Толковый словарь Ефремовой

    I

    прил.

    1.

    Относящийся к племени мурома, связанный с ним.

    2.

    Свойственный племени мурома, характерный для него.

    3.

    Принадлежащий племени мурома.

    II

    прил.

    1.

    соотн. с сущ. Муром, муромец, связанный с ними

    2.

    Свойственный Мурому, муромцу, характерный для них.

    3.

    Принадлежащий Мурому, муромцам.

    4.

    Расположенный в Муроме.

  1. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  2. Большая биографическая энциклопедия

    дух. писат., сотр. журн. "Церковь" (М., 1912).

    {Венгеров}

  3. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  4. Литературные герои

    МУРОМСКИЙ - центральный персонаж комедии А.В.Сухово-Кобылина «Свадьба Кре-чинского» (1854) и драмы «Дело» (1861, сцен, назв. «Отжитое время» - 1882). В первой пьесе М.- действующее лицо бытовой комедии. Деревенский житель, хороший хозяин, богач, провинциал, не принимающий столичного уклада жизни. Балы, скачки, мода - все это для М. глупость, бессмыслица, пустая трата денег. Он существует в «чужом» для себя пространстве, поэтому его легко обмануть. В структуре «Свадьбы...» М. достаточно традиционный герой, не наделенный яркими индивидуальными и оригинальными чертами. Единственно, где звучит живая, теплая интонация,- это отношение к дочери Лидочке: любовь, забота и растерянность перед ее чувством к Кречинскому. Финал пьесы переводит образ М. в иную жанровую плоскость. Идиллия семейной жизни разрушена, интимное существование выставлено напоказ, чужое пространство оборачивается враждебным, и он «бежит от сраму», вытолкнутый энергией зла. В «Деле», после пяти лет судопроизводства, разоренный М. вступает в поединок с государственной системой. Его долго не покидают иллюзии, вера в справедливость, он пытается сохранить достоинство семьи путем благородного невмешательства в дело. Но угроза страшного унижения для Лидочки заставляет М. действовать. Он пройдет по всем ступеням ада, от простого стряпчего до Важного лица, поднимется на высшую ступень Правосудия, и «правда вместе с кровью» хлынет у него изо рта. В «Деле» все, что связано с понятием справедливости, добра, методично изгоняется и уничтожается. (В «Смерти Тарелкина» - последней пьесе трилогии - уже не будет ни одного положительного лица.) В этой жизни нет места нормальным человеческим чувствам. Здесь правит бал антихрист в одежде чиновника и со звездой на груди. В фантасмагории чиновничьего произвола, в полном подавлении прав частного лица Сухово-Кобылин видит вырождение русской государственности. И больше - крушение гуманизма, отказ от духовных ценностей, выработанных цивилизацией. Изощренный грабеж М. в финале, его трагическая смерть - это безусловная победа тьмы. Пессимистично убеждение автора в бессмысленности сопротивления, беспомощности протеста, слабости моральных сил. Поэтому умирает М.; Расплюев и Тарелкин - вечны, И именно в М., еще недавно очень состоятельном помещике, безысходно звучит тема поруганных, униженных и оскорбленных. Мир оборотней российской системы спокойно и равнодушно поглотит душу М., а вместе с ней и надежду на спасение будущего. Индивидуальная смерть М. синонимична гибели его семьи и адекватна разрушению традиционных христианских идеалов. Трагическое лицо смерти в пьесе отражает и характерные черты лица российской действительности. Не случайно Сухово-Кобылин указывал на идеологическую и тематическую связь «Дела» и политического памфлета «Квартет» (1889), где «рак Чиновничества, разъедающий в одну сплошную Рану великое Тело России, едет на ней верхом и высоко держит Знамя Прогресса!». Смерть М. рифмуется с финалом «Квартета»: «Прощай! Напиши, скоро ли умрешь? По-моему, пора!!!»

    Первым исполнителем роли М. был М.С.Щепкин («Свадьба...» 1855). В 1900 г. А.П.Ленский сыграл М. в «Деле». Одним из лучших интерпретаторов образа М. был М.А.Чехов (1927).

    Лит. см. к статье «КРЕЧИНСКИЙ».

    Н.С.Пивоварова

  5. Источник: Литературные герои