«нрав»

нрав в словарях и энциклопедиях

Значение слова «нрав»

Источники

    Словарь форм слова

    1. нра́в;
    2. нра́вы;
    3. нра́ва;
    4. нра́вов;
    5. нра́ву;
    6. нра́вам;
    7. нра́в;
    8. нра́вы;
    9. нра́вом;
    10. нра́вами;
    11. нра́ве;
    12. нра́вах.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Даля

    муж. вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем ·знач.); ко нраву относятся, как понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно в побудки (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга.

    | Общее выраженье свойств человека, постоянных стремлений воли его; характер; нрав тихий, кроткий, буйный, крутой, и пр. В этом ·знач. нрав человека: природный, прирожденный, естественный, поскольку всяк родится с известными наклонностями, расположеньем; и выработанный, сознательный и возрожденный, насколько человек успел согласовать в себе сердце и думку.

    | То же свойство целого народа, населенья, племени, не столько зависящее от личности каждого, сколько от условно принятого; житейских правил, привычки, обычая; б.ч. говорят нравы. Доколь Коран будет основою всего быта мусульман, дотоль зверские нравы их неизменимы. Нравы животных, образ жизни по побудке. Нравом хорош, да норовом негож, односторонним упорством; здесь нрав принято в общем ·знач. своем, а норов, то же слово, в частном и дурном. Он мне пришел или пришелся по нраву, по обычаю, по вкусу, по желанью. Нрав на нрав не приходится, нравы различные. Всяк своему нраву работает. На женский нрав не угодишь (не утрафишь). У девушки нрав косою закрыт. Как бы всякому по нраву (невесту), так бы и царства небесного не надо. Нравный, ко нраву относящийся. Нравное различие, нравственное.

    | Что нравится, что пришлось по нраву, приятный, угодный, желанный. Нравное дело не спор, о вкусах не спорят. Нравен ли тебе жених? обычный вопрос невесте. Что кому нравно, то и забавно (то и любо). Не то хорошо, что хорошо, а то, что нравно.

    | Своенравный, норовистый, упрямый, причудливый, своевольный, на которого трудно угодить. Нравность жен. свойство или состоянье того, что понравилось. Нравить кого, полюбить, найти себе по нраву, по вкусу, облюбовать. Он ее понравил, нашел по мыслям себе. Нравиться, быть угодну, любу, приятну; придтись по нраву, по вкусу и по желанью; полюбиться кому, показаться. Я понравил это сукно, оно мне нравится, понравилось. Понравился кобыле ременный кнут. Нравственный, ·противоп. телесному, плотскому: духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.

    | Относящийся к одной половине духовного быта, ·противоп. умственному, но составляющий общее с ним духовное начало: к умственному относится истина и ложь; к нравственному добро и зло.

    | Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, без укорной нравственности. Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога. Нравописанье ср. описанье нравов, обычаев, быта, рода жизни народа; этнография. Нравописательный, этнографический. Нравописатель муж. нравописательница жен. человек, описывающий жизнь и быт народа. Нравоученье ср. ученье о нравственности; нравственная философия;

    | всякое честное поученье, наставленье к добру, особенно как заключение, вывод из какого-либо случая, рассказа. Сухие нравоучения детям докучают. Нравоучитель муж. нравоучительница жен. дающий поучения, наставленья. Нравоучительный, поучительный, наставительный.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ожегова

    НРАВ, -а, муж.

    1. То же, что характер (в 1 знач.). Добрый н. Крутой н.

    2. мн. Обычай, уклад общественной жизни. Старинные нравы.

    • По нраву что кому, чаще с отриц. (разг.) нравится, по душе, по вкусу.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Совокупность душевных, психических свойств; характер.

    Крутой нрав.

    [Бурмин] казался нрава тихого и скромного. Пушкин, Метель.

    Нрав зайца вовсе не такой кроткий, каким его обычно представляют. Зайцы при встрече друг с другом драчливы. Зворыкин, Зайцы.

    2. обычно мн. ч. (нра́вы, -ов).

    Обычаи, уклад жизни.

    Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы. Лермонтов, Смерть Поэта.

    Познакомившись с нравами и государственным устройством других народов, Петр увидел, как важно образование народное для блага целого царства. Добролюбов,

    О степени участия народности в развитии русской литературы.

    по нраву{ (быть, прийтись и т. п.)} {кому}

    нравиться, соответствовать вкусу кого-л.

    Между ними уже установилась крепкая дружба. Молчаливый и серьезный, Яков сразу пришелся по нраву Пинчуку. М. Алексеев, Солдаты.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    НРАВ, нрава, муж.

    1. Характер, душевный уклад, совокупность психических свойств. Кроткий нрав. Крутой нрав. «Катя… с детских лет поражала всех своей даровитостью, но нрава была непокорного, капризного.» А.Тургенев.

    2. только мн. Обычаи, общераспространенные привычки, уклад общественной жизни. «Нравы нашей старины.» Пушкин. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие.» А.Островский. По нраву (разг.) - соответственно вкусу, нравится. Работа пришлась ему по нраву. Он ей не по нраву.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Совокупность душевных, психических свойств; характер.

    2.

    Строптивый, упрямый характер; норов (о человеке).

    3.

    Повадки, поведение (о животном).

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Сексологическая энциклопедия

    характер, совокупность душевных свойств; то же, что темперамент.

  13. Источник: Сексологическая энциклопедия



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    род. п. -а, народн. ндрав, индра́в. Заимств. из цслав. (ср. ст.-слав. нравъ) вместо исконнорусск. но́ров (см.). Др.-русск. нъравъ (Григ. Наз. ХI в., стихир. ХII в.) получило вторичное ъ в необычном звуковом сочетании нр- в начале слова, и его вовсе не нужно возводить к праслав. *nьravъ и под., вопреки Шахматову (ИОРЯС 8, 2, 321 и сл.). Точно так же объясняется народн. индра́виться из нра́виться цслав. происхождения, вместо норови́ться.

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. disposition, temper ему это не по нраву ≈ it is not to his liking;
    he doesn't like it ему это по нраву ≈ it suits him, it is to his likingм.
    1. (характер) disposition;

    2. обыкн. мн. (обычаи, уклад жизни) ways;
    the manners and customs;
    это ему не по нраву it`s not to his liking;
    it goes against the grain with him.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Gemüt n; Charakter m, pl -tere(характер)



    это ему не по нраву — das ist ihm nicht recht

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    нрав м Gemüt n 1b; Charakter ( k a - ] m 1, pl -tere (характер) а это ему не по нраву das ist ihm nicht recht

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    (характер) caractère m; humeur f; tempérament m

    у него веселый нрав — il est d'humeur gaie(или enjouée)

    прийтись по нраву — plaire vi

    это ему не по нраву разг. — cela n'est pas à son gré

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    1)(характер) genio m, carácter m; temperamento m

    круто́й, кро́ткий нрав — carácter arisco, dulce

    2) мн. нравы(уклад жизни) costumbres f pl, usos m pl



    прийти́сь (быть) по нраву (кому-либо) — gustar vi (a)

    э́то ему́ не по нраву — no es de su gusto, no le agrada

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)(характер) carattere, indole f; temperamento(темперамент)

    добрый нрав — un carattere buono

    быть не по нраву — non andare a genio(a qd); non essere nel suo carattere

    2) мн. нравы(обычаи) costumi, usanze f pl, usi e costumi

    падение нравов — rilassatezza dei costumi

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Энциклопедический словарь

    НРАВ -а; м.

    1. Совокупность душевных, психических свойств; характер. Крутой н. Добрый, весёлый н. Она была нрава тихого и скромного. // Строптивый, упрямый характер; норов. Показывать свой н. Она сама страдала от своего нрава. / О повадках, поведении животного. Н. зайца вовсе не кроткий. Изучать, наблюдать нравы диких зверей.

    2. обычно мн.: нра́вы, -ов. Обычаи, уклад жизни. Деревенские нравы. В нашей семье нравы были строгие. Нравы застойного времени. Восточные нравы. * Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы (Лермонтов).

    По нра́ву кому. в зн. нареч. и в функц. сказ. Невеста пришлась по нраву всей семье. Такие дела мне не по нраву.

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    ЦИ (1). "Пневма" ("эфир", "атмосфера", "газ", "воздух", "дыхание", "дух", "нрав", "темперамент", "энергия", "жизненная сила", "материя")

    Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий кит. философии, выражающая идею континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетич. субстанции. Этимологич. значение - "пар над варящимся (жертвенным) рисом". Стандартную терминологии, оппозицию Ц. составляет ли (1) ("принцип"). Предельно общее понятие Ц. конкретизируется на трех главных смысловых уровнях: космологии, антропологии и психологии. В первом случае Ц.- универсальная субстанция Вселенной; во втором - связанный с кровообращением наполнитель человеч. тела (аналог "жизненных" или "животных духов" европ. философии), способный утончаться до состояний "семенной души" (цзин (3)) и "духа" (шэнь (1)); в третьем - проявление психии. центра, "сердца" (синь (1)), управляемое волей (чжи (3)) и управляющее чувствами (цин (2)). Общепризнанным в кит. философии было представление о Ц. как бескачественном первовеществе, из к-рого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой "Хаосом" (хунь дунь), "Великим пределом" (тай цзи), "Великим единым" (тай и), "Великим началом" (тай чу) или "Великой пустотой" (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества - инь ян и "пять элементов" (у син (1)).

    Филос. категорией термин Ц. стал в 4 в. до н.э. в таких классич. памятниках, как "Гуань-цзы", "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы" и др. Хронологически первым, видимо, можно считать упоминание Ц. в "Го юй" (5 в. до н.э.), где оно отнесено к 8 в. до н.э.: Бо Янфу, сановник царства Чжоу, объяснял землетрясение нарушением порядка взаимодействия Ц. Неба и Земли. Единым субстанциальным началом, "пронизывающим тьму вещей", Ц. предстает в "Дао дэ цзине" (4 в. до н.э.). Положение о преобразовании Ц. в конкретные объекты вследствие сгущения и разрежения, ставшее общепринятым в кит. классич. философии, впервые прозвучало в "Чжуан-цзы", где указ, процессы применительно к Ц. осмыслялись как синонимы жизни и смерти. Там же обозначена связь сгущения и разрежения, подъема и опускания "пневменных" субстанций с психоэмоциональной сферой. В "Цзо чжуани" (4 в. до н.э.) человеч. эмоции и "вкусы" (горечь, сладость и т.п.) объявляются порождением, а "воля" - воплощением Ц. Духовная сущность "пневмы" - Ц. обозначена в "Гуань-цзы" термином "лин Ц." - "одухотворенная пневма", "подвижная пневма". Она присутствует в "сердце" - сознании и психике человека (ср. наименование "сердца" в "Чжуан-цзы": "вместилище духовности", или "души" - лин фу), способна спонтанно "приходить и уходить", ей присуща иррациональная атрибутика дао - такая "малость", что она не имеет ничего "внутри (себя)" и одновременно такая "огромность", что "ниито (не остается) вне (ее)" (гл. "Нэй е"- "Внутр. работа").

    В "Си цы чжуани" (4 в. до н.э.) Ц. соединено с понятием "цзин (3)" ("семя", "семенная душа"), выражающем в "Дао дэ цзине" порождающую потенцию дао: "осемененная (утонченная) пневма (цзин Ц.) образует вещи" благодаря тому, что "мужское и женское (напала) связывают семя".

    Содержащиеся в "Си цы чжуани" высказывания о цзин (3) как обозначении разумного начала корреспондируют с пассажами из "Гуань-цзы", где цзин Ц. фактически отождествляется с "духом" (шэнь (1)) как психич. началом. В "Мэн-цзы" представлено положение о единении телесного и духовного ("мысленного" - и (3)) Ц. в "сосредоточенности на долге (и (1))", рассматривавшейся как выражение безбрежности мировой "пневмы".

    В "Хэ Гуань-цзы" (4 в. до н.э.?) или Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) введено понятие "изнач. пневма" (юань Ц.), из к-рой "образуются Небо и Земля". Дун Чжуншу отождествил "изнач. пневму" с качествами, полученными человеком от родителей и с общемировой субстанцией. В "Хуайнань-цзы" (2 в. до н.э.) Ц. рассматривается в космологич. и антропологич. плане как одно из порождающих начал наряду с "духом" и "семенем" и одновременно объединяющее их - "то, что наполняет все сущее".

    Ван Чун (1 в.) интерпретировал воплощенное в Ц. духовное начало - шэнь Ц. как "утончение" цзин Ц., а сгущение и разрежение "пневмы" сравнил с образованием льда и его таянием: человек порождается "духовной пневмой" (сгущение) и возвращается в нее со смертью (разрежение). Понятие "шэнь Ц." у Ван Чуна может быть истолковано как синоним "изнач. пневмы", в к-рой "отсутствует разделение (на мутное и чистое)". Ван Су (3 в.) отождествил "изнач. пневму" с "Великим единым" (тай и)- состоянием, предшествующим космогенезу в космологич. схеме "Ле-цзы" (4 в. до н.э.), а даос Чэн Сюаньин (7 в.)- с "Великим началом" (тай чу) космогенеза. Чжан Цзай (11 в.) связал Ц. с понятиями "у цзи" ("Беспредельное", см. тай цзи) и "Великая пустота" (тай сюй), акцентировав неуничтожимость "пневмы", сгущение и разрежение к-рой реализуется в мировых трансформациях (бянь хуа), образующих преходящие "формы" (сын (1)) и "образы" (сян (1)).

    Особое значение термин Ц. приобрел в неоконфуцианстве, гл. проблемой к-рого стало выяснение соотношения двух начал: материалообразующего, динамичного, континуального, чувственного и морально индифферентного Ц. со структурообразующим, дискретным, статичным, рациональным и морально окрашенным "принципом" (ли (1)). Чэн И (Ив.) в отличие от Чжан Цзая постулировал возможность уничтожения Ц. с разрушением "принципов". Чжу Си (12 в.) отстаивал вечность существования "принципов", с к-рыми неразрывно связано Ц.

    Ван Янмин (15-16 вв.) трактовал ли|1) и Ц. как нерасчленимое единство, а Ц., "дух" и "семя" как "одну вещь": "распространяющаяся активность - это пневма, сгущенное скопление - это семя, а чудесное (утонченное) применение - это дух". Выражение этого единства Ван Янмин находил в "благосмыслии" (лян чжи)- врожденном "благом" и интуитивном знании. Ван Чуаныиань (17 в.) усматривал в концентрации и рассеивании Ц. причины "видимости" или "невидимости" чего-либо, позволяющие говорить о "бытии/наличии", "форме", либо о "небытии/отсутствии", "неоформленности" (см. Ю - у, Син (2)). Янь Фу (19 в.) объяснял зап. понятие "эфир" (итай) как "имя самого чистого Ц.". Фэн Юлань (20 в.) отождествил Ц. с платоновско-аристотелевой материей как полным отсутствием форм, т.е. коррелятивных "принципов" (ли (1)), или "Беспредельным" (у цзи) "ничто". Совр. исследователи сближают Ц. с понятием "поле" (Фэн Ци и др.). Традиц. концепции Ц. в наст, время играют большую роль в теории кит. медицины.

    **Лисевич И.С. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979. С. 32 - 6, 38 - 54 и др.; Горохова Г.Э. Универсализм раннего даосизма // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. С. 163 - 71 и др.; Бу Цзиньчжи. Во го гудай Ц. дэ цусу вэйучжуи сюэшо цзяньлунь (Обзор древнекит. наивноматериалистич. учений о Ц.) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю цзикань (Сб. исследований по истории кит. философии). Вып. 2. Шанхай, 1982. С. 108 - 35; Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 7 - 38; Huang Siu-chi. Chang Tsai's Concept of Ch'i // PEW. 1968. Vol. 18. №4; Hatton Л. A Comparison of Ch'i and Prime Matter // Ib. 1982. Vol. 32. №2; Kirn Yung S.K. Some Aspects of the Concept of Ch'i in Chu Hsi // Ib. 1984. Vol. 34. №1.

    А.И. Кобзев, А.Г. Юркевич

    ЦИ (2). "Орудие" ("конкр. явление", "способность")

    Категория классич. кит. философии. Термин Ц. первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли (3), в части, культовой утилитарности ("Лунь юй", "Си цы чжуань", "Дао дэ цзин", "Мэн-цзы"). Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкр. способов ее реализации, привело первых кит. философов к противопоставлению Ц. ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы ("Лунь юй"), так и первозданной простоте (пу) мироздания ("Дао дэ цзин"). Последняя в "Дао дэ цзине" выступает ипостасью дао, к-рое тем самым противопоставляется Ц. В качестве "отсутствия/небытия" (у (1), см. Ю - у) дао определяет гл. функцию Ц. как сосуда - способность вмещать в себя, т.е. Ц. представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция дао - Ц. терминологически была впервые оформлена в "Си цы чжуани". Эволюция Ц. как фил ос. понятия проходила в русле развития концепций дао.

    А.И. Кобзев

  31. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.



  32. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  33. Источник:



  34. Словарь церковнославянского языка

  35. Источник:



  36. Тезаурус русской деловой лексики

  37. Источник:



  38. Толковый словарь Даля

  39. Источник: