«Мемуары»

Мемуары в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Мемуары»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Литературная энциклопедия
  20. Энциклопедический словарь
  21. Советская историческая энциклопедия
  22. Тезаурус русской деловой лексики
  23. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (франц. Mémoires), записки современников — повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от очевидцев. От хроник современных событий М. отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора, со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежа лицам, игравшим видную роль в истории, иногда обнимая значительный период времени, например — всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, М. являются историческим материалом первостепенной важности. Многое, не нашедшее себе места в официальных актах, может быть замечено и передано потомству в записках современника и очевидца. Нередко мелкая черта проливает много света на цели и побуждения главных двигателей великих событий: по замечанию К. Н. Бестужева-Рюмина, в одной строке М. разъясняется иногда то, что остается темным в целых фолиантах дипломатических нот и официальных бумаг. Сообщая сведения о воспитании и первых впечатлениях того или другого исторического лица, М. иногда дают ключ к пониманию его характера. М. различных веков, особенно не предназначавшиеся к печати, остаются памятниками разговорного языка данной эпохи (русские М. XVIII в.). М. и воспоминания литературных деятелей указывают пути, какими шло литературное развитие, и особенно ценны для истории литературы той эпохи, когда печать не пользовалась достаточной свободой: в таких М. выступает то, что вовсе не высказывалось в свое время в печати, а только думалось и чувствовалось. Наконец, всякого рода М. представляют живую разностороннюю картину общественного быта, освещают умственный и нравственный склад общества и выясняют отношение общественного мнения к событиям, происходившим в описываемое М. время. С другой стороны, пользование М. представляет и много опасностей: современник пристрастен к тому или другому лицу, принадлежит к той или другой партии; он может быть человеком лживым, иногда даже и без явной и определенной цели. Необходимо поэтому выяснить личность автора М. и степень доверия, которого заслуживают его сообщения. Но и записки самые пристрастные могут служить драгоценнейшим материалом, раскрывая причины пристрастия или искажения истины и этим самым проливая свет на характеры, побуждения, отношения. Так, например, мемуары Лафайета, Дюмурье и Наполеона I, в сравнении с их собственными депешами и письмами, представляют как бы умышленное искажение истины. М. маршала Мармона часто опровергаются приложениями к ним. Известный деятель французской революции, Бертран Барер, в своих М. совершенно отрицает свое участие в процессе Марии-Антуанетты, а осуждение жирондистов называет "страшной несправедливостью", тогда как из официального "Монитора", на который он сам ссылается, видно, что и в том, и в другом процессе Барер произносил обвинительные речи, и что от него исходило даже само предложение о предании суду Марии-Антуанетты. Наконец, существуют М., имеющие характер анекдотов (например, мемуары Катта о Фридрихе II, рассказы Штелина о Петре I) и прямо рассчитывающие на занимательность и даже пикантность. Что касается формы М., то дневник имеет несомненные преимущества перед записками, составленными спустя определенный срок и потому нередко смешивающими события, лица и время.

    Классическая древность знала только двух авторов М.: Ксенофонта и Цезаря. Истинная родина М. — Франция. Первые опыты в этой области относятся здесь к XIII в. Наивные записки Вильгардуэна о латинской империи стоят еще на рубеже между М. и хроникой, тогда как "Histoire de St. Louis" (около 1310 г.) по праву считается образцом исторических М. Труд Фруассара, обнимающий 1322—1400 гг., часто принимает характер М., хотя автор и дал ему форму хроники. Воспоминания Филиппа де Комина об эпохе Людовика XI и Карла VIII принадлежат к числу образцовых произведений по вопросам практической политики и в то же время представляют собой памятник художественный. Весьма важны мемуары XVI века, проливающие больше света на политическую и религиозную борьбу той эпохи, чем официальные акты. Сюда относятся: мемуары Мишеля де Кастельно, Агриппы д'Обинье, Блеза де Монлюка (1521—1572), Гаспара де Со-Таванна (Saulx-Tavannes, 1530—73), Маргариты де Валуа, первой жены Генриха IV, записки которой не выходят из сферы придворной жизни, затем "Memoriae nostrae libri VI" Гильома Парадэна и также по-латыни написанное повествование де Ту. Со стороны протестантов оставили мемуары Лану, Дюплесси-Морне (1572—1623) и Жан Мержи. Заслуживают еще внимания записки Вильруа (1567—1604), герцога де Невер (1574—1610), герцога де Бульон (1560—86) и принца Людовика де Конде (1559—66) Мемуары Брантома отличаются фривольностью, доходящей до цинизма, тогда как в "Economies royales" Сюлли, служащих одним из важнейших источников для истории Генриха IV, отражается благородно-чистый характер их автора. При Людовиках XIII и XIV М. писали герцог де Роган (1610—29), граф де Поншартрен (1610—20), маркиз де Бово, Бассомпьер, Обери, Ришелье, Ларошфуко, кардинал Рец, Сен-Симон, Ноайлль и др. К эпохе регентства и Людовика XV относятся мемуары Дюкло, аббата Монтиона, герцога Шуазеля. Особенно возросло число М. в эпоху революции (мемуары Неккера, Безанваля, Феррьера, Александра Ламета, Лафайета, мадам де Сталь, Кампан, Барбару, Бидьо-Варенна, Дюмурье, мадам Ролан, Мирабо, Мунье, Барера, Камилла Демулена). Даже палачи, например Самсон, писали тогда М. Многие из М. той эпохи, появившиеся с именами знаменитых деятелей, подложны. Такого рода подделки в широких размерах практиковал Сулави (Soulavie), сборники которого вытеснены, поэтому, "Collection des mémoires relatifs à la révolution française" (30 т., П., 1820—30) и некоторыми другими. Еще многочисленнее М., относящиеся к наполеоновской эпохе. Почти все генералы Наполеона и многие др. лица оставили записки; особенно большое значение имеют мемуары Биньона, О'Меары, Констана, Лавалетта, Савари, герцогини д'Абрантес, Мармона, Евгения Богарне, мадам де Ремюза и недавно опубликованные мемуары Талейрана. В новейшее время писали М. Карно, Брольи, Шатобриан, Жорж Санд, Гизо, Мармье, Гонкуры. Богата М. и английская литература, в которой они, впрочем, приобретают значение лишь с эпохи королевы Елизаветы и еще более со времени внутренних войн XVII в. Для царствования Карла I особое значение имеют мемуары Джемса Мельвилля и шотландца Давида Крафорда. Важнейшие из произведений этого рода собраны в издании Гизо: "Collection des mémoires relatifs à la révolution d'Angleterre" (33 т., П., 1823 и сл.). Из М. позднейшего времени наиболее выдаются записки Болингброка и Гораса Вальполя. В Англии, как и во Франции, литература М. приняла в новейшие годы размеры, едва доступные для обозрения. В Германии эпоха реформации вызвала на короткое время расцвет литературы политических М. Карл V оставил на испанском языке записки о своей жизни, но они сохранились лишь во французской обработке португальского перевода. К эпохе реформации относятся еще мемуары Гёца фон Берлихингена, журнал Шмалькальденской войны, веденный Виглиусом ван Цвихемом, записки Себастиана Шертлина фон Буртенбах. Для второй половины XVI века особое значение имеют мемуары Ганса фон Швейнихена. Возрождение литературы М. замечается в эпоху Фридриха II, когда появились написанные по-французски, не всегда достоверные записки маркграфини Вильгельмины Байрейтской, а также М. барона фон Пёллница и самого короля. К XIX в. относятся мемуары Генца, герцога Евгения Вюртембергского, графини фон Фосс, Варнгагена фон Энзе, Меттерниха, Гагерна, Арндта, фон Ланга, Гормайра, Бейста и др. В последние годы большое внимание обратили на себя записки герцога саксен-кобург-готского Эрнста II. Интересен и дневник принцессы Алисы, матери ныне благополучно царствующей императрицы Александры Феодоровны ("Исторический Вестник", 1894 г., №№ 6 и 7). Литературные M. оставили в XVIII столетии Христиан Вольф, И. Я. Мозер, а в XIX в. — Фаллерслебен, Г. Лео, Густав Фрейтаг, Боденштедт, Гамерлинг, граф Шак, А. Шпрингер. Несравненный образец в этом роде дал Гёте в "Wahrheit und Dichtung". В Польше литература М. начинается при Сигизмунде III, записками Ерлича. Лучшим польским мемуаристом XVII в. является блещущий юмором Хриз. В том же веке писали М. макароническим языком, обильно уснащенным латинскими выражениями, Пасек, Е. Отвиновский, Денболенцкий и др. В XVIII в. оставили мемуары Китович, Выбицкий, Немцевич, Карпинский, С. Букар, М. Роговский, Чацкий, Охоцкий и др. Многие из них собрал в своем издании Zupański, "Pamiętniki z. XVIII w." (Познань, 1860 и сл.), а также J. J. Kraszewski, в "Biblijotece pamiętników i podroży po dawnej Polsce" (1870). В XIX в. одно из первых мест в польской литературе М. занял Руфин Пиотровский; затем писали М. еще Дмоховский, Чаплицкий, Л. Потоцкий, М. Чайковский (Садык-паша), Мохнацкий, Одынец, Ад. Чарторыжский.

    В русской литературе ряд записок начинается "Историей князя Великого Московского о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими", знаменитого князя Курбского, имеющей характер скорее памфлета, чем истории, но важной как выражение мнения известной партии. Смутное время вызвало целый ряд повествований современников и очевидцев смуты, но за немногими исключениями произведения эти не могут считаться простодушными записями о виденном и слышанном: во всех почти сказаниях выступает или предвзятая точка зрения, или же влияния, от которых страдает простота и правдивость показаний автора. Не говоря уже о произведениях, появившихся еще до окончания смуты (повесть протопопа Терентия), публицистические черты не чужды и двум крупнейшим повествованиям о смуте — "Временнику" Ивана Тимофеева и "Сказанию об осаде Троицко-Сергиева монастыря" Авраамия Палицына. И в том, и в другом труде преобладает желание обличить пороки московского общества и ими объяснить происхождение смуты; в зависимости от такой задачи является отсутствие хронологической связи, пробелы в фактических показаниях, обилие отвлеченных рассуждений и нравоучений. Позднейшие труды очевидцев смуты, появившиеся при царях Михаиле и Алексее, отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи ("Словеса" князя И. А. Хворостинина, особенно же повесть князя И. М. Катырева-Ростовского, внесенная в хронограф Сергея Кубасова), но и в них изложение часто бывает подчинено или условным риторическим приемам (записки князя Семена Шаховского, относящиеся к 1601—1649 гг.), или одной общей точке зрения (например, официальной — в рукописи, приписываемой патриарху Филарету и изображающей события с 1606 г. после избрания в цари Михаила). В качестве исторического источника имеют поэтому большее значение те немногие произведения, которые отступают от общего литературного шаблона и не идут далее простой бесхитростной передачи событий. Таково, например, житие преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря, которое в 1648—54 гг. написал троицкий келарь Симон Азарьин, а дополнил своими воспоминаниями ключарь московского Успенского собора Иван Наседка (ср. С. Ф. Платонов, "Древнерусские сказания и повести о смутном времени, как источник исторический", СПб., 1888; тексты сказаний напечатаны им же в издаваемой археографической комиссией "Исторической библиотеке", т. 13-й). Характер записок или личных воспоминаний носят на себе сочинения Котошихина, Шушерина (житие Никона), Аввакума (автобиография), Семена Денисова. Начало царствования Петра вызвало целый ряд записок, авторами которых выступают представители различных партий, волновавших в ту эпоху общество: со стороны приверженцев Петра и Наталии Кирилловны — граф Андрей Арт. Матвеев, со стороны приверженцев царевны Софии — знаменитый Сильвестр Медведев, со стороны раскольников — Савва Романов. Того же времени и позднейшего касаются записки Желябужского, Крекшина, Нартова, П. А. Толстого, Б. Куракина. Поход к Азову описан в особом журнале, который приписывается Шеину. Шведская война описана в так называемом "Журнале Петра Великого" (изд. князем Щербатовым, 1770—1772), составленном Макаровым и шесть раз исправленном Петром I. "Диариуш" (дневник) св. Димитрия Ростовского, начатый в 1681 г., оконченный в 1703 г. и неизвестно кем доведенный до 1709 г., важен для истории литературных трудов автора и проливает свет на состояние просвещения среди тогдашнего духовенства. При Петре начаты записки Неплюева, продолженные до смерти автора (1773). Время от 1712 по 1759 г. обнимают гораздо менее важные записки Нащокина. Для изучения малороссийских отношений важны записки Н. Д. Ханенко и Я. А. Марковича. Для истории верховного тайного совета представляют интерес записки Феофана Прокоповича, а для бытовой истории послепетровской эпохи — краткие, но прелестные записки княгини Н. Б. Долгоруковой, равно как и записки Данилова. Записки оставили фельдмаршал Миних и сын его граф Эрнст, князь Я. П. Шаховской. Характеристику Петра III дает в своих записках академик Штелин. Блистательную картину двора Елизаветы и характеристику Петра III, не всегда беспристрастную, дают записки Екатерины II, останавливающиеся на царствовании Елизаветы (изд. в Лондоне, 1858 г., на русском и французском языках); дополнением к ним может служить письмо Екатерины II о событиях 28 июня 1762 г. (напечатано много раз, между прочим, в "La Cour de Russie il y à cent ans", 3 изд., Б., 1860) и рассказы ее о первых годах ее царствования ("Русский Архив", 1865, 1866, 1870 и 1878 гг.). К эпохе Екатерины II (и отчасти к позднейшей) относятся записки А. А. Бибикова, Болотова, Винского, графа А. Р. Воронцова, полковника Мих. Антоновича Гарновского (1754—1814), князя Ф. Н. Голицына, Грибовского, Дашковой, Державина, Добрынина, князя Ю. В. Долгорукова, Порошина, графа А. И. Рибопьера, П. С. Рунича, Рычкова, Толубеева, В. С. Хвостова, Храповицкого. Для изучения событий в Польше 1767—68 гг. любопытен "Журнал генерал-майора Петра Никитича Кречетникова" ("Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских", 1863, кн. III), а для событий в Литве 1792 г. — "Дневные записки генерал-аншефа Михаила Никитича Кречетникова" (ibid., 1863, кн. IV). Характеристику чарующего впечатления личности Екатерины дают анонимные записки современницы Екатерины, изд. графом Фицтумом в "Revue des deux Mondes" (1890, апрель); личность этой современницы (графиня Варвара Николаевна Головина) выяснена Л. Майковым в "Русском Обозрении" (1890, № 6). Для истории умственного развития общества при Екатерине II важны, кроме записок Державина, "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" Фонвизина, записки М. И. Антоновского ("Русский Архив", 1885 г.), записки князя Ив. Мих. Долгорукова, И. В. Лопухина, И. Ф. Тимковского, князя М. М. Щербатова. Ко времени Павла I относятся записки Л. Н. Энгельгардта, Н. А. Саблукова, князя Н. В. Репнина, митрополита Платона, В. В. Пассека. Конец XVIII в. и первую половину XIX столетия обнимают записки И. И. Дмитриева, Д. Б. Мертвого, графа Е. Ф. Комаровского (замечательны по своей правдивости) и А. М. Тургенева. Русские М. XVIII в. представляют собой драгоценнейший источник для нашей внешней и особенно внутренней истории. Это большей частью личные домашние воспоминания, без литературной отделки, но зато простые и правдивые. Записки, оставшиеся от петровского времени, носят обыкновенно отпечаток непривычки излагать свои мысли, непонимания исторического интереса; отрывочные, без всякого общего освещения, они редко выходят из сферы личных приключений. С распространением образования в обществе увеличивается число М., начинается и более сознательное отношение к событиям. М. времен Екатерины II имеют уже выработанную форму и дают черты нравов общества. Таковы, например, записки Болотова, начатые во время Семилетней войны, и затем М. Винского, Гарновского, Добрынина и др. Авторы этих М. чувствуют, что рассказ о виденном и слышанном ими важен и любопытен для потомства, ради исторического значения эпохи. В XIX столетии число М. и воспоминаний всякого рода сильно увеличивается, отчасти в ущерб их содержательности и значению. К царствованию Александра I (и отчасти к позднейшей эпохе) относятся записки А. Д. Бестужева-Рюмина, графини А. Д. Блудовой, В. Б. Броневского, Вигеля, Геце, братьев С. Н. и Ф. Н. Глинки, графа П. X. Граббе ("Русский Архив", 1873 г.; его же, "Записная книжка", относящаяся к 1828—69 гг. в приложениях к "Русскому Архиву", 1888 и 1889 гг.), Д. В. Давыдова, Дибича-Забалканского ("Русская Старина", 1891), Дуровой, Ермолова, М. М. Евреинова ("Русский Архив", 1891), Жиркевича, Ильинского, "Семейная хроника, или Записки Аркадия В. Кочубея 1790—1873" (СПб., 1890; в продажу не поступили), записки Лубяновского, Н. Н. Муравьева-Карского, М. Ф. Орлова, Пржецлавского, Раевского, графа Ростопчина, де Санглена, Свиньина, княжны В. И. Туркестановой, де ла Флиза, А. Г. Хомутовой, архимандрита Фотия, В. Я. и П. В. Чичаговых, князя А. А. Шаховского, Шишкова, Штейнгеля, записки декабристов (см.; к указанным там следует присоединить записки Батенкова, М. А. Бестужева, Завалишина, а также Гебль, последовавшей в Сибирь за И. А. Анненковым), из которых наиболее важны записки М. А. Бестужева, Н. И. Тургенева и И. Д. Якушкина. Для эпохи Николая I существуют воспоминания фон Брадке, сенатора Дена (о Крымской воине, в "Русской Старине", 1890 г.), В. М. Еропкина, Инсарского, К. Н. Лебедева, Л. Ф. Львова ("Русский Архив", 1885), Муравьева-Карского, Н. А. Обнинского, Е. И. Раевской, Е. П. Самсонова, Н. И. Ушакова, А. М. Фадеева, М. К. Чалого. Из многочисленных воспоминаний об эпохе Александра II особое значение имеют записки Н. В. Берга (о польских заговорах), графа Валуева, Н. С. Голицына (об отмене телесных наказаний, в "Русской Старине", 1890), А. Л. Зиссермана (кавказские воспоминания, в "Русском Архиве", 1885), Левшина, графа М. Н. Муравьева, П. Н. Обнинского, Н. К. Пономарева ("Воспоминания посредника первого призыва", в "Русской Старине", 1891 г., № 2), Н. П. Семенова, Я. А. Соловьева, графа Д. Н. Толстого-Знаменского. Весьма многочисленны литературные воспоминания и мемуары XIX в. Таковы записки С. Т. Аксакова, П. В. Анненкова, Аскоченского, Бодянского (в "Сборнике общества любителей российской словесности", 1891), Н. П. Брусилова (в "Историческом Вестнике", 1893 г., № 4), Буслаева, князя П. А. Вяземского, А. Д. Галахова (в "Историческом Вестнике", 1891 г., № 6 и 1892 г., №№ 1 и 2), Герцена, Панаева, Головачевой-Панаевой, Греча, И. И. Дмитриева, В. Р. Зотова ("Исторический Вестник", 1890), М. Ф. Каменской, Колюпанова, Макарова, Михайловского-Данилевского, Никитенко, Т. Пассека, Павлищева, Погодина, Подолинского, К. А. Полевого, Полторацкого, Ростиславова, С. М. Соловьева, Старчевского, Н. Г. и Ф. Н. Устряловых, Фета и др. Из художников интересные записки оставили Ф. И. Иордан ("Русская Старина", 1891 г.), Солнцев, граф Ф. П. Толстой. Для истории театра важны записки Жихарева, В. Н. Погожева, воспоминания артистов А. А. Алексеева (М., 1894), Н. И. Иванова, П. А. Каратыгина, Леоновой, Нильского, Щепкина; для истории музыки — "Воспоминания Юр. Арнольда" (М., 1893). Собрание русских M. впервые стал издавать Ф. О. Туманский; затем Сахаров издал "Записки русских людей. Сборник времен Петра Великого" (СПб., 1841). В печати русские М. появляются, главным образом, в "Русской Старине" и "Русском Архиве", также в "Историческом Вестнике". М. И. Пыляев напечатал в "Историческом Вестнике" (1890 г., № 1) список главнейших М. и записок, оставленных русскими писателями и общественными деятелями и до сих пор еще не обнародованных.

    Сказания иностранцев о России (см.) во многом имеют характер М., но обыкновенно основываются и на печатных материалах.

    Ср. Пекарский, "Русские М. XVIII в." ("Современник", 1855 г., т. L—LII); Геннади, указатель М. русских людей ("Чтения в обществе истории и древностей российских", 1861 г., кн. IV); Бестужев-Рюмин, "Русская история" (т. I, СПб., 1872); H. Чечулин, "М., их значение и место в ряду исторических источников" (СПб., 1891 — из "Библиографа"). Обработку содержания М. XVIII в. дают В. Гольцев, "Законодательство и нравы в России XVIII в." (М., 1886); Н. Чечулин, "Русское провинциальное общество во 2-й половине XVIII в." (СПб., 1889); E. Щепкина, "Старинные помещики на службе и дома" (СПб., 1890).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. mémoires, от лат. memoria — память)

    воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и общественно-политическими взглядами времени написания М. Основным источником сведений для М. являются воспоминания авторов о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация, дневники, письма, пресса и т.п. М. зачастую представляют собой литературные произведения и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии (См. Автобиография) и путевые записки (см. Путешествие). Некоторые М. — выдающиеся художественные произведения («Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена). Часто М. используются как средство политической и идеологической борьбы («Мысли и воспоминания» О. Бисмарка; «Воспоминания» С. Ю. Витте и др.), причём реакционные исторические деятели порой прибегают к искажению истины. М. являются и источниками историческими (См. Источники исторические), т.к. в них отражаются события политической и военной истории, культурной жизни, быт и нравы общества и др. Ценность М. для исторической науки определяется их конкретностью, способностью отразить личное отношение автора к событиям, в которых он участвовал. Но субъективность и тенденциозность М. осложняют работу исследователя.

    Близкие к М. сочинения были известны ещё в античности («Анабасис» Ксенофонта, «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря). Средние века дали ряд сочинений (главным образом в форме хроник (См. Хроники), биографий (См. Биография), житий святых (См. Жития святых)), сходных с М. и содержавших записи о виденном автором. Возникновение М. в современном понимании связано с Возрождением, с осознанием исторического значения человеческой личности, индивидуального опыта. В 18—20 вв. сложилась большая, разнообразная по форме и всеобъемлющая по содержанию мемуарная литература. Авторами М. чаще всего являются политические и военные деятели, работники культуры и науки. В России появление М. относится к 17 в. («Житие протопопа Аввакума» и др.), расцвет их как литературного жанра начинается в 18 в. После Великой Октябрьской социалистической революции, в связи с демократизацией культуры и др. областей общественной жизни, в создании М. участвуют различные слои советского народа. Много М. посвящено Октябрьской революции 1917 и Гражданской войне 1918—20, Великой Отечественной войне 1941—1945 и др. важнейшим событиям истории СССР. Написание М. требует от их авторов правдивости, точности, чёткости классовых оценок. В СССР издаются серии М. — «Военные мемуары» (Воениздат), «О жизни и о себе» (Политиздат), «Литературные мемуары» (Издательство художественной литературы).

    Лит.: Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на русском языке, в. 1—5, Новгород, 1911—12; История советского общества в воспоминаниях современников, т, 1—2 (в. 1—2), М., 1958—67; Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961; Черноморский М. Н., Работа над мемуарами при изучении истории КПСС, 2 изд., М., 1965; Курносов А. А., Приемы внутренней критики мемуаров, в кн.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969; Голубцов В. С., Мемуары как источник по истории советского общества, М., 1970; Гинзбург Л. Я., О психологической прозе, Л., 1971; Источниковедение, истории СССР, М., 1973.

    А. А. Курносов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. мемуа́ры;
    2. мемуа́ров;
    3. мемуа́рам;
    4. мемуа́ры;
    5. мемуа́рами;
    6. мемуа́рах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    МЕМУА́РЫ, -ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Военные м.

    | прил. мемуарный, -ая, -ое. М. жанр.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    -ов, мн.

    1.

    Записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали.

    2.

    Литературное произведение в форме личных воспоминаний о событиях прошлого.

    Иные пишут свои мемуары потому, что в них много интересного в историческом отношении; другие потому, что им еще раз хочется пережить счастливые молодые годы. Гаршин, Надежда Николаевна.

    [франц. mémoires]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (писать, читать) — воспоминания

    Ср. Это я недавно в мемуарах одного поэта прочел.

    Боборыкин. Труп. 2.

    Ср. Mémoire (memoria) — память, записки памятная запись.

    Ср. Memini, вспоминаю.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    МЕМУА́РЫ, мемуаров, ед. нет, муж. (франц. mémoires).

    1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор (лит.).

    2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    мн.

    Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был.

    II

    мн. устар.

    1.

    Научные труды, записки.

    2.

    Собрание научных статей, издаваемых научным обществом или учреждением.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    МЕМУАРЫ (франц. memoires - воспоминания) - разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Ср. автобиография.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    МЕМУАРЫ (французское memoires - воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    мемуа́ры мн. "воспоминания, записки". Из франц. mémoires – то же, откуда и нов.-в.-н. Меmоirеn (с XVIII в., см. Шульц–Баслер 2, 99).

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    только мн.;
    лит. memoirsмн. memoirs.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч.

    Memoiren n pl, Erinnerungen f pl

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мемуары мн. Memoiren ( - '' m L a: r q n ] n pl, Erinnerungen f pl

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн.

    mémoires m pl

    писать мемуары — écrire des mémoires

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн.

    memorias f pl

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    мн.

    memorie f pl, ricordi m pl, memoriale m

    военные мемуары — ricordi / memorie di guerra

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Литературная энциклопедия

    мемуа́ры

    (от франц. mémoires – воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определённой эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию.

    Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 – ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102—44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132–36) П. Абеляра, «Новая жизнь» (1292) Данте, «Поэзия и правда из моей жизни» (1811—33) И. В. Гёте, «Исповедь» (1766—69) Ж. Ж. Руссо, «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе – «Былое и думы» (1855—68) А. И. Герцена, «Запечатлённый труд» (1921—22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961—65) И. Г. Эренбурга, трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова, «Бодался телёнок с дубом» (1990) А. И. Солженицына. Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространённый приём художественной характеристики – портрет. Мемуары – незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933–1936, А. С. Макаренко), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20–21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. – один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967—80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954—73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединённые либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине, воспоминания участников литературного течения имажинизм).

  37. Источник: Литературная энциклопедия



  38. Энциклопедический словарь

    МЕМУА́РЫ -ов; мн. [франц. mémoires - воспоминания]. Записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали; литературное произведение в форме личных воспоминаний о событиях прошлого.

    Мемуа́рный, -ая, -ое. М-ые записи. М-ые заметки. М-ая литература.

    * * *

    мемуа́ры

    (франц. mémoires — воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Ср. Автобиография.

    * * *

    МЕМУАРЫ

    МЕМУА́РЫ (франц. memoires — воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был..

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Советская историческая энциклопедия

    исторические (франц. mémoires, от лат. memoria - память) - воспоминания автора об историч. событиях, участником или очевидцем к-рых он был, один из видов источников исторических. Четких граней, отделяющих М. от др. видов источников личного происхождения, нет (иногда в круг М. включают наряду с воспоминаниями также дневники, автобиографии и т. п.).

    Отд. произведения типа М. создавались уже в античности. Таковы, в частности, "Анабасис" Ксенофонта (рус. пер., М.-Л., 1951) - о походе 10 тыс. греков в Месопотамию в 401 до н. э. и "Записки о Галльской войне" Юлия Цезаря (рус. пер., М.-Л., 1948).

    В средние века М. писали гл. обр. представители феод. класса, придворные. Таковы, напр., "Завоевание Константинополя" Ж. де Виллардуэна (G. Villehardouin, L'histoire de la conquête de Constantinople, P., 1584) - эпически спокойный рассказ о 4-м крестовом походе одного из его вождей; "История Людовика Святого" Ж. Жуанвиля (J. Joinville, L'histoire et chronique du très-chréstien roy Saint Louis, P., 1547) - красочная картина быта и нравов эпохи Людовика IX; "Хроники" Ж. Фруассара (J. Froissart, Chroniques, P., 1869-99), отразившие события 14 в. - 100-летнюю войну, Жакерию, восстание У. Тайлера; "Хроника и история" Ф. де Комина (Ph. de Commines, Chronique et istoire... durant le règne du roi Louis XI, P., 1524), проникнутая идеями возвеличения власти Людовика XI (2-я пол. 15 в.). Несколько особняком стоят М. Пьера Абеляра ("История моих бедствий", рус. пер., 1959), где показано преследование свободомыслия католич. церковью 12 в.

    Но уже с эпохи Возрождения в М. вторгаются новые темы, растет интерес к окружающему миру, к человеч. личности, среди мемуаристов появляется все больше горожан, купцов, в т. ч. путешественников (см. в ст. "Путешествия"). В М. видного деятеля гугенотов Т. А. д'Обинье "Трагические поэмы. Мемуары" (Р., 1616; в рус. пер., М., 1949) оживает эпоха религиозных войн; Б. Челлини в своей автобиографии "Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини..." (Naples, 1728; рус. пер., М., 1931) ярко рисует нравы Италии 16 в. К 16 в. относятся также такие образцы русских М., как "История о великом князе Московском" (СПБ, 1913) князя А. М. Курбского, где воссоздаются события времени Ивана Грозного, "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (СПБ, 1861), колоритного идеолога старообрядчества. Примерами М. стран Востока 15-16 вв. могут служить мемуары З. М. Васифи, придворного Тимуридов (Хорасан) Бадаи ал-вакаи (т. 1-2, М., 1961), выражающие идеи гор. оппозиции феод. власти, М. правителя Великих Моголов Бабура (рус. пер. "Бабур-намэ", Ташкент, 1948).

    17-18 вв. - период расцвета мемуаристики, особенно во Франции. К этому времени относятся такие шедевры франц. литературы, как М. герцога Ж. Ф. де Рец (J. Fr. Retz, Mémoires, P., 1717) и М. герцога Л. Сен-Симона (v. 1-21, P., 1829-30; рус. пер. избр. частей, т. 1-2, М.-Л., 1934-36). Крупные социальные потрясения вызывают поток М., в к-рых представители осн. борющихся группировок дают оценку событий со своих классовых позиций: М. сподвижника О. Кромвеля Т. Ферфакса (Th. Fairfax, Memoirs of the reign of Charles the First, v. 1-2, L., 1848), Т. Джефферсона (Th. Jefferson, Memoirs, correspondence and private papers, v. 1-4, L., 1829), видной жирондистки мадам М. Ж. Ролан (M. J. Roland, Mémoires, v. 1-2, P., 1820), военного организатора франц. бурж. революции 18 в. Л. Карно (L. Carnot, Mémoires, v. 1-2, P., 1861-64), "Мемуары" дипломата князя Талейрана (v. 1-5, Р., 1891-92; рус. пер., М.-Л., 1934) и мн. др. Почти все сподвижники Наполеона I оставили о нем апологетич. воспоминания. Среди М. 18 в., написанных в России, выделяются "Записки Екатерины II" (СПБ, 1906), а также "Жизнь и приключения Андрея Болотова..." (т. 1-4, СПБ, 1871-73), где есть яркие картины быта дворянства, событий Семилетней войны и восстания Е. Пугачева.

    В 19 - начале 20 вв. в связи с быстрыми социально-экономич. изменениями, ростом образования демократизируется состав мемуаристов, личные моменты в воспоминаниях все чаще отходят на второй план или тесно переплетаются с моментами общественными. М. все более приобретают политический характер. Появляется много М. революционеров, напр. "Мои мемуары" Дж. Гарибальди (Р., 1860; рус. пер., М., 1931), лидера германской социал-демократии А. Бебеля "Из моей жизни" (Bd 1-3, В., 1910-14; рус. пер., М., 1963).

    Среди русских М. 19 в. выделяется большая группа М. декабристов. В числе их "Россия и русские" Н. И. Тургенева (т. 1-2, СПБ, 1907-08), "Записки" князя С. П. Трубецкого (СПБ, 1906). Особое место занимают исключит. ценные широкой тематикой и богатством содержания "Былое и думы" А. И. Герцена (т. 1-4, Лондон, 1861-67). С середины века появляются М. торг. буржуазии, разночинцев, позже - рабочих и крестьян. Ценные сведения об организации и деятельности народников содержатся в М. народовольцев В. Н. Фигнер ("Запечатленный труд", т. 1-2, М., 1921-22) и О. В. Аптекмана ("Из истории революционного народничества "Земля и воля" 70-х гг.", Ростов н/Д., 1907). К числу первых М. рабочих относятся "Воспоминания" руководителя Морозовской стачки П. А. Моисеенко (М., 1924) и мемуары В. Герасимова (впервые опубл. в журн. "Былое", 1906, No 6).

    Принципиально изменились состав мемуаристов и тематика М. в России после Октября. Авторами воспоминаний выступают в первую очередь деятели революционного движения, воссоздающие ход героической борьбы против царизма и буржуазного строя. Особенно много М. о Вел. Окт. социалистич. революции (воспоминания В. Антонова-Овсеенко "В семнадцатом году", М., 1933; книга амер. коммуниста Дж. Рида "Десять дней, которые потрясли мир" (N. Y., 1919; рус. пер., М., 1923); в М. ее участников ярко запечатлена гражданская война ("Гражданская война 1918-1921", т. 1-3, М., 1928-30, и мн. др.). С 1924 стало публиковаться много воспоминаний о В. И. Ленине. В обстановке культа личности Сталина их издание почти прекратилось. После 1956 наступил новый подъем сов. мемуаристики, в к-рой видное место занимают воспоминания о Ленине (сб. "Воспоминания о В. И. Ленине", ч. 1-3, М., 1956-60, и др.), о Вел. Отечественной войне (к концу 1965 в СССР только в серии "Военные мемуары" опубликовано более 100 книг на эту тему).

    Резко изменились состав мемуаристов и тематика их книг и в др. странах с победой там социалистич. революций. В зарубежных социалистич. странах М. посвящены в значительной мере революц. борьбе в новейшее время, антифаш. движению, социалистич. преобразованиям и т. п. Таковы М. болг. партизан ("Ботевци", София, 1959), М. гос. деятеля Венгрии И. Доби "Воспоминания и история" (Dobi I., Vallomás es történelem, köt. 1-2, Bdpst, 1962), коллективные М. о становлении ГДР "Мы - сила" ("Wir sind die Kraft", В., 1959) и др.

    С ростом национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Лат. Америки появляются М. руководителей этого движения, многие из к-рых стали затем политич. деятелями освободившихся от империалистич. гнета стран: М. К. Ганди, Моя жизнь (v. 1-2, Ahmadabad, 1927-29; рус. пер., М., 1959), Дж. Неру, Автобиография (L., 1930; рус. пер., М., 1955); К. Нкрума, Автобиография (L., 1957; рус. пер., М., 1961) и др.

    М. многих бурж. гос., политич. и пр. деятелей 20 в. отличает, среди многих др. классовых черт, антисоветская направленность, например мемуары У. Черчилля "Мировой кризис" (v. 1-6, Р., 1923-31; рус. пер., М.-Л., 1932), Р. Пуанкаре "На службе Франции... Воспоминания 1914-1918" (v. 1-10, Р., 1926-33; рус. пер., т. 1-2, М., 1936), Г. Гувера (Н. Hoover, Memoirs, v. 1-3, N. Y., 1952).

    Вместе с тем появляется все больше М. ветеранов рабочего и освободит. движения капиталистич. стран (Т. Манн, Воспоминания, пер. с англ., М.-Л., 1924; М. Торез, Сын народа, пер. с франц., М., 1950; С. Катаяма, Воспоминания, пер. с япон., М., 1964; М. чилийского коммуниста Э. Лаферте, Жизнь коммуниста, пер. с исп., М., 1961, и мн. др.).

    М. являются документом эпохи их создания. Часто они используются как средство политич. и идейной борьбы, а нередко пишутся в чисто практических и даже своекорыстных целях автора. Иногда одна из главных целей написания М. - сведйние счетов со своими политич. противниками. Таковы, напр., в известной мере М. царского министра С. Ю. Витте ("Воспоминания", т. 1-3, М.-П., 1923-24). Иные авторы М. преувеличивают свою роль в событиях или представляют свои поступки в выгодном для себя свете. Так, тур. гос. деятель Джемаль-паша в своих "Записках" (рус. пер., Тифлис, 1923) стремится снять с себя ответственность за политику младотурок в 1914-18. Многие М. политич. деятелей носят ярковыраженный характер самовосхваления или апологетики (напр., М. Наполеона). В ряде случаев мемуаристы сознательно умалчивают важные факты. Напр., Талейран, писавший свои М. в период реставрации Бурбонов, умолчал о своем участии в деятельности Учредит. собрания революц. Франции конца 18 в.

    При всем разнообразии конкретных задач и целей мемуаристов их произведения объединяет то, что, в отличие от других источников личного происхождения, они пишутся, как правило, после того, как мемуаристы оказываются вне среды, к-рая связана с отображавшимися в М. событиями. Наблюдения и впечатления очевидцев в М. нередко корректируются под влиянием новых интересов автора и др. обстоятельств. Характерными чертами М. являются: субъективность, обусловленная социальными или политическими позициями авторов, а также ограниченностью их индивидуального опыта, ретроспективный характер изложения фактов. Специфическим первоисточником М. является память (впрочем, наряду с нею мемуаристы часто используют разнообразную документацию, дневники, письма, прессу и т. п.).

    М., как и любые другие источники, используются историками лишь после тщательной источниковедческой критики. Цель последней состоит в выяснении степени достоверности и полноты содержания М. с учетом всех вариантов их текста и данных сопоставления исследуемых М. с М. других авторов на аналогичные или смежные темы. Первостепенную роль играет при этом анализ авторства, в частности социального положения и биографич. данных мемуаристов, их мировоззрения, степени участия в освещаемых событиях, конкретных целей при написании М.

    При всех своих особенностях и нек-рой неопределенности границ жанра, М. являются чрезвычайно ценным историч. источником. Отражая прошлое в его конкретности, М. содержат большой материал для изучения психологии и быта общества в целом, а также отдельных обществ. групп. Благодаря М. может быть воссоздан историч. фон, на к-ром развертывались события, атмосфера и колорит той или иной эпохи, выяснена логика поведения людей. Иногда в М. можно встретить целиком или в отрывках неопубликованные или неизвестные документы, письма и т. п. В ряде случаев М. - единственный или главный источник наших знаний об отдельных отрезках истории, о событиях прошлого или отдельных их аспектах. Немалую ценность имеют приводимые в М. литературные портреты лиц, игравших выдающуюся роль в истории.

    В значит. степени благодаря М. учеников и соратников Маркса, Энгельса, Ленина сохранены для истории живые образы основоположников марксизма-ленинизма.

    Библиографии и коллекции М.: Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Аннотированный указатель книг и журнальных статей 1954-1961, М., 1963 (сост. Ф. Н. Кудрявцев); Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на рус. яз., в. 1-5, Новгород, 1911-12; История советского общества в воспоминаниях современников, 1917-1957. Аннотированный указатель мемуарной лит-ры, ч. 1, М., 1958; то же, ч. 2, в. 1, Журнальные публикации 1917-1927 гг., М., 1961; Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок 18-19 вв., М., 1951; Collection des mémoires relatifs а la Révolution d'Angleterre, publ... par F. P. G. Guizot, t. 1-25, P., 1823-25; Collection des mémoires rèlatifs а la Révolution française... publ. par S. A. Berville et J. F. Barrière, v. 1-68, P., 1820-28; Bibliothèque des mémoires relatifs а l'histoire de France pendant le XVIII siècle, éd. Barrière F. et A. de Lescure, v. 1-28, P., 1846-66; то же, Nouvelle série avec introductions, notices et notes par M. de Lescure, v. 29-37, P., 1875-81; Collection des mémoires relatifs а l'histoire de France... jusqu'au XIII siècle, publ... par F. Guizot, v. 1-30, P., 1823-35; Nouvelle collection des mémoires sur l'histoire de France... jusqu'а la fin du XVIII siècle..., éd. J.-F. Michaud et J. J. F. Poujoulat, pt. 1-34, P., 1836-39; Westphal M., Die besten deutschen Memoiren aus 7 Jahrhunderten, Lpz., 1923.

    Лит.: Кардин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961 (научно-попул. кн.); Черноморский М. Н., Мемуары как исторический источник, М., 1959 (советский период истории СССР); Деревнина Л. И., О термине "мемуары" и классификации мемуарных источников (историография вопроса). - "Вопр. архивоведения", 1963, No 4; Caboche Ch., Les mémoires et l'histoire en France, t. 1-2, P., 1863;Wolf G., Einführung in das Studium der neueren Geschichte, В., 1910, S. 324 404.

    И. Я. Биск. Тамбов.

  41. Источник: Советская историческая энциклопедия



  42. Тезаурус русской деловой лексики

  43. Источник:



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник: