наука о фольклоре (народном творчестве (См. Народное творчество)). В зависимости от научных представлений о предмете Ф. изменялись и её границы, и её место среди др. наук. Ф. определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину др. наук: истории культуры, социологии. Постепенно Ф. становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования. Ф. изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и др. коллективное творчество народных масс.
Возникновению Ф. предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление Ф. – Мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм). В 19 – начале 20 вв. основными направлениями мировой Ф. были: Миграционная теория (теория заимствований – Т. Бенфей), антропологическая школа («Самозарождения сюжетов теория» – Э. Б. Тайлор), Этнопсихологическая школа (В. Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны). Крупнейшие представители Ф. в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др. В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (См. Историческая школа) (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическомотношении в пределах эволюционизма и Позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития Ф. Идеалистические тенденции в Ф. 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах зап.-европ. и амер. Ф. С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой Ф. оказался Структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.
Диалектико-материалистическоле изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими сов. фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников сов. Ф. – М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы. Современная марксистская Ф. в СССР и социалистических странах изучает фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследует национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяет отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствует усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества. Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов народного творчества создаёт перспективу для Ф. как науки синтетической. Основные современные международные фольклористические общества: Фольклорное товарищество (Folklor Fellows), Международное общество этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF), Международный совет народной музыки (IFMC). В СССР – Научный совет по народному творчеству при Отделении литературы и языка АН СССР, Всесоюзная фольклорная комиссия при Союзе композиторов СССР.
Лит.: Чичеров В. И., Маркс – Энгельс о фольклоре, «Советский фольклор», 1936, № 4–5; Фридлендер Г. М., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, 2 изд., М., 1968; Ленинское наследие и изучение фольклора. [Сб.], Л., 1970: Коккьяра Дж., История фольклористики в Европе, пер. с итал., М., 1960; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. – Л., 1963; Мелетинский Е., Вопросы теории эпоса в современной зарубежной науке, «Вопросы литературы», 1957, №2: Землянова Л. М., Современная американская фольклористика. Теоретические направления и тенденции, М., 1975; Путилов Б. Н., Методология сравнительно-исторического изучения фольклора, Л., 1976; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1–4, СПБ, 1890–92; Азадовскпй М. К., История русской фольклористики, т. 1–2, М., 1958–63; Бандарчык В. К., Гicторыя беларускай этнаграфii XIX ст., Miнск, 1964: Дей О. I., Сторшки з icторiї українськоi фольклористики, К., 1975: Соколова В. К., Советская фольклористика к 50-летию Октября, «Советская этнография», 1967, №5; Гацак В. М., Фольклористика Советского Союза за 50 лет, «Изв. АН СССР. Отделение литературы и языка» 1972, т. 31, в. 6.
Иностр. литературу по Ф. см. Bibliographie Internationale des Arts et Traditions Populaires (Internationale Volkskundliche Bibliographie), Bale – Bonn, 1949 –,
В. Е. Гусев
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, -и, жен. Наука о фольклоре.
| прил. фольклористический, -ая, -ое.
-и, ж.
Наука о фольклоре (в 1 знач.).
Русская фольклористика.
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, фольклористики, мн. нет, жен. (научн.). Наука о фольклоре (см. фольклор в 1 и 2 знач.).
ж.
Научная дисциплина, изучающая фольклор I.
ФОЛЬКЛОРИСТИКА - наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.
жен. study of folklore
ж.
ciencia del folklore
ж.
studi folcloristici
наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России). Зарождение фольклористики связано с романтическим направлением в философии, науке и искусстве начала 19 в., которое утверждало, что история народа определяется не волей отдельных личностей, а является проявлением его «духа», выражающимся во всех областях коллективного творчества (язык, мифология, фольклор). Во второй пол. 19 в. в европейской фольклористике сложилась антропологическая школа, которая объясняла сюжетное сходство в фольклоре разных наций биологическим единством человеческого рода. Народно-психологическая школа, возникшая в начале 20 в., пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, называвшееся в России исторической школой: считавшая, что фольклор обусловлен социальной жизнью (В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике видное место занимает английская антропологическая школа, представленная в трудах Дж. Фрезера, автора работы о первобытной религии и магии «Золотая ветвь» (1890), посвящённой анализу первобытных обрядовых действий и связанных с ними песен и других жанров фольклора. А. Н. Веселовский разрабатывал в фольклористике теорию миграций, утверждавшую условием заимствования типологический универсализм. В зависимости от того, что доминировало в определении самого фольклора, формировались различные традиции его изучения. Так, во Франции появились термины tradiciones populaires (народные традиции) и d?mopsychologie (народная психология). Растворяли фольклор и в общем народоведении: Volksforschung (нем.), d?mologie (фр.), scienza demica (итал.), demosofia (исп.) и др. Смежными с фольклористикой науками являются история, этнография, история религий, лингвистика, литературоведение, музыковедение, хореография, однако прерогативой фольклористики остаётся народное традиционное искусство слова во всех его состояниях – от отдалённой древности до новейшего времени. В настоящее время в связи с размыванием «научных жанров» и изменением социального облика фольклористики как науки происходит трансформация понятийного аппарата, смена методологических и тематических ориентиров. Главным дискуссионным моментом является вопрос о границах дисциплины в российской и западной фольклористике: чем фольклор отличается от этнографии, от литературы? Тем не менее в области теоретического и прикладного исследования фольклора и традиционной культуры выделяют национальный фольклор и этнографию; историю и теорию духовной и материальной народной культуры; поэтику и речевое строение традиционного текста; историю и теорию взаимодействия языка, фольклора и литературы; основы историко-типологических исследований в области мирового фольклора и литературы. Фольклористика как теоретическая дисциплина сформировалась благодаря исследованиям В. Я. Проппа, П. Г. Богатырёва, В. М. Жирмунского, Е. М. Мелетинского, К. В. Чистова, Б. Н. Путилова и др. Сравнительно-исторический, структурно-типологический и семиотический аспекты рассмотрения фольклора дополняют друг друга, демонстрируя многомерность результатов научного анализа. Синкретический характер устных традиций (словесный текст – музыкальная форма – обрядовый или ритуализованный бытовой контекст) также предполагает синтез знаний в данной области, лежащей на пересечении филологических, этнографических и искусствоведческих исследований. Актуальными задачами фольклористики являются выяснение современных процессов в крестьянской культуре и связанная с ним «борьба» за аутентичность, исследования в области городского фольклора, проблемы персонального нарратива и устной истории, современного фольклора как интертекста, «антифольклора» и «постфольклора» (концепции Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах высших учебных заведений.
ФОЛЬКЛОРИ́СТИКА -и; ж. Совокупность наук, изучающих фольклор (2 зн.). Русская ф. Достижения фольклористики.
* * *
фольклори́стиканаука о фольклоре, включающая собрание, публикацию и изучение произведений народного творчества.
* * *
ФОЛЬКЛОРИСТИКАФОЛЬКЛОРИ́СТИКА, наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.