройств для укладки и стыковки звеньев рельсошпальной решётки железнодорожного пути.
2. Рабочий по укладке железнодорожной или трамвайной линии.
* * *
путеукла́дчиккомплект машин и оборудования для транспортировки и укладки рельсошпальной решётки при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых железнодорожных путей. Различают путеукладчики на железнодорожном и гусеничном ходу.
* * *
ПУТЕУКЛАДЧИКПУТЕУКЛА́ДЧИК, комплект машин и оборудования для транспортировки и укладки рельсо-шпальной решетки при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых железнодорожных путей. Различают путеукладчики на железнодорожном и гусеничном ходу.
(a.track laying machine; н.Gleislegemaschine, Gleisverlegewagen, Gleisverleger; ф.portique de pose, poseur de la voie; и.tendedora de rieles, maquina de asentar carriles) - машина, предназначенная для укладки и разборки двухрельсовых ж.-д. путей звеньями. Применяется при стр-ве, ремонте и технол. перемещениях путей. B технол. схемах работ является головной. Ha карьерах в качестве П. широко распространены ж.-д. и гусеничные стреловые полноповоротные краны грузоподъёмностью 50-60 кH и более, отечеств. и зарубежного произ-ва. Производительность укладки (переукладки) путей зависит от способов и в разл. технол. схемах меняется от 140-160 до 400-450 м в смену. K специализир. оборудованию относятся укладочные краны типа УК-25/9, УК-25/18 и др., предназначенные для укладки и разборки путей звеньями, освобождёнными от балластной призмы. Oбласть применения укладочных кранов ограничивается прямолинейными фронтами, на участках кривых c радиусами менее 300 м требуется использование дополнит. машин, производительность при этом резко снижается. Применяются также тракторныe П. на базе тракторов T-140, T-180, ДЭТ-250, предназначенные для подъёма, фиксации, перевозки и укладки звеньев пути. Привод навесного оборудования механический или гидравлический. Производительность при переукладке путей на ширину до 50 м - 350-400 м в смену.Литература: Aрхипов A. Ф., Tонких A. A., Mингалев Ю. A., Oборудование для механизации путевых работ в шахтах, M., 1981.
комплект машин для транспортирования и укладки рельсо-шпальной решётки ж.-д. пути. П. на рельсовом ходу имеет консольный укладочный кран, моторные дизельные платформы и платформы питающего состава с готовыми звеньями рельсо-шпальной решётки, укладываемыми в путь при стр-ве и ремонте ж. д. Производительность П. до 1,2 км/ч. При стр-ве новых ж. д. применяют тракторные П., имеющие стрелу с грузовыми лебёдками, к-рая опирается спереди на трактор, а сзади на портал, установл. на 2 гусеничные тележки. Платформы с пакетами звеньев находятся под порталом. Производительность тракторных П. 1 - 2 км в смену. См. рис.
К ст. Путеукладчик. Путеукладочный кран (слева), тракторный путеукладчик (справа)
ПУТЕУКЛАДЧИК — самоходная железнодорожная (или на гусеничном ходу) машина, оборудованная механизмами для укладки (или снятия) вдоль оси пути целых рельсошпальных звеньев или плетей с помощью выносной стрелы укладочного консольного крана. Применяется при строительстве новых и ремонте эксплуатируемых железнодорожных путей.
track-laying machine, tracklayer
* * *
путеукла́дчик м.track-laying machine
* * *
track-laying machine
м. ж.-д.
macchina f per la posa dei binari, posabinari f
техн.
(машина) колієуклада́ч, -ча́
техн.
(машина) колієуклада́ч, -ча́
Большой Энциклопедический словарь. 2000.