Большая Советская энциклопедия

    вайшнавизм, один из религиозных. толков Индуизма, объединяющий целый ряд вишнуитских сект, которые, отличаясь одна от другой некоторыми религиозными догматами и обрядами, признают верховным божеством бога Вишну и почитают его главным образом в виде 2 аватар (воплощений) — Рамы (См. Рама) и Кришны (См. Кришна). Вишну и его аватары — благожелательные божества, связанные с народными солнечными культами плодородия. В. распространён в основном в Северной Индии. В В. уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. проявилась монотеистическая тенденция и была создана доктрина Бхакти—личной любви и преданности богу, отрицающая необходимость ритуала. С 11 в. н. э. в В. появляются сектантские направления; некоторые из них выражали протест против сословно-кастового неравенства и были тесно связаны с учением бхакти. Проповедник бхакти — южноиндийский философ и религиозный реформатор Рамануджа (умер в 1137) основал секту шривайшнавов, являющуюся и поныне крупнейшей из вишнуитских сект.

    Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. с франц., М., 1897; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Bhăndārkar R. G., Vaisnavism, saivism and minor religious systems, Stras., 1913.

    А. М. Осипов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Одно из двух главных - наряду с шиваизмом - течений в индуизме, распространённое преимущественно в Северной Индии; почитание бога Вишну как высшего всемогущего бога.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВИШНУИЗМ - одно из 2 главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Сев. Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего бога.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ВИШНУИЗМ, одно из 2 главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного бога.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Философская энциклопедия

    ВИШНУИЗМ

    наиболее распространенная наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения – боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период ее упадка (6–5 вв. до н.э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой – гл. богом брахманов (жрецов).

    В сер. 1-го тысячелетия до н.э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.-религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т.д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. – Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3–1 вв. до н.э. и ярко отражено в эпосе – "Махабхарате" и "Рамаяне".

    Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в "именах" Вишну. Наиболее древнее имя Вишну – Нараяна – отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлен с вождем Кришной ("Черный"), выразившим идеалы кшатриев.

    В сер. 1-го тыс. до н.э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к-рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте "Махабхараты" – в "Нараяния" и в "Бхагавата-Пуране". Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты. Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.–Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1–4, Ашхабад, 1955–58; Bhandarkar R. G., Vaishavism, Šaivism and minor religious systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Wi11mann-Grabоwska H., Stern Ph., L'Inde antique et la civilization indienne, P., 1933: Macnicol N., Tne living religions of the Indian people, L., 1934.

    Б. Смирнов. Ашхабад.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    ВИШНУИ́ЗМ -а; м. Одно из двух главных течений в индуизме (наряду с шиваизмом), заключающееся в почитании Вишну как верховного всемогущего бога.

    * * *

    вишнуи́зм

    одно из 2 главных (наряду с шиваизмом) течений в индуизме, распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну как верховного всемогущего Бога.

    * * *

    ВИШНУИЗМ

    ВИШНУИ́ЗМ, одно из двух главных (наряду с шиваизмом(см. ШИВАИЗМ)) течений в индуизме(см. ИНДУИЗМ), распространено главным образом в Северной Индии. Вишнуиты почитают Вишну(см. ВИШНУ) как верховного всемогущего бога.

    * * *

    ВИШНУИ́ЗМ, одно из двух главных (наряду с шиваизмом(см. ШИВАИЗМ)) направлений индуизма(см. ИНДУИЗМ), в основе которого лежит культ Вишну(см. ВИШНУ) и связанных с ним богов (прежде всего Кришны(см. КРИШНА (бог в индуизме)) и Рамы(см. РАМА (герой эпоса))).

    Формирование

    Фигура Вишну входит в состав ведийского пантеона (см. Ведийская религия(см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ)), занимая в нем внешне незначительное место. Однако, будучи соратником Индры(см. ИНДРА), Вишну играет принципиально важную роль в его борьбе против Вритры(см. ВРИТРА). Он делает знаменитые «три шага», смысл которых истолковывался по-разному, но наиболее существенна космогоническая интерпретация: ими достигается своего рода синтез только что возникшего космоса, укрепляются его структура и целостность. Характерно, что специфической функцией Вишну как члена индуистской триады Брахма(см. БРАХМА)-Вишну-Шива(см. ШИВА) является именно охрана мира, поддержание в нем порядка и справедливости. Но чтобы занять свое место в этой триаде и стать верховным богом, почти бесплотному ведийскому Вишну пришлось пройти долгий и сложный путь развития, в течение которого происходило насыщение его образа разнородным мифологическим и культовым материалом.

    Важнейшей промежуточной фигурой на этом пути был Нараяна(см. НАРАЯНА), аборигенный по происхождению бог, культ которого включал в себя множество архаических элементов, в том числе человеческие жертвы, а также аскезу(см. АСКЕЗА) и йогу(см. ЙОГА). Во время одного из жертвоприношений Нараяна вбирает в себя весь мир и обретает качество вездесущности. В процессе взаимодействия брахманизма(см. БРАХМАНИЗМ) с местными религиями именно он стал выдвигаться на роль верховного бога. В «Шатапатха брахмане» и «Маханараяна упанишаде» он отождествляется с Праджапати(см. ПРАДЖАПАТИ) и Пурушей(см. ПУРУША) и признается высшей сущностью Брахмана(см. БРАХМАН), Атманом(см. АТМАН), всеобщим богом. Важный эпитет, которым наделяется Нараяна, — Бхагават(см. БХАГАВАТ) или Бхагаван («Обладающий долей», «Наделяющий долей»), давший название течению бхагаватизма(см. БХАГАВАТИЗМ) (который можно рассматривать как стадию формирования вишнуизма), закрепившему поклонение высшему космическому началу в форме личного бога, способного одарить адепта(см. АДЕПТ) благами или определенной судьбой.

    Другой фигурой, сыгравшей существенную роль в процессе формирования культа Вишну, был Васудева(см. ВАСУДЕВА), один из пяти братьев, обожествленных героев кшатрийского клана вришниев. Оттеснив в процессе эволюции культа своих братьев и сестру, он стал верховным богом вришниев и получил эпитеты Бхагават и Кришна («Черный»). Один из братьев Баларама(см. БАЛАРАМА), сохранивший тесную связь с Васудевой, понимался как воплощение Санкаршаны, аборигенного божества плодородия, связанного с культами воды и змей. Он ассоциировался с Нараяной, но в дальнейшем воплотился в образе Шеши(см. ШЕША), или Ананты(см. АНАНТА), мирового змея, образовавшего ложе для Вишну посреди мирового океана.

    Роль Кришны-Васудевы как всемогущего бога особенно отчетливо проявляется в «Бхагавадгите»(см. БХАГАВАДГИТА), где он многократно именует себя сущностью бытия, Атманом. Он изображается вбирающим в себя весь мир, подобно Нараяне (хотя в тексте так не назван). Лишь вскользь упоминается имя Вишну, хотя, с точки зрения вишнуизма, Кришна — воплощение Вишну, и об этом неоднократно говорится в «Махабхарате»(см. МАХАБХАРАТА). В целом, процесс взаимоотождествления Васудевы-Кришны, Нараяны и Вишну был долгим, многоступенчатым и во многом для нас неясным. Окончательное слияние этих культов произошло, видимо, лишь во 2-й половине 1 тыс. н. э., что нашло отражение в пуранах(см. ПУРАНЫ) (напр. «Вишну-пурана», «Бхагавата-пурана»). Имя Нараяна стало одним из одним из многочисленных имен Вишну.

    Мифология и культ

    В эпосе образ Вишну наделен всеми присущими ему иконографическими чертами. Он изображается красивым юношей с лотосоподобными глазами, с темным, с отливом в синеву телом. На груди у него — крупный сапфир Каустубха, на голове — диадема. Цвет одежд — желтый. Обычно у него четыре руки, в которых он держит палицу, диск (чакру(см. ЧАКРА)), являющиеся основным его оружием, раковину и лотос. Характерная поза Вишну — возлежание на кольцах змея, плавающего в мировом океане. Когда Вишну спит, вселенная пребывает в нем; когда просыпается, из его пупка вырастает лотос, в венчике которого сидит Брахма, — образ, подчеркивающий верховный статус Вишну, порождающего самого бога-творца. Ездовым животным (ваханой) Вишну является мифический орел Гаруда(см. ГАРУДА).

    Центральный пункт мифологии Вишну — аватара(см. АВАТАРА), периодическое его появление в мире в том или ином облике с целью защиты богов и людей от опасности или зла (в частности, от демонов-асуров(см. АСУРЫ)). Такие воплощения многочисленны, но основными признаются десять: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Вараха (вепрь), Нарасимха (человеко-лев), Вамана (карлик), Парашурама(см. ПАРАШУРАМА) (Рама с топором), Рама (царевич, герой «Рамаяны»), Кришна, Будда(см. БУДДА), Калкин (будущее воплощение в виде всадника с мечом).

    Неотъемлемую часть культа Вишну образует почитание его супруги Лакшми(см. ЛАКШМИ). Ее образ также восходит ко многим истокам, один из которых — ведийская богиня счастья и благополучия Шри. Связан он и с аборигенными верованиями, в частности, с культами плодородия и животных (в том числе слона и коровы). В индуизме Лакшми почитается и самостоятельно (как богиня удачи и процветания), и вместе с Вишну (как любящая его супруга).

    Развитие вишнуизма в средние века

    Со 2 в. начинается интенсивное развитие вишнуизма. Большую поддержку оказали ему цари династии Гуптов(см. ГУПТЫ) (4—5 вв.), считавшие себя воплощениями Вишну. На юге всплеск вишнуизма связан с деятельностью альваров, поэтов, проповедовавших бхакти(см. БХАКТИ). Корпус поэтических текстов, созданных ими с 6 по 11 вв., составил основу теолого-философской традиции, в лоне которой вырос выдающийся философ Рамануджа(см. РАМАНУДЖА). В этот же период повсеместно начали строиться крупные вишнуитские храмы. Приходящие в них адепты почитают бога пуджей(см. ПУДЖА), пением гимнов, произнесением «тысячи имен» Вишну. Универсальная мантра(см. МАНТРЫ) вишнуитов, приносящая благо и процветание, — «Ом намо нараяная» («Ом, слава Нараяне»). Дающими удачу считаются и знаки чакры и раковины, которые вишнуиты наносят на тело (часто в виде татуировок). Священным налобным знаком вишнуитов является белая «ижица» с красной вертикальной черточкой внутри.

    Бурный рост вишнуизма в средние века в немалой степени связан с громадной популярностью образов Рамы и Кришны. Культ последнего стал мощным течением, приобретшим самостоятельное значение (см. кришнаизм(см. КРИШНАИЗМ)). Этому способствовало мощное распространение бхакти, легко и естественно совпавшего с кришнаизмом.

    Хотя фигуры Вишну и Шивы значительно отличаются друг от друга (благостный, светлый аспект божества выражен в образе Вишну несравненно отчетливей), некоторые культы, особенно на низовом, народном уровне соединяют в себе вишнуитские и шиваитские элементы, что отражает сложный, синкретический характер обоих направлений индуизма, имеющих немало общих корней.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    иначе вайшнавизм, - один из религ. толков индуизма, объединяющий целый ряд вишнуитских сект, к-рые, отличаясь одна от другой нек-рыми религ. догматами и обрядами, признают высшим божеством бога Вишну, почитают его аватары и следуют доктрине бхакти. Монотеистич. доктрина В. была создана брахманами еще в сер. 1-го тыс. до н. э. Однако В. был оттеснен буддизмом и снова возродился только в первые века н. э. В этот период, по-видимому, был создан ряд вишнуитских пуран - памятников др.-инд. эпич. лит-ры, в к-рых было развито древнее учение об аватарах и бхакти. В правление Гуптов В. уже пользовался покровительством царей этой династии. В первые века н. э. В. начал распространяться в ряде гос-в Юж. Индии. С 11 в. в В. появляются сектантские направления; нек-рые из них выражали протест против сословно-кастового неравенства и были тесно связаны с движением бхакти. Проповедник бхакти - южноиндийский философ и религ. реформатор Рамануджа (ум. в 1137) основал секту шри-вайшнавов, являющуюся и поныне крупнейшей из вишнуитских сект.

    Лит.: Барт А., Религии Индии, пер. (с франц.), М., 1897; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1-2, М., 1956-57; Bhandarkar R. G., Vaisnavism, Saivism and minor religious systems, Stras., 1913.

    А. М. Осипов. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Словарь индуизма

    одно из главных, наряду с шиваизмом, направлений индуизма, монотеистич. почитающее Вишну в кач-ве верховного божества, Абсолюта и одновременно — личностного бога, воплощающегося на земле в териоморфном или антропоморфном облике (см. АВАТАРА). Следы величия Вишну обнаруживаются в "Ригведе", где он известен своими "тремя шагами", интерпретируемыми традиционно в связи с солярностью образа как три фазы солнца или же, что более принято, в космогенетич. Плане — как устроение тройственной вселенной — земли, неба и промежуточного пространства (см. ТРИВИКРАМА). Соратник Индры в демоноборчестве, ведийский Вишну уступает ему в значении, тогда как в эпич. переложении мифа о сокрушении Индрой Вритры Индра одерживает победу только благодаря абсолютному могуществу Вишну. Его возвышение начинается с брахман, где он отождествляется с жертвоприношением как силой космогенеза. С именем Васудэвы, отождествленного с Кришной-Бхагаваном, связывается возникновение на рубеже н. э. религ. доктрины бхагаватизма, получившей свое воплощение в священном тексте индуистов — 'Бхагавад гите", входящей в VI кн. "Махабхараты". В религии бхагаватов на смену безличному Абсолюту, началу вселенной, приходит личностный бог, к к-рому верующий испытывает сильную эмоциональную привязанность — бхакти. Завершающим пунктом формирования собств вишнуитской мифологии считается отождествление Вишну и Кришны. Кришне, одному из наиб, почитаемых воплощений (аватар) Вишну, в приложении к "Махабхарате" — "Хариванше", а также в пуранах, присущи черты обожествленного героя скотоводч. племен (абхиров, ядавов, вришниев, сатватов); ср. именование Вишну в "Ригведе" — Гопал (Пастух), поскольку тучи ассоциировались с коровами. В пуранах, в связи с раскрытием философского смысла системы вьюх, духовных эманации верховного божества, встречаются сведения о существовании в древности культа пяти братьев-героев из племени вришниев, среди к-рых, наряду с Васудэвой, называется и Санкаршана; изнач. — местное божество плодородия, тот постепенно сливается с Нараяной, к-рый, прежде чем был отождествлен с Кришной-Васудэвой, а затем и с Вишну, почитался как самостоятельная фигура, возможно, аборигенного происхождения, ассоциирующаяся с погребальным обрядом, человеч. жертвоприношением и ритуальным экстазом. В цепи идентификаций, сопровождавших процесс сложения вишнуитской мифологии, — эпическая пара мудрецов-драконоборцев Нара-Нараяна, где Нара — герой "Махабхараты" Арджуна в прошлом рождении, а Нараяна — Кришна-Васудэва. Наиболее чтимая до сих пор вишнуитская тиртха — Вишала-Бадари. В распространении вишнуизма в средневековье особая роль принадлежит проповедникам-гуру, среди которых — Рамануджа (XI в.), Мадхва (XIII в.), его последователь Рамананда и Кабир (XV в.).

    С. Невелева

  15. Источник: Словарь индуизма



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: