«Парадигма»

Парадигма в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Парадигма»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Англо-русский словарь технических терминов
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. История Философии: Энциклопедия
  18. Философская энциклопедия
  19. Новейший философский словарь
  20. Энциклопедический словарь
  21. Начала современного естествознания
  22. Русско-английский политехнический словарь
  23. Русско-украинский политехнический словарь
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Українсько-російський політехнічний словник
  26. Энциклопедия социологии
  27. Социологический словарь
  28. Российская социологическая энциклопедия
  29. Социология: словарь
  30. Толковый словарь по социологии
  31. Социология: Энциклопедия
  32. Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  33. Словарь лингвистических терминов
  34. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  35. Словарь терминов логики
  36. Словарь бизнес-терминов
  37. Большой Энциклопедический словарь
  38. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч. παράδειγμα, "пример") — в грамматике слово, служащее образцом склонения или спряжения; в риторике — пример, взятый из истории и приведенный с целью сравнения.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от греч. parádeigma — пример, образец)

    система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям, например по роду, числу и падежу для существительных, лицу, времени, виду и прочее для глаголов; схема изменения слова по грамматическим категориям; образец типа склонения (См. Склонение) или спряжения (См. Спряжение). Так как П. характеризуется лексическим тождеством основы (См. Основа), её нередко изображают в виде таблицы окончаний, служащих образцом для словоизменения или формообразования данной части речи. В описании П. предусматривается: число членов объединения (П.— закрытый ряд форм), порядок их расположения, окончания каждого члена П. и возможные морфонологические преобразования основы и (или) окончаний. Нередко термин «П.» распространяют на любые ограниченные системы вторичных образований с единым основанием; соответственно их характеру различают П. морфологические, лексические, словообразовательные и т.п. Понятие синтаксической П. служит обычно для обозначения системы форм предложения (См. Предложение) (сравните «сын учится», «сын учился» и т.д.). П. делятся на частные, или малые, состоящие из определённым образом организованных групп форм, и полные, или большие, представляющие собой сумму частных П. В русском языке, например, полная П. прилагательных включает три П. единственного числа, одну — множественного числа, одну П. кратких форм и формы степеней сравнения.

    Е. С. Кубрякова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. паради́гма;
    2. паради́гмы;
    3. паради́гмы;
    4. паради́гм;
    5. паради́гме;
    6. паради́гмам;
    7. паради́гму;
    8. паради́гмы;
    9. паради́гмой;
    10. паради́гмою;
    11. паради́гмами;
    12. паради́гме;
    13. паради́гмах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПАРАДИ́ГМА, -ы, жен.

    1. Образец, тип, модель (книжн.). П. общественных отношений.

    2. В грамматике: система форм изменяющегося слова, конструкции (спец.). П. имени, глагола.

    | прил. парадигматический, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж. грамм.

    Система форм изменяющегося слова, конструкции как образец склонения или спряжения.

    [От греч. παράδειγμα — пример, образец]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.; = паради́гм

    1.

    Конструкция как образец склонения или спряжения изменяющегося слова (в лингвистике).

    2.

    Система форм изменяющегося слова.

    Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ПАРАДИГМА в языкознании - система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие "парадигма" употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример - образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    грам. paradigmж. грам. paradigm.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Англо-русский словарь технических терминов

    paradigm

  21. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    парадигма ж грам. Paradigma n 1, pl -men

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж грам.

    Paradigma n, pl -men

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. грам.

    paradigme m

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. грам.

    paradigma m

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    paradigma m

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. История Философии: Энциклопедия

    ПАРАДИГМА

    (греч. paradeigma — пример, образец) — 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин ‘П.’ в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге ‘Структура научных революций’ (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном — характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия ‘дисциплинарной матрицы’, синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.

  33. Источник: История Философии: Энциклопедия



  34. Философская энциклопедия

    ПАРАДИГМА

    научная (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое распространение после выхода в свет кн. амер. историка науки Т. Куна «Структура научных революций» (1962).

    К настоящему времени понятие «П.» еще не получило точного значения, однако в самом общем смысле П. можно назвать одну или несколько фундаментальных теорий, пользующихся всеобщим признанием и в течение какого-то времени направляющих научное исследование. Примерами подобных теорий являются аристотелевская динамика, птолемеевская астрономия, механика Ньютона, кислородная теория горения Лавуазье, электродинамика Максвелла, теория атома Бора и т.п. П. воплощает в себе бесспорное, общепризнанное знание об исследуемой области явлений. Однако, говоря о П., имеют в виду не только некоторое знание, выраженное в принципах и законах. Ученые — создатели П. — не просто сформулировали некоторую теорию или закон, при этом они решили еще одну или несколько важных научных проблем и тем самым дали образцы того, как нужно решать проблемы. Оригинальные опыты создателей П. в очищенном от случайностей и усовершенствованном виде затем входят в учебники, по которым будущие ученые усваивают свою науку. Овладевая в процессе обучения этими классическими образцами решения научных проблем, будущий ученый глубже постигает основоположения своей науки, обучается применять их в конкретных ситуациях и овладевает специальной техникой исследования тех явлений, которые входят в предмет данной научной дисциплины. Кроме того, задавая определенное видение мира, П. очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение; все, что не попадает в этот круг, не заслуживает рассмотрения с т.зр. сторонников данной П. Одновременно П. устанавливает допустимые методы решения этих проблем. Благодаря этому она детерминирует тип получаемых в процессе эмпирического исследования фактов. Т.о., П. служит основой определенной научной традиции.

    Уточняя смысл П., Кун ввел понятие дисциплинарной матрицы. Последняя включает в себя элементы трех основных видов: символические обобщения, или законы; модели и онтологические интерпретации; образцы решений проблем. Онтологическая интерпретация указывает те сущности, к которым относятся законы теории. Символические обобщения и их принятая онтологическая интерпретация задают тот мир (аспект, срез реальности), который исследует сторонник П. Приняв этот мир, ученый преобразует поступающие из внешнего мира стимулы в специфические «данные», имеющие смысл в рамках П. Поток стимулов, воздействующих на человека, можно сравнить с хаотичным переплетением линий на бумаге. В этом клубке линий могут быть «скрыты» некоторые фигуры, скажем, утки, кролика, охотника или собаки. Содержание П., усвоенное ученым, позволяет ему формировать определенные образы из потока внешних воздействий, «видеть» в переплетении линий именно утку, а не кролика или собаку. То, что переплетение линий изображает именно утку, а не что-то иное, будет казаться несомненным «фактом» всем приверженцам П. Требуется усвоение др. П. для того, чтобы в том же самом переплетении линий увидеть новый образ и, т.о., получить новый «факт» из того же самого материала. Именно в этом смысле каждая П. формирует свой собственный мир, в котором живут и работают ее сторонники.

    Понятие «П.» тесно связано с понятием научного сообщества: П. — то, что принимается научным сообществом; научное сообщество — сообщество ученых, принимающих одну П. (см. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ).

  35. Источник: Философская энциклопедия



  36. Новейший философский словарь

    ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин «П.» в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну. В своей книге «Структура научных революций» (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия «дисциплинарной матрицы», синонимичного эпистемическому контексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем, в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.

  37. Источник: Новейший философский словарь



  38. Энциклопедический словарь

    ПАРАДИ́ГМА -ы; ж. [от греч. paradeigma - пример, образец] Спец. Система форм изменяющегося слова, конструкции как образец склонения или спряжения. П. глагола.

    Парадигмати́ческий (см.).

    * * *

    парадигма

    I

    (от греч. parádeigma — пример, образец) (философская, социологическая), исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

    II

    в языкознании, система форм одного слова, отражающая видоизменения слова по присущим ему грамматическим категориям; образец типа склонения или спряжения. Понятие парадигма употребляется также в словообразовании, лексикологии и синтаксисе.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Начала современного естествознания

    (от греч.paradeigma — пример, образец) — исходная концептуальная схема, признанные всеми научные достижения, способ организации научного знания, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решения. Смена парадигм происходит в ходе научных революций. Понятие парадигма введено в науку философом-позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Томасом Куном (творцом теории научных революций) для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Иногда заменяется понятием картина мира.

  41. Источник: Начала современного естествознания



  42. Русско-английский политехнический словарь

    paradigm

  43. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  44. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт

    паради́гма

  45. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт

    паради́гма

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Українсько-російський політехнічний словник

    вчт паради́гма

  49. Источник: Українсько-російський політехнічний словник



  50. Энциклопедия социологии

    (от греч. paradeigma - образец) - англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание (компактная структура) основных понятий, допу - щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода. 2. В методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный истор. период. 3. В античной и средневековой философии - характеристика взаимоотношения духовного и материального мира. 4. В лингвистике - система форм одного слова, отражающая его изменения (напр., склонение существительных, спряжение глагола и т. п.).

  51. Источник: Энциклопедия социологии



  52. Социологический словарь

    (PARADIGM) Происхождение этого термина в том виде, в каком он используется в социологии, связано с работой Т. Куна, посвященной характеру научного изменения (Kuhn, 1970). Согласно Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые являются общими способами видения мира и определяют, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории приемлемы. Парадигмы обеспечивают то, что Кун называет «нормальной наукой», вид науки, которой исследователи привычно занимаются изо дня в день. Однако со временем нормальная наука порождает ряд аномалий, которые не могут быть разрешены в рамках существующей парадигмы. Кун утверждает, что в этот момент происходит внезапный разрыв традиции, и старая парадигма сменяется новой, ведущей к новому периоду нормальной науки. В социологии этот термин имеет еще более неопределенный смысл, обозначая социологические школы или метатеории, каждая из которых является относительно автономной и обладает собственными методами и теориями. См. также: Метатеория.

  53. Источник: Социологический словарь



  54. Российская социологическая энциклопедия

    - совокупность филос, общетеоретич. и метатеоретич. оснований науки. Термин введен Т. Куном. Согласно концепции Куна, тот или иной качественный этап в развитии науки - рез-т не эволюции, а революции. Ключевым понятием этой концепции является понятие П. Оно неоднозначно. Неоднозначно и отношение различн. групп ученых к этому понятию. Сложилось различн. отношение к философии науки Т. Куна и исходному ее понятию - П. Одни ученые отождествляют его с понятием "теория", вторые сводят понятие П. к группе теорий, третьи делают акцент на когнитивных компонентах науки, включая теории и методы, четвертые рассматривают теорию парадигмы как метатеорию и т. д. Кун считает, что любая наука данного времени определяется специфичностью П., включающей различн. по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфич. методах исследования. В развитии науки Кун выделяет четыре стадии. Это стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей П. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научн. данных не может быть объяснена с т. зр. существующей П. Наступает кризис, к-рый приводит к научн. революции. Старая П. отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научн. фактов, теорий, методов и т. д. Обычно в социологии науки выделяются три вида П.: первый - П., обосновывающие самостоятельный статус той или иной науки, ограничивающие на качественном уровне одно научн. знание от др. (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); второй - П., проводящие существенные различия между стадиями в развитии науки (система социологич. знания в СССР в 20-30-х, 50-70-х, 70-80-х гг.); третий - П., дифференцирующие научн. сообщества в рамках одной и той же науки, находящейся на одном и том же историч. этапе ее развития (три вида П. современной западноевропейской и амер. социологии. См. Социология западная). Если наука не обладает парадигматич. статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от др. научн. дисциплин и поэтому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигматическим статусом, если она имеет П., признанную в рамках данного научн. сообщества. Это монопарадигматический статус науки. После научн. революции обычно складывается ситуация парадигматического дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой старая П. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных П. Парадигматические статусы науки в ряде случаев могут совпадать с историч. логикой развития науки. Эта логика, если отвлечься от нек-рых специфич. историч. особенностей и этапов, свойственна социологич. науке, к-рая, минуя стадию монопарадигматического статуса, прошла путь развития от допарадигматического к многовариантному статусу. В социологич. П. объектом социологии являются соц. реальность и ее стратегич. элементы. Критериями разграничения П. социологии как науки с многовариантным парадигматическим статусом выступают качественно отличные друг от друга стратегич. элементы, интерпретация взаимодействия к-рых позволяет понять природу соц. реальности. Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Осипов Г.В., Кабыща А.В. Парадигма, предмет и структура социологического знания/ /Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Тенденции изменения социологической парадигмы после 1985 г. (Наукометрический анализ)//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996.Г.В. Осипов.

  55. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  56. Социология: словарь

    - единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода.

  57. Источник: Социология: словарь



  58. Толковый словарь по социологии

    (от греч. paradeigma - образец) -англ. paradigm; нем. Paradigma. 1. Краткое описание (компактная структура) основных понятий, допу- щений, предложений, процедур и проблем к.-л. самостоятельной области знаний или теоретического подхода. 2. В методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с к-рыми организуется исследовательская практика научным сообществом в определенный истор. период. 3. В античной и средневековой философии - характеристика взаимоотношения духовного и материального мира. 4. В лингвистике - система форм одного слова, отражающая его изменения (напр., склонение существительных, спряжение глагола и т. п.).

  59. Источник: Толковый словарь по социологии



  60. Социология: Энциклопедия

    (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну.

    В своей книге "Структура научных революций" Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов П.: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинарной матрицы", синонимичного эпистемическому контексту П.

    В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формальный аппарат и язык, характерный для конкретной научной дисциплины; 2) метафизические компоненты, определяющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценности, задающие господствующие идеалы и нормы построения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с характеристикой интегральных социально-психологических аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рамках современной философии науки понятие П. оказалось более продуктивным при описании эталонных теоретико-методологических оснований научного поиска.

    Е.В. Хомич

  61. Источник: Социология: Энциклопедия



  62. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  63. Источник:



  64. Словарь лингвистических терминов

  65. Источник:



  66. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  67. Источник:



  68. Словарь терминов логики

  69. Источник:



  70. Словарь бизнес-терминов

  71. Источник:



  72. Большой Энциклопедический словарь

  73. Источник:



  74. Большой Энциклопедический словарь

  75. Источник: