Словарь Брокгауза и Ефрона

    (τριήρης) — у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса. Гребцы размещались у обоих бортов Т.; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами (θρανϊται). Немного ниже сидели зевгиты (ζευγιται), еще ниже — фаламиты (θαλαμιται). В первом ярусе с каждой стороны сидели 31 гребец, в остальных двух — по 27. Сверху прикрытием для гребцов служили тенты, крыши из холста, брезенты. Работа происходила под командой особого начальника (κελευστής), у которого был помощник, так называемый триеравл (τριηραύλης — триерный флейтист), дававший, в случае надобности, сигналы трубою и исполнявший обязанности корабельного эконома. Экипаж Т. во время греко-персидских войн состоял из 200 человек,. На корме помещалась будка — рубка капитана; перед нею сидел рулевой. Украшениями кормы на Т. служили, между прочим, голова лебедя, шток с флагом, изображения богов и проч. Нос Т. представлял собою как бы остроконечный клюв и заканчивался или тремя зубцами, или фигурами головы крокодила, кабана и других животных. Якорей на Т. было 4, позднее 2; они поднимались и опускались с помощью ворота. Палубы сперва были неполные: надстилки устраивались на корме, на носу и по бортам, над сиденьями зевгитов и фаламитов. Позднее (после греко-персидских войн) были введены корабли со сплошною палубою, под которою бывала еще нижняя палуба или пол. Посреди Т. возвышалась большая мачта с реей и четырехугольным парусом; на носу устраивалась так назыв. фок-мачта. Наибольшая длина Т. составляла 36,5 м, наибольшая ширина — 4,26 м, глубина — 0,925 м; водоизмещение судна без снастей и рангоута было равно 42 тоннам, водоизмещение с экипажем и всем вооружением — 82 тонны; средняя скорость движения — 5,4 узла. См. Torr, "Ancient ships" (Кембридж, 1894); L. Weher, "Die Lösung des Trierenrätsels" (Данциг, 1893); Cartault, "La trière Athénienne, étude d'archéologie navale" (П., 1881); J. Kopecky, "Die Attischen Trieren" (Лпц., 1890); С. Rados, "Ναυτικη τακτική των αρχαίων" (Афины, 1898); Grazer, "De re navali veterum" (Б., 1864); Jules Vars, "L'art nautique dans l'Antiquité" (П., 1887); статья Navis в "Dictionary of greek and roman Antiquities" (Л., 1891); С. Цыбульский, "Греческие и римские суда, объяснительный текст к IV таблице для наглядного преподавания и изучении греческих и римских древностей" (СПб., 1901).

    Н. О.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. трие́ра;
    2. трие́ры;
    3. трие́ры;
    4. трие́р;
    5. трие́ре;
    6. трие́рам;
    7. трие́ру;
    8. трие́ры;
    9. трие́рой;
    10. трие́рою;
    11. трие́рами;
    12. трие́ре;
    13. трие́рах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ушакова

    ТРИЕ́РА, триеры, жен. (греч. trieres) (ист.). То же, что трирема.

  5. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Военный корабль с тремя рядами весел, расположенными друг над другом (в Древней Греции).

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Советская историческая энциклопедия

    (греч. trinrns) - военное гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавшихся тремя ярусами (в верхнем - по 31, в следующих - по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первоначально неполная, позднее - сплошная. На корме находилось помещение для командира корабля. Длина - до 36,5 м, ширина - 4,26 м, водоизмещение - 82 т; экипаж - до 200 чел.; скорость - 5,4 узла. Существовали также суда с 1-2 (в Др. Риме уни-ремы и диремы) и 4-5 (в Др. Риме квадриремы и пентиремы) ярусами гребцов, однако суда типа Т. (в Др. Риме триремы), благодаря значит. маневренности и средним размерам, являлись осн. типом воен. гребного корабля.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия