Большая Советская энциклопедия

    раздел языкознания (См. Языкознание), изучающий звуковые средства, сопровождающие Речь, но не относящиеся к Языку, особенности громкости, некодифицированные изменения мелодики, распределение пауз, звуки — «заполнители» пауз (типа русского «ммм...») и т.д. Понятие П. было введено в конце 40-х гг. 20 в. американским лингвистом А. Хиллом; в советской науке явления П. были предметом изучения ещё в 30-х гг. («Экстранормальная фонетика» Н. В. Юшманова). В более расширенном понимании П. изучает также особенности мимики и жестикуляции в процессе общения (т. н. кинесику). В современном советском языкознании П. уделяется большое внимание как в связи с общим теоретическим интересом к структуре и протеканию процессов общения, так и в практическом плане (речевое воздействие, опознание эмоционального состояния по речи и т.п.).

    Лит.: Николаева Т. М., Успенский Б. А., Языкознание и паралингвистика, в сборнике: Лингвистические исследования по общей и славянской типологии, М., 1966, Колшанский Г. В., Паралингвистика, М., 1974.

    А. А. Леонтьев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Раздел лингвистики, изучающий внеязыковые средства речевого общения.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ПАРАЛИНГВИСТИКА - раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. paralinguistics

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Философская энциклопедия

    ПАРАЛИНГВИСТИКА

    (от греч. παρα – около) – направление в науке, возникшее на рубеже лингвистики, психологии, этнографии, медицины и культурной антропологии в начале 50-х гг. 20 в. в США. Его представители – Дж. Трегер, Г. Смит, И. Хокет, Т. Себеок и др. П. изучает явления, сопровождающие языковое общение людей и несущие при этом информацию, истолковываемую определ. образом (тембр голоса, интонации, кашель, жесты, манера говорить и т.д.). Из различных аспектов знаковой теории П. ближе всего стоит к прагматике, изучающей реакцию воспринимающего на знаковое высказывание.

    Предмет П. в наст. время только формируется, поэтому его трудно четко и строго соотнести с предметами др. смежных наук. Существуют различные понимания области, исследуемой П.: в узком смысле она включает звуковые явления, сопровождающие звуковое высказывание; в более широком – всякие (необязательно звуковые) сопровождения устного человеч. общения; наконец, при самом широком подходе (когда язык не связывается с определ. субстанцией) П. охватывает вообще всякие явления, сопровождающие языковую деятельность – звуковую, графическую, кинетическую и т.д. В последнем случае в П. включается и п а р а к и н е с и к а – явления, сопровождающие жестовую коммуникацию. К П. относятся также особенности письма, свидетельствующие о графич. навыках пишущего, о его физич. и душевном состоянии.

    Паралингвистич. явления представляют собой побочный продукт коммуникации и, в отличие от собственно языковых высказываний, обычно не строятся говорящим сознательно, однако они воспринимаются и интерпретируются участниками общения. Различаются обязат. и факультативные паралингвистич. явления: к первым относятся окраска голоса, темп речи, манера письма и т.д., ко вторым – звуки типа кашля, рыданий, причмокиваний, а также жестовые сопровождения речи. Будучи бессознательными, эти явления могут сознательно имитироваться (с целью выразить то или иное душевное состояние или – в случае письменной коммуникации – имитировать чужой почерк). Актерская имитация паралингвистич. феноменов может быть реалистической или стилизованной (таково учение о выразительности жестов и мимики, разработанное в театре Востока).

    При изучении паралингвистич. явлений существенно выяснить, насколько они условны или, напротив, естественны; насколько они ориентированы на воспринимающего или являются полностью непроизвольным самовыражением говорящего; насколько они самостоятельны от собственно языковых высказываний, к-рые ими сопровождаются, – т.е. насколько они организованы в систему и насколько эта система поддается существующим методам исследования или требует новых методов. Предполагается, что паралингвистич. явления не образуют самостоят. системы и их системное рассмотрение возможно лишь в более широком контексте, когда они выступают как элементы языкового сопровождения. Что касается методов исследования П., то здесь ощутимы серьезные трудности, поскольку аппарат лингвистики недостаточен для этих целей, а спец. аппарат до сих пор в удовлетворит. виде построить не удалось.

    Важность развития П. осознана в связи с потребностями практики и ряда наук, смежных с языкознанием. Напр., при преподавании иностр. языков выявилось, что изучение собственно языка недостаточно для полного понимания носителей изучаемого языка из-за наличия таких паралингвистич. явлений, к-рые обусловлены нац. или культурной спецификой (манера выражать эмоции, жестикулировать, вступать в человеч. контакты). В сфере междунар. общения пренебрежение паралингвистич. элементами может привести к недоразумениям (один и тот же жест – напр., кивок головой – у разных народов может быть истолкован как отказ или как согласие). В области искусства непонимание паралингвистич. функций языкового сопровождения может привести к неправильному изображению поведения людей др. эпох или стран. Адекватная интерпретация паралингвистич. явлений существенна для медицины, где соответствующие специфич. признаки (дрожание голоса, нервные движения рук во время речи, замедленный или учащенный темп речи и т.д.) могут служить симптомами определ. заболеваний. Паралингвистич. элементы важны и для криминалистики (определение личности преступника по характерному написанию букв, по специфике голоса, жестового сопровождения и т.п.).

    В человеч. общении интерпретация паралингвистич. элементов воспринимающим состоит в перекодировании информации, полученной от говорящего, в знаки др. кода, известного воспринимающему (напр., врач перекодирует, "прочитывает" паралингвистич. явления, сопровождающие речь больного, в виде симптомов заболевания). Т.о., умение воспринимать и интерпретировать паралингвистич. явления требует специального знания – тем более специального, чем сложнее данные паралингвистич. элементы.

    Лит.: Хаймз Д. X., Общение как этнолингвистич. проблема, "Вопр. языкознания", 1965, No 2; Trager G. L., Paralanguage: a first approximation, "Studies in Linguistics", 1958, v. 13; его же, Taos III, Paralanguage, "Anthropological Linguistics", 1960, No 2; Вirdwhistell R., Paralanguage – 25 years after Sapir, в кн.: Lectures on experimental psychiatry, Pittsburgh, 1961; Approaches to semiotics. Cultural anthropology, education, linguistics... Transactions of the Indiana University Conference on paralinguistics and kinesics, The Hague, 1964; Darwin Сh., The expression of the emotions in man and animals, L., 1872.

    Т. Николаева. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    ПАРАЛИНГВИ́СТИКА -и; ж. Раздел языкознания, изучающий жесты, мимику, громкость звучания и т.п., сопровождающие устную речь.

    Паралингвисти́ческий, -ая, -ое. П. репертуар речи.

    * * *

    паралингви́стика

    раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включённые в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т. п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.

    * * *

    ПАРАЛИНГВИСТИКА

    ПАРАЛИНГВИ́СТИКА, раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Словарь социолингвистических терминов

    1. Раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию.

    2. Совокупность неречевых (невербальных) средств, участвующих в речевой коммуникации.

    См. также: Паралингвистические средства общения

  13. Источник: Словарь социолингвистических терминов



  14. Словарь лингвистических терминов

  15. Источник:



  16. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: