(греч. παράδειγμα, "пример") — в грамматике слово, служащее образцом склонения или спряжения; в риторике — пример, взятый из истории и приведенный с целью сравнения.
(от греч. parádeigma — пример, образец)
система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения (См. Склонение) или спряжения (См. Спряжение). Так как П. характеризуется лексическим тождеством основы (См. Основа), её нередко изображают в виде таблицы окончаний, служащих образцом для словоизменения или формообразования данной части речи. В описании П. предусматривается: число членов объединения (П.— закрытый ряд форм), порядок их расположения, окончания каждого члена П. и возможные морфонологические преобразования основы и (или) окончаний. Нередко термин «П.» распространяют на любые ограниченные системы вторичных образований с единым основанием; соответственно их характеру различают П. морфологические, лексические, словообразовательные и т.п. Понятие синтаксической П. служит обычно для обозначения системы форм предложения (См. Предложение) (сравните «сын учится», «сын учился» и т.д.). П. делятся на частные, или малые, состоящие из определённым образом организованных групп форм, и полные, или большие, представляющие собой сумму частных П. В русском языке, например, полная П. прилагательных включает три П. единственного числа, одну — множественного числа, одну П. кратких форм и формы степеней сравнения.
Е. С. Кубрякова.
ПАРАДИ́ГМА, -ы, жен.
1. Образец, тип, модель (книжн.). П. общественных отношений.
2. В грамматике: система форм изменяющегося слова, конструкции (спец.). П. имени, глагола.
| прил. парадигматический, -ая, -ое.
-ы, ж. грамм.
Система форм изменяющегося слова, конструкции как образец склонения или спряжения.
[От греч. παράδειγμα — пример, образец]
ж.; = паради́гм
1.
Конструкция как образец склонения или спряжения изменяющегося слова (в лингвистике).
2.
Система форм изменяющегося слова.
Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
ПАРАДИГМА в языкознании - система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие "парадигма" употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример - образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
жен.;
грам. paradigmж. грам. paradigm.
paradigm
парадигма ж грам. Paradigma n 1, pl -men
ж грам.
Paradigma n, pl -men
ж. грам.
paradigme m
ж. грам.
paradigma m
ж.
paradigma m
ПАРАДИГМА
(греч. paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин ‘П.’ в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге ‘Структура научных революций’ (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном — характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия ‘дисциплинарной матрицы’, синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.
научная (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна «Структура научных революций» (1962).
К настоящему времени понятие «П.» еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п. П. воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые — создатели П. — не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей П. в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины. Кроме того, задавая определенное видение мира, П. очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с т.зр. сторонников данной П. Одновременно П. устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она детерминирует тип получаемых в процессе эмпирического исследования фактов. Т.о., П. служит основой определенной научной традиции.
Уточняя смысл П., Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов: символические обобщения, или законы; модели и онтологические интерпретации; образцы решений проблем. Онтологическая интерпретация указывает те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник П. Приняв этот мир, ученый преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические «данные», имеющие смысл в рамках П. Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть «скрыты» некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание П., усвоенное ученым, позволяет ему формировать определенные образы из потока внешних воздействий, «видеть» в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку. То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным «фактом» всем приверженцам П. Требуется усвоение др. П. для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, т.о., получить новый «факт» из того же самого материала. Именно в этом смысле каждая П. формирует свой собственный мир, в котором живут и работают ее сторонники.
Понятие «П.» тесно связано с понятием научного сообщества: П. — то, что принимается научным сообществом; научное сообщество — сообщество ученых, принимающих одну П. (см. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ).
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин «П.» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге «Структура научных революций» (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия «дисциплинарной матрицы», синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем, в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.
ПАРАДИ́ГМА -ы; ж. [от греч. paradeigma - пример, образец] Спец. Система форм изменяющегося слова, конструкции как образец склонения или спряжения. П. глагола.
◁ Парадигмати́ческий (см.).
* * *
парадигмаI
(от греч. parádeigma — пример, образец) (философская, социологическая), исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
II
в языкознании, система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.
(от греч.paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, признанные всеми научные достижения, способ организации научного знания, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решения. Смена парадигм происходит в ходе научных революций. Понятие парадигма введено в науку философом-позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Томасом Куном (творцом теории научных революций) для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Иногда заменяется понятием картина мира.
paradigm
вчт
паради́гма
вчт
паради́гма
вчт паради́гма
(от греч. paradeigma - образец) - англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание (компактная структура) основных понятий, допу - щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода. 2. В методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный истор. период. 3. В античной и средневековой философии - характеристика взаимоотношения духовного и материального мира. 4. В лингвистике - система форм одного слова, отражающая его изменения (напр., склонение существительных, спряжение глагола и т. п.).
(PARADIGM) Происхождение этого термина в том виде, в каком он используется в социологии, связано с работой Т. Куна, посвященной характеру научного изменения (Kuhn, 1970). Согласно Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые являются общими способами видения мира и определяют, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории приемлемы. Парадигмы обеспечивают то, что Кун называет «нормальной наукой», вид науки, которой исследователи привычно занимаются изо дня в день. Однако со временем нормальная наука порождает ряд аномалий, которые не могут быть разрешены в рамках существующей парадигмы. Кун утверждает, что в этот момент происходит внезапный разрыв традиции, и старая парадигма сменяется новой, ведущей к новому периоду нормальной науки. В социологии этот термин имеет еще более неопределенный смысл, обозначая социологические школы или метатеории, каждая из которых является относительно автономной и обладает собственными методами и теориями. См. также: Метатеория.
- совокупность филос, общетеоретич. и метатеоретич. оснований науки. Термин введен Т. Куном. Согласно концепции Куна, тот или иной качественный этап в развитии науки - рез-т не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции является понятие П. Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение различн. групп ученых к этому понятию. Сложилось различн. отношение к философии науки Т. Куна и исходному ее понятию - П. Одни ученые отождествляют его с понятием "теория", вторые сводят понятие П. к группе теорий, третьи делают акцент на когнитивных компонентах науки, включая теории и методы, четвертые рассматривают теорию парадигмы как метатеорию и т. д. Кун считает, что любая наука данного времени определяется специфичностью П., включающей различн. по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфич. методах исследования. В развитии науки Кун выделяет четыре стадии. Это стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей П. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научн. данных не может быть объяснена с т. зр. существующей П. Наступает кризис, к-рый приводит к научн. революции. Старая П. отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научн. фактов, теорий, методов и т. д. Обычно в социологии науки выделяются три вида П.: первый - П., обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, ограничивающие на качественном уровне одно научн. знание от др. (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); второй - П., проводящие существенные различия между стадиями в развитии науки (система социологич. знания в СССР в 20-30-х, 50-70-х, 70-80-х гг.); третий - П., дифференцирующие научн. сообщества в рамках одной и той же науки, находящейся на одном и том же историч. этапе ее развития (три вида П. современной западноевропейской и амер. социологии. См. Социология западная). Если наука не обладает парадигматич. статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от др. научн. дисциплин и поэтому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигматическим статусом, если она имеет П., признанную в рамках данного научн. сообщества. Это монопарадигматический статус науки. После научн. революции обычно складывается ситуация парадигматического дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой старая П. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных П. Парадигматические статусы науки в ряде случаев могут совпадать с историч. логикой развития науки. Эта логика, если отвлечься от нек-рых специфич. историч. особенностей и этапов, свойственна социологич. науке, к-рая, минуя стадию монопарадигматического статуса, прошла путь развития от допарадигматического к многовариантному статусу. В социологич. П. объектом социологии являются соц. реальность и ее стратегич. элементы. Критериями разграничения П. социологии как науки с многовариантным парадигматическим статусом выступают качественно отличные друг от друга стратегич. элементы, интерпретация взаимодействия к-рых позволяет понять природу соц. реальности. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания/ /Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 г. (Наукометрический анализ)//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996.Г.В. Осипов.
- единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода.
(от греч. paradeigma - образец) -англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание (компактная структура) основных понятий, допу- щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода. 2. В методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с к-рыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный истор. период. 3. В античной и средневековой философии - характеристика взаимоотношения духовного и материального мира. 4. В лингвистике - система форм одного слова, отражающая его изменения (напр., склонение существительных, спряжение глагола и т. п.).
(греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну.
В своей книге "Структура научных революций" Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П.
В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.
Е.В. Хомич