Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Философская естественнонаучная теория, рассматривающая Землю как часть космоса с общими, универсальными законами развития.

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОСМИЗМ -..1) совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие (как в учении Н. Ф. Федорова) в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств

    2)] В более узком смысле - художественные направления, опирающиеся на такого рода философию и близкие символизму (см. "Амаравелла") либо непосредственно связанные с мотивами научной фантастики или реальной космонавтики; непосредственно примыкают к более свободному жанру фэнтези.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Космизм

    КОСМИЗМ — одно из характерных свойств пролетарской поэзии эпохи гражданской войны 1918—1921, позволяющее часто называть К. весь стиль пролетарской поэзии тех лет, что излишне суживает определение этого стиля. К. был распространен в творчестве поэтов Пролеткульта, а затем групп «Кузница» (М. Герасимов, В. Кириллов, В. Александровский, И. Филиппченко, В. Казин и др.) и «Космист» (И. Садофьев, А. Крайский и др.).

    К. как характерная черта пролетарского поэтического стиля 1918—1921 вырос из гиперболизма, обусловленного стремлением претворить в образы величие и беспредельную мощь пролетарской революции, впервые победившей в России и разгоравшейся в Европе (напр. восстания спартаковцев, советские республики в Баварии и Венгрии и т. д.). Именно этой задаче служат многочисленные образы космической революции: «Нашей планете найдем мы иной ослепительный путь» (В. Кириллов), «Звезды в ряды построим, в вожжи впряжем луну» (он же), «Воздвигнем на каналах Марса дворец Свободы Мировой» (М. Герасимов) и т. д. и т. п. К космическим же образам толкало и естественное стремление дать новое восприятие природы сквозь призму пролетарской психологии, новый пейзаж.

    Такой К., являющийся лишь метафорическим средством передачи идеи величия и мощи международной пролетарской революции, закономерный и для своего времени плодотворный, таил в себе и значительные опасности. При недостаточно тесной связи с повседневной практикой класса, при недостаточной политической закалке, при некритической учобе у символистов К. как метафора легко вырождался в космизм как мировоззрение, в псевдопролетарский пантеизм. Так, Казин тянется к «любви вселенской» и «без ласки человечной не одинок, не одинок».

    Переход к мирному строительству в 1921, потребовавший коренного перевооружения пролетарской поэзии, обнаружил банкротство К., породив творческий кризис поэтов, не сумевших отбросить К. и перейти к новому реалистическому творческому методу. Зачинатель нового этапа пролетарской поэзии, Безыменский обрушился на К., призывая поэтов перестать «планеты перекидывать, как комья», и восклицая: «Довольно неба и мудрости вещей». К 1923—1924 К. был преодолен пролетпоэзией окончательно (см. Пролеткульт, Кузница и Пролетарская литература русская).Библиография:

    Воронский А., О группе писателей «Кузница», в кн. «Искусство и жизнь»; Ингулов С., На ущербе, «На посту», 1923, I; Дубовской В., О пролетарской литературе; Лелевич Г., Творческие пути пролетарской литературы; Его же, Литературный стиль военного коммунизма, «Литература и марксизм», 1928, II; Полянский Вал., Социальные корни русской поэзии XX в., в кн. «Вопросы современной критики»; Шувалов С., Образы в поэзии Герасимова, в кн. «Семь поэтов», М., 1927.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    КОСМИЗМ

    КОСМИЗМ — религиозно-философское и естественнонаучное течение. Хотя попытки распрстранения теории эволюции на весь космос были предприняты в конце 19 — начале 20 в. Д. Фиском (США), но как самостоятельное течение космизм утвердился в России. В естественнонаучной форме идеи космизма развивались Н. А. Умовым,Д. И. Вернадским, К. Э. Циолковским, Н. Г. Холодным, А. Л. Чижевским. Религиозно-философское направление русского космизма представлено Н. Ф. Федоровым, Вл. С. Соловьевым и др.; поэтически-художественное направление — В. Ф. Одоевским, А, В. Сухово-Кобылиным, Н. Заболоцким, А. Платоновым и др.

    Естественнонаучное течение русского космизма отказывается от идеи природы-автомата и вводит жизнь в самую основу космоса, для него характерно целостное восприятие мира. Религиозно-философское направление русского космизма обеспокоено судьбой человечества, вовлеченного в ритм бесконечного становления истории. Если условием бесконечного прогресса истории является смерть, то, по словам Федорова, необходимо победить смерть, т. е. воскресить все, когда-либо жившее. Поэтически-художественное направление в русском космизме требует обновления способов приобщения человека к абсолютным посылкам культуры путем переосмысления соотношения души и космоса.

    В русском космизме выделяются две тенденции: органическая и проективистская. Органическая — представлена Вернадским и воплощена в теории биосферы и ноосферы. Проективистская —
    • Федоровым и Циолковским. В терминах проективистското сознания русский космизм сформулировал ответ на вызов человечеству со стороны глобальных проблем: в перспективе человек должен оставить землю и переселиться в космос. В терминах органического сознания русский космизм сформулировал идею пределов роста промышленности в связи с истощением природных ресурсов.

    Философской особенностью русского космизма является попытка обойти проблему гносеологической разъединенности субъекта и объекта, стремление увидеть сущее со стороны их изначального онтологического тождества. В этом смысле можно говорить о связи русского космизма с философией всеединства Вл. Соловьева, а также с софиологическими концепциями П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова. Лит.: Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993; Русский космизм. М., 1996.

    Φ. И. Гиренок

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    КОСМИЗМ (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамар-дашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие К. связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. Пифагор предложил понимание космоса как Универсума; Гераклит разрабатывал учение о Космосе как «Миро-строе». У Платона Космос - упорядоченная часть Вселенной, противоположная Хаосу. Гностицизм, возникший на основе иудо-христианской идеи грехопадения, описывал Космос как творение злого демиурга, природу как «ущербную», а задачу человека видел в высвобождении духа из материи. Геродот ввел понятие Космоса для обозначения государственного политического строя как системы, устроенной по космическим законам. В средневековье Коперник и Бруно дополняют теорию Космоса учением о множественности обитаемых миров. В религиозных системах К. является неотъемлемой частью теологии. Для эзотерических учений (каббала, теософия) К. связан с астрологическими знаниями о Вселенной и человеке, который телесно и духовно отражает в себе звездное небо. В науке учение о К. основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Исторически научная мысль о Космосе связана с борьбой сторонников гелио - и геоцентрической систем. В настоящее время научные представления о Космосе опираются на теорию Большого взрыва.

  9. Источник: Новейший философский словарь



  10. Энциклопедический словарь

    КОСМИ́ЗМ -а; м. Философская естественнонаучная теория, рассматривающая Землю как часть космоса с общими, универсальными законами развития.

    * * *

    КОСМИЗМ

    КОСМИ́ЗМ,

    1) совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие (как в учении Н. Ф. Федорова(см. ФЕДОРОВ Николай Федорович)) в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств.

    2) В более узком смысле — художественные направления, опирающиеся на такого рода философию и близкие символизму(см. СИМВОЛИЗМ) (см. «Амаравелла»(см. АМАРАВЕЛЛА)) либо непосредственно связанные с мотивами научной фантастики или реальной космонавтики; непосредственно примыкают к более свободному жанру фэнтези(см. ФЭНТЕЗИ).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: