термин финансовых вычислений, означающий день, с которого начинается исчисление процентов по текущим счетам.
I
Эпо́ха (от греч. epoche, буквально — остановка)
продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.
IIЭпо́ха («Эпо́ха»,)
русский ежемесячный литературный и политический журнал, издававшийся в Петербурге в 1864—65 М. М. и Ф. М. Достоевскими взамен их же журнала «Время».В «Э.» публиковались Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков и др. Журнал проводил идеи почвенничества (См. Почвенничество), близкие программе славянофилов. Полемизировал с «Современником» и «Русским словом».
Лит.: Нечаева В. С., Журнал М. М. и Ф. М. Достоевских «Эпоха». 1864—1865, М., 1975.
жен., греч. историческое. историческое, важное событие, происшествие, от которого считают новый исторический период; рубеж, раздел; а период: срок, пора, отдел.
| астрах. средняя гелиоцентричная долгота планеты в данное время.
ЭПО́ХА, -и, ж. Длительный период времени, выделяемый по каким-н. характерным явлениям, событиям. Геологические эпохи. Э. феодализма. Героические эпохи русской истории. Э. в чьей-н. жизни (перен.: важный, значительный период).
-и, ж.
1.
Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности.
Эпоха Возрождения. Эпоха империализма и пролетарских революций.
□
«Дубровский» изображает быт наших помещиков в начале нынешнего столетия, а «Капитанская дочка» — эпоху пугачевского бунта. Чернышевский, А. С. Пушкин.
||
Период в чьей-л. жизни.
Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы. Тургенев, Отцы и дети.
2. геол.
Подразделение геологического периода.
3. астр.
Определенный момент, с которого начинается счет времени при наблюдениях разного рода периодических явлений.
[От греч. ’εποχή — остановка]
(иноск.) — важное событие в семье или государстве, (собств.) историческое событие, от которого считают новый исторический период
Ср. Бывают эпохи, когда общество, гонимое паникой, отвращается от знания и ищет спасения в невежестве.
Салтыков. Пошехонская старина. 6.
Ср. В числе особенностей западно-русской жизни выделяются в эту эпоху (XVI в.) известные церковные братства.
Пыпин. История русской литературы. 2.
Ср. Секундантом был... В настоящую эпоху (генерал очень любил это слово) "там" этого не любят, строгости пошли: кого в армию, кого в солдаты переводят.
Маркевич. Забытый вопрос. 1, 3.
Ср. Eine grosse Epoche hat das Jahrhundert geboren;
Aber der grosse Moment findet ein kleines Geschlecht.
Schiller. Gedicht.
Ср. Époque — эпоха.
Ср. εποχή (επέχω, устанавливаю), приостановление на время.
См. паника.
См. вверху.
См. секундант.
ЭПО́ХА, эпохи, жен. (греч. epoche - остановка).
1. Промежуток времени, выделяемый по тому или иному характерному явлению, событию и т.п. (книжн.). «…Мы живем теперь в эпоху войн и революций…» Сталин. «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции.» Сталин. «Мы завершили в основном целую эпоху строительной работы, чтобы вступить в новую эпоху, в эпоху постепенного перехода от социализма к коммунизму.» Молотов
(Вступительная речь на XVIII съезде ВКП(б)). Эпоха феодализма. Эпоха капитализма. Эпоха великих открытий. Теория Эйнштейна сделала (или составила) эпоху в истории физики. С именем Пушкина связана целая эпоха в истории русской литературы.2. Подразделение геологического периода (геол.). Верхняя эпоха мелового периода мезозойской эры.
3. Момент, с которого начинают исчислять движение светила (астр.).
I
ж.1.
Продолжительный промежуток времени, имеющий какие-либо характерные черты, особенности.
2.
Временной период, связанный с деятельностью какого-либо выдающегося деятеля.
II
ж.Подразделение геологического периода; период (в геологии).
III
ж.Момент, с которого начинается исчисление движения какого-либо небесного тела (в астрономии).
ЭПОХА (в геологии) - единица относительной геохронологической шкалы, соответствующая времени образования отложений геологического отдела.
ЭПОХА (от греч. epoche - букв. - остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие-либо характерные особенности.
"ЭПОХА" - ежемесячный литературный и исторический журнал, 1864-65, Санкт-Петербург. Развивал идеи почвенников. Издатели - М. М. Достоевский, затем Ф.М. Достоевский.
ЭПОХА (от греческого epoche, буквально - остановка), продолжительный период времени в развитии природы, общества, науки и т.д., имеющий какие-либо характерные особенности (например, эпоха геологическая, эпоха Возрождения).
эпо́ха Через нем. Еросhе – то же (Лессинг и др.), стар. нов.-в.-н. Еросhа (еще в 1763 г.; см. Шульц I, 178) из лат. еросhа от греч. ἐποχή "задержка, остановка в счете времени, значительный момент"; см. Дорнзейф 17; Клюге-Гётце 135.
жен. epoch, era, period;
age в эпоху геологическая эпоха историческая эпоха эпоха феодализма эпоха просвещения героическая эпохаэпох|а - ж.
1. (большой промежуток времени) age;
~ Возрождения the Age of the Renaissance;
2. (период существования чего-л.) period;
3. (момент, связанный с переломом в развитии чего-л.) epoch;
составить, сделать ~у constitute an epoch, be*/represent a landmark.
f.epoch, age, era
ж
Epoche f
эпоха ж Epoche f c
ж.
époque f
эпоха феодализма — époque du féodalisme(или féodale)
эпоха Просвещения — Siècle m des lumières
ж.
época f
леднико́вая эпо́ха — período glaciar
эпо́ха немо́го кино́ — período del cine mudo
ж.
epoca
историческая — наиболее крупная единица исторического времени, обозначающая длительный период человеческой истории, отличающийся определенной внутренней связностью и только ему присущим уровнем развития материальной и духовной культуры. Следующие друг за другом качественно различные эпохи придают истории линейно-стадиальный, ступенчатый характер. Переход от одной Э. к др. представляет собой переворот во всех сферах социальной жизни. Хотя понятие Э. широко употребляется как в истории, так и в философии истории, не существует ни общепринятого определения данного понятия, ни устоявшегося деления истории человечества на основные эпохи. Нередко вместо понятия Э. используются аналогичные ему по смыслу понятия: «общественно-экономическая формация» (К. Маркс), «период человеческой истории» (К. Ясперс), «тип социальной организации» (Д. Белл) и др.
Деление истории на гетерогенные эпохи, в строгом порядке следующие друг за другом, можно усматривать уже в христианском представлении об истории. В нем выделяются следующие ступени истории, разделяемые «эпохальными событиями»: сотворение Адама и Евы — первых людей библейского сказания, и пребывание их в раю; совершенное ими грехопадение и последовавшая за ним земная жизнь людей; явление Христа, ознаменовавшее переворот в этой жизни и подготовку к ее окончанию; Страшный суд, означающий конец земной, протекающей во времени истории и начало вневременного существования. В дальнейшем христианские идеи земной истории, текущей во времени, и истории внеземной, пребывающей в вечности, и разделяющего их Страшного суда были трансформированы Г.В.Ф. Гегелем и затем Марксом в представление о первом, линейно-стадиальном периоде истории человечества, о конце истории и начале второго, существующего как бы в др. временном измерении периода чисто линейной истории, не предполагающем никаких эпохальных событий.
В Новое время широкое распространение получило выделение трех последовательных этапов, или Э., истории человечества: дикости, варварства и цивилизации. Такое деление истории прямо связывалось с идеей неуклонного прогресса, так что история обретала не только гетерогенность, но и направленность.
Согласно Марксу, история человечества есть естественный, независимый от сознания людей процесс смены общественно-экономических формаций. Она движется от простых, низших форм ко все более развитым и сложным формам и распадается на следующие этапы, которые можно назвать также Э.: первобытно-общинная формация, рабовладельческая формация, феодальная формация, капиталистическая формация и коммунистическая формация. Последняя начинается «эпохальным событием» — пролетарской (социалистической) революцией, знаменующей конец предыстории человечества и начало его собственно истории. В некоторых заметках Маркс вводит также «азиатскую формацию», оставляя ее, однако, без всяких дальнейших характеристик. Формационный подход к истории укладывается в общую схему линейно-стадиального течения истории с выделением пяти ступеней, или эпох.
Ясперс выделяет четыре основные ступени человеческой истории: прометеевскую Э. (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), Э. великих культур древности, Э. духовной основы человеческого бытия (начинающуюся с осевого времени, 8—2 вв. до н.э., когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру) и Э. развития техники, начавшуюся в 17—18 вв. Четыре эпохи распадаются на два более крупных периода, так что в истории оказываются как бы два дыхания. Первое ведет от прометеевской Э. через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с Э. науки и техники, со второй прометеевской Э. в истории человечества и, возможно, приведет к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека. Между двумя крупными периодами истории есть существенные различия. Во второй период люди обладают уже важным историческим опытом; первый период слагается из нескольких параллельно движущихся отрезков, второй охватывает уже человечество в целом, и история начинает все более становиться мировой историей. Ясперс полагает, что второй период завершится созданием подлинного человека, хотя каким образом это произойдет, сейчас совершенно невозможно представить. «Единые истоки человечества в начале доисторического времени столь же темны для нас, сколь темен будущий мир господствующего ныне на земном шаре человечества...» (Ясперс). Общая схема истории Ясперса предполагает, т.о., линейность истории (существование единой для всех народов линии развития), гетерогенность истории (наличие качественно различных отрезков единой линии) и в известном смысле направленность истории, хотя цель истории, как и ее истоки, человеку неизвестна и является для него лишь многозначным символом.
В концепции постиндустриального общества Белла основной детерминантой истории оказывается чисто технический фактор, и в истории обнаруживаются три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Два последних типа охватывают всего около трехсот лет, на долю же первого приходится пять с лишним тысячелетий известной истории. Такое деление на эпохи напоминает подразделение всей истории на длинную и скучную предысторию, охватывающую тысячелетия, и подлинную историю, занимающую последние столетия.
Понятие Э., необходимое при линейно-стадиальном истолковании истории, теряет свой смысл в рамках представления об истории как совокупности локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Цивилизации являются дискретными единицами социальной организации, зависящими от конкретных условий деятельности людей и от собственных систем ценностей. Каждая из цивилизаций проходит свой уникальный путь развития, взаимодействие цивилизаций невелико, если вообще существует. Для жизни цивилизаций не столь существенно, в какой конкретный период они возникают, достигают расцвета, а затем клонятся к упадку и гибнут.
Понятие эпохи не имеет сколько-нибудь важного значения и в теории круговорота цивилизаций, предложенной П.А. Сорокиным. Социокультурой Сорокин называет тот суперорганический мир, ту новую Вселенную, которая создана человеком. Социокультура имеет собственную ментальность, собственную философию и мировоззрение, собственную религию и образец «святости», собственные формы искусства, свои нравы, законы, кодекс поведения, собственную экономическую и политическую организацию и, наконец, собственный тип личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Сорокин выделяет три типа культуры, встречавшихся в истории человечества: идеационную, идеалистическую и чувственную (их можно также назвать «религиозной», «промежуточной» и «материалистической», соответственно). Эти типы чередуются, и если оставить в стороне промежуточную культуру, иногда вклинивающуюся между религиозной и материалистической культурами, то история оказывается простым чередованием двух последних культур. В частности, 20 в. истолковывается Сорокиным как глубокий кризис, знаменующий переход от материалистической культуры к религиозной. Период истории, в который существует материалистическая или религиозная культура или осуществляется переход от одной из них к другой, сказывается на конкретном содержании культуры, но не на общей схеме исторического движения.
Имеются концепции, в которых линейно-стадиальная схема истории, требующая введения понятия Э. (или аналога данного понятия), сочетается с выделением специфических дискретных единиц социальной организации, т.е. цивилизаций. В такого рода концепциях органично соединяются формационный и цивилизационный подходы к истории. Это показывает, что дихотомия «либо формации, либо цивилизации» является несостоятельной.
В концепции двухполюсной истории А.А. Ивина выделяются два постоянных полюса истории: коллективистическая форма устройства общества и индивидуалистическая форма его устройства. Коллективистическая социальная система ориентирована прежде всего на коллективные ценности и единую, всеподавляющую цель. Индивидуалистическая социальная система ориентирована на индивидуальные ценности и не имеет какой-то универсальной, обязательной для всех цели. Всякое конкретное общество или находится на одном из двух полюсов, или, что бывает гораздо чаще, с той или иной силой тяготеет к одному из них. Разворачивающаяся между полюсами коллективизма и индивидуализма история проходит четыре ступени, или эпохи: первобытное общество, аграрное (древнее) общество, аграрно-промышленное (средневековое) общество и индустриальное общество. Термин «цивилизация» используется для обозначения коллективистического или индивидуалистического общества определенной Э. Термином «культура» обозначаются разные формы коллективистической или индивидуалистической цивилизации одной и той же Э. Так, капитализм является индивидуалистической цивилизацией индустриальной Э., социализм — коллективистической цивилизацией этой же Э.; коммунизм и национал-социализм — две крайние культуры социалистической цивилизации. Коллективистические общества, принадлежащие к разным эпохам, обнаруживают глубинное, но несомненное сходство между собой. Разделенные иногда тысячелетиями, они демонстрируют очень похожие друг на друга стили мышления, настрои чувств и способы коллективной деятельности. Но если в случае коллективистических обществ одной и той же Э. можно говорить о содержательном сходстве их мышления, верований, действий и т.д., то применительно к коллективистическим обществам разных эпох речь должна идти о формальном, или структурном, сходстве. Сходным образом подобны и индивидуалистические общества, относящиеся к разным эпохам. Существует несомненное сходство, напр., между средневековым феодальным обществом и современными формами социалистического устройства общества, подобными коммунизму или нацизму. Столь же очевидно сходство, существующее между индивидуалистическим обществом Др. Греции и современным зап. индивидуалистическим (капиталистическим) обществом.
Подобное соединение формационного и цивилизационного подходов придает истории линейно-стадиальный характер, но не предрешает вопроса о прогрессе в истории.
Для Э. характерны одновременно однородность и неоднородность, постоянство и движение. В современном мире наряду друг с другом существуют общества, относящиеся к разным историческим эпохам. Важные различия между обществами, принадлежащими к одной и той же Э., говорят о том, что каждая Э. представляет собой только тенденцию развития достаточно обширной и влиятельной группы обществ, способную стать тенденцией развития и многих др. обществ, а со временем, возможно, и подавляющего их большинства. Напр., аграрная Э. является периодом постепенного перехода все большего числа обществ от первобытного (архаического) к аграрному обществу и дальнейшим совершенствованием последнего; аграрно-промышленная Э. представляет собой постепенный переход наиболее развитых обществ от аграрного к аграрно-промышленному типу общества и дальнейшим совершенствованием последнего, и т.д. Э. подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти. Основой динамики каждой Э. является специфическое взаимодействие ее материальной и духовной культур, не сводимое ни к совершенствованию способа производства, ни к изменениям в духовной культуре (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ), (см. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ).
ЭПО́ХА -и; ж. [от греч. epochē - остановка]
1. Продолжительный период времени, имеющий какие-л. характерные особенности. Э. Возрождения. Э. Петра I. Советская э. Современная э. Новая э. в мировой истории. Э. в чьей-л. жизни (важный, значительный период жизни). // О периоде времени, когда какое-л. явление получает широкое распространение. Э. немого кино. Э. мини-моды.
2. Геол. Подразделение геологического периода. Среднеюрская э. Ледниковая э.
* * *
эпохаI
(от греч. epochē, буквально — остановка), промежуток времени в развитии природы, общества, науки и т. д., имеющий какие-либо характерные особенности.
II
(геол.), единица относительной геохронологической шкалы, соответствующая времени образования отложений геологического отдела.
(от греч.еросhе — букв. остановка)
1) период времени в развитии природы, общества, науки и т. п., имеющий те или иные отличительные особенности;
2) (в геологии) время, в течение которого образовались горные породы, часть геологического периода, единица относительной геохронологической шкалы.
— в исторической геологии, единица относительной геохронологической (геоисторической) шкалы, соответствующая времени образования отл. отдела.
ЭПОХА
Плохо, если в роли учителей выступают продукты эпохи, составляющей предмет обучения.
Ежи Урбан
Аксиомы одной эпохи — нерешенные задачи следующей.
Р. X. Тони
Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит.
Григорий Ландау
Беженцы из своей страны — еще не самое страшное. Куда хуже беженцы из своего времени.
Юлиан Тувим
Дети своего времени со временем сиротеют.
Доминик Опольский
Мы живем в особые, исключительные времена. Уже тысячи лет.
Лешек Кумор
Времена редко бывают хуже, чем люди.
Норман Мейлер
Никогда не знаешь, в какое время живешь: все еще послевоенное или уже предвоенное.
Роже Пейрефит
Там, где нет судей, необходимы хотя бы свидетели.
Леон Кручковский
Великая эпоха способна вместить внушительное число маленьких людей.
Станислав Ежи Лец
Когда прародители бежали из рая, Адам, вероятно, сказал Еве: «Дорогая, нам выпало жить в переходный период».
Уильям Индж
Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.
Михаил Салтыков-Щедрин
В такие времена, как нынешние, полезно помнить, что времена всегда были нынешние.
Пол Харви
(см. ВРЕМЯ), (см. ПРОШЛОЕ)
• Epŏcha,
εποχή, момент особенной исторической важности, который, поэтому, становится исходной точкой, началом нового летоисчисления, эры (aera). Последним словом (собственно, мн. ч. от aes, затем слагаемое, данное число в математике) обозначается текущий период времени, начиная с помянутого исходного момента, напр. всемирная эра (с сотворения мира), христианская эра (с Рождества Христова). В обыкновенном употреблении на языке историков эпоха обозначает также промежуток времени, более или менее продолжительный, чем период.
age
ж. геол.
epoca f
- геологическая эпоха
- ледниковая эпоха- послеледниковая эпоха
астр., физ.
епо́ха, доба́
- послерекомбинационная эпоха
- стандартная эпоха- фиксированная эпоха
- фундаментальная эпоха
- эпоха равноденствия
астр., физ.
епо́ха, доба́
- послерекомбинационная эпоха
- стандартная эпоха- фиксированная эпоха
- фундаментальная эпоха
- эпоха равноденствия
(от греч. epoche, букв. - остановка) (геол.), геохронологич. подразделение стратиграфич. шкалы, соответствующее времени образования отложений геол. отдела. Является частью геол. периода и подразделяется на геол. века.
момент времени, выбранный в качестве начального отсчета.
Эпоха - точная дата, которой, например, соответствует та или иная звездная карта. Из-за того, что ось вращения Земли не сохраняет своего положения в пространстве, меняется и построение небесной сферы, а непосредственным следствием этого является изменение небесных координат всех звезд. Движение оси Земли рассчитывается, и карты неба составленные, скажем, на эпоху J2000 (2000-й год) позволяют взять координаты звезд на данную эпоху и пересчитать их для эпохи, в которую собираются производиться наблюдения. Эпоха указывается часто вместе со склонением и прямым восхождением светил. Не забудем и о том, что звезды тоже не неподвижны. Чаще всего используются эпохи с шагом в 50 лет (иногда - 25 лет). Ближайшие к нам такие эпохи - 1950 и 2000 годов. Им приписаны буквенные обозначения (B и J, соответственно). В этом смысле термины "эпоха 2000" и "эпоха J2000" ничем не отличаются. Названия некоторых объектов (рентгеновских и радио источников и т.д.) имеют вид xxx<экваторииальные координаты> (например, рентгеновский источник RX J1856.5-3754) В этом случае "J" обозначает эпоху 2000 года.
(от греч. epochs - остановка, прекращение, удержание) - англ-еросН; нем. Epoche. Продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, обществе, науке, искусстве, определяющими его своеобразие (эпоха Возрождения, эпоха электроники, эпоха социализма).
(от греч. epochs - остановка, прекращение, удержание) -англ-еросН; нем. Epoche. Продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, обществе, науке, искусстве, определяющими его своеобразие (эпоха Возрождения, эпоха электроники, эпоха социализма).
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.